Введение
1.1 Стратегия управления персоналом 12
1.2 Методы оценки персонала на предприятии 15
1.3 Мотивация персонала предприятия 24
1.4 Пути совершенствования управления персоналом 38
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО «СВЯЗНОЙ ЛОГИСТИКА» 43
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «СВЯЗНОЙ ЛОГИСТИКА» 55
3.1 Эффективность использования персонала 55
3.2 Анализ мотивационного процесса на предприятии 64
3.3 Анализ системы обучения персонала 66
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «СВЯЗНОЙ ЛОГИСТИКА» 76
4.1 План мероприятий по повышению эффективности управления
персоналом 76
4.2 Экономический эффект от внедренных мероприятий 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросы эффективного управления персоналом -занимали человечество, по существу, с ранних периодов его существования. От простейших форм использования персонала, мотивация прошла в своем развитии сложный и многообразный путь поисков и открытий, позволяющих практически усилить позиции человека в управлении современной производственно-хозяйственной деятельностью. Эти поиски непрерывно продолжаются, исходя, во-первых, из актуальных потребностей развития общественного производства, требующих доминирующей роли человека, и, во-вторых, с учетом чрезвычайной сложности познания и объяснения поведения человека во всем многообразии его взаимодействия с окружающей средой.
В настоящее время общепризнана возрастающая роль мотивации в управлении социально-экономическими процессами и организациями. Она является, с одной стороны, одной из ведущих и специфичных функций управления, с другой - органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.
Главным решающим фактором эффективной деятельности персонала является их мотивация. Актуальность проблем эффективности использования персонала признается сегодня и наукой, и практикой.
Стимулирование труда - это метод воздействия на трудовое поведение работника. Стимулирование труда основывается, главным образом, на материальных средствах вознаграждения, поощрениях и санкциях, в роли которых выступает заработная плата.
Если на предприятии должным образом не построена система стимулирования труда, то это приводит к таким проблемам на предприятии как: текучесть кадров, неудовлетворенность условиями труда и т.д.
Мотивация трудовой деятельности является ключевым инструментом в управлении предпринимательскими структурами. Как правило, предпринимательство рассматривается как стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессе производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг, то менеджеры, естественным образом, будут полноправными участниками данного процесса. В их обязанности входит диагностирование коллективов, которые участвуют в разработке конкретной темы, отбор кандидатур и формирование таких коллективов, которые способны осуществить стратегические цели организации. Таким образом, их трудовая и интеллектуальная деятельность сводится к нахождению новых источников повышения эффективности труда и, соответственно, к решению проблемы применения их на практике. Мотивация и стимулирование персонала является мощным инструментом, способным создать в предпринимательских структурах определенную организационную культуру.
В отечественной специальной литературе по управлению персоналом стимулирующие аспекты трудовой деятельности, как правило, излагаются весьма обособленно. Поэтому в данной выпускной квалификационной работе управление мотивацией рассматривается всесторонне, комплексно, то есть с позиции системного подхода.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование эффективности управления персоналом на предприятии.
Задачи работы:
- исследовать теоретические основы управления персоналом организации;
- дать характеристику предприятия АО «Связной Логистика»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления персоналом АО «Связной Логистика».
Объектом исследования является система управления персоналом.
Предмет исследования - система управления персоналом АО «Связной Логистика».
Исследование базируется на всестороннем изучении трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов, социологов, психологов в области исследования мотивации труда различных социально-демографических групп.
Необходимая глубина анализа и достоверность выводов обеспечена применением таких методов и приемов научного исследования, как: системного и сравнительного анализа, экспертных оценок, моделирования, корреляционного и регрессионного анализа.
По структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализируя динамику численности персонала, можно сказать, что наблюдается рост по всем категориям персонала. С 2013 по 2015 гг. 66 % всего принятого персонала составили рабочие.
Количество специалистов и управленцев увеличилось на 9 % и 5, 2 % соответственно. Это вызвано усложнением управленческих задач и дополнительной нагрузкой, вызванной увеличением объема оказания услуг. Что касается вспомогательного персонала, то его рост по сравнению с 2013 г. в 2015 г. составил 5, 2 %. Это объясняется тем, что расширение дилерской сети и увеличение численности персонала в целом требует большего числа обслуживающего персонала.
Сравнив данные по работникам, привлеченных через аутсорсинг, можно сказать, что численность персонала возросла по сравнению с 2013 г. на 12,1%. Целесообразность этого метода заключается в снижении затрат на персонал. В условиях всемирного финансового кризиса такая динамика численности не является отрицательным фактором производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия.
Управление персоналом на АО «Связной Логистика» строится исходя из принципов: поощрение высокой производительности в доброжелательной атмосфере; уважение прав человека; ответственность за обучение и повышение квалификации персонала; поощрение инициативы и принятие на себя ответственности в сложных ситуациях; повышение ответственности руководителей за повышение трудового потенциала подчинённых;
Планирование кадров как важнейшая составная часть управления персоналом предусматривает решение следующих задач: определение целей и задач на предстоящий период в области управления персоналом исходя из целей АО «Связной Логистика», условий выпуска и сбыта продукции; планирование качественного и количественного состава работников; планирование привлечения персонала и сокращение излишнего без нанесения социального ущерба; планирование использования персонала в соответствии с его способностями.
Стимулирование труда обеспечивается посредством систематического увеличения размеров оплаты труда по мере роста производительности. Для определения размеров оплаты труда в АО «Связной Логистика» используется тарифная и бестарифная системы. Сравнив данные по работникам, привлеченных через аутсорсинг, можно сказать, что численность персонала возросла по сравнению с 2013 г. на 12,1%. Целесообразность этого метода заключается в снижении затрат на персонал. В условиях всемирного финансового кризиса такая динамика численности не является отрицательным фактором производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия.
Одним из основных и традиционных показателей, используемых при оценке системы управления персоналом, является текучесть кадров. Высокий уровень текучести кадров является индикатором неблагополучия.
В АО «Связной Логистика» для всех сотрудников, покидающих компанию по собственному желанию проводится выходное интервью, где выясняются истинные причины ухода с предприятия, возможности изменения графика работы, перевода на другое место, повышения квалификации. При сокращении каких-либо штатных единиц непременно высвобождающимся работникам предлагаются по желанию другие имеющиеся вакансии.
Таким образом, можно отметить, что в АО «Связной Логистика» хорошо налажена работа с персоналом. Кадровой работой вынуждены заниматься органы управления обществом на всех уровнях - ее внешнее руководство, руководители подразделений, кадровые службы. Кадровый менеджмент становится основой для все более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия - одного из важнейших источников процветания любой фирмы.
В качестве первоочередного направления совершенствования управления персоналом мы считаем необходимым, внедрить на предприятии систему обучения, а так же систему наставничества.
Для этого потребуется создание отдела по управлению персоналом.
Применение данных мероприятий позволит получить следующий эффект: снижение текучести кадров, повышение заинтересованности в конечных результатах; обеспечить развитие персонала; снижение конфликтов и психологической напряженности коллектива. Таким образом, предложенные рекомендации эффективны.
1 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // Справочная система «Консультант Плюс»
2 Азрилиян А.Н. , Азрилиян О.М. , Калашникова Е.В. и др. Большой экономический словарь/А.Н.Азрилиян.- М: Институт новой экономики, 2015.-820 с.
3 Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №1. - С 24-27.
4 Бовыкин В. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне внешних стандартов. - М.: Экономика, 2014. - 315 с.
5 Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №6. - С. 11-16.
6 Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2014. - №4. - С. 22-26.
7 Верхоглазенко В., Звезденков А. Мост между интересами // Маркетолог. - 2014. - №1. - С. 7-12.
8 Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятиях различных форм собственности. - Самара: Самарский Дом печати, 2015. - 344 с.
9 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2015. - 226 с.
10 Доронина И.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - СПб.: Экономика, 2015. - 328с.
11 Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // HR-Portal. - 2014. - №2. - С. 10-13.
12 Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 249 с.
13 Захаров Н.И. Мотивация и управление. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 214 с.
14 Иванычева Т.А. Процесс формирования организационной культуры предприятия // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 - С. 102-105.
15 Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. - 224 с.
16 Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №4. - С. 17-20.
17 Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. - 2014. - №10. - С. 14-16.
18 Линчевский Э.Э. Мотивация - основа деятельности. - М.: Инфра-М, 2015. - 97 с.
19 Лукасевич И., Израйлит А. Основные подходы к разработке систем мотивации менеджеров // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №6. - С. 29-33.
20 Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2015. - 117 с.
21 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - М.: Инфра-М, 2014. - 218 с.
22 Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015. - 81 с.
23 Михальский А. Люди уходят. // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №12. - С. 14-19.
24 Мотивационное поведение в теории и практике предпринимательства / Материалы Первой международной конференции / Под ред. д.э.н. проф. Светунькова С.Г. - Калининград: БГАРФ, 2015. - 314 с.
25 Наминач А. Ищите нематериальные стимулы // Капитал. - 2014. - №14. - С. 17
26 Немерюк Е.Е. Рынок труда и социально-трудовая мобильность: Учебно-методическое пособие. - Саратов: ГСУ, 2015. - 156 с.
27 Нигматянов, Д. Как повысить лояльность сотрудников в эпоху перемен/Д.Нигматянов//Генеральный директор. - 2014. - №3. - С.88-90.
28 Носова, М. Мотивация в кризис: новая и очень нужная/М.Носова//Управление персоналом. - 2014. - №12. - С.32-40.
29 Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 22.
30 Расторгуев В. Зарплата есть. Чего не хватает? // Эпиграф. - 2014. - №12. - С. 36-39.
31 Скавитин А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров // http://www.aup.ru /articles/personal/2.htm
32 Тонышева Л.Л. Мотивационный механизм управления организацией: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмТНГУ, 2013. - 122 с.
33 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2015. - 312 с.
34 Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Издательство ЭКМОС, 2014. - 256 с.
35 Хамокова М.М. Мотивационная составляющая в формировании системы управления персоналом предприятий. - Нальчик: Кабардино¬Балканский университет, 2015. - 16 с.
36 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №8. - С. 25-27.
37 Хромовских Н.Т. Мотивация труда и межличностных отношений: Монография. - Владивосток: ДВГАЭУ, 2015. - 112 с.
38 Цветков Д.А. Трансформация текучести персонала в условиях транзитивной экономики Российской Федерации: Препринт. - СПб.: СПбГУЭФ, 2014. - 58 с.
39 Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 223 с.
40 Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. - М.: Вершина, 2015. - 224 с.