РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития креативности детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «креативность» 7
1.2. Возрастные особенности развития креативности у младших
школьников 17
1.3. Содержание, методы и формы развития креативности у детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение развития креативности детей
младшего школьного возраста
2.1. Организация и методика исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 42
2.3. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного
этапа эксперимента 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития креативности детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «креативность» 7
1.2. Возрастные особенности развития креативности у младших
школьников 17
1.3. Содержание, методы и формы развития креативности у детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение развития креативности детей
младшего школьного возраста
2.1. Организация и методика исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 42
2.3. Описание формирующего этапа и анализ результатов контрольного
этапа эксперимента 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
В истории психодиагностики проблема творчества и креативности всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были креативные личности, так как они определяют прогресс человечества и всегда существовала проблема измерения творческих способностей. Младший школьный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие креативности - одна из главных задач воспитания.
Говоря о специфике детской креативности, следует заметить, что в настоящее время в среде отечественных педагогов и психологов креативность рассматривается как создание человеком (ребенком) нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно субъективность детской креативности является его отличительной чертой.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества [15; 54; 62].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью развития личности младшего школьника, обладающего высоким креативным, творческим потенциалом, и недостаточной разработанностью форм и методов развития креативности.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития креативности младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания форм и методов развития креативности младших школьников.
На основе представленной цели тема исследования такова: «Развитие креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования - содержание, формы, методы развития креативности учащихся младших классов.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития креативного мышления младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности развития креативности младших школьников;
- выявить основные формы и методы развития креативности младших школьников;
- разработать и апробировать развивающую программу по развитию креативности младших школьников «Учимся волшебству».
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «креативность».
2. Выявить особенности развития креативности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать формы и методы развития креативности младших школьников.
4. На основе выявленных форм и методов разработать содержание программы развития креативности младших школьников и проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Методологическую основу исследования составили: психологические и педагогические концепции в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие концептуальные положения творческого, дивергентного, креативного мышления (Я.А. Пономарев, А. Рошка, Р. Томпсон) [50; 56; 57], развитие креативности в младшем школьном возрасте (Е.И. Банзелюк, Л.Ф. Обухова, М.С. Семилеткина, М.И. Фидельман, В.С. Юркевич) [4; 49; 58; 64; 71], методические приемы и формы развития креативности младших школьников (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) [ 29; 44; 48].
Методы исследования:
1) теоретические методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция;
2) эмпирические методы: эксперимент, тестирование (первый, второй, третий субтесты фигурной батареи тестов творческого мышления Э.П. Торренса);
3) статистические методы: меры центральной тенденции (Md, Me,
хср), параметрический критерий t-Стьюдента для независимых и зависимых выборок, критерий знаков G.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан . В эксперименте приняли участие две группы 2 класса в количестве 26 человек, возраст - 8-9 лет. Количество учеников и в контрольной, и в экспериментальной группе составило - 13 человек. Исследование проводилось с 9 декабря 2015 года по 12 марта 2016 года.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях школы, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и методической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с младшими школьниками с целью развития у них креативности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилось систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития креативности младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов в профессиональной деятельности.
Структура исследования: исследование состоит из введения, глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Говоря о специфике детской креативности, следует заметить, что в настоящее время в среде отечественных педагогов и психологов креативность рассматривается как создание человеком (ребенком) нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно субъективность детской креативности является его отличительной чертой.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества [15; 54; 62].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью развития личности младшего школьника, обладающего высоким креативным, творческим потенциалом, и недостаточной разработанностью форм и методов развития креативности.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития креативности младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания форм и методов развития креативности младших школьников.
На основе представленной цели тема исследования такова: «Развитие креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.
Предмет исследования - содержание, формы, методы развития креативности учащихся младших классов.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития креативного мышления младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности развития креативности младших школьников;
- выявить основные формы и методы развития креативности младших школьников;
- разработать и апробировать развивающую программу по развитию креативности младших школьников «Учимся волшебству».
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «креативность».
2. Выявить особенности развития креативности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать формы и методы развития креативности младших школьников.
4. На основе выявленных форм и методов разработать содержание программы развития креативности младших школьников и проверить в опытно-экспериментальной работе её эффективность.
Методологическую основу исследования составили: психологические и педагогические концепции в отечественной, зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие концептуальные положения творческого, дивергентного, креативного мышления (Я.А. Пономарев, А. Рошка, Р. Томпсон) [50; 56; 57], развитие креативности в младшем школьном возрасте (Е.И. Банзелюк, Л.Ф. Обухова, М.С. Семилеткина, М.И. Фидельман, В.С. Юркевич) [4; 49; 58; 64; 71], методические приемы и формы развития креативности младших школьников (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов) [ 29; 44; 48].
Методы исследования:
1) теоретические методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция;
2) эмпирические методы: эксперимент, тестирование (первый, второй, третий субтесты фигурной батареи тестов творческого мышления Э.П. Торренса);
3) статистические методы: меры центральной тенденции (Md, Me,
хср), параметрический критерий t-Стьюдента для независимых и зависимых выборок, критерий знаков G.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан . В эксперименте приняли участие две группы 2 класса в количестве 26 человек, возраст - 8-9 лет. Количество учеников и в контрольной, и в экспериментальной группе составило - 13 человек. Исследование проводилось с 9 декабря 2015 года по 12 марта 2016 года.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях школы, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и методической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с младшими школьниками с целью развития у них креативности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилось систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития креативности младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями начальных классов в профессиональной деятельности.
Структура исследования: исследование состоит из введения, глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Изучив проблемы развития креативности в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить, что конкретного определения креативности нет. Рассмотрев концепции различных авторов на определение сущности креативности, мы констатируем следующее: креативность - это один из видов мышления, который характеризуется созданием субъективно нового продукта и разнообразной деятельностью по его созданию; креативность - это способность продуцировать новые идеи и находить необычные способы решения задач.
В нашей научно-исследовательской работе мы придерживаемся параметров креативности, предложенных Э.П. Торренсом: беглость (легкость) - скорость выполнения заданий теста; оригинальность - минимальная частота встречаемости предложенного ответа в однородной группе; разработанность - способность добавлять новые детали в созданный творческий продукт; гибкость - способность переключаться от одного класса объектов к другому в ходе выполнения заданий.
Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, новых ресурсов преуспевания и многих других экономических благ, поэтому ее ценят все выше и стараются поощрять и использовать при помощи различных приемов. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности в процессе обучения.
На сегодняшний день в методической и педагогической литературе можно выделить немало форм, методов и приемов развития креативности учащихся младших классов. Но также нельзя не заметить, что нет достаточного количества специально разработанных программ по развитию креативности младших школьников. Нами была разработана и апробирована программа, которая является решением данной проблемы, в которой использованы такие методы, приемы и формы как игры (сюжетно¬ролевые, дидактические), упражнения, приемы ТРИЗ ( составление творческих рассказов с точки зрения какого-либо объекта).
Практическая часть нашего исследования проводилась в двух группах учащихся 2 классов Нижнеметескинской средней общеобразовательной школы Арского района республики Татарстан в количестве 26 человек. Возраст учеников - 8-9 лет, в каждой выборке - 13 человек. Исследование было проведено в три этапа.
На констатирующем этапе нами были определены исходные значения исследуемых показателей с помощью теста креативности Э.П. Торренса, которая представляет собой задания «Нарисуйте картинку», «Закончи рисунок» и «Повторяющиеся линии». Нами были использованы меры центральной тенденции и параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок, с помощью которых мы доказали, что обе выборки имеют нормальное распределение и не имеют отличий по результатам.
Второй этап - формирующий эксперимент - был направлен на развитие креативности младших школьников. Для реализации поставленной цели нами была разработана развивающая программа под названием «Учимся волшебству», которая включает в себя 20 занятий. В ходе реализации программы было замечено, что произошли качественные изменения не только в развитии креативности. Дети стали более активно участвовать в занятиях, перестали бояться проявлять себя в работе. Также было замечено развитие памяти, воображения, внимания у детей.
На третьем этапе нами проводился количественный анализ развития креативности младших школьников с помощью параметрического t- критерия Стьюдента для зависимых выборок: сравнивались результаты исследования в контрольной и экспериментальной группы до и после реализации развивающей программы. Согласно итогам, достоверный сдвиг наблюдается в экспериментальной группе по шкалам «оригинальность» и «разработанность». По шкале «гибкость» есть незначительные изменения. В контрольной группе не было доказано развитие параметров креативности. По шкале «беглость» у обеих групп высокие показатели, но из- за того что этот критерий не является специфическим, мы можем говорить лишь о частичном подтверждении гипотезы исследования.
Разработанная и апробированная нами программа развития креативности младших школьников «Учимся волшебству» может использоваться учителями во внеклассовых занятиях.
В нашей научно-исследовательской работе мы придерживаемся параметров креативности, предложенных Э.П. Торренсом: беглость (легкость) - скорость выполнения заданий теста; оригинальность - минимальная частота встречаемости предложенного ответа в однородной группе; разработанность - способность добавлять новые детали в созданный творческий продукт; гибкость - способность переключаться от одного класса объектов к другому в ходе выполнения заданий.
Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, новых ресурсов преуспевания и многих других экономических благ, поэтому ее ценят все выше и стараются поощрять и использовать при помощи различных приемов. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности в процессе обучения.
На сегодняшний день в методической и педагогической литературе можно выделить немало форм, методов и приемов развития креативности учащихся младших классов. Но также нельзя не заметить, что нет достаточного количества специально разработанных программ по развитию креативности младших школьников. Нами была разработана и апробирована программа, которая является решением данной проблемы, в которой использованы такие методы, приемы и формы как игры (сюжетно¬ролевые, дидактические), упражнения, приемы ТРИЗ ( составление творческих рассказов с точки зрения какого-либо объекта).
Практическая часть нашего исследования проводилась в двух группах учащихся 2 классов Нижнеметескинской средней общеобразовательной школы Арского района республики Татарстан в количестве 26 человек. Возраст учеников - 8-9 лет, в каждой выборке - 13 человек. Исследование было проведено в три этапа.
На констатирующем этапе нами были определены исходные значения исследуемых показателей с помощью теста креативности Э.П. Торренса, которая представляет собой задания «Нарисуйте картинку», «Закончи рисунок» и «Повторяющиеся линии». Нами были использованы меры центральной тенденции и параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок, с помощью которых мы доказали, что обе выборки имеют нормальное распределение и не имеют отличий по результатам.
Второй этап - формирующий эксперимент - был направлен на развитие креативности младших школьников. Для реализации поставленной цели нами была разработана развивающая программа под названием «Учимся волшебству», которая включает в себя 20 занятий. В ходе реализации программы было замечено, что произошли качественные изменения не только в развитии креативности. Дети стали более активно участвовать в занятиях, перестали бояться проявлять себя в работе. Также было замечено развитие памяти, воображения, внимания у детей.
На третьем этапе нами проводился количественный анализ развития креативности младших школьников с помощью параметрического t- критерия Стьюдента для зависимых выборок: сравнивались результаты исследования в контрольной и экспериментальной группы до и после реализации развивающей программы. Согласно итогам, достоверный сдвиг наблюдается в экспериментальной группе по шкалам «оригинальность» и «разработанность». По шкале «гибкость» есть незначительные изменения. В контрольной группе не было доказано развитие параметров креативности. По шкале «беглость» у обеих групп высокие показатели, но из- за того что этот критерий не является специфическим, мы можем говорить лишь о частичном подтверждении гипотезы исследования.
Разработанная и апробированная нами программа развития креативности младших школьников «Учимся волшебству» может использоваться учителями во внеклассовых занятиях.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Гендерный подход в развитии креативности
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Дискуссия как средство развития креативности детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Развитие креативности детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Связь креативности и успешности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие креативности у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



