Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: семья, семейная
жизнь, готовность к семейной жизни 12
1.2. Особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков,
склонных к девиантному поведению 34
1.3. Педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у
подростков, склонных к девиантному поведению 43
Выводы по I главе 55
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности к семейной жизни у подростков склонных к девиантному поведению
2.1. Организация и методики исследования 57
2.2. Изучение сформированности готовности к семейной жизни у подростков,
склонных к девиантному поведению 64
2.3. Апробация и внедрение педагогических условий формирования
готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению 72
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению 80
Выводы по II главе 90
Заключение 93
Библиографический список литературы 98
Приложение
Актуальность темы исследования. Экономические, социальные, политические и другие преобразования, провоцирующие кризисные явления в современном обществе, оказывают негативное влияние на состояние и функционирование института семьи. Следствием чего возникает снижение ценности брачно-семейных отношений, распространяются альтернативные формы семьи, низкая рождаемость, недолговечность семьи. В связи с этим актуализируется проблема подготовки подростков к семейной жизни и необходимость разработки педагогических условий реализации данного процесса.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли. И это не удивительно, семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Одной из важных задач общества всегда была подготовка к предстоящей семейной жизни. Но эта проблема ранее не стояла так остро, как сейчас. С одной стороны, явная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих. С другой стороны, заметна угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления. Педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первоочередно для семьи. Очень поверхностными являются знания в области психологии семейных взаимоотношений, деторождении и уходе за младенцами. Неизбежное следствие безграмотности в области репродуктивного здоровья - увеличение количества случайных и нежелательных беременностей среди несовершеннолетних, которые часто влекут за собой серьезные человеческие трагедии.
По той же причине возрастает число разводов, увеличивается количество неполных семей, в результате чего происходит ухудшение реализации важнейших социальных функций, таких как воспитательная, социализирующая, адаптирующая и так далее.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости института семьи для стабильности жизни общества и государства, сохранения и поддержания национальной безопасности. В социально - демографической политике Российской Федерации присутствует установка на полную и многодетную семью как гарант развития общества, государства, нации. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования готовности подрастающего поколения к семейной жизни.
Анализ научной литературы показал, что семейные отношения всегда регулировались обществом, это происходило путем формирования ценностей, норм морали и нравственности. Для стабилизации семейной сферы рассматривались различные направления в педагогических исследованиях. Существует ряд работ, посвященных проблемам молодой семьи. Рассматриваются такие проблемы, как нестабильность молодой семьи [11,45], успешность брака, зависящая от сходства ожиданий молодых супругов [58,69]. Различные работы, обращаются к добрачному периоду, а именно к мотивам вступления в брак (Н.Н. Посысоев [87], Л.Б. Шнейдер [121]) и мотивам выбора брачного партнера (Г. Навайтис [79], И.В.Гребенников [37], Л.Я. Гозман [34], Е.Г. Силяева [101], Н.Я. Соловьев [105]).
Имеются исследования, в которых раскрываются направления подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни (А. С. Запесоцкий [48], A.B. Мудрик [76], М.И. Рожков [93], В.И. Слободчиков [113]), рассматриваются вопросы взаимосвязи полового и нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, культуры взаимоотношений юношей и девушек (В.В. Абраменкова [1], П.П. Блонский [20], Г.К. Зайцев [45], В.М. Кабаева [55], И.С. Кон [60], О. Кунц [66], А.Л. Санников [94]).
По мнению Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана, И.В. Дорно [42,54], подготовка к семейной жизни всегда была одной из главных задач подросткового (юношеского) возраста. Существуют работы, посвященные подготовке к семейной жизни у молодежи, у подростков в возрасте 14- 16 лет, у детей- сирот, но особенность готовности девиантных подростков или подростков, склонных к девиантному поведению к семейной жизни не рассматривается.
Степень разработанности проблемы. Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся в работах, И.В. Гребенникова [37], Т.А. Куликовой [65]. Они выявили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.
Исследуются пути и формы, реализации опыта нравственных взаимоотношений и подготовки подрастающего поколения к самостоятельной семейной жизни (О.Н. Гноевая [33], И.В. Гребенников [37], P.P. Мухаметзянов [77], Г.А. Сатаева [95]). Е.И. Зритневой разработана концепция воспитания будущего семьянина [52].
Различные направления воспитания семьянина (медицинские, гигиенические, психологические) показаны в работах В.Е. Кагана [54], И.С. Кона [60], А.Г. Харчева [116], А.Г. Хрипковой [117] и др. Особую ценность в подготовке старшеклассников к семейной жизни представляют работы этнопсихологов B.C. Кукушкина, B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой и др [64,78, 86].
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы готовности к семейной жизни, вопросы формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению не нашли достаточного изучения.
В связи с этим существует ряд устойчивых противоречий между: потребностью общества в формировании социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточно разработанными условиями формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению?
Цель исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект: процесс формирования готовности к семейной жизни у подростков.
Предмет: педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, будет успешным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику
понятия «готовность к семейной жизни»;
- выделить структурные компоненты готовности к семейной жизни;
учитывать особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению;
- реализовать соответствующие педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению: 1) учет витагенного опыта подростков, склонных к девиантному поведению; 2) применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Путь во взрослую жизнь».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Определить содержание и сущностные характеристики понятий: «семья», «семейная жизнь», «готовность к семейной жизни».
2) Определить особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
3) Выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
4) Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности педагогических условий формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения современной теории семьи (А. Адлер [2], A. И. Антонов [11], В. А. Борисов [22], С. И. Голод [35], В. Б. Голофаст [36], И. С. Кон [60], В. Сатир [96], А. Б. Синельников [102]); психологические особенности семьи и психология семейных отношений (Т. М. Афанасьева [13], А. А. Бодалев [19], Я. Л. Коломинский [59], Н. Н. Обозов [83], Э. Г. Эйдемиллер [122]); педагогические основы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни (В. И. Барский [14], С. Т. Шацкий [120], Т. И. Юферёва [124]); концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин) [16]; идеи, подходы и механизмы формирования ценностных отношений, личностного опыта и субъектной позиции учащихся (А.Г. Асмолов [12], Е.В. Бондаревская [21]); концепция воспитания будущего семьянина Е.И. Зритневой [52].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ и синтез психолого¬
педагогической литературы по изучаемой проблематике, систематизация, сравнение и обобщение;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа №88». Всего в исследование приняло участие 78 подростков, из которых 34 подростка, склонных к девиантному поведению, в возрасте 14-16 лет составили выборку исследования.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с 2015 по 2016г.г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись педагогические условия, разрабатывалась программа формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезы исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2017 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем: раскрыты, обоснованы и апробированы на практике педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Путь во взрослую жизнь».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования готовности к семейной жизни за счет определения сущности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать готовность к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Разработана и апробирована формирующая программа «Путь во взрослую жизнь», позволяющая сформировать готовность к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий в практике образовательных учреждений с целью подготовки будущего семьянина. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать эффективной работе классных руководителей, учителей, воспитателей по повышению уровня готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Также результаты исследования могут использоваться в организации учебного процесса общеобразовательных учреждений и специальных учреждений для детей с девиантным поведением.
Положения, выносимые на защиту:
1. Готовность к семейной жизни - это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, принятие ценностей супружества, наличие теоретических знаний и практических умений межличностного взаимодействия, рационального ведения домашнего хозяйства.
2. Компонентами готовности к семейной жизни у подростков являются:
У Когнитивный компонент, определяющий знание основ нормативно-правовых семейных отношений и их регулирования.
У Ценностный компонент представляет сформированные ценности семейно-брачных отношений.
У Поведенческий компонент, включающий навыки эффективного поведения в условиях семейной жизни.
3. Педагогическими условиями формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению являются:
- учет витагенного опыта подростков, склонных к девиантному поведению;
- применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Путь во взрослую жизнь».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня готовности к семейной жизни у подростков , склонных к девиантному поведению; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости р<0,05 и р<0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2015-2017 гг. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «СОШ №88» по формированию готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, посредством публикаций научных статей.
Результаты исследования нашли отражения в публикации автора, в том числе: в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета, Института психологии и образования «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (2017 г. выпуск 20).
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях студентов и аспирантов КФУ (Казань, 2017 г.); на педагогических советах МБОУ «СОШ №88» - «Особенности семьи девиантных подростков» (11.01.16), «Готовность к семейной жизни одна из составляющих профилактики «трудных» подростков» (07.11.16), «Педагогические условия формирования готовности к семейной жизни» (24.03.17); на республиканском форуме «Детство без насилия» (18.04.16), а также на обучающем семинаре «Содержание и технологии организации педагогического руководства в детском общественном движении в рамках реализации Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2020 г.г.» (2016 год). Кроме того основные положения исследования были изложены в работе мастер-класса «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе с учетом требований ФГОС» (28-29.03.16).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Кризисные явления в современном обществе, связанные с экономическими, социальными, политическими и другими преобразованиями, оказывают негативное воздействие на состояние и функционирование института семьи. Следствием подобных тенденций является снижение ценности брачно-семейных отношений, распространение их альтернативных форм, низкая рождаемость, стабильно сохраняющаяся недолговечность семьи. В связи с этим актуализируется проблема подготовки подростков к браку и семейной жизни и необходимость разработки педагогических условий реализации данного процесса.
Подготовка к предстоящей семейной жизни всегда была одной из главных задач, не менее важной, нежели подготовка к труду. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас.
В социально-демографической политике Российской Федерации присутствует установка на полную и многодетную семью как гарант развития общества, государства, нации. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования готовности подрастающего поколения к семейной жизни.
Мы определили цель нашего исследования, разработать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Также выдвинули были выдвинуты ряд задач. Далее мы осветим результаты решения поставленных задач.
1 задача. Определить содержание и сущностные характеристики понятий: «семья», «семейная жизнь», «готовность к семейной жизни».
Семья - это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном развитии.
Семейная жизнь — исключительно особая, интимная область человеческих взаимоотношений, которые не в полном объеме могут регулироваться нормами права. Мы под семейной жизнью понимаем жизнь в созданной семье, то есть быть членом этой социальной группы, новообразовавшейся ячейке общества.
Готовность к семейной жизни - система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, принятие ценностей супружества, наличие теоретических знаний и практических умений межличностного взаимодействия, рационального ведения домашнего хозяйства.
2 задача. Определить особенности формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Учитывая особенности подросткового возраста, в исследовании говорится не об актуальной, а о прогностической готовности к семейной жизни, то есть о принципиальной осознанной готовности к данному шагу в будущем. Для подростков, склонных к девиантному поведению свойственна именно прогностическая готовность, так как в подростковом возрасте существует тенденция к несформированности четких представлений собственной будущей семейной жизни и идеализации её отдельных сторон.
Одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.
Подростки, склонные к девиантному поведению, проживают в неблагополучных семьях и усваивают негативный опыт семейной жизни.
Специфика формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению связана с переориентацией учащихся, имеющих негативный опыт отношений, на позитивный.
3 задача. Выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
В контексте нашего исследования под условиями готовности к семейной жизни мы понимаем совокупность обстоятельств, оказывающих влияние на протекание исследуемого нами процесса.
Теоретический анализ позволил выявить следующие педагогические условия формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению:
- учет витагенного опыта подростков, склонных к девиантному поведению;
- применение различных форм и методов работы, включенных в программу «Путь во взрослую жизнь».
1 условие. Витагенный опыт рассматривается как личностно значимая, наиболее часто актуализируемая часть жизненного опыта человека, составляющая жизненно активное единство его эгоцентрического мироотношения. Отсюда появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе воспитания на витагенный опыт как на базовый, личностно значимый. С другой стороны, возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта, на корректировку ошибочных представлений и на расширение границ витагенного опыта.
Витагенный опыт учитывался нами с помощью постановки уточняющих вопросов подростку, например: «Попадал ли ты в такую ситуацию?», «Как ты себя чувствовал в этот момент?», «Как разрешил подобную проблему». Так же предлагалось незаконченный рассказ или ситуация, а задача подростков заключалась в дополнении, насыщении содержанием, опираясь на свой жизненный опыт». Перед ознакомлением с темой обсуждения учащиеся должны были ответить, что они знают об этом, приходилось ли сталкиваться с подобным в жизни».
Во время проведения формирующего эксперимента создавались проблемные ситуации, подростки выполняли творческие задания в виде сочинений, давали друг другу во время проведения ролевой игры советы, основанные на их витагенном опыте.
2 условие. Использование программы «Путь во взрослую жизнь» для повышения уровня готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель программы заключается в формировании позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности, представлений о семейных ролях, развитии умений и навыков межличностного взаимодействия.
В программе «Путь во взрослую жизнь» использовались такие формы и методы как, групповая работа, организация диспутов и дискуссий, изучение и анализ проблемных ситуаций и задач, практические упражнения и задания, сюжетно-ролевые игры и ситуационно-ролевые упражнения, мозговой штурм и др.
4 задача. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности педагогических условий формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению.
Чтобы определить уровень сформированности готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению, для каждого компонента были выбраны отдельные методики.
Когнитивный компонент: Модифицированный тест на знания основ нормативно-правовых семейных отношений и их регулирования.
Ценностный компонент: Модифицированный опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» для выявления значимости семейной жизни.
Поведенческий компонент: Модифицированная тест-карта оценки готовности к семейной жизни.
После проведения контрольного этапа эксперимента мы получили следующие результаты:
В экспериментальной группе доминирующим является высокий уровень когнитивного компонента готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению и составляет 50% испытуемых (8 человек).
В ценностном компоненте доминирует так же средний уровень и составляет 50% исследуемых (8подростков). Но при этом высокий показатель увеличился на 25% и составил 31,25% исследуемых (5 детей), а низкий показатель уменьшился на 25% и составил 18,75% исследуемых (3 человека).
В поведенческом компоненте готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению высокий уровень составил 18,75% подростков, низкий показатель понизился на 18,75% и средний уровень по-прежнему составил 37,5%.
Результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику в повышении уровня готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению. Что говорит о результативности педагогических условий и созданной на их основе программы «Путь во взрослую жизнь». Гипотеза исследования подтвердилась.
В результате опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования готовности к семейной жизни у подростков, склонных к девиантному поведению определены значимые положительные изменения в экспериментальном классе после формирующего этапа эксперимента, в контрольном классе значимых существенных различий не наблюдается.
Эти данные подтверждены методами математической обработки. Следовательно, можно заключить, что гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2011. -№ 1.- С. 143-154.
2. Адлер. А. Созвездие семьи / Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: Хрестоматия / А. Адлер. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
3. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман // Семейная психотерапия: хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2010. - С. 17-27.
4. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно- нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Н. Новгород: ГОУ ВПО «НГПУ», 2010. - 50 с.
5. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи / Л.С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М., 1980. - С. 45-58.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2012. - 267 с.
8. Андронникова О.О. Психологическая готовность студентов к семейной жизни / О.О. Андронникова // Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Междунар. Науч.-практ. Конф., 22-26 апреля 2011 г. / под общ. ред. О.А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. - Новосибирск, - 2011. - С. 149-156.
9. Анисютина С.А. - Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль: ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2011. - 23 с.
10. Анисютина С.А. Программа социально-педагогического
сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни / С.А. Анисютина // Ярославский педагогический вестник. - 2011 - № 1
- С. 27-31.
11. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: учеб. пособие / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.,1996.. - М.: Братья Карич, 1996. - 124 с.
12. Асмолов А.Г. Деятельность и установка: учеб. пособие / А.Г. Асмолов.
- М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
13. Афанасьева Т. М. Семья: учеб. пособие / Т.М. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1988. - 285 с.
14. Барский В. И. Воспитание «потребности человека в семье» как необходимое условие подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни / В.И. Барский / Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР, 21 - 24 июня 1971 г. - Тбилиси, 1971. - 1005 с.
15. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
16. Белкин А. С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход / А. С. Белкин // Образование и наука. - 2001. - № 2. -С. 35-40.
17. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Педагогика, 1988. - 254 с.
18. Бецкой И. И. Генерального плана Императорского воспитательного дома исполнительное учреждение вдовьей, ссудной и сохранной казны, в пользу всего общества / И. И. Бецкой. - СПб.: Сенатская тип, 1772. - 40 с.
19. Бодалев А. А. О формировании отношений в семье / А.А. Бодалев // журнал Советская педагогика. - 1991. - №8. -С. 39-44.
20. Блонский П,П. Очерки детской сексуальности / П.П. Блонский. — М.: Изд. центр ин-та охраны здоровья детей и подростков, 1935. - 125 с.
21. Бондаревская P.C., Гагин, Ю.А., Михайлова, Е.В. Акмеологический
подход в деятельности образовательных учреждений: метод.
Рекомендации / P.C. Бондаревская, Ю.А. Гагаин, Е.В. Михайлова. - СПб.: СПбГУПМ, БПА, 2010. - 73 с.
22. Борисов В.А. Деградация института семьи и пути её преодоления / В.А. Борисов // Семья в России. 1995. -№ 1-2.
23. Борман Р. Молодежь и любовь / Р. Борман. - М.: Прогресс, 1975. - 160 с.
24. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М.: Роспедагентство, 1994. - 136 с.
25. Варга А. Я. Семья в психологической консультации:опыт и проблемы психологического консультирования / А.Я. Варга. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
26. Вертиховская М. И. Преподавание этики и психологии семейной жизни в школе: из опыта работы / М.И. Вертиховская, Д.Г. Гальпер, С.А. Ковалев; Сост. А.С. Красовский. - Минск: Нарасвета, 1990. - 127 с.
27. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. - М.: Книга, 1998. - 288 с.
28. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений / В. Владин, Д. Капустин. - М.: Высшая школа, 1987. - 124 с.
29. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. - Методологические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 110-116.
30. Волченкова Е.В. Готовность личности к семейной жизни: Теоретико¬
методологические подходы / Е.В. Волченкова // Журнал Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров,
2010. - № 4. - С. 101-104.
31. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528 с.
32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1993. - 337 с.
33. Гноевая О. Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: Автореф... дис. канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский: ГОУ ВПО «КГУ им. В.Беринга», 2006. - 23 с.
34. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина //Вопросы психологии - 1985. - № 2. - С. 186-187.
35. Голод С.И. Будущая семья: какова она (социально-нравственный аспект) / С.И. Голод. - М.: Знание, 1990. - 62 с.
36. Голофаст В. Б. Функции семьи. Семья и личность / В.Б. Голофаст. - М.: Педагогика, 1974. - 166 с.
37. Гребенников И. В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1999 - 158 с.
38. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребеннюк, Т.Б. Гребеннюк. - Калининград: Янтарный сказ, - 2010. - 572 с.
39. Девиантное поведение подростков [Электронный ресурс] режим доступа: http: //studbooks .net/1612580/psihologiya/deviantnoe_povedenie_p odrostkov.
40. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения / М.А. ДЖерелиевская. - М.: Смысл, 2012. - 191 с.
41. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: монография / А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, - 2001. - 152 с.
42. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония / И.В. Дорно. - М.:Педагогика,1990. - 272 с
43. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1999. - 151 с.
44. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения.
Социально-психологический подход к проблеме / Ю.М. Жуков. - М.: Просвещение, 1976. - 277 с.
45. Зайцев Г.К. Валеология: культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей /Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 272 с.
46. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 138 с.
47. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнникова, С.М. Тюнникова. - М.: Профессиональное образование, 1992. - Ч. 2. 127 с.
48. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 211 с.
49. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. - СПб.: Медицина, 2010. - 336 с.
50. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
51. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А.Г. Здравомыслов. - Л.: ЛГУ, 1964. - 74 с.
52. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: Автор. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь: Северо- Кавказск. гос. технич. универс., 2013. - 19 с.
53. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Автор. дис. ...д-ра пед. наук. - Челябинск: Челяб. гос. универ., 2011. - 383 с.
54. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: руководство для врачей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - Л.: Медицина, 1986. - 336 с.
55. Кабаева В.М. Я мой образ жизни - мое здоровье: Программа
психологического обучения и воспитания школьников: метод.
Рекомендации /В.М. Кабаева. -М., 2012. - 188 с.
56. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. - М.:
Роспедагенство, 1995. - 105 с.
57. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 41 с.
58. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. -М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
59. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск: БГУ, 1976. - 350 с.
60. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. - М.: Медицина, 1990. - 386 с.
61. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.
62. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни / Б.С. Круглов // Вопросы психологии. - М., 1986. - № 4. - С. 63-68.
63. Кудрявцев В.Н. Личность преступника / В.Н. Кудрявцев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 364 с.
64. Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы: учеб.
пособие / В.С. Кукушкин. - Ростов на Дону: Издательский центр
«МарТ», 2012. - 320 с.
65. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
66. Кунц О. Педагогические проблемы полового воспитания в школе: пособие для спецкурса / О. А. Кунц. - Пермь: Изд-во ЛИ, 1976. - 121 с.
67. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - М., 2001. - № 2. - С. 101-104.
68. Курс лекций по дисциплине «Основы права». Тема 11.2. Источники семейного права [Электронный ресурс] - 2013. - Режим доступа: http://scibook.net/osnovyi-prava-pravovedenie/112-istochniki-semeynogo- 34366.html
69. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - Спб.: Речь, 2013. - 256 с.
70. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.
71. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. - М.: Москва-Воронеж, 1997. - 359 с.
72. Лоскутов В. Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в ВСРФ: Автор. дис... д-ра психол. наук.- М.: МИГУ им.Ленина, 1994. - 34 с.
73. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480 с.
74. Манина Л.А. Психологические особенности осознания семьи
подростками с девиантным поведением / Л.А. Манина // Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные
направления исследований: материалы ежегодной науч.-практ.
конференции студ. и аспир. фак. психологии и соц. раб. - Тверь: Твер гос ун-т, 2010. - 176 с.
75. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.
76. Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы
самоопределения / A.B. Мудрик. - М.: Просвещение, 1997. - 64 с.
77. Мухаметзянов P.P. Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики / P.P.
Мухаметзянов: Автор. дис...кандид. пед. наук. - Казань: ТГГПУ, 2006. - 259 с.
78. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с
79. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. -
М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 1999 - 224 с.
80. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
81. Невский И. А. Склонности учащихся, их изучение и развитие в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1964. - 18 с.
82. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
83. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев, 1990. - 316 с.
84. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков / Р.В. Овчарова. - Москва-Берлин: Международное издательство «Palmarium», 2013. - 638 с.
85. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - М.: Мир и образование, - 2016. -736 с.
86. Оконешникова А.П.. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. - Пермь: Якутский государственный ун-т, 1996. - 151 с.
87. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
88. Платон, Аристотель, Сенека. - М.: Республика, 2011. - 268 с.
89. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк. 2004. - 512 с.
90. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
91. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 236 с.
92. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях в семье / Т.И. Пухова //Вопросы психологии. - 1996. - № 2. С. 14-18.
93. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
94. Санников А.И. Сущность творческого потенциала личности и возможности его развития / А.И. Санников// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 1999. - № 4. С. 51 -61.
95. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома / Г.А. Сатаева: Автор. дисс... канд. пед. наук. - Казань: КГПУ, 2004. - 226 с.
96. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М.: Педагогика- Пресс, 1992. - 190 с.
97. Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н.Г. Свинина// Педагогика. - 2001. № 7. С. 29-35.
98. Семенов H.H. Этимология рефлексии / Н.Н. Семенов //Рефлексивные процессы и управление. - М., 2004. -№ 2. С. 72-77.
99. Сизанов А. Н. Безопасное и ответственное поведение / А. Н. Сизанов. - Беларусь, 1999. - 90 с.
100. Сизанов А. Н. Здоровье и семья: психологический портрет / А. Н. Сизанов. - Беларусь, 2008. - 325 с.
101. Силяева Е.Г. Современные исследования семейно-брачных отношений. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов/ Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002, 192 с.
102. Синельников А. Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем / А.Б. Синельников // Социологические исследования. - М: Наука, 1992. - С. 27-37.
103. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.: Генезис, 2000. - 272 с.
104. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - M.: ВАКО, 2005. - 122 с.
105. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня: социологическое исследование / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 287 с.
106. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
107. Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы. Очерки // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов /Сост. П.А. Лебедав. - М.: Педагогика, 2011. - 408 с.
108. Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М.П. Стурова, В.И. Силенков // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42.
109. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1993. - 228 с.
110. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей: монография / В.С. Торохтий.- М.: Центр социальной педагогики, 1996. - 218 с.
111. Трапезникова Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Т.М. Трапезникова. - Л.: ГУ, 1990. - 176 с.
112. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. - 413 с.
113. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — M.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
114. Федорова Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к семейной жизни: Автор. дис... канд. пед. наук. - Челябинск: ГОУ ВПО «Курганский государственный университет», 2009. - 20 с.
115. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.
Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов.
энциклопедия, 1983. - 840 с.
116. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979. - 162 с.
117. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка подросток - девушка / А.Г. Хрипкова. - М.:Просвещение, 1981. - 186 с.
118. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Шакеева Ч. А. - М.: Ин¬т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 186 с.
119. Шафии Нежад Роя Карим Педагогические условия подготовки старшеклассниц общеобразовательных школ Ирана к семейной жизни: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Душанбе, 2014. - 17 с.
120. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. - М.: Акад. пе. наук РСФСР, 1962. - Т.2. - 476 с.
121. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
122. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Мастера психологии / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб: Питер, 1999. - 652 с.
123. Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 323 с.
124. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков. Вопросы психологии / Т.И. Юферева. - М., 1985. № 3. С. 84 - 90.
125. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автор. дис... д-ра пед. наук. - Челябинск: Челяб. гос. пед. универст., 1992. - 23 с.
126. Ярыгина Н. Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни: Автор. дис. канд. психол. наук. - М.: Нижегородс. гос. пед универсс., 2013. - 20 с.