Проведен анализ состояния горного туризма в России.
Рассмотренны проблемы и перспективы развития горного туризма
Введение 3
1 Теоретические аспекты горного туризма 5
1.1 Сущность и функции туризма и туристической деятельности 5
1.2 Виды и особенности горного туризма 8
2 Современное состояние и перспективы развития горного туризма в России 13
2.1 Тенденции и особенности развития горного туризма в России 13
2.2 Проблемы и перспективы развития горного туризма в России 17
Заключение 22
Список используемых источников 24
Активные виды отдыха набирают все большую популярность среди обычных туристов. Отдых лежа под шезлонгом медленно уступает активному. Ведь куда интереснее узнавать что–то новое, чем просто валяться под солнцем на пляже.
На сегодняшний момент актуальность приобретает такой вид экстремального времяпрепровождения как горный туризм. Ежедневно толпы туристов из различных стран стремятся взойти на горные вершины и покорить недосягаемую высоту.
Горный туризм – это путешествие в горах, которое связано с прохождением определенного маршрута по участкам горного рельефа. Точкой отсчета его истории следует считать покорение горы Монблан французским врачом Мишелем–Габриэлем Паккардом и его проводником Жаком Бальма. Восхождение к вершине Альпийских гор состоялось 8 августа 1786 года. Так как классификации пешеходного туризма еще не было, то и горный туризм и альпинизм были вещами неразделимыми и этот день принято считать датой возникновение альпинизма и как следствие, горного туризма.
В России горный туризм стал развиваться в период империи. В это время любителями начали создаваться горные клубы, которые занимались популяризацией горных путешествий и занимались экспедициями. Крупнейшим таким обществом был клуб при Кавказском отделении Русского Географического общества, который был основан в 1872 году. Специалисты клуба занимались научным изучением гор (геология), исследовали природу края и занимались разработкой горных маршрутов.
Уже в начале 20 века горный туризм стал набирать все большую популярность, а его расцвет пришелся на советский период. С 50–х годов 20 века в России, в период, когда началась активная пропаганда здорового образа жизни среди граждан советского союза, горным туризмом начали увлекаться рабочие, молодежь, студенты, а также школьники, которые организовывали свои небольшие экспедиции.
Этот вид активного отдыха привлекает не только возможностью проверить свои силы и испытать себя, но и возможностью увидеть мир с другого ракурса, насладиться величественной красотой природы, полюбоваться цветущей зеленью лугов на горных склонах и сверкающими под солнцем ледниками. В любом случае, независимо от цели восхождения, горный туризм приобретает все новых и новых поклонников и остается популярным в любое время года, независимо от погодных условий.
В связи с выявленной актуальностью, целью курсовой работы является исследование состояния и выявление направлений совершенствования горного туризма.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
выявить сущность и функции туризма и туристической деятельности;
изучить виды и особенности горного туризма;
рассмотреть тенденции и особенности развития горного туризма в России;
обозначить проблемы и перспективы развития горного туризма в России.
Объект исследования – туристическая отрасль в России. Предмет – особенности и тенденции развития горного туризма.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания, коэффициентный, графический и дургие.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как С. А. Быстров, Л. М. Демьянова, Н.С. Махова, Н. Г. Можаева, Д. С. Ушаков.
Курсовая работа состоит из введения, двух взаимосвязанных разделах, заключения и списка использованных источников.
Туристская индустрия (или отрасль) представляет собой взаимоувязанную систему предприятий, предоставляющих туристам все необходимые и достаточные туристские услуги, работы и товары. Одним из видов спортивного туризма является горный туризм представляет собой перемещение группы людей при помощи мускульной силы по установленному маршруту, протянутому в горном месте в условиях гор.
Цель горного туризма – преодоление командой с помощью мускульной силы определенной дистанции, проложенной в горной местности, характеризующейся протяженностью и сложностью.
Основными видами горного туризма являются: альпинизм и скалолазание, рафтинг, треккинг в горах, горнолыжный туризм, сноубординг, маунтинбайкинг, парапланеризм, а также фрирайд.
Горный туризм ведёт свою историю с 1932 года. В советское время велась активная пропагандистская работа по развитию спортивного туризма в стране, в том числе и горного. В этом виде спорта находят свои плюсы и любители продолжительных пеших переходов по долинам и лесу, и любители горных восхождений на вершины.
Особую нишу на рынке туристских услуг занимают продукты горнолыжного туризма.
На территории России, от Кавказа до Камчатки, находится около 300 горнолыжных курортов и комплексов. К основным точкам притяжения относятся регион Красной Поляны, Камчатка и Байкал. К их преимуществам можно отнести длительный сезон, безопасные спуски, комфортный климат и отличный снежный покров.
Необходимо отметить, что у российских горнолыжных курортов есть ряд проблем:
дороговизна авиаперелётов;
неразвитость малой авиации;
дефицит инфраструктуры;
несовершенная законодательная база;
низкая информированность населения.
Эти аспекты приводят к тому, что туристы отдают предпочтение зарубежным горнолыжным комплексам. Поэтому требуется создать и модернизировать наши горнолыжные курорты так, чтобы они были привлекательными не только для россиян, но и для зарубежных посетителей.
Национальный туристический союз видит своей целью развитие горнолыжного туризма как одного из перспективных направлений туристской деятельности, которое должно стать катализатором позитивных процессов отрасли в регионах, имеющих ландшафтно–климатические условия и способных развить и создать эффективные и перспективные горнолыжные комплексы, в которые будет выгодно инвестировать как российскому бизнесу, так и международным финансовым институтам.
Для стимулирования развития горного туризма необходима популяризация горного туризма, привлечение инвестиций, совершенствование законодательной базы, развитие сервиса и инфраструктуры.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132–ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.10.2020).
Учебники, монографии, брошюры
2. Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деят.в сфере туризма: Уч.пос./А.Ю.Баранова–НИЦ ИНФРА–М,2016–180с(ВО: Бакалавр. / А.Ю. Баранова. – Москва: Наука, 2018. – 539 c.
3. Быстров, С. А. Туризм. Макроэкономика и микроэкономика / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. – М.: Герда, 2017. – 464 c.
4. Гуляев, В. Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. – М.: Советский спорт, 2018. – 280 c.
5. Джанджугазова, Е. А. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий / Е. А. Джанджугазова. - М.: Русайнс, 2016. – 146 с.
6. Можаева, Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма. Учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – М.: Форум, Инфра–М, 2020. – 336 c.
7. Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ: Сборник статей / Под ред. М. Ю. Шерешевой. – М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. – 116 с.
8. Ушаков, Д. С. Стратегическое планирование в туризме / Д.С. Ушаков. – М.: Феникс, 2017. – 288 c.
9. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма. Учебное пособие (Изд.:4) / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КноРус, 2016. – 208 c.
Периодические издания
10. Демьянова, Л. М. Особенности российского горнолыжного туризма / Л. М. Демьянова, А. А. Зленко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 10 (248). – С. 100–101.
Электронные ресурсы
11. Концепцию развития горнолыжного туризма обсудили на «Архызе» [электронный ресурс] / Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/64686/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.10.2020).
12. Махова, Н.С. Горный туризм в России / Н.С. Махова // Наука–2020. – 2017. – №1 (12). [электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gornyy–turizm–v–rossii, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.10.2020).
13. Развитие горнолыжного туризма в России [электронный ресурс] / Режим доступа: https://rusunion.com/razvitie–gornolyzhnogo–turizma–v–rossii/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.10.2020).
14. Развитие туризма в России: основные виды туризма [электронный ресурс] / Режим доступа: https://leveton.su/razvitie–turizma–v–rossii/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.10.2020).
15. «Россия: Туризм–2020»: новые направления для отдыха внутри страны [электронный ресурс] / Режим доступа: https://expert.ru/2020/07/20/rossiya–turizm–2020_–novyie–napravleniya–dlya–otdyiha–vnutri–stranyi/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.10.2020).