Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РОССИИ

Работа №130402

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Старообрядцы и власть в России XVII-XIX вв 9
1.1 Предпосылки церковных реформ. Взаимоотношение церкви и власти в XVII веке 9
1.2. Обоснование политической необходимости проведения церковной реформы 16
1.3. Политика властей по отношению к старообрядцам до Петра I; меры пресечения массовых самосожжений и реакция на них со стороны «раскольников» 25
1.4. Изменение государственной политики по отношению к старообрядцам в царствование Петра Первого 31
1.5. Государственная политика по отношению к старообрядцам в послепетровский период 34
Глава 2. Реформация и Церковный Раскол 37
2.1. Сопоставление Церковного Раскола и Реформации; сходства и различия 38
2.2. Старообрядческое движение как феномен свободомыслия 42
Глава 3. Феномен старообрядчества во втрой половине XIX - первой половине XX веков 45
3.1. Отношение старообрядцам у народников 45
3.2. Специфика отношения к феномену старообрядчества в советский период 52
3.3. Староверы и «протестантская этика»; отношение к старообрядчеству в советской историографии 54
Заключение 62
Список использованных источников 64

Объектом данного исследования является феномен старообрядчества в России в период с XVII - первой половины XX века.
Предмет исследования: зарождение старообрядчества (предпосылки церковной реформы патриарха Никона, первые вдохновители старообрядчества); взаимодействие старообрядческих общин в России и власти в царской России (правительственные меры против старообрядцев в царской России; реакция старообрядцев на эти меры (массовые самосожжения)); взаимодействие старообрядцев и народников (попытки народников и либеральных демократов привлечения старообрядцев на свою сторону в борьбе с царской властью, как возможных идеологических союзников; отсутствие интереса к политической борьбе с властью в среде старообрядцев); научная литература о старообрядчестве советского периода (изменение отношения к старообрядцам с представления о них как о «стихийных коммунистах», имевшее место у народников, на противоположную точку зрения («протестантская этика»: склонность старообрядцев к накоплению капитала)); старообрядчество как религиозное течение, близкое протестантизму (сопоставление протестантизма и старообрядчества).
В данной работе я, пользуясь проблемно-хронологическим методом изучения и описания исторических событий, постараюсь рассмотреть феномен старообрядчества, начиная с самого его возникновения в XVII веке и заканчивая отношением к данному феномену среди представителей советской историографии (XX век).
Целью работы является проанализировать научную литературу, посвященную старообрядчеству, систематизировать данный материал и представить выводы по каждой рассматриваемой проблеме.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопрос о происхождении старообрядчества, отметить и сделать выводы относительно причин и последствий Церковного Раскола.
2. Проанализировать взаимодействие старообрядцев и власти в царской России; указать основные правительственные акты относительно старообрядцев в данный период времени; отметить реакцию старообрядческих общин на эти меры и указать возможные причины этой реакции.
3. Изучить вопрос о взаимодействии старообрядцев и народников, пытавшихся использовать их в качестве идейного союзника в борьбе с царской властью. Указать на эффективность, или не эффективность решения народниками этой задачи; отметить в качестве вывода на отношение старообрядцев к политической борьбе в целом.
4. Проанализировать советскую научную литературу, затрагивающую феномен старообрядчества (с учетом специфики исследовательской и пропагандистской литературы данного периода); отметить ряд характерных для советской историографии черт в изучении старообрядчества.
5. Сопоставить старообрядчество и европейские религиозные объединения протестантского толка на предмет общих исторических предпосылок их возникновения и специфики трудовой этики. Отметить сходства и различия относительно данных вопросов.
Степень изученности проблемы:
Определенный интерес к старообрядчеству проявляли уже зачинатели русской исторической науки XIX века в лице С.М.Соловьева и В.О.Ключевского. Так, С.М.Соловьев посвятил личность протопопа Аввакума, как идейного вдохновителя старообрядцевнесколько страниц главы «Россия перед эпохою преобразования» своих «Чтений и рассказов по истории России». Живший в эпоху идеологических споров между славянофилами и западниками (и придерживаясь нейтральной позиции по отношению к этим спорам), автор рассматривает события церковного раскола с точки зрения западного влияния на Россию и противостояния этому влиянию со стороны раскольников: «В то время, когда в Москве с разных сторон раздавались все громче крики о необходимости перемен, о необходимости заимствования науки, искусства и ремесла у других образованнейших народов, не оставались в молчании люди, которые уперлись против новшеств, уперлись против движения народа на новый путь и в этом движении видели движение к царству антихристову, - не молчали раскольники».1
Важнейшим источником для первой главы является фундаментальная работа французского исследователя старообрядчества, нобелевского лауреата Пьера Паскаля «Протопоп Аввакум и начало Раскола», в которой автор подробнейшим образом излагает не только биографию протопопа Аввакума, но и обстоятельства отношения к нему царской власти.
Кроме того, в своей работе я опираюсь на подробные исследования вопросов, касающихся взаимодействия старообрядцев и власти XVII-XIX веков, проведенные современными авторами М.В.Пулькиным и Е.В.Романовой. В частности, в работах данных авторов содержатся исследования вопроса о гонениях на старообрядцев и их реакцию на эти гонения, то есть - массовые самосожжения. На основе изученного материала я постараюсь выделить ряд характерных особенностей реакции старообрядцев на правительственные меры, направленные против них, на протяжении всего указанного периода времени.
В данном исследовании невозможно обойти стороной и «Житие» протопопа Аввакума, написанное им самим, являющееся не только выдающимся литературным памятником (протопоп Аввакум, как известно, в данном произведении положил начало автобиографическому жанру в русской литературе), но и ценнейшим историческим источником, так как в «Житии» Аввакум выражает свою позицию по отношению к официальной церкви.
Полезным источником для данной работы является и исследование русского церковного историка Н.Ф.Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», позволяющее сделать некоторые выводы относительно состояния русской духовной жизни XVII века.
Так же, в первой главе я счел уместным упомянуть некоторые научно-популярные произведения, касающиеся личности протопопа Аввакума, самосожжений и взаимодействия царской власти и старообрядцев таких авторов как К.Я.Кожурин и Р.Г.Скрынников.
Во второй части работы я постараюсь рассмотреть феномен старообрядчества в России на рубеже XIX-XX веков и проследить изменение отношения к данному феномену в дореволюционной и послереволюционной историографии. Существенным моментом рассмотрения данной темы будет, при этом, попытка включения феномена старообрядчества в общий контекст изучения негосударственных религиозных объединений (как в России, так и в Европе). Я попытаюсь ответить на ряд вопросов, касающихся как исторических предпосылок возникновения старообрядчества, так и социальных и экономических механизмов его развития и существования в указанный период времени.
Третья глава данной работы будет посвящена рассмотрению отношения к феномену старообрядчества в дореволюционной историографии. Большое внимание в данной главе будет уделено вопросу о правомерности отношения к старообрядцам, как к «стихийным коммунистам» и возможным сторонникам в борьбе против царской власти, имевшего место у исследователей старообрядчества того времени, таких как A. С.Пругавин, придерживавшихся народнических или социал-демократических точек зрения.
В четвертой главе я попытаюсь проследить изменения, произошедшие в отношении советских исследователей старообрядчества (таких как B. Д.Бонч-Бруевич, А.И.Клибанов и другие) к данному феномену, по сравнению с работами дореволюционных авторов, и отметить возможные причины этих изменений. Кроме того, в данной главе я уделю особое внимание тем аспектам исследований авторов того времени, которые касаются экономической и социальной сторон возникновения и существования феномена старообрядчества. Важным вопросом для данной главы будет вопрос о том, присуща ли старообрядцам так называемая «протестантская этика», и, если да, то в какой степени и в чем это выражается, согласно исследованиям феномена старообрядчества советского периода. Ответ на этот вопрос позволит нам сделать вывод о степени уникальности феномена старообрядчества, как в российской, так и в европейской истории; позволит понять, имеет ли феномен старообрядчества общие черты с негосударственными религиозными объединениями Европы и мира.
Степень разработанности проблемы:
В заключение хочу указать на то, что, несмотря на широкий интерес исследователей и авторов научно-популярных сочинений к отдельным сторонам феномена старообрядчества (таким как, например, массовые самосожжения старообрядцев XVII-XIXbb.), кроме работ А.В.Пыжикова (в монографии «Грани русского раскола» автор отмечает глубочайшее влияние Церковного Раскола на весь последующий ход русской истории), серьезные обобщающие работы, посвященные феномену старообрядчества на протяжении всей его истории, в настоящее время отсутствуют. Между тем, актуальность изучения данного вопроса невозможно переоценить, так как изучение данной темы позволяет нам не только лучше понимать историю России, но и, путем сравнительного анализа старообрядчества и протестантизма, выявлять черты, характерные для негосударственных религиозных объединений в целом. На мой взгляд, исследование феномена старообрядчества имеет огромное значение, как с исторической точки зрения, так и с точки зрения социологии религии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предпринимая церковную реформу в XVII веке, руководствуясь, в том числе и политическими мотивами, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон не смогли обеспечить ее безболезненного проведения, что привело к протестным настроениям в среде старообрядцев, вылившимся в массовые самосожжения.
2. На протяжении XVII-XIX веков царской властью предпринимались как законодательные меры против старообрядцев (вплоть до смертной казни), так и попытки более мягкого отношения к ним (например, Петр I указом 1716 года дозволяет старообрядцам открыто жить в селениях и городах, при условии оплаты двойного оклада). Не смотря на это, старообрядцы были гораздо больше обеспокоены вопросами чисто религиозными, а не политическими. Их основным желанием был возврат к «старой вере», и ради этой идеи люди нередко шли на добровольную смерть.
3. Народники, пытавшиеся привлечь старообрядцев к борьбе с царской властью, не нашли в их среде сочувствия своим революционным идеям.
4. В советский период представление о старообрядцах как о «стихийных коммунистах» сменяется на противоположную точку зрения. Авторы этого периода обращают внимание на возможную склонность старообрядцев к накоплению капиталов внутри своих общин.
5. Что касается сопоставления старообрядчества в России и европейскими религиозными объединениями протестантского толка, рассмотренный нами материал позволяет, с моей точки зрения, сделать вывод о том, что, хотя феномен старообрядчества в исторических предпосылках своего возникновения имеет больше отличий от Реформации в Германии, чем сходств с ней, мы, тем не менее, можем утверждать, что с социологической точки зрения быт старообрядцев все же имеет с протестантизмом достаточно много общего. Это и консолидация представителей старообрядчества внутри своей общины в условиях государственного неприятия их идеологии; и характерные для протестантизма в целом тенденции экономического развития (такие как упорный труд, при ограничении в потреблении его результатов).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключениеданной работы я хочу указать на то, что вопрос о феномене старообрядчества в России чрезвычайно широк и представляет интерес как для исторической науки, так и для социологии религии.
В качестве одного из выводов хочу подчеркнуть, что более аккуратное проведение церковной реформы (которая была необходима для расширения взаимодействия с Западом) могло бы не привести к столь печальным последствиям - массовым самосожжениям старообрядцев. Люди, больше озабоченные проблемами духовными, чем политическими, оказались не готовы к столь резкому изменению уклада их жизни; не были в состоянии понять тех причин, которые подтолкнули царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона к принятию этих изменений.
Что касается сопоставления старообрядчества в России и европейскими религиозными объединениями протестантского толка, рассмотренный нами материал позволяет, с моей точки зрения, сделать вывод о том, что, хотя феномен старообрядчества в исторических предпосылках своего возникновения имеет больше отличий от Реформации в Германии, чем сходств с ней, мы, тем не менее, можем утверждать, что с социологической точки зрения быт старообрядцев все же имеет с протестантизмом достаточно много общего. Это и консолидация представителей старообрядчества внутри своей общины в условиях государственного неприятия их идеологии; и характерные для протестантизма в целом тенденции экономического развития (такие как упорный труд, при ограничении в потреблении его результатов).
Также, мы можем заключить, что на протяжении всей истории России старообрядчество представляет собой религиозно-политический феномен, находящийся в оппозиции к официальной идеологии государства. При этом, данная «оппозиционность» старообрядчества не выливается в, какую бы то ни было, политическую борьбу с властью, на что надеялись, например, представители народничества.
Исследователи советского периода, такие как В.Д.Бонч-Бруевич, А.И.Клибанов, руководствуясь социологическим принципом в изучении религиозного «сектантства», в том числе и старообрядчества, представили обширный обобщающий материал относительно экономических и социальных реалий существования старообрядчества.
Феномен старообрядчества развивается эволюционным, а не революционным путем, и это развитие вполне укладывается в логику существования других негосударственных религиозных объединений по всему миру.
В заключение хочу упомянуть о том литературном наследии, которое оставил нам - своим потомкам протопоп Аввакум. В настоящее время имеются работы, посвященные его литературному творчеству. Например, в 1957 году, в рамках сборника «Труды Отдела древнерусской литературы» вышла статья В.Е.Гусева «Заметки и стиле “Жития протопопа Аввакума”», в котором автор, в частности, говорит о сознательном отношении Аввакума к своему «Житию», как к цельному литературному произведению. В.Е.Гусв пишет: «Сам факт предпослания редакции В “Жития” специального введения, являющегося своеобразным литературным credo Аввакума, свидетельствует о сознательном отношении писателя не только к содержанию, но и к форме своего сочинения».70
Интерес к личности Аввакума проявляли и русские писатели, такие как Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Д.Н.Мамин-Сибиряк писал: «Исповедь попа Аввакума - этот забытый литературный перл... Его по достоинству оценил Тургенев и только по своей благовоспитанности не сопоставил с исповедью гр. Л.Толстого”»71
Таким образом, мы видим, что феномен старообрядчества имеет глубокие корни в русской истории и включает в себя чрезвычайно обширный круг тем. Кроме того, нельзя не заметить, что интерес исследователей к различным сторонам данного феномена продолжает расти, что не может не радовать.


1. Аввакум Петров. Житие протопопа Аввакума им самим написанное, и другие его сочинения. Ред. Н.Г.Сеппинг - Иркутск: Восточно-Сибиркое книжное издательство Государственного комитета РСФСР по делам издательств и книжной торговли, 1978г.
2. Бонч-Бруевич В.Д. Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX века // Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич Избранные атеистические произведения - М.,: Издательство «Мысль», 1972. - 344с.
3. БулгаковС.Н. / Народное хозяйство и религиозная личность; Из доклада в Московском религиозно-философоском обществе 8 марта 1909 года. Напечатано в “Московском еженедельнике” (1909. № 23-24).
4. Гордеева И.А. / Христианский нонконформизм в Советской России 1917­1991 гг.: состояние исследований // Экономическая история: Обозрение. - М.: Изд-во МГУ, 2008. Вып. 14, С. 117-144
5. Гусев В.Е. / Заметки о стиле «Жития протопопа Аввакума» / Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — Т. 13. — 735 с.
6. Каптерев Н.Ф. / Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович т.1 - Типография Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1909. - 525с.
7. Клибанов А.И. / Религиозное сектанство в прошлом и настоящем - М.,: Издательство «Наука», 1973. - 254с.
8. Ключевский В.О. / Исторические портреты. Деятели исторической мысли - Донецк: изд.ЦК КПСС «Правда», 1989 - 624с
9. Кожурин К.Я / Протопоп Аввакум: Жизнь за веру - М.: Молодая гвардия, 2011. - 396с.
10. Кузьмишин Л.Е. / Государственная политика Российской империи по отношению к староверческим общинам во второй половине XIX века.; Государственное управление. Электронный вестник Выпуск №27. Июнь 2011г.
11. Кутузов Б.П. К вопросу о феномене старообрядчества //http: //www.pomor- otvet.ru/?page=kutuzov 1 (дата обращения 4.5.2016)
12. Лесков Н.С. Народники и расколоведы на службе //URL: http://az.lib.ruA/leskow n s/text 1380.shtml#04 (Дата обращения 19.06.2016)
13. Мамин-Сибиряк Д.Н. Черты из живни Пепко. Собр.соч., т. VIII, Свердловск, 1950
14. Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола // Пер. с фр. С.С. Толстого; Науч. Ред. Перевода Е.М. Юхименко. - М.: Знак, 2011. - 680 с.
15. ПругавинА.С. / Раскол и сектанство в русской народной жизни - Москва: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1905. - 94с
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ