Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНСТВА

Работа №54774

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Понятие «секта» и «сектантство» в современной отечественной историографии 11
Раздел II. Функционирование религиозных сект в предреволюционной
России в современной историографии 27
Раздел III. Состояние изучения современного российского сектантства 47
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Список сокращений и уточнений

Одним из закономерных следствий демократических перемен в нашей стране, произошедших в 1980-х гг., стало возрождение религиозности населения и изменение государственной политики в отношении различных конфессий. С конца 1980 - начала 1990-х гг. наблюдался широкий интерес к вере, к религиям и духовности вообще: об этом свидетельствуют миллионные тиражи книг, фильмов, газет и журналов духовной направленности . Появление большого количества религиозных течений и их распространение среди населения стало одной из актуальных проблем современного общества. Вопросы, связанные с сектантством, неоднократно поднимались как в научной литературе, так и в прессе. Тема эта остается актуальной и представляет большой исследовательский интерес. В условиях налаживания диалога российского государства с официальными представителями всех религиозных конфессий, проблема толерантности, с одной стороны, и проблема религиозной безопасности, с другой, выходят на первый план. Данные религиозные объединения создают проблемы как политического, так и этического характера. Сейчас, когда религиозный экстремизм становится общепризнанной мировой проблемой, вопросы, связанные с локальными организациями, сплоченными вокруг своего религиозного лидера, начинают выходить на первый план.
Многие исследователи начали делать попытки классифицировать и дать объективную оценку данному явлению. Активно начинает продвигаться понятие «новые религиозные движения» термин, который не носит эмоционального окраса, в отличие от привычного понятия «секта» . Таким образом, в данном исследовании особое внимание уделяется именно «новым религиозным движениям» как современному явлению в религиозной и социальной среде. Данное понятие затрагивает смысл и суть современной религиозной жизни, раскрывает скрытые от широких глаз процессы нашего общества, даёт объяснение многим явлениям в нём. Феномен новой религиозности не появился из неоткуда, а есть следствие тех глобальных невидимых перемен, произошедших в обществе, появления особых условий в жизни современного человека .
Наряду с этим происходит подъем интереса к религиозным движениям в разные исторические этапы развития России. Так, современные исследователи интересуются религиозными движениями в царской России, т.к. именно период конца XIX - начала ХХ века характеризуется наиболее массовым появлением сект и наиболее активной борьбой с ними государства.
Таким образом, на современном этапе изучение истоков формирования и распространения сектантских движений имеет практическую значимость.
Как современное явление религиозные движения привлекают внимание многих отечественных историков, однако, до сих пор, только несколько исследователей коснулись вопроса классификации созданных работ по новым религиозным движениям и рассмотрения проблем, раскрываемых этими работами. Таким образом, данное исследование актуально в связи с тем, что в настоящий момент наработан значительный пласт историографического материала, значительное количество исследований, которые посвящены анализу феномена сектантства, что возникла необходимость обобщить и осмыслить этот историографический материал.
В настоящей работе уделяется внимание лишь отечественным трудам и исследованиям, посвященным религиозным течениям в России, так как изучение международных религиозных движений и исследований иностранных ученых не представляется возможным в рамках дипломной работы.
Объект - современная отечественная историография религиозного сектантства в России.
Предмет - объективность современной отечественной гуманитаристики в освещении религиозного сектантства в России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2016 гг., т.е. современный этап развития историографии в данном направлении.
Цель исследования - определить степень изученности в отечественной гуманитаристике религиозного сектантства в России.
Задачи:
- рассмотреть, как в современной отечественной историографии трактуется понятие «секта» и «сектантство», а также другие термины, связанные с этим явлением;
- изучить, как современная историография рассматривает
функционирование религиозных сект в предреволюционной России;
- осветить степень изученности в отечественной историографии современного состояния российского религиозного сектантства.
Методы исследования.
В настоящем исследовании были использованы следующие историографические методы: сравнительно-исторический метод - позволяет проводить сравнения концепций, точек зрения для выявления общего и особенного; хронологический метод - позволяет провести анализ развития научной мысли в хронологической последовательности, что позволяет проследить закономерности накопления и углубления историографических знаний по теме религиозного сектантства в России; метод периодизации - позволяет выделить отдельные этапы в развитии исторической науки, выявить ведущие направления научной мысли.
Характеристика исследовательской литературы.
На данный момент не существует специальных работ по освещению современной историографии религиозного сектантства России. Однако, существует немало исследований, косвенно касающихся интересующей темы. Условно, их можно разделить на несколько групп. В первую, входят все историографические работы, изучающие дореволюционный период развития историографии сектантства. Во вторую, историографические работы, изучающие советский период. В третью - работы, анализирующие сектантство на современном этапе развития.
Традиции дореволюционной историографии освещены в работах таких авторов, как Т.И. Лузина, О.Г. Курдюмов. В частности, Т.И. Лузина в своей статье уделяет внимание изучению сектантства в XVIII - XIX веках. В основном, она рассмотрела церковно-миссионерскую литературу и сочинения ведомственных авторов. Исследователь приходит к выводу о том, что работы церковных авторов и миссионеров отличались негативным характером по отношению к приверженцам сект. Труды ведомственных авторов, чиновников Министерства внутренних дел, направленных в экспедиции для непосредственного изучения сектантства, также не отличались объективностью, однако в некоторых из них содержится ценный фактический материал о русском христианском сектантстве.
О.Г. Курдюмов рассматривает эволюцию взглядов российских ученых имперского периода на проблему возникновения скопчества. Автор приводит детальный анализ различных взглядов и разбирает причины заблуждений отдельных авторов.
Историография работ советского периода представлена такими авторами, как Р.О. Сафронов, А.И. Клибанов, М.В. Колмакова, Н.В. Потапова, К.М. Антонов и др.
В работе Р.О. Сафронова показано, что советская исследовательская традиция не возникала на пустом месте, а является «диалектическим» - в том смысле, что строится одновременно на продолжении и на отрицании - продолжением дореволюционной «сектоведческой» традиции. Кроме того, в статье аргументируется, что сама советская традиция зиждется на двойственном - заложенном еще В.И. Лениным - понимании сектантства как примера классовой борьбы (и потому положительного) и при этом примера религиозного (и потому отрицательного). Это отрицательное отношение выражалось в специфической идеологической и политической позиции в отношении сектантства, причем ее выражение чаще всего имело приоритет перед исследованием, что в свою очередь мешало становлению собственно советского научного подхода к рассмотрению сект. Он начал формироваться только в 1960-е годы. Наконец, в рамках третьего основного положения, изложенного в статье, утверждается, что понятие «секта» и для дореволюционных, и для советских исследователей имеет негативный смысл: для одних в догматическом плане, для других в идеологическом. Столь долгая история негативного понимания термина делает очень сложным восприятие его сегодня в качестве нейтрального.
А.И. Клибанов является известным специалистом по реформационным движениям на Руси. В своем труде он только частично касается историографии, однако в нем автором раскрыты основные этапы развития
историографии советского периода . Также в этой книге, автор с марксистских позиций рассказывает историю духоборов, христоверов, молокан, евангельских христиан и баптистов, а также пятидесятников и адвентистов. При написании были использованы редкие труднодоступные архивные материалы и документы.
М.В. Колмакова в своей статье «Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. ХХ в.» делает попытку проанализировать историографию 70-х гг. ХХ века. Автор приходит к выводу, что именно тогда начинает достаточно четко оформляться особое направление, которое предметно занимается изучением деятельности нетрадиционных религиозных движений и их влияния на жизнь советского общества.
Труд Н.В. Потаповой относится к региональному, т.к. рассматривается только дальневосточный регион. Автор попыталась проанализировать идеологизированную советскую литературу и приходит к выводу, что, не смотря на тенденциозность всех исследований, некоторые из них содержат богатый фактический материал.
Современная историография сектантства также очень скудная и представлена такими авторами, как А.С. Астахова, А.А. Ожиганова и Ю.В. Филиппов.
Некоторая историографическая информация содержится в работе кандидата социологических наук А.С. Астаховой. Часть ее диссертации «Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции» посвящена рассмотрению концепций российских социологов и религиоведов. Автор приходит к выводу, что современные исследователи не ставят своей задачей изучение опасности и безопасности новых религиозных движений, т.к. существуют доказательства и того и другого утверждения, однако это не дает полной картины происходящего.
Одной из наиболее полных работ является монография А.А. Ожигановой и Ю.В. Филиппова «Новая религиозность в современной России: учения, форма и практика». Также, в данном исследовании отводится только часть историографическому обзору, однако, он носит наиболее полный содержательных характер. Авторы постарались раскрыть эволюцию разработки учеными настоящей темы, особое внимание в монографии отведено освещению работ отечественных исследователей, посвященных зарубежным религиозным движениям. А.А. Ожиганова и Ю.В. Филиппов сделали вывод, что отечественная историография находится только в самом начале и есть еще большой пласт информации и знаний, который только предстоит изучить.
Таким образом, все вышеперечисленные историографические работы в данном исследовании могут использоваться только в качестве примеров, так как не относятся напрямую к изучаемой теме. Однако содержат в себе большой теоретический материал для исследования.
Практическая значимость проведенного исследования в том, что его материалы могут быть использованы в преподавании отечественной историографии для студентов, а также как опорный материал для дальнейшего исследования историографии религиозного сектантства.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы и списка сокращений. Во введении освещаются цели и задачи исследования, дан обзор использованной литературы, проведена актуализация темы. Первый раздел посвящен понятию «секта», а именно тому, как рассматривают это понятие в современной науке. Второй раздел освещает то, как современная историография изучает функционирование религиозных сект в предреволюционной России. В третьем разделе освещается состояние изучения современно сектантства. В заключении представлены основные выводы по теме. Также представлен список использованной литературы и список сокращений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного историографического исследования было определение степени изученности религиозного сектантства в отечественной историографии. Подводя итог можно сделать несколько выводов.
Во-первых, современная отечественная историография достаточно широко исследует вопрос «сектантства» и религиозных объединений в России. Однако, в научной среде нет единого мнения на этот счет. Существует несколько противоположных точек зрения. Первая, из которых, поддерживается антисектантскими авторами и заключается в негативном освещении любого рода религиозных движений и обвинении их в деструктивном, а чаще и в экстремистском проявлении. Второй точки зрении придерживается большинство научных исследователей, аргументируя свое мнение необходимостью объективного и систематического подхода к изучению феномена религиозности.
Немаловажную роль в этой дискуссии играют РПЦ и СМИ, поэтому можно говорить о том, что антисектантские настроения в настоящее время занимают более прочные позиции в обществе. Не смотря на это, стоит сказать, что в среде религиоведов, философов и других ученых более прочно закрепилась позиция, что термин «секта» наиболее приемлем лишь в целях описания исторических процессов, однако для описания современной ситуации предпочтительнее использовать нейтральные термины «религиозное объединение», «религиозное движение» или понятие «новое религиозное движение».
Таким образом, появление большого количества современных работ по теории сектантства связано с одной стороны с бурным ростом религиозных движений в России, с другой стороны как с необходимостью законодательного регулирования их деятельности, так и стремлением традиционной религии закрепить собственные позиции.
Во-вторых, одной из популярных тем исследования в современной историографии является история развития сектантства в дореволюционной России, в особенности история развития мистических сект в Российской империи, а именно скопцов и хлыстов.
Современные исследователи затрагивают несколько таких основных аспектов функционирования религиозных сект, как истоки формирования сектантства, его возникновение и развитие в Российской империи, причины популярности среди населения империи, законодательства в отношении религиозных организаций, а также в целом отношение власти к религиозному сектантству в предреволюционный период.
Труды по данной теме способствуют формированию адекватной картины духовной истории Российской империи, однако их общий объем пока не дает возможности говорить о высокой степени изученности феномена сектантства в Российской империи. В частности, необходимы исследования функционирования сектантских сообществ в «среднестатистических» провинциальных регионах России - именно они могут дать представление о роли религиозного противостояния в духовной жизни масс . Также остаются открытыми проблемы рационалистического сектантства, и отношения власти и религиозных объединений на местном уровне.
В-третьих, изучение современного религиозного движения начинается с конца 1980-х гг. Однако, работы первого периода наполнены марксистко-ленинским взглядом на религиозную сферу и значительно разнятся с нынешнем представлением. Первыми исследователями стали религиоведы и социологи, а первой значительной исторической работой стала диссертация Л.И. Григорьевой. Современные работы многочисленны и в большей части освобождены от оценочных суждений. В центре внимания исследователей, как правило, оказываются такие темы, как история возникновения движений, особенности религиозных практик, причины вступления в религиозное движение, социально-демографический состав, межконфессиональные отношения, эзотерические и антикультовые движения. Однако в недостаточной мере разработаны особенности социальных установок членов определенных движений, их мотивация и ценностные ориентации. Нуждается в дальнейшей разработке вопрос о том, как видят свое место и роль в обществе представители религиозных объединений, какой социальный опыт наряду с собственно религиозным получают члены ячейки, какую роль они играют в конструировании современной социальной реальности и личности, участвующей в практиках тех или иных движений, насколько новыми являются те формы социальности, которые конституируют современные религиозные движения. Внимание к этим вопросам позволит лучше понять социокультурную сущность и роль тех или иных религиозных практик, а также более адекватно интерпретировать саму сущность новых религиозных движений в широком социальном контексте.
Таким образом, степень изученности религиозного сектантства в отечественной историографии достаточно высока, однако существуют еще проблемы, разработка которых позволит наиболее объективно оценивать деятельность и развитие в социуме религиозного движения.



1. Абдулганеев, Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма [Текст] / Р.Р. Абдулганеев// Юридическая наука. - 2012. - №1. - С. 76-80.
2. Авраменко, A.A. Духовность в российской провинции. Духовная культура современного российского общества: мнения населения и экспертов [Текст] /А.А. Авраменко // Социология власти: Вестник социологического центра РАГС.- 2005. - № 1. - С. 84-100.
3. Артюхов, М.Н. К вопросу о проблеме использования термина «секта» [Текст] / М.Н. Артюхов// Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №1. - С.3-12.
4. Артюхов, М.Н. Секта: научная терминология или компрометация НРД [Текст] / М.Н. Артюхов// Историческая и социально-образовательная мысль.
- 2015. - Т.7, №5. - С.123- 127.
5. Апанасенок, А.В. «Жаждущие святого духа»: мистическое сектантство на территории Центрального Черноземья в XVIII - начале XX века [Текст] / А.В. Апанасенок// Известия Юго-Западного государственного университета.
- 2012. - 196 с.
6. Апанасенок, А.В. Религиозные диссиденты в российской провинции: Очерки истории духовных движений Курской губернии в конце XVIII- начале ХХ вв. [Текст] / А.В. Апанасенок. - Курск: КГТУ, 2010. - 200 с.
7. Амбарцумов, И.В. Неправославные христианские исповедания в системе российской государственности (к. XIX - июль 1914) [Текст]: Автореф. дис. - Санкт-Петербург, 2015. - 25 с.
8. Астахова, Л.С. Нетрадиционные религиозные движения и культы: кризис идентичности [Текст] / Л.С. Астахова. - Казань: РИЦ «Школа», 2009.- 156 с.
9. Амелин, В.В. Конфессиональные отношения в полиэтническом регионе [Текст] / В.В. Амелин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т.4,№2. - С. 140-149.
10. Алмазов, Л.И. Обзор мусульманских идеологических течений в Волго-Уральском регионе (ХХ - XXI вв.) [Текст] / Л.И. Алмазов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. - №2. - С. 40-47.
11. Ахмадулина, С.З. История веры Бахаи в Бурятии [Текст] / С.З. Ахмадулина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - №7. - С. 121-125.
12. Батурин, С.П. К вопросу о вероисповедной политике Российской Империи на рубеже XIX - начала XX вв. [Текст] / С.П. Батурин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №4. - С.7-13.
13. Берман, А.Г. Мистическое сектантство в Среднем Поволжье в XIX - первой половине XX вв. [Текст] / А.Г. Берман. - Чебоксары, 2006. - 259 с.
14. Балдин, П.П. Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв. [Текст] / П.П. Балдин. - М., 2013. - 205 с.
15. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ [Текст] / Е.Г. Балагушкин. - М.: Институт философии РАН, 1999. - 244 с.
16. Белоножко, Е.П., Мошкин, А.Н. Некоторые вопросы теории современных нетрадиционных религий и культов [Текст] / Е.П. Белоножко, А.Н. Мошкин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. - №14. - С.108-116.
17. Валеев, Р.К., Валеева, А.В. «Это мучительно и горько»: (письмо Хаджар Ваисовой о судьбе отца) [Текст] / Р.К. Валеев, А.В. Валеева // Эхо веков. - 2010. - № 3-4. - С. 57-62.
18. Воробьева, И.Б. Термин «секта» и его использование в
юриспруденции [Текст] / И.Б. Воробьева // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. - 2010. - №3(73). - С.160-164.
19. Галихузина, Р.Г., Марданшин, М.М. Религиозный экстремизм на почве ислама в Приволжском федеральном округе [Текст] / Р.Г. Галихузина, М.М. Марданшин// Известия Саратовского университета. - 2014. - Т.14,№4. - С. 78- 86.
20. Григорьева, Л.И. К вопросу об использовании понятия «тоталитарная секта» по отношению к новым нетрадиционным религиозным движениям [Текст] / Л.И. Григорьева //Личность, творчество и современность. Сборник научных трудов. - 1999. - №2. - С. 206-210.
21. Григорьева, Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции [Текст]: Автореф. дис. - М., 1994. - 21 с.
22. Гагарина, И.Ю. Русское мистическое сектантство XVIII - начала XXI вв.: исторический и социально-психологический аспекты [Текст] / И.Ю. Гагарина. - М., - 2011. - 191 с.
23. Гусева, Ю.Н. Мусульманская «секта» ваисовцев в документах Восточного отдела ОГПУ начала 1920-х годов [Текст] / Ю.Н. Гусева// ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. - 2015. - №3. - С. 35-46.
24. Гордеева, И.А. Мубаракша Гадельшин: отказ мусульманина-ваисовца от военной службы [Текст] / И.А. Гордеева// Новый исторический вестник. - 2011. - №29. - С. 103-116.
25. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования [Текст] / А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород: «Издательство братства во имя св. князя Александра Невского», 2002. - 702 с.
26. Дехтевич, О.И. Хлыстовское движение в России во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / О.И. Дехтевич. - М., 2009. - 200 с.
27. Далецкая, В.Ю. Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII - XIX вв. [Текст]: Автореф. дис. - 2014. - 222с.
28. Дударенок, С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность [Текст] / С.М. Дударенок. - Владивосток, 2004. - 532 с.
29. Джулай, О.Н. Проблемы радикализации ислама в России [Текст] / О.Н. Джулай // Регионология. - 2012. - №2(79). - С. 40-44.
30. Егоров, Е.Н. Движение «Таблиги Джамаат»: идеология и специфика [Текст] / Е.Н. Егоров// Исламоведение. - 2016. -Т.7,№3. - С. 5-17.
31.Забарчук, Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности [Текст] / Е.Л. Забарчук // Журнал российского права. - 2008. - №6 (138). - С. 3-11.
32. Иваненко, С. И. Основные религиозные центры современной России [Текст] / С. И. Иваненко. - М.: Философская книга, 2004. - 64 с.
33. Иваненко, С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность [Текст] / С. И. Иваненко. - М.: Философская книга, 2008. - 320 с.
34. Излученко, Т.В. Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе [Текст] / Т.В. Излученко // Исламоведение. - 2014. - №2. - С. 26-32.
35. Излученко, Т.В. Учение С. Нурси как результат богословского диалога в исламе [Текст] / Т.В. Излученко // Известия Иркутского государственного университета. - 2013. - №2-1. - С. 295-301.
36. Исхаков, С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.) [Текст] / С.М. Исхаков. - М., 2004. - 592 с.
37. Кузнецова, Т.Н. Церковь Объединения: образ жизни, вероучение, религиозная практика [Текст] / Т.Н. Кузнецова. - М., 1999. - 219 с.
38. Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения
Религиоведческий анализ [Текст] / И.Я. Кантеров. - М., 2006. - 472 с.
39. Кориков, Д.Г. Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX - начале XX вв. [Текст] / Д.Г. Кориков. - Челябинск, 2011. - 226 с.
40. Казаченко, Е.В. Нетрадиционные религиозные общества и секты в
России [Текст] / Е.В. Казаченко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология,
культурология, социальная работа. - 2010. - № 4. - С. 23-31.
41. Канатьева, Н.С. Сектантство на Нижневолжском фронтире в XIX в.: секта пищерокопателей [Текст] / Н.С. Канатьева // Журнал фронтирных исследований. - 2016. - №1. - С. 22-33.
42. Конь, Р.М. Введение в сектоведение [Текст] / Р.М. Конь. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. - 496 с.
43. Кузнецов, А.А. «Новая суннитская идентичность» как идеологическая основа для появления радикальных исламистских движений [Текст] / А.А. Кузнецова // Исламоведение. - 2016. - №4. - С. 5- 16.
44. Климович, Л.И. Ислам в царской России: очерки [Текст] / Л.И. Климович. - Казань: Иман, 2003. - 225 с.
45. Лункин, Р.Н. Новые религиозные движения в России: христианство и простхристианство в зеркале новых богов и пророков [Текст] / Р.Н. Лункин// Двадцать лет религиозной свободы в России. - М.: РОССПЭН, 2009. - С. 330- 394.
46. Мартыненко, А.В. Исламское возрождение в Поволжье в конце ХХ - начале XXI века ( на материалах Татарстана, Мордовии, Чувашии, Марий Эл) [Текст] / А.В. Мартыненко// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - №3(35). - С. 62-70.
47. Муру, Р.Н., Со, А.А. Правовое определение понятия «секта» [Текст] / Р.Н. Муру, А.А. Со // Власть. - 2009. - №5. - С.85-89.
48. Мчедлов, М.П. Религиоведческие очерки [Текст] / М.П. Мчедлов. - М., 2005. - 169 с.
49. Носырев, И.Н. Скопчество: функция обряда кастрации, аудитория и структура общины [Текст] / И.Н. Носырев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 4. - С. 52-60.
50. Николаев, А.А. О понятии «секта» [Текст] / А.А. Николаев // «Религия и право». - 1999. - № 2. - С. 23-28.
51. Неронов, А.В. Новые религиозные движения и кризис культурной идентичности [Текст] / А.В. Неронов //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 4. - С. 181¬190.
52. Нунуев, С.М. Риски религиозного экстремизма в политико-конфессиональных процессах (на примере Татарстана) [Текст] / С.М. Нунуев // Власть. - 2015. - №10. - С. 151-157.
53. Панченко, А.А. Фольклор и религиозная культура русских мистических сект, XVIII - начало ХХ вв. [Текст] / А.А. Панченко. - СПб., 2002. - 381 с.
54. Пасандиде, С. Салафиты и борьба с радикализацией в России [Текст] / С. Пасандиде// Власть. - 2014. - №4. - С. 139-141.
55. Пономарев, В. Российские спецслужбы против «Рисале-и нур» 2001-2012 [Текст] / В. Пономарев. - М.: Правозащитный центр «Мемориал», 2012. - 151 с.
56. Пронина, Т.С. Тоталитарные секты в современной России: региональный опыт исследования [Текст] / Т.С. Пронина// Вестник Тамбовского университета. - 2008. - №11. - С.578-581.
57. Пчелинцев, А.В. К вопросу о терминах «традиционная религия» и «секта» [Текст] / А.В. Пчелинцев // Религия и право.- 1999. - № 2. - С. 19-27.
58. Плоткин, В.А. Религиозная политика государственной власти в Российской империи в 60- начале 80-х гг. XIX в. [Текст] / В.А. Плоткин// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2011. - № 2. - С. 35- 42.
59. Стурова, М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности [Текст] / М.П. Стурова. - М.: Тип. Академии управления МВД России, 2004. - 76 с.
60. Схакумид, Ж.Н. Сайентология как тоталитарная секта [Текст] / Ж.Н. Схакумид// Вестник Майкопского государственного технического университета. - 2012. - №2. - С. 92-99.
61. Стецкевич, М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа [Текст] / М. Стецкевич// Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. - СПб, 2001. - С. 300-305.
62. Силантьев, Р.А. Распространение ваххабизма в современной России [Текст] / Р.А. Силантьев// Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №16. - С. 165-172.
63. Сызранов, А.В. Деятельность некоторых нетрадиционных
мусульманских организаций на территории Поволжья в конце ХХ - начале XXI вв. [Текст] / А.В. Сызранов// Гуманитарные и юридические исследования. - 2015. - №3. - С. 54-58.
64. Смирнов, М. Ю. Религиоведение в России: проблема
самоидентификации [Текст] / М.Ю. Смирнов // Вестник МГУ. - 2009. - №1. - С. 90-107.
65. Сенюткина, О.Н. Ваисовство в контексте российского политического тюркизма [Текст] / О.Н. Сенюткина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия Гуманитарные науки. - 2006. - №3 (24). - С. 35¬42.
66. Терюкова, Е.А. Понятие сектантства в российском вероисповедальном законодательстве в начале XX в. [Текст] / Е.А. Терюкова// Вестник СПб. Университета. - 2013. - №4. - С.102-106.
67. Тонконогов, А.В. Пенитенциарная сектология. Учебно-практическое пособие [Текст] / А.В. Тонконогов. - М., 2004 - 121 с.
68. Усманова, Д.М. Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». 1862 - 1916 гг. [Текст] / Д.М. Усманова. - Казань: Фон, 2009. - 568 с.
69. Фаликов, Б. З. Теория рационального выбора в осмыслении религиозной жизни [Текст] / Б.З. Фаликов // Религия и право.- 2001. - №2. - С. 8-13.
70. Фаликов, Б.З. «Неоиндуизм и Западная культура» [Текст] / Б.З. Фаликов. - М., 1994. - 220 с.
71. Храмцова, Ю.С. Изменение роли молокан в общественной жизни Терской области [Текст] / Ю.С. Храмцова// Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 279-282.
72. Хабутдинов, А.Ю. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе [Текст] / А.Ю. Хабутдинов// Вестник Евразии. - 2000. - №2. - С. 86-108.
73. Цигвинцева, Г.Л. Религиозное сектантство как предтеча революционного мировоззрения [Текст] / Г.Л. Цигвинцева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 8-3(58). - С. 199-203.
74. Черныш, А.В. Христоверие в истории Центрально-Черноземного региона России: XVIII - начала ХХ вв. [Текст] / А.В. Черныш // Вестник Челябинского университета.- 2013. - №36 (327). - С. 21 - 29.
75. Шарапова, М.А. Новая религиозность - угроза национальной безопасности [Текст] / М.А. Шарапова // Вестник Омского университета- 2015. - №2 (43).- С. 273-278.
76. Шутеев, Ю.В. «Мистическое» сектантство в российской провинции в XIX - начале ХХ веков [Текст] / Ю.В. Шутеев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2008. - №2. - С. 17-21.
77. Штерин, М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов [Текст] / М. Штерин // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. - СПб., 2000. - 276 с.
78. Шнирельман, В.А. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в ХХ веке [Текст] / В. А. Шнирельман// Вестник Евразии. - 1998. - №1-2. - С. 131-153.
79. Шакуров, К.Р. Общественно-политическая деятельность ваисовцев в ссылке [Текст] / К.Р. Шакуров// Ученые записки Казанского университета. Серия. Гуманитарные науки. - 2008. - Т.150,№1. - С. 126-132.
80.Эпштейн, А.Д. Борьба с экстремизмом и проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания в многоконфессиональной России [Текст] / А.Д. Эпштейн // Локус: люди, общества, культуры, смыслы. - 2012. - №1. - С. 91-113.
81.Яхьяев, М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе [Текст] / М.Я. Яхьяев// Исламоведение. - 2015. - №2. - С. 64-77.
Литература
88. Астахова, А.С. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции [Текст] / А.С. Астахова. - Казань, 2011. - 146 с.
89. Курдюмов, О.Г. Вопрос о происхождении русского религиозного скопчества в дореволюционной исследовательской литературе [Текст] /О.Г. Курдюмов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №2. - С. 97-100.
90. Клибанов, А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX век - 1917) [Текст] / А.И. Клибанов. - М.: Наука, 1995. - 395 с.
91. Колмакова, М.В. Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70-е гг. ХХ в. [Текст] / М.В. Колмакова// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. - Т.14, №1. - С. 52-55.
92. Лузина, Т.И. Христианское сектантство в России: история изучения [Текст] / Т.И. Лузина// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2004. - № 4. - С.16-23.
93. Ожиганова, А.А. Филиппов, Ю.В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики / А.А. Ожиганова, Ю.В. Филиппов. - М.: ИЭА РАН, 2006. - 300 с.
94. Потапова, Н.В. Историография и проблемы изучения истории евангельского христианства и баптизма на Дальнем Востоке в годы советской власти [Текст] / Н.В. Потапова// Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма», 5-7 апреля 2011 года. / Ред-сост. Н.А. Белякова, А.В. Синичкин. - М., 2011. - С. 145-153.
95. Сафронов, Р.О. Изучение сект в советском религиоведении: терминология и подходы [Текст] / Р.О. Сафронов// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2013. - № 49 (5). - С. 96- 113.
Учебная литература
96. Яблоков, И.Н. Религиоведение [Текст]: учеб. пособие /М.Н. Яблоков.
- М.: Гардарики, 2004. - 317 с.
Справочная литература
97. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник) [Текст] // Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник №1. - Ростов-на-Дону., 1998 . - 673 с.
98. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1993. - 765 с.
99. Религиозные объединения Республики Башкортостан. Справочник [Текст]. - Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2014. - 226 с.
100. Трофимчук, Н.А. Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник [Текст] / Н.А. Трофимчук. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.
Интернет- ресурсы
101. Без свидетелей. Как будут жить иеговисты после запрета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rustelegraph.ru,свободный. - Загл. с экрана.
102. В Санкт-Петербурге прошла конференция «Свобода совести в
современной России» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр «Сова». - Режим доступа: http://www.sova-
center.ru/religion/news/authorities/religion-general/2017/04/d36903/,свободный. - Загл. с экрана.
103. Венедиктов А.А. высказался о запрете Свидетелей Иеговы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=2F7AmWcblHM,свободный. - Загл. с экрана.
104. Лункин, Р.Н. Экспертное исследование по поводу употребления понятия «секта» и «сектанты» в масс-медиа в отношении верующих и их объединений [Электронный ресурс] / Р.Н. Лункин // Сетевое издание: Религия и право. - 2017. - Режим доступа:www.sclj.ru,свободный. - Загл. с экрана.
105. Михайлов, К.Н. Конструирование образа новых религиозных движений в федеральных печатных СМИ [Электронный ресурс] / К.Н. Михайлов. - Режим доступа:www.academia.edu,свободный. - Загл. с экрана.
106. «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. - Режим доступа:http://www.patriarchia.ru/db/text/530422.html,свободный. - Загл. с экрана.
107. Погасий, А. К вопросу о понятии «секта» [Электронный ресурс] /
A. К. Погасий. - Режим доступа:http://yro.narod.ru/bibliotheca/SEKTA1.htm,свободный. - Загл. с экрана.
108. Троцкий, В.Ю. Официальное разъяснение характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное доктором филологических наук
B. Ю. Троцким по запросу профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н. Кузнецова [Электронный ресурс] / В.Ю. Троцкий. - Режим доступа:http://www.defm/troi .htm,свободный. - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ