ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ 7
1.1 Экскурсия: понятие, функции и принципы разработки 7
1.2 Классификация экскурсий 17
1.3 Особенности подготовки и проведения обзорной городской экскурсии 24
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ Г.КАЗАНЬ 31
2.1 Исследование туристических ресурсов г. Казань 31
2.2 Анализ современного состояния рынка обзорных городских экскурсий
г. Казань 42
2.3 Маркетинговое исследование рынка экскурсионных услуг г. Казань ... 52
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОБЗОРНОЙ
ГОРОДСКОЙ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ Г. КАЗАНЬ 59
3.1 Разработка обзорной городской экскурсии «Казань - под сенью
полумесяца и креста» 59
3.2 Продвижение разработанной экскурсии на российский туристический
рынок 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом прошлого столетия. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предположением этих услуг и их распределением).
Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию города.
Туризм - это жизнь во всем ее многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определенным целеполаганием и способом осуществления. В каждой эпохе жизни человечества можно найти элементы деятельности, которые так или иначе можно отнести к туризму. Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.
Основными услугами, которые предоставляются турфирмой, являются проживание и питание. Но сложно представить современное предприятие, которое в ходе предоставления турпродукта не создают возможность клиенту ознакомления с историческими и национальными особенностями населения, с природными и архитектурными памятниками места его пребывания. Экскурсионные мероприятия формируются заблаговременно и тщательно готовятся квалифицированными специалистами. Экскурсия - это организация процесса изучения окружающего мира, процесса ознакомления с природными характеристиками, историей, бытом, памятниками конкретной территории. Помимо этого, экскурсия позволяет расширить спектр услуг, предоставляемый турфирмой.
Экскурсионная деятельность является одной из важных отраслей туризма. Экскурсионная деятельность - это предпринимательская деятельность по организации посещений гражданами туристских ресурсов, в познавательных целях в месте временного пребывания, которая не предусматривает услуги по размещению и охватывает период не более 24 часов. Экономическим содержанием экскурсионной деятельности является оказание экскурсионных услуг.
Город Казань играет заметную роль в развитии туризма Республики Татарстан, показывая устойчивую положительную динамику по росту туристского потока.
Ежегодный рост туристского потока в среднем составляет 15%. Если в 2008 году Казань посетили 850 тыс. туристов, то в 2014 году количество туристов составило 1 750 тыс. человек, что на 14,3% больше, чем в 2013 году (1,5 млн. чел.). Доля иностранных туристов в общем объеме потока составляет 10%. В 2015 году рост потока составил 20%: прибыло 2,1 млн. туристов.
Положительная динамика сферы туризма в г. Казани достигается благодаря продуманной политике органов местного самоуправления и государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры.
На данный момент, в России будет сложно найти город с такой конфессиональной ситуацией, как в Казани. Исторически так сложилось, что в Казани соседствуют две крупные религии. Ислам связан с Казанью с момента её основания, ислам всегда являлся здесь официальной религией. После того, как Казань завоевал Иван Грозный, главенствующей религией стало православие. Таким образом, обе религии занимают главенствующие позиции, и, что самое главное, мирно соседствуют друг с другом. Сегодня в Казани имеется более 40 мечетей и 26 православных храмов. Именно поэтому так актуальна разработка обзорной городской экскурсии по городу Казани в рамках соседства двух ведущих мировых религий.
Целью данной работы является проектирование обзорной городской экскурсии по столице Татарстана «Казань - под сенью полумесяца и креста».
Цель работы предопределила круг задач, которые необходимо решить для её достижения:
- рассмотреть понятие экскурсии, её функции и принципы разработки;
- осветить классификацию экскурсий;
- описать особенности подготовки и проведения обзорной
городской экскурсии;
- провести исследование туристических ресурсов г. Казань;
- проанализировать современное состояние рынка обзорных городских экскурсий в г. Казань;
- выполнить маркетинговое исследование рынка экскурсионных услуг г. Казань;
- разработать обзорную экскурсию «Казань - под сенью полумесяца и креста»;
- охарактеризовать продвижение разработанной экскурсии на российский туристический рынок.
Объектом исследования являются туристские ресурсы для экскурсионной деятельности, в том числе религиозные.
Предметом исследования являются особенности обзорной городской экскурсии по г. Казань на религиозную тематику.
Методы исследования - теоретический анализ литературных и интернет-источников по теме исследования, синтез, обобщение, классификация, контент-анализ, анкетирование, систематизация данных, графическое отображение данных.Структура работы обусловлена её целью и задачами, и включает введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Одной из ключевых форм деятельности в развитии и совершенствовании индустрии туризма в современных условиях является экскурсионная деятельность.
Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России.
Согласно современной теории экскурсия - это методически сформированная демонстрация достопримечательностей, исторических и культурных памятников, базой для которой служит оценка расположенных перед глазами потребителей объектов, а также грамотный рассказ о его истории.
Благодаря экскурсии могут распространяться политические, философские, научные, художественные и прочие взгляды, концепции и теории.
Экскурсоводы и гиды - визитная карточка города, региона, страны. От них во многом зависит, как воспримут туристы посещаемые места, захотят ли побывать в них еще не однажды.
Маршрут экскурсии - это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Рассмотрев современные классификации экскурсий, можно отметить существующие неточности: неоднозначность понятия «интерактивная
экскурсия», несоответствие некоторых видов экскурсий обязательным признакам.
Городская обзорная экскурсия является неким последовательным рассказом о городе, который характеризуется последовательностью и основан на показе наиболее значительных памятников. Основное назначение обзорной экскурсии - ознакомить экскурсантов с особенностями облика, истории и современного состояния города.
Таким образом, при разработке обзорной экскурсии в жизни города необходимо условно выделить те стороны, которые оказались решающими в его исторической судьбе.
Анализ сферы туризма показал, что туристическая отрасль в республике набирает обороты, свидетельство тому - официальное признание Татарстана как одного из самых привлекательных регионов России для въездного туризма. Среди субъектов РФ по количеству принимаемых туристов Казань занимает пятое место после Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга и Крыма.
Таким образом, можно констатировать успешное развитие туристского кластера Республики Татарстан на основе использования богатейшего туристского потенциала при эффективной политике руководства в области развития туризма.
Анализ экскурсионных предложений фирм Казань-Трэвел и Казань- Тур по обзорным городским экскурсиям позволяет сделать вывод, что рынок обзорных городских экскурсий представлен довольно широко, затрагивает самые различные тематики от исторических и религиозных аспектов до самых современных, например, прогулке по ночной Казани или экскурсии на смотровую площадку с видом на вечернюю Казань. В фирме Казань-Трэвел вниманию туристов представляются авторские экскурсии, и предложения данной фирмы привлекают тем, что цены за экскурсии указаны за одного человека. В фирме Казань-Тур предлагают обзорные экскурсии с посещением от 3-х человек.
В целом, можно сделать вывод, что любой турист сможет найти себе по душе, интересам и финансовым возможностям обзорную городскую экскурсию по г. Казани.
Маркетинговое исследование экскурсионных услуг г. Казань показало удовлетворённость гостей города предложениями рынка городских обзорных экскурсий г. Казани, однако, и выявило небольшой процент гостей, которые считают предложения данного рынка недостаточными. Для данного контингента граждан предполагается разработка новой обзорной городской экскурсии по г. Казани.
Обзорно-городская экскурсия «Казань - под сенью полумесяца и креста» по религиозным объектам христианства и ислама в г. Казань включает насыщенную программу и предполагает посещение восьми религиозных объектов. Начинается экскурсия с Казанского кремля и заканчивается Казанским Богородицким монастырём.
Предполагается, что эта экскурсия будет пользоваться большой популярностью среди туристов, гостей города, школьных и студенческих групп.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66d f4b6e67c453d1be3b77b4c/
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020
года http: //www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-
razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda- 332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020- goda
3. Аляева М. Ю. Инновации: интерактивная экскурсия. / М.Ю. Аляева, Е.Н. Яковлева // Наука вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2016. - №6 (28). - С. 62-66.
4. Ананьева Т.Н. Информационное обеспечение туризма: креативное управление: монография / Т.Н. Ананьева, Н.Г. Новикова, Г.Н. Исаев. - М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 164 с.
5. Антюфеев Г.В. Православное паломничество и религиозный туризм в Москве. // «Православное паломничество: традиции и современность». - М.: Паломнический центр Московского Патриархата. - 2015. - С. 32-35.
6. Баумгартен Л.В. Стандарты качества проведения экскурсий: учеб. пособие / Л.В. Баумгартен. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
7. Бекназаров Р.А. Место мечетей с минаретами в распространении ислама в Северном Приаралье: на казахских материалах конца XIX начала XX вв. // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2013. - № 3. - С. 26-35.
8. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Изд. дом. ГЕРДА, 2012. - 576 с.
9. Бойко Т.В. Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2013. - № 4. - С. 81-88.
10. Брандт И.Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии. // «Православное паломничество: традиции и современность». - М.: Паломнический центр Московского патриархата. - 2013. С. 37-41.
11. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: учеб. пособ., 2-е изд. / И.И. Бутко, В.А. Ситников [и др.]. - М.: ИТК Дашков и К, 2013. - 416 с.
12. Бурняшева Л. А., Газгиреева, Л. Х. Духовный кризис ценностных оснований: социально-философский дискурс проблемы. // Перспективы науки. - 2015. - № 17. - С. 52-56.
13. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №212. - С. 189-196.
14. География туризма: учебник для студентов высших учебных заведений. / [Александрова А. Ю. и др.]; под ред. А. Ю. Александровой. - Москва: КноРус, 2012. - 592 с.
15. Голубева В.В. Инновационные технологии в туриндустрии: монография / В.В. Голубева, В.П. Пилявский [и др.]. - СПб.: Астерион, 2012. - 104 с
16. ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования-Введ. от 08.12.2011. - М.: Стандартинформ, 2012. - 8 с.
17. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013.
18. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие / Г. П. Долженко. - М.: МАРТ, 2015. - 272 с.
19. Дусенко С. В., Шунина Е. В. Средства размещения для паломников: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 4. - С. 56-63.
20. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. - 5-е изд.
- М.: Советский спорт, 2014. - 216 с.
21. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. - 6-е изд. - М: Советский спорт, 2012. - 219 с.
22. Житенёв С.Ю. История возникновения и богословский смысл православного паломничества. // Доклад. Сборник материалов научно-методической конференции «Сотериологический смысл паломничества». - М.: Паломнический центр Московского Патриархата. М., 2012. - С. 23-32.
23. Караневский П. И. Экскурсоведение. - М: Российский новый университет, 2016.
24. Курило Л.В. Основы экскурсионной деятельности: учеб. пособие / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2012.
25. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джамадян. - М.: КноРус, 2012. - 400 с.
26. Линник В. Ю. Сравнительный анализ классификаций экскурсий. / В. Ю. Линник, О. В. Елисеева // Интерактивная наука. - 2016. - № 10. - С. 141-144.
27. Мазин К. А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 4. - С. 8-24.
28. Максимов Д. В. Сегментация и перспективы рынка религиозного туризма. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития. - Краснодар: Просвещение-Юг. 2013. - С. 109-113.
29. Малова Н.А. Туризм и культурное наследие / Н.А. Малова // Межвузовский сборник научных трудов. - Выпуск 1. - 2012. - С. 42 -48.
30. Маркетинг в туризме: учебное пособие / сост. Д.Ш. Смирнова. - М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. -200 с.
31. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2012.
32. Овчаров А.О. Туристический комплекс России тенденции, риски, перспективы: монография / А.О. Овчаров. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 280 с.
33. Оганесян К. С. Роль религиозного туризма в международном туристском бизнесе / К. С. Оганесян // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 791-793.
34. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: учебник / В.П. Орловская; под общ. ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
35. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 14-21.
36. Проблемы и перспективы современного туризма: сборник работ по материалам Четвёртой международной очно-заочной научно-практической студенческой конференции (г. Тула, 22 ноября 2012 г.). Тула: 2012. - 179 с.
37. Прокопенко Т. А., Максимов Д. В. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности. // «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма», СГУТиКД. - Сочи, 2014. - С. 225-230.
38. Рындач М.А. Основы туризма: учеб. пособ. / М.А. Рындач, С.Н. Смоленский. - М.: ИТК Дашков и К, 2012. - 204 с.
39. Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.В. Савина, З. М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2014. - 335 с.
40. Суслова Н. Инновационные технологии в туризме / Н. Суслова // Туризм и отдых. - 2016. - № 12. - С. 23
41. Скобельцына А.С. Экскурсоведение. - СПб., 2007.
42. Скобельцына А.С., Шарухин А.П. Технологии и организация экскурсионных услуг. - М.: Издат. центр «Академия», 2012.
43. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020
года - режим доступа:
http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya- turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/
44. Сфера услуг: менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Т.Д. Бурменко. - М.: КНОРУС, 2015. - 416 с.
45. Туризм принес Татарстану 19,5 млрд. рублей. Доклад госкомитета по туризму. Рост турпотока на 13,5%. Четверть миллиона иностранцев - Режим доступа: http://hotelier.pro/press/item/2290-tatarstan
46. Хуусконен И.М. Практика экскурсионной деятельности. - М.; СПб., 2016.
47. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 576 с.
48. Чудновский, А.Д. Стратегический менеджмент в индустрии туризма: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. - М.: КНОРУС, 2016. - 152 с.
49. Экскурсоведение: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 43.04.02 «Туризм» (направленность (профиль) программы «Технологии международного и внутреннего туризма») / авт.-сост. Ю.В. Алексеева. - Саратов: Саратовский социально- экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. - 48 с.
50. Герцен А. Письма в будущее. - Режим доступа: http: //emsu.ru/lm/cc/herzen. htm
51. Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Республике Татарстан. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru
52. Татарстан - стабильный лидер внутреннего туризма. Почему? - Режим доступа:
https://pro.tonkosti.ru/obzory_i_kommentarii/tatarstan stabilnyj_lider_vnutrenne
go_turizma_pochemu-98814087
53. Сайт фирмы Казань-Тур -Режим доступа:
http: //www.kazantur.ru/tou7782. html
54. Сайт фирмы Казань-Трэвел-Режим доступа:
http://kazantravel.ru/upload/medialibrary/лето%202017.pdf