Выборка исследования. 14 учащихся 3-го класса (8 девочек и 6 мальчиков) в возрасте от 10 до 11 лет.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий 5
2. Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников 13
3. Методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 32
Актуальность. Формирование познавательной активности младших школьников является одной из важных проблем образования. В плане расширенного углубленного изучения познания у детей младшего школьного возраста, не только со стороны учебной активности, но и с применением дополнительных способов воздействия, выбрана тема исследования. Младший школьный возраст несет в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира, основой которому является учебный процесс. Одним из средств формирования познавательной активности младших школьников являются компьютерные технологии. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет активность в познавательной деятельности. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».
Степень изученности проблемы. Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, К.Г. Селевко, Г.Н. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов А.В. Запорожца, В.А. Карсонова, М.А. Кирилиной и др., в них выявляется сущность основных понятий «познавательная активность», «познавательные процессы», «познавательная деятельность» и т.д. Л.Ф. Обуховой, Т.С. Паниной, В.С. Селивановым и др. определены особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста. А.И. Петровская, Г.Н. Цукерман, Г.И. Щукина и др. определили критерии и уровни познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема «Формирование познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий».
Цель исследования: обосновать и опытным путем проверить успешность формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень познавательной активности у младших школьников в основном средний и низкий, что обуславливает применение в образовательном процессе компьютерные технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий в научно-методической литературе.
2. Выявить уровень развития познавательной активности у младших школьников.
3. Охарактеризовать методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ научной литературы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий могут быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса формирования познавательной активности младших школьников зависит от создания соответствующих педагогических условий. Эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания.
Во-первых, при проведении урока учитель должен знать возрастные особенности детей. Для дифференцированной работы с младшими школьниками, педагог должен сотрудничать со школьным психологом, который проводит диагностику познавательных процессов.
Во-вторых, для развития познавательной активности детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать компьютерные технологии обучения в начальной школе, так как именно компьютер помогает преодолеть кризис перехода с дошкольного детства в младший школьный возраст.
В-третьих, важнейшим психолого-педагогическим условием, определяющим познавательную активность младших школьников и отношением их к различным заданиям и знаниям, является эмоциональная сфера, которая сопровождает весь ход учебно-воспитательного процесса. В ситуациях применения компьютерных технологий у младших школьников интенсивно развивается внимание, память.
С целью определения возможностей применения компьютерных технологий в формировании познавательной активности младших школьников была организована и проведена опытная работа с 14-ю учащимися 3-го класса.
Анализ результатов исследования выявил проблемы в сформированности познавательной активности у учащихся 3-го класса: по методике «Познавательная деятельность» А.А. Горчинской было установлено, что средний уровень развития познавательной деятельности имеют 6 младших школьников – 42%, низкий – 5 детей – 37%; по методике Ю. Белополовой было установлено, что средний уровень активной познавательной деятельности имеют 5 младших школьников – 36%, низкий – 5 детей – 36%. Изучение уровня развития учебной мотивации младших школьников позволило заключить, что средний уровень развития учебной мотивации имеют 7 (50%) младших школьников, низкий – 4 младших школьников (29%).
Результаты исследования послужили основанием для разработки рекомендаций по применения компьютерных технологий для формирования познавательной активности младших школьников. Отметим, что использование компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников позволяет не только достигнуть освоения изучаемого учебного материала, повысить уровень развития познавательной деятельности, познавательной самостоятельности и учебных мотивов, но и обеспечивает личностную самореализацию каждого обучающегося.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – М.: Академия, 2015. – 741 с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2012. – 214 с.
3. Давыдов, В.В. Теория и практика развивающего обучения / В.В. Давыдов. – СПб.: Питер, 2016. – 658 с.
4. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
5. Запорожец, А.В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 2014. – Т. 6. – С. 87-92.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
7. Карсонов, В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В.А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
8. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
9. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М.А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011. – 569 с.
11. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2013. – 471 с.
12. Кулагина, И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И.В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 635 с.
14. Лиман, Н.А. Интерактивные технологии в начальной школе / Н.А. лиман. – Волгоград: Учитель, 2015. – 125 с.
15. Лучникова, С.В. Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством ИКТ / С.В. Лучникова, И.В. Михайлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №4. – С. 133-137.
16. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
17. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – 455 с.
18. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2012. – Кн. 2: Психология образования. – 423 с.
19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2014. – 324 с.
20. Олпорт, Г. Психология индивидуальности / Г. Олпорт. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
21. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №11. – С. 43-47.
22. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия. 2016. – 176 с.
23. Петровская, А.И. Возможности игровых технологий в развитии учебных мотивов младших школьников / А.И. Петровская // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 38-41.
24. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Академия, 2016. – 954 с.
25. Рослякова, С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе / С.В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №10. – С. 36–38.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Инфра-М, 2017. – 256 с.
27. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 85-88.
28. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 452 с.
29. Шацкий, С.А. Работаем по-новому / С.А. Шацкий // Начальная школа До и После. – 2015. – №7. – С. 29-32.
30. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: АСТ, 2013. – 245 с.
31. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-61.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
33. Юрчик, Р.О. Педагогические условия применения компьютерных технологий на уроках в начальной школе / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-45.
34. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. – М.: Академический проект, 2013. – 144 с.