Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования публичной политики 6
1.1. Понятие и сущность публичной политики 6
1.2. Генезис российской публичной политики в интернет-пространстве....25
Глава 2. Анализ механизмов взаимодействия субъектов публичной политики в интернет-пространстве 35
2.1. Изучение направлений деятельности органов власти РФ в области
электронной демократии 35
2.2. Исследование актуальных проектов сетевой демократии в России 47
2.3. Проблемы в развитии интерактивных механизмов сетевого публичного
управления 51
Глава 3. Совершенствование механизмов общественного интернет-участия в публичной политике 60
3.1. Предложения по адаптации краудсорсинговых технологий для решения
задач государства 60
3.2. Разработка ПР-проекта по повышению гражданской активности в Сети
«Казанский Самиздат в массы» 68
Заключение 82
Библиографический список 87
Приложения
Публичность является важной характеристикой политики любого государства. Государственная, шире - публичная, политика предстает, с одной стороны, как ответ на насущные проблемы, которые приходится решать государству и другим публичным факторам и которая трудно поддается встраиванию в какую-либо теоретическую конструкцию. С другой стороны, прошедшая теоретический анализ публичная политика приобретает характер парадигмального действия для других политиков в сходных ситуациях. Стратегия развития государства является результатом публичной политики, которая зависит от многих обстоятельств.
В первую очередь это касается политических, институциональных и культурно-ценностных факторов, динамики экономического развития страны. Каждая страна имеет свой собственный набор национальных компонентов, властных отношений и предыдущий опыт формирования стратегии развития. Однако общим фактором для всех политических систем является, по мнению российского политолога А.И. Соловьева, правящий режим, направленность которого становится синонимом государственных стратегий. Таким образом, каждый социально-политический актор, который пытается влиять на их содержание, должен как минимум:
1) иметь в своем распоряжении значительные для данного режима ресурсы, которые нельзя игнорировать, поскольку они способны изменить целевые ценностно-ориентационные установки обслуживающих режим элитных групп;
2) владеть технологическим потенциалом оказания давления на правящую коалицию (имея «ходы», «каналы» включения во власть).
При этом важно помнить, что, даже обладая ресурсами, но без способов доставки «своих интересов» социальные группы не смогут оказать влияние на стратегические цели центральных исполнительных органов, которые поддерживают хотя и постоянные, но избирательные контакты и с другими государственными институтами, включенными в процесс распределения ресурсов, и с определенными гражданскими структурами.
Таким образом, содержательная характеристика стратегии государства как результата публичной политики зависит от политического режима, а также от того, насколько стабильны или располагаются в переходном положении исследуемые системы. В последние годы в России предоставление государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Развитие и применение этих услуг стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в обществе и в органах власти.
Объект работы - интернет-активность государства и населения.
Предмет работы - механизмы реализация публичной политики в интернет-пространстве.
Цель работы - исследование форм и методов интернет-активности в процессе реализации публичной политики.
Задачи, поставленные в работе:
- раскрыть понятие и сущность публичной политики;
- рассмотреть генезис российской публичной политики в интернет- пространстве;
- изучить направления деятельности органов власти РФ в области электронной демократии;
- исследовать актуальные проекты сетевой демократии в России;
- выявить проблемы в развитии интерактивных механизмов сетевого публичного управления;
- разработать предложения по адаптации краудсорсинговых технологий для решения задач государства;
- разработать ПР-проект по повышению гражданской активности в Сети «Казанский Самиздат в массы».
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические материалы, данные Интернет.
Теоретической основой исследования послужили труды: отечественных авторов по рассматриваемому вопросу. Концептуальные аспекты публичной политики рассматривают такие ученые, как: Н.Ю. Беляева, А.В. Волкова, Ю.А. Красин, В.Е. Николаев, М.Б. Горный, А.Ю. Сунгуров и др. Вопросы интернет-активности рассматривают такие ученые, как: И.Ю. Богдановская, Г.В. Голосов, В.И. Дрожжинов, Ю.В. Ирхин, В.В. Павленко, С.С. Плятто и др.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа, анкетирование.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введение обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследования публичной политики. Во второй главе проводится анализ механизмов взаимодействия субъектов публичной политики в интернет- пространстве. В третьей главе рассматриваются пути совершенствования механизмов общественного интернет-участия в публичной политике. В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Дипломная работа выполнена на 82 страницах (без учета приложений) и содержит: 9 рисунков, 2 таблицы, 50 источников, 5 приложений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проведено обобщение теоретических аспектов, касающихся интернет- активности как формы реализации публичной политики, а также приведены результаты исследования текущего состояния электронного правительства в РТ и проблем и перспектив развития электронного правительства в РТ, по мнению самих жителей республики.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать выводы выполнении поставленных задач:
- раскрыто понятие и сущность публичной политики.
Развитие теории и практики публичного управления в России идет с ориентацией на западноевропейские и американские исследования. Публичные ценности не могут сформироваться без участия государства, при условии, что оно не навязывает обществу свои приоритеты, а привлекает граждан к сотрудничеству.
Сейчас сформировался общественный и политический заказ на новое государственное управление. Провозглашенный лозунг «сильное и эффективное государство» на практике означает, что госаппарат и бюрократия интегрирована в гражданское общество и находится под постоянным контролем, препятствующим обособлению чиновничьей корпорации и чрезмерному проявлению ее партикулярных интересов. Государство берет на себя удовлетворение тех общественных нужд, которые не может обеспечить рынок.
- рассмотрен генезис российской публичной политики в интернет- пространстве.
Новейшей тенденцией в публичном управлении выступает обращение к «публичным ценностям», прежде всего в рамках концепции «менеджмента публичных ценностей», которая возникла под влиянием теории политических сетей и «governance».
С точки зрения публичной политики, социальные сети являются интернет-ресурсом с не до конца изученными и раскрытыми возможностями. Но потенциал данных веб-сервисов очень велик.
- изучены направления деятельности органов власти РФ в области электронной демократии.
В современном обществе роль социальных сетей неуклонно возрастает, поскольку одной из главных их особенностей являются интерактивность и свобода от властной вертикали. Важные особенности данных социальных медиа, которые делают их актуальными:
- возможность осуществлять социальную, политическую и агитационную деятельность, содержащую механизмы обратной связи;
- возможность оперативно реагировать на запросы граждан, идущие напрямую, через социальную сеть; способность влиять на политические и социальные процессы в обществе; возможность выделять политических лидеров; открытый доступ к социальным и политическим материалам, находящимся на страницах данных интернет-ресурсов.
Развитие новых медиа в России происходит хаотично, спонтанно, российским блогам и социальным сетям не хватает глубинного анализа и стратегии развития, а пользовательскому сообществу - проектов, нацеленных на улучшение культуры виртуального общения.
Для России важно сегодня с учетом мирового опыта проектировать и запускать социальные сети с социально-ориентированным контентом.
Главной целью формирования электронного правительства является повышение качества государственного управления, которое определяется тем, в какой степени деятельность органов государственной власти соответствует легитимным интересам граждан Российской Федерации источника их власти. Поэтому ключевыми индикаторами, отражающими степень успешности формирования электронного правительства, должны быть оценки различных аспектов качества государственного управления, осуществляемые независимыми от органов государственной власти организациями.
Потенциальные пользователи электронного правительства - это граждане и организации, которые регулярно пользуются Интернетом (не менее одного раза в месяц) обладают навыками пользования веб-браузером, ведения электронной переписки, просмотра и редактирования текстовых документов в офисных пакетах.
- исследованы актуальные проекты сетевой демократии в России.
В РТ было проведено социологическое исследование аналитическим центром «Эксперт» в феврале-марте 2015 г. В исследовании приняло участие 3200 человек из различных городов и районов РТ. Им было предложено оценить текущее состояние электронного правительства в РТ, а также дать оценку жизнеспособности, востребованности и полезности этих инструментов в республике и в стране в целом.
Звучали мнения о том, что перевод государственных услуг в электронный формат является требованием времени в эпоху распространения интернета, в значительной степени неизбежным, а также упоминания о важной роли сокращения времени на получение государственных услуг, если они будут оказываться в электронном виде.
Противники идеи развития «Электронного правительства» регулярно ссылаются на отсутствие у них компьютера и доступа к всемирной паутине, но чаще всего - на отсутствие желания осваивать интернет-технологии по причине их непривычности, сложности для понимания и отсутствия необходимости.
- выявлены проблемы в развитии интерактивных механизмов сетевого публичного управления.
Далее были изучены основные проблемы и перспективы развития электронного правительства в РТ, по мнению самих жителей РТ. Исследование проводилось в апреле 2016 года.
Проведенное исследование показало:
1) основным тормозом процесса оказания электронных услуг является отсутствие спроса и недостаточный уровень распространения интернета;
2) отсутствие ответственности чиновников за некачественное представление электронных государственных услуг и отсутствие возможности оценить такого рода услуги;
3) существует перспектива спроса на государственные услуги в электронной форме среди представителей молодежи;
4) граждане считают, что инициатором развития электронных форм взаимодействия органов власти, граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций должны быть сами граждане (это мнение жителей столица и городов республики).
- разработаны предложения по адаптации краудсорсинговых технологий для решения задач государства.
Одним из самых актуальных вопросов развития регионального управления является поиск и использование качественно новых технологий. К их числу относится краудсорсинг, быстро развивающийся и успешно зарекомендовавший себя как эффективное средство достижения целей.
Краудсорсинг - это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением процесса на отдельные части.
- разработан ПР-проект по повышению гражданской активности в Сети «Казанский Самиздат в массы».
Поскольку было выяснено, что граждане РТ считают, что инициатором развития электронных форм взаимодействия органов власти, граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций должны быть сами граждане, в работе предлагается проект по повышению гражданской активности в Сети «Казанский Самиздат в массы». Основной акцент сделан на использование для реализации проекта интернет-площадок.
Целью проекта «Казанский Самиздат в массы» является создание площадки для популяризация самостоятельной издательской деятельности среди авторов и читателей на территории Республики Татарстан.
С целью определения наиболее удачного варианта размещения информации об организации в интернете был проведен анализ существующих сайтов подобной тематики, рассмотрены возможные 86
вариантов создания самостоятельной интернет-площадки объединения, определены преимущества и недостатки платных и бесплатных хостигов.
Из проведенного анализа был сделан вывод, что для реализации проекта потребуется создать сайт на основе платного хостинга.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод о том, создание электронного правительства неразрывно связано с повышением инернет-активности как формой реализации публичной политики. Система электронного правительства представляет собой серьезный инструмент реформы, способствующий решению проблем улучшения деятельности правительства, правоохранительных органов, судебной системы, повышения качества предоставляемых государственных услуг, сокращению коррупционных рисков вследствие исключения прямых контактов потребителей и исполнителей услуг.
1. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации» / КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) / КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы РФ «Информационное общество» (2011 - 2020 гг.)».
5. Байнова М.С. История государственного управления в России. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 429 с.
6. Байнова М.С., Медведева Н.В., Рязанцева Ю.С. Основы государственного и муниципального управления. - М.: Директ-Медиа, 2016 - 459 с.
7. Беляева Н.Ю. «Публичная политика» как термин, понятие и научная категория / Электронная библиотека «Гражданское общество». - URL: http://www.civisbook.ru/
8. Богдановская И.Ю. Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода. Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества / под ред. И.Л. Бачило, А.А. Антопольского. - М.: Юркомпани, 2012. - 252 с.
9. Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного Общества: монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 174 с.
10. Варакута С.А. Связи с общественностью: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 207 с.
11. Влияние через социальные сети / под общ. ред. Е.Г. Алексеевой. - М.: Дело, 2010. - 200 с.
12. Волкова А.В. Политико-аксиологический подход к анализу систем публичного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. -
2012. - №3 - С. 63-72.
13. Волкова А. Ценности как ориентир современного публичного управления // Государственное и муниципальное управление. - 2014. - №4. - С. 52-55.
14. Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 736 с.
15. Галузо В.Н., Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России: учебное пособие. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012 год - 479 с.
16. Голосов Г.В. Демократия в России: инструкция по сборке. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 205 с.
17. Горкина М.Б. PR на 100 %: Как стать хорошим менеджером по PR. - М.: Альпина Паблишерз, 2012. - 240 с.
18. Дрожжинов В.И. Региональное электронное правительство: стратегия создания, архитектура, типовые решения. - М. Эко-Трендс, 2014. - 288 с.
19. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика // Государственная служба. - 2014. - № 4. - С. 163-173.
20. Кабашов С.Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот. Термины и определения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
21. Кин Д. Демократия и декаданс медиа. - М.: Изд-во ВШЭ, 2015. - 553 с.
22. Красин Ю.А. Публичная политика / Электронная библиотека «Гражданское общество». - URL: http://www.civisbook.ru/
23. Краткий курс лекций по дисциплине «Публичная политика» - URL: http://studme.org/1584072018235/politologiya/publichnaya_politika
24. Круглова И. Социальные сети в России - URL: http://fb.ru/article/184984/sotsialnyie-seti—chto-eto-takoe-sotsialnyie-seti-rossii
25. Кулакова Т.А. Соотношение практик принуждения и сотрудничества в политическом управлении современной России // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2011. - №4. - С. 111-119.
26. Матяш С.А. Информационные технологии управления. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 537 с.
27. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. - М.: Академия, 2011. - 193 с.
28. Николаев В.Е. Социальные технологии в публичной политике // Публичная политика. - 2013. - №9. - С. 19-23.
29. Николаев В.Е.. Правовая платформа построения электронного государства // Информационное право. - 2015. - № 4. - С. 3-8.
30. О мероприятиях российского научного сообщества // Вестник политической науки и конституционного права - 2013. - URL: www.rapn.ru/info/vestnik2-03.doc
31. Остерайхер Л. Юрген Хабермас и концепция публичной сферы - URL: http:// studyj ourn.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html
32. Отчет Института социологии РАН за 2013 г., www.isras.ru/? page=activity&sub=reports. О деятельности российских исследовательских центров в сфере публичной политики; Фонда www.gorby.ru/rubrs.asp? rubr_id=29
33. Павленко В.В. Роль современных социальных сетей в социальных и политических технологиях // Международная научно-практическая конференция «Молодежь в постиндустриальном обществе» 25 декабря 2012 года - URL: http://hsjournal.org/wp-content/uploads/2012/11/pavlenko.pdf
34. Перспективы гражданского общества в России. Официальный сайт Левада-Центра. - URL: http://www. levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo- obshchestva-v-rossii-2013
35. Плятто С.С. Электронное правительство и гражданин: особенности взаимодействия // Известия Саратовского университета - 2013. - №4. - С. 102-105.
36. Портал государственных услуг РФ - URL:// https://www.gosuslugi.ru
37. Публичная политика - 2014. Сб. статей / Под ред. М.Б. Горного и А.Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2015. - 176 с.
38. Рогова А.В. Краусординг как инструмент социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=10531
39. Савенко Е.Н. Современный «самиздат»: определение понятия. - URL: http://conf.nsc.ru/confer_2012/ru/reportview/129168 ]
40. Сайт Аналитического центра «Эксперт» - URL: http://www.ekspert- rt.ru
41. Сайт РАПН - URL: www.rapn.ru/?grup=66&doc=485
42. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
- М.: Локид-Пресс, 2013. - 391 с.
43. Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // Политическая экспертиза. - 2013. - №4. - С. 19-24.
44. Соколов А.Н. Электронное правительство как инструмент противодействия коррупции // Вопросы управления. - 2015. - №5. - С. 41-44.
45. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.С. Автономова
- М.: Фонд НАН, 2013. - 411 с.
46. Сравнение платного и бесплатного хостингов / Лучший хостинг URL: http://seo-ask.net/2012/07/sravnenie-platnogo-i-besplatnogo-xostingov/
47. Сунгуров А.Ю. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений. - Электронная библиотека «Гражданское общество». - URL: http://www.civisbook.ru/
48. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. - М.: Инфра-М, 2013. - 761 с.
49. Федосеева Н.Н. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. - 2013. - № 11. - С. 6-10.
50. Хау Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.