Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №54876

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития лексической стороны речи у детей с нарушениями слуха 6
1.1 Развитие лексической стороны речи у детей в онтогенезе 6
1.2 Особенности лексического запаса у детей с нарушениями слуха 11
1.3 Особенности обучения детей с нарушением слуха с использованием
коррекционно-развивающих технологий 16
Выводы по главе 1 25
Глава II. Констатирующее исследование состояния лексического запаса у детей с нарушением слуха 26
2.1 Организация обследования словарного запаса детей с нарушением слуха
младшего школьного возраста 26
2.2Анализ результатов обследования 30
Выводы по главе II 36
Глава III. Исследование эффективности использования коррекционно-развивающих технологий в процессе обогащения лексического запаса у детей с нарушением слуха 38
3.1 Система логопедической работы по развитию лексического запаса у детей
с нарушением слуха младшего школьного возраста 38
3.2 Особенности динамики развития лексической системы у детей с
нарушением слуха в процессе обучения в начальной школе 39
Выводы по главе III 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения


Речь является неотъемлемой частью жизнедеятельности людей и необходимым условием существования человеческого общества. Она имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности и помогает приобретать, усваивать и передавать полученные в процессе взаимодействия с окружающей средой знания, умения и навыки.
Сформированность речевой функции зависит от множества факторов, одним из которых является сохранность слухового анализатора. Ребенок, имеющий нарушение функционирования слухового анализатора, не может самостоятельно, подражая речи взрослых, овладеть устной речью в полном объеме, поскольку восприятие звуковых образцов из окружающей среды находится в резко ограниченном состоянии. Для успешной интеграции таких детей в общество необходимы специальные образовательные условия для развития всей системы речи, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения словарного запаса данной категории детей для дальнейшего развития устной речи и, как следствие, благоприятного включения в жизнь общества посредством коммуникации.
Цель - исследовать эффективность использования коррекционно - развивающих технологий в процессе обогащения лексического запаса у детей с нарушениями слуха.
Объект исследования - лексическая сторона речи младших школьников с нарушением слуха.
Предмет исследования -динамика формирования лексической стороны речи младших школьников с нарушением слуха при целенаправленном использовании коррекционно-развивающих технологий по обогащению словаря.
Гипотеза: развитие лексического запаса детей с нарушением слуха происходит путем особо организованной системы логопедической работы, опирающейся на особые образовательные потребности данной категории детей и включающей в себя различные виды коррекционно-развивающих технологий.
Для достижения указанной выше цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект проблемы
2. Исследовать словарный запас у младших школьников с нарушением слуха;
3. Изучить систему логопедической работы по развитию словаря с применением коррекционно-развивающих технологий у младших школьников с нарушением слуха;
4. Проследить динамику развития словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический - анализ литературы по проблеме исследования;
2. Организационный - организация исследования;
3. Метод количественной обработки результатов;
4. Интерпретационный.
Методологическую базу исследования составили: теория
развивающего обучения А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина; концепция Л. С. Выготского о структуре дефекта; теоретические положения Л.С. Выготского о значении слова, о закономерностях развития словесных значений, а также о взаимном взаимодействии мышления и речи; теоретические положения об организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, Э.И. Леонгард, Е.Г. Речицкой, С. А. Зыкова и др.
В работе используется методическая и научная литература по логопедии, психологии, сурдопедагогике, сурдопсихологии, материалы научных конференций: научные статьи и доклады по проблеме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования позволят педагогам, в том числе и логопедам, специальной коррекционно-образовательной школы 1-2 вида выстроить наиболее эффективный коррекционно- образовательный маршрут в работе по развитию речи младших школьников с нарушением слуха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью проведенного нами исследования было изучение эффективности использования коррекционно-развивающих технологий в процессе обогащения словарного запаса детей с нарушением слуха. Достижение поставленной цели осуществлялось поэтапно. На первом этапе нами были изучены теоретические аспекты проблемы развития речевой системы детей с нарушением слуха в целом и лексики в частности, а также выявлены особенности коррекционного воздействия, направленного на развитие находящихся в дефектном или недоразвитом состоянии функций.
Для достижения поставленной цели нами было проведено констатирующее исследование словарного запаса детей младшего школьного возраста, который оценивался по таким параметрам как номинативный словарь, словарь действий, словарь признаков, словарь синонимов и антонимов, а также умение объяснять прямое и переносное значение слова. Результаты констатирующего исследования показали низкий уровень сформированности словарного запаса младших школьников с нарушением слуха по всем параметрам.
Основываясь на теоретических аспектах особенностей развития таких детей, изученных на первом этапе, нами была построена работа по развитию лексики, основанная на использовании коррекционно-развивающих технолоогий.
По окончанию коррекционной работы мы провели контрольное исследование и изучили динамику развития словаря младших школьников, которая показала значимые изменения: на момент контрольного
исследования уровень сформированности словаря детей с нарушением слуха оказался ниже среднего значения. И хотя субъективно эти изменения кажутся незначительными, вычисления по t-критерию Стьюдента, используемого для выявления значимости полученных результатов, наглядно показал, что различия показателей, полученных при констатирующем и при контрольном исследовании значительно. Из этого можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающие технологии, использующиеся в процессе обогащения словарного запаса детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, являются достоверно эффективными.



1. Байковская, О.А. Сурдопедагогика / О.А. Байковская.- Спб: Питер, 2014. - 174 с.
2. Бельтюков, В.И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1956. - 112с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. высш. учеб.пед. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
5. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис, Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. - М.: Советский спорт, 2004. - 303 с.
6. Воевода, Т.А. Сурдопсихология / Т.А. Воевода. - М.: Владос, 2012. - 376с.Волосовец, Т.В. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект / Т.В. Волосовец // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 22-26.
7. Выготский, Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ.ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М., 1961. С-Пб.
Издательский дом «Нева», 2004.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М., 1961. С-Пб. Издательский дом «Нева», 2004.
10. Гвоздев, А.Н. Избранные труды / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение,
2000. - 460с.
11. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей. - М: Гном и Д - 2003, 160 с.
12. Головчиц, Л. А. Сурдопедагогика: Воспитание и обучение
дошкольников с нарушениями слуха : Учеб.пособие для вузов/ Л. А. Головчиц. - М. :Владос, 2001. - 302 c.
13. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха: Тексты лекций / Т.А. Григорьева. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005.- 60 с.
14. Демидова, Т.К. Неслышащий школьник: книга для родителей / Т.К. Демидова. - СПб.: Питер. 2011. - 224с.
15. Дьячков А И. Системы обучения глухих детей. - М., 1961.
16. Жигорева, М.В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи первичного характера / М.В. Жигорева // Логопед - №3 - 2004. с.56-62
17.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с
18. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку/ С.А. Зыков. - М.: Просвещение, 1977. - 200 с.
19.Зыкова, Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2003. - №1. - С. 8-11.
20. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с
21. Коровин, К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе / К.Г. Коровин // Дефектология, 2002. - №3.-С. 21-25.
22. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. - М., 2003, 136 с.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
24. Левина, Е.В. Использование компьютерных технологий на
индивидуальных логопедических занятиях / Е.В. Левина // Логопед - 2011. - № 3. - С. 68-70
25. Методика обучения глухих устной речи /под ред. Ф.Ф. Рау. - М.: Просвещение, 1976. - 300 с.
26. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Логопед, 2004 - № 1. - с. 4-10
27. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо-логическое исследование с элементами математической стати- стики.
— 640 с.
28. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина - М.: Педагогика, 1981.
29. Парамонова, Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения / Л.Г. Парамонова. - Л., 1981. - С. 6.
30. Рау Ф.Ф. Устное слово. Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
31. Российская, Е.Н., Гаранина, Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
32. Словесная речь-основа формирования личности глухого школьника / Сост. Е.П. Кузьмичева, М.Д. Чавушьян. - М.: ЧАЙКА, 1994. - 355 с.
33. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
34. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 2000. - 318 с.
35. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие.- М.: «Аквариум», 2001.
36. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ