Формирование экологической культуры личности средствами ландшафтно-рекреационной среды
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты решения проблемы экологической культуры личности
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» 7
1.2. Создание ландшафтно-рекреационных пространств как способ формирования экологической культуры окружающих 15
Выводы по I главе 22
Глава II. Особенности формирования экологически привлекательного пространства участка загородного дома средствами ландшафтного дизайна
2.1. Основные требования, предъявляемые к проектированию
ландшафтно-рекреационных пространств 23
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом ландшафтно-рекреационной среды загородного дома 37
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Литература 48
Приложения 51
Глава I. Теоретические аспекты решения проблемы экологической культуры личности
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» 7
1.2. Создание ландшафтно-рекреационных пространств как способ формирования экологической культуры окружающих 15
Выводы по I главе 22
Глава II. Особенности формирования экологически привлекательного пространства участка загородного дома средствами ландшафтного дизайна
2.1. Основные требования, предъявляемые к проектированию
ландшафтно-рекреационных пространств 23
2.2. Организация и этапы работы над дизайн-проектом ландшафтно-рекреационной среды загородного дома 37
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Литература 48
Приложения 51
Актуальность исследования. Постоянное ухудшение состояния окружающей среды за последние десятилетия, негативные последствия научно-технического прогресса и разрушительная деятельность человека по отношению к природе, а также девальвация его духовно-нравственных норм, этических ценностей вызывают серьезные опасения и сомнения в возможности устойчивого развития общества. Возникновение серьезных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество, обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, и их решение должно быть основано не только на использовании технических средств, но и на переориентации взглядов и поведения человека в окружающей среде, формировании нового мышления, позволяющего изменить потребительское отношение к природным ресурсам, осуществлять природопользование с учетом экологических возможностей биосферы. В связи с этим в последние годы создается большое количество проектов, направленных на охрану и снижение негативного воздействия на окружающую среду, формирование экологической культуры, повышение грамотности населения в этом вопросе.
Проблема формирования экологической культуры человека занимает важное место в обществе и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации воспитательной работы с человеком, но и в организации предметно-пространственной среды, которая тоже имеет воспитательное воздействие на личность человека.
Феномен экологической культуры и основные принципы ее воспитания рассматривают Н.Н.Вересов, Б.Г.Иоганзен, Ларина Е.А., Алексеев, С.,Хусаинов, З.А.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды
и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [12].
Подлинная культура, по сути своей, всегда формировала чувство красоты, истины и добра.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.
По определению философов, "экологическая культура - это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой.
Это определение актуально и в такой сфере как строительство загородных домов, которое в последние годы наращивает свои темпы. Но тенденции в выборе дизайна ландшафта участка, дома и остальных построек, заметно изменяются. Проходит время кирпичных замков и каменных крепостей за высокими заборами. При строительстве загородного коттеджа все чаще делается выбор дизайна дома, гармонирующего с окружающей природой, позволяющего отдохнуть от городской суеты не только телом, но и душой. [12]
В последнее время можно отметить актуальность ландшафтного дизайна, особенно у владельцев частных загородных домов. Озеленение и благоустройство участка приобретает большую популярность. Сейчас не то время, когда главное место занимают габариты дома. Выражаясь научным языком, ландшафтный дизайн является видом деятельности, который заключается в осуществлении комплекса мероприятий по формированию среды в саду или на участке, используя при этом природные ресурсы, формируя тем самым и экологическую культуру личности.
Эко-минимализм, основанный на ценностях - это развивающий дизайн, он определяется в экологии форм и материалов, а они, в свою очередь, уже наполнены стимулирующим контекстом. [27]
Данный проект актуален, т.к. у заказчика имеется помимо загородного дома, участок земли, владельцы дома хотят, чтобы спроектировать его дизайн таким образом, чтобы они подчеркивал экологичность всего участка, позволял уединиться членам семь и их гостям, наслаждаясь свежим воздухом. Основой выполнения дизайн- проекта стал загородный дом, который находится в Лаишевском районе Татарстана.
Цель исследования - изучение формирования экологической культуры личности средствами ландшафтно-рекреационной среды на примере дизайн- проекта ландшафта загородной резиденции в стиле «экоминимализм».
Объект исследования - ландшафтно-рекреационная среда.
Предмет исследования - дизайн-проектирование ландшафтнорекреационной среды загородного дома в стиле «эко- минимализм».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
- рассмотреть процесс создание ландшафтно-рекреационных пространств как способа формирования экологической культуры окружающих;
- изучить основные требования, предъявляемые к проектированию ландшафтно-рекреационных пространств;
- основываясь на результатах теоретических исследований описать разработать дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома.
Практическая значимость. Результаты исследования используются в дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Общее количество печатных страниц - 59 , список литературы состоит из 35 источников на 3 страницах. К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома стиле «эко- минимализм»
Проблема формирования экологической культуры человека занимает важное место в обществе и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации воспитательной работы с человеком, но и в организации предметно-пространственной среды, которая тоже имеет воспитательное воздействие на личность человека.
Феномен экологической культуры и основные принципы ее воспитания рассматривают Н.Н.Вересов, Б.Г.Иоганзен, Ларина Е.А., Алексеев, С.,Хусаинов, З.А.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды
и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [12].
Подлинная культура, по сути своей, всегда формировала чувство красоты, истины и добра.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.
По определению философов, "экологическая культура - это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой.
Это определение актуально и в такой сфере как строительство загородных домов, которое в последние годы наращивает свои темпы. Но тенденции в выборе дизайна ландшафта участка, дома и остальных построек, заметно изменяются. Проходит время кирпичных замков и каменных крепостей за высокими заборами. При строительстве загородного коттеджа все чаще делается выбор дизайна дома, гармонирующего с окружающей природой, позволяющего отдохнуть от городской суеты не только телом, но и душой. [12]
В последнее время можно отметить актуальность ландшафтного дизайна, особенно у владельцев частных загородных домов. Озеленение и благоустройство участка приобретает большую популярность. Сейчас не то время, когда главное место занимают габариты дома. Выражаясь научным языком, ландшафтный дизайн является видом деятельности, который заключается в осуществлении комплекса мероприятий по формированию среды в саду или на участке, используя при этом природные ресурсы, формируя тем самым и экологическую культуру личности.
Эко-минимализм, основанный на ценностях - это развивающий дизайн, он определяется в экологии форм и материалов, а они, в свою очередь, уже наполнены стимулирующим контекстом. [27]
Данный проект актуален, т.к. у заказчика имеется помимо загородного дома, участок земли, владельцы дома хотят, чтобы спроектировать его дизайн таким образом, чтобы они подчеркивал экологичность всего участка, позволял уединиться членам семь и их гостям, наслаждаясь свежим воздухом. Основой выполнения дизайн- проекта стал загородный дом, который находится в Лаишевском районе Татарстана.
Цель исследования - изучение формирования экологической культуры личности средствами ландшафтно-рекреационной среды на примере дизайн- проекта ландшафта загородной резиденции в стиле «экоминимализм».
Объект исследования - ландшафтно-рекреационная среда.
Предмет исследования - дизайн-проектирование ландшафтнорекреационной среды загородного дома в стиле «эко- минимализм».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
- рассмотреть процесс создание ландшафтно-рекреационных пространств как способа формирования экологической культуры окружающих;
- изучить основные требования, предъявляемые к проектированию ландшафтно-рекреационных пространств;
- основываясь на результатах теоретических исследований описать разработать дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома.
Практическая значимость. Результаты исследования используются в дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Общее количество печатных страниц - 59 , список литературы состоит из 35 источников на 3 страницах. К работе прилагается графический проект «Дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного дома стиле «эко- минимализм»
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной работы были рассмотрены: понятие «экологическая культура»; процесс создание ландшафтно-рекреационных пространств как способа формирования экологической культуры окружающих; изучены основные требования, предъявляемые к проектированию ландшафтно
рекреационных пространств.
Создан дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного
дома.
В проекте, использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словесно-логический, исторический, сравнительный, аналитический).
Новизна исследования заключена в том, что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, был проведен комплексный подход к решению рекреационной зоны загородного дома. Был выполнен дизайн проект не какой-то определенной части внутреннего дворика, а всей его территории. Отдельно была продумана каждая зона во дворике.
Практическая значимость работы заключается в освоении различных методов дизайн-проектирования (предпроектного анализа, метода синтеза в дизайне, художественного метода и графического проектирования) в процессе работы, в изучении современных технологий проектирования рекреационных зон, в творческой интерпретации различных направлений ландшафтного проектирования, в формирования стилевого единства проектируемого внутреннего дворика с близлежащими постройками и окружающей средой. Найденные решения реализуемы в климатических условиях нашего региона и условиях современного проектирования и обустройства внутреннего дворика.
Изучая аналоги и анализируя их, мы пришли к выводу, что рекреационная зона загородного дома в стиле эко-минимализм может помочь в решении проблемы экологического воспитания личности.
Зеленые насаждения поглощают пыль, токсичные газы, улучшают состав воздуха, обогащая воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ, смягчают климат.
рекреационных пространств.
Создан дизайн-проект ландшафтно-рекреационной среды загородного
дома.
В проекте, использованы методы современного дизайнерского проектирования. Различные методики исследования: (визуально-графические, фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический). Вербальные (словесно-логический, исторический, сравнительный, аналитический).
Новизна исследования заключена в том, что в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, был проведен комплексный подход к решению рекреационной зоны загородного дома. Был выполнен дизайн проект не какой-то определенной части внутреннего дворика, а всей его территории. Отдельно была продумана каждая зона во дворике.
Практическая значимость работы заключается в освоении различных методов дизайн-проектирования (предпроектного анализа, метода синтеза в дизайне, художественного метода и графического проектирования) в процессе работы, в изучении современных технологий проектирования рекреационных зон, в творческой интерпретации различных направлений ландшафтного проектирования, в формирования стилевого единства проектируемого внутреннего дворика с близлежащими постройками и окружающей средой. Найденные решения реализуемы в климатических условиях нашего региона и условиях современного проектирования и обустройства внутреннего дворика.
Изучая аналоги и анализируя их, мы пришли к выводу, что рекреационная зона загородного дома в стиле эко-минимализм может помочь в решении проблемы экологического воспитания личности.
Зеленые насаждения поглощают пыль, токсичные газы, улучшают состав воздуха, обогащая воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают углекислый газ, смягчают климат.



