Формирование системы управления стратегическим развитием агломераций
|
Введение
1. Теоретико-методологические основы развития агломераций
1.1 Социально-экономические факторы и институциональные
ограничения развития агломераций
1.2 Система «Центр - Периферия», как основа идентификации агломераций в качестве объектов управления
1.3 Анализ мирового опыта пространственной организации расселения
2. Особенности системы управления стратегическим развитием агломераций в Республике Татарстан
2.1. Определение пространственной локализации и структурного состава агломераций в Республике Татарстан
2.2 Исследование Казанской агломерации, как объекта управления стратегического развития агломераций
Выводы по главе.
3. Рекомендации по управлению стратегическим развитием Казанской агломерации
3.1. Проблемы стратегического развития Казанской агломерации
3.2. Разработка организационного механизма управления развитием Казанской агломерации
3.3. Формирование мероприятий программы стратегического развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
1. Теоретико-методологические основы развития агломераций
1.1 Социально-экономические факторы и институциональные
ограничения развития агломераций
1.2 Система «Центр - Периферия», как основа идентификации агломераций в качестве объектов управления
1.3 Анализ мирового опыта пространственной организации расселения
2. Особенности системы управления стратегическим развитием агломераций в Республике Татарстан
2.1. Определение пространственной локализации и структурного состава агломераций в Республике Татарстан
2.2 Исследование Казанской агломерации, как объекта управления стратегического развития агломераций
Выводы по главе.
3. Рекомендации по управлению стратегическим развитием Казанской агломерации
3.1. Проблемы стратегического развития Казанской агломерации
3.2. Разработка организационного механизма управления развитием Казанской агломерации
3.3. Формирование мероприятий программы стратегического развития
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Сегодня наиболее прогрессивной формой территориальной организации расселения является агломерация. Развитие урбанизации неумолимо сопровождается территориальным срастанием городских поселений во взаимосвязанные системы расселения. Процесс целенаправленного развития и взаимодействия агломераций является одной из наиболее острых проблем современной экономики.
Эволюция развития пространственной экономики на современном этапе выражается в усилении процессов концентрации демографических, экономических и иных ресурсов вокруг крупных городов и формирования полицентрической сетки разного рода агломераций как нового каркаса региональной экономики. С одной стороны, агломерации становятся «точками роста», оказывающими мультипликативный эффект на развитие территорий региона, обеспечивая ускоренное развитие инфраструктуры, расширение и диверсификацию рынка труда, стимулирование притока инвестиций, развитие научной, социальной и других сфер. С другой стороны, агломерационные процессы усиливают диспропорции социально-экономического развития территорий региона, что определяет необходимость нивелирования отрицательных эффектов от локальной концентрации ресурсов.
Однако регулирование агломерационных процессов осложняется проблемами идентификации агломераций как объекта управления, отсутствием единых методических рекомендаций по их пространственной локализации и делимитации, позволяющих встраивать агломерации в иерархию территориальных социально-экономических систем в рамках существующих административно-территориального и муниципального деления территории.
Это обуславливает необходимость комплексного решения задач управления развитием агломераций, начиная с определения их границ и структурного состава и заканчивая разработкой организационного механизма управления их стратегическим развитием.
Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Процесс формирования оптимальных и эффективных территориальных структур и устойчивое развитие агломераций является задачей XXI века не только для отечественного градостроительства, но и для большинства стран мира.
Организационные аспекты управления развитием агломераций, в том числе с использованием инструментов межмуниципального взаимодействия, рассматриваются в работах Ю.М. Алпатова, С.С. Артоболевского, Р.В. Бабуна, М.А. Винокурова, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, А.Ю. Даванкова, П.И. Дубровина, М.В. Зинченко, М.А. Михайловой, Л.Г. Рагозиной, А.С. Серебренниковой, А.А. Угрюмовой и др.
Целью исследования является определение мероприятий по формированию системы управления стратегическим развитием агломераций.
Объектом исследования является развитие агломераций Республики Татарстан.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения в сфере управления развитием агломераций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретико-методологические основы развития агломераций;
- исследовать особенности системы управления стратегическим развитием агломераций в Республике Татарстан;
- дать рекомендации по управлению стратегическим развитием Казанской агломерации.
Теоретической и методологической основами исследования являются фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, управления социально-экономическим развитием территорий, а также теоретическо-методологические подходы к делимитации агломерации и пространственной локализации территориальных социально-экономических систем и к разработке организационного механизма управления развитием агломераций.
Методы исследования. Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания, статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, ретроспективный анализ, группировка и классификация). При разработке организационного механизма управления развитием агломераций использованы логико-структурный и функциональный анализы.
Научная новизна работы состоит в разработке и описании логической последовательности действий, которые необходимо предпринять для создания иерархической структуры органов управления в Казанской агломерации, их функционального и ресурсного обеспечения. Существующая система стратегического и территориального планирования РФ не рассматривает такой объект как межмуниципальная агломерация. В настоящее время еще не создан Совет управления Казанской агломерацией, не определены иерархические связи управления, нет утвержденных агломерационных проектов, в связи с чем предлагается их разработка и определение места в общей стратегии развития Республики Татарстан.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка и приложений.
Эволюция развития пространственной экономики на современном этапе выражается в усилении процессов концентрации демографических, экономических и иных ресурсов вокруг крупных городов и формирования полицентрической сетки разного рода агломераций как нового каркаса региональной экономики. С одной стороны, агломерации становятся «точками роста», оказывающими мультипликативный эффект на развитие территорий региона, обеспечивая ускоренное развитие инфраструктуры, расширение и диверсификацию рынка труда, стимулирование притока инвестиций, развитие научной, социальной и других сфер. С другой стороны, агломерационные процессы усиливают диспропорции социально-экономического развития территорий региона, что определяет необходимость нивелирования отрицательных эффектов от локальной концентрации ресурсов.
Однако регулирование агломерационных процессов осложняется проблемами идентификации агломераций как объекта управления, отсутствием единых методических рекомендаций по их пространственной локализации и делимитации, позволяющих встраивать агломерации в иерархию территориальных социально-экономических систем в рамках существующих административно-территориального и муниципального деления территории.
Это обуславливает необходимость комплексного решения задач управления развитием агломераций, начиная с определения их границ и структурного состава и заканчивая разработкой организационного механизма управления их стратегическим развитием.
Вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Процесс формирования оптимальных и эффективных территориальных структур и устойчивое развитие агломераций является задачей XXI века не только для отечественного градостроительства, но и для большинства стран мира.
Организационные аспекты управления развитием агломераций, в том числе с использованием инструментов межмуниципального взаимодействия, рассматриваются в работах Ю.М. Алпатова, С.С. Артоболевского, Р.В. Бабуна, М.А. Винокурова, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, А.Ю. Даванкова, П.И. Дубровина, М.В. Зинченко, М.А. Михайловой, Л.Г. Рагозиной, А.С. Серебренниковой, А.А. Угрюмовой и др.
Целью исследования является определение мероприятий по формированию системы управления стратегическим развитием агломераций.
Объектом исследования является развитие агломераций Республики Татарстан.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения в сфере управления развитием агломераций.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретико-методологические основы развития агломераций;
- исследовать особенности системы управления стратегическим развитием агломераций в Республике Татарстан;
- дать рекомендации по управлению стратегическим развитием Казанской агломерации.
Теоретической и методологической основами исследования являются фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, управления социально-экономическим развитием территорий, а также теоретическо-методологические подходы к делимитации агломерации и пространственной локализации территориальных социально-экономических систем и к разработке организационного механизма управления развитием агломераций.
Методы исследования. Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания, статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, ретроспективный анализ, группировка и классификация). При разработке организационного механизма управления развитием агломераций использованы логико-структурный и функциональный анализы.
Научная новизна работы состоит в разработке и описании логической последовательности действий, которые необходимо предпринять для создания иерархической структуры органов управления в Казанской агломерации, их функционального и ресурсного обеспечения. Существующая система стратегического и территориального планирования РФ не рассматривает такой объект как межмуниципальная агломерация. В настоящее время еще не создан Совет управления Казанской агломерацией, не определены иерархические связи управления, нет утвержденных агломерационных проектов, в связи с чем предлагается их разработка и определение места в общей стратегии развития Республики Татарстан.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка и приложений.
Анализ современных тенденций в решении вопросов развития агломераций показал, что стратегическое планирование является важнейшей задачей XXI века и позволил выделить три основных подхода, положенные в основу устойчивого развития пространственной структуры расселения: переход к полицентрической структуре с выделением иерархичной структуры опорных центров; формирование современной системы высокоскоростного транспорта, обеспечивающего устойчивые связи между опорными центрами; первоочередное внимание к сохранению природных ландшафтов и культурного наследия.
Агломерация представляет интерес с точки зрения регионального управления, т.е. с позиций возможности регулирования органами государственной власти региона процессов ее формирования и развития.
Процессы стягивания демографических, экономических и иных ресурсов вокруг крупных городов и формирования полицентрической сетки агломераций как нового каркаса регионального экономики являются объективным процессом трансформации внутрирегионального экономического пространства.
Результаты воздействия процессов формирования и развития агломераций для региона носят разносторонний и полярный характер, однако данные процессы являются объективными и органам власти региона необходимо учитывать их при разработке и реализации региональной политики. Управляемое развитие агломераций позволит нивелировать негативные последствия от концентрации населения и экономической активности для территорий в составе агломерации и распространить положительные эффекты на периферию региона.
Исследование показало наиболее выгодное в экономическом плане развитие Республики Татарстан в сравнении с показателями по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации в целом, но и замедление экономического развития в соответствии с замедлением темпов прироста валового регионального продукта в 2011-2015 годах.
Однако, существует значительная дифференциация в развитии промышленных районов и крупных городов, производящих высокотехнологичную продукцию, и районов. и малых городов, имеющих преимущественно сельскохозяйственную специализацию.
В связи с этим в целях рациональной организации стратегического управления целесообразно рассматривать социально-экономическое развитие республики в разрезе экономических зон - центров тяготения: Казанская агломерация, Набережночелнинская агломерация, Юго-Восточная экономическая зона, Предволжская экономическая зона, Предкамская экономическая зона, Закамская экономическая зона.
В рамках Стратегии развития Республики Татарстан выделены перспективные экономические зоны развития республики - Казанская и Набережно-Челнинская агломерации. Стратегия развития Казани-2030 предполагает передачу ряда функций производства, потребления, рекреации и туризма из центра агломерации в районы, поскольку на них возложена важная задача - сформировать функциональную структуру агломерации в единое, связанное пространство.
Казанская агломерация имеет моноцентрический характер, включает в себя города Казань и Зеленодольск, а также 6 муниципальных районов. Состав и развитие агломерации и Столичного экономического района Татарстана закреплены в Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан.
В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности.
Считаем, что управление развитием Казанской агломерации, как субрегиона должно носить программно-проектный характер, который заключается в реализации управленческих процессов путем декомпозиции стратегических целей развития до конкретных проектов по различным направлениям.
Базовым инструментом оперативного управления развитием Казанской агломерации должны стать агломерационные проекты - проекты, направленные решение проблем совместного развития территорий агломерации. Агломерационные проекты встраиваются в систему стратегического управления в соответствии с определенным вектором развития межмуниципальной агломерации и ключевыми задачами развития. Выявлены свойства агломерационных проектов.
Предложена классификация агломерационных проектов: 1) проекты по развитию земельно-имущественного комплекса как пространственного базиса развития экономики агломерации 2) проекты по развитию человеческого потенциала, соответствующие перспективам расселения в агломерации; 3) проекты по развитию инфраструктуры, обеспечивающие качество территориального пространства; 4) проекты по развитию экономики, непосредственно связанные с указанными ранее проблемами развития промышленности, АПК, туризма.
Таким образом, сделаем вывод, что базовым инструментом оперативного управления Казанской агломерации должны стать агломерационные проекты - проекты, направленные на решение проблем совместного развития территорий агломерации, которые, в свою очередь, должны быть встроены в систему стратегического развития в рамках принятой Стратегии развития Казанской агломерации и ключевых задач развития Республики Татарстан.
Указанный путь развития подходит не только для развития Казанской агломерации, но и других городских агломераций Республики Татарстан и РФ.
Агломерация представляет интерес с точки зрения регионального управления, т.е. с позиций возможности регулирования органами государственной власти региона процессов ее формирования и развития.
Процессы стягивания демографических, экономических и иных ресурсов вокруг крупных городов и формирования полицентрической сетки агломераций как нового каркаса регионального экономики являются объективным процессом трансформации внутрирегионального экономического пространства.
Результаты воздействия процессов формирования и развития агломераций для региона носят разносторонний и полярный характер, однако данные процессы являются объективными и органам власти региона необходимо учитывать их при разработке и реализации региональной политики. Управляемое развитие агломераций позволит нивелировать негативные последствия от концентрации населения и экономической активности для территорий в составе агломерации и распространить положительные эффекты на периферию региона.
Исследование показало наиболее выгодное в экономическом плане развитие Республики Татарстан в сравнении с показателями по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации в целом, но и замедление экономического развития в соответствии с замедлением темпов прироста валового регионального продукта в 2011-2015 годах.
Однако, существует значительная дифференциация в развитии промышленных районов и крупных городов, производящих высокотехнологичную продукцию, и районов. и малых городов, имеющих преимущественно сельскохозяйственную специализацию.
В связи с этим в целях рациональной организации стратегического управления целесообразно рассматривать социально-экономическое развитие республики в разрезе экономических зон - центров тяготения: Казанская агломерация, Набережночелнинская агломерация, Юго-Восточная экономическая зона, Предволжская экономическая зона, Предкамская экономическая зона, Закамская экономическая зона.
В рамках Стратегии развития Республики Татарстан выделены перспективные экономические зоны развития республики - Казанская и Набережно-Челнинская агломерации. Стратегия развития Казани-2030 предполагает передачу ряда функций производства, потребления, рекреации и туризма из центра агломерации в районы, поскольку на них возложена важная задача - сформировать функциональную структуру агломерации в единое, связанное пространство.
Казанская агломерация имеет моноцентрический характер, включает в себя города Казань и Зеленодольск, а также 6 муниципальных районов. Состав и развитие агломерации и Столичного экономического района Татарстана закреплены в Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан.
В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности.
Считаем, что управление развитием Казанской агломерации, как субрегиона должно носить программно-проектный характер, который заключается в реализации управленческих процессов путем декомпозиции стратегических целей развития до конкретных проектов по различным направлениям.
Базовым инструментом оперативного управления развитием Казанской агломерации должны стать агломерационные проекты - проекты, направленные решение проблем совместного развития территорий агломерации. Агломерационные проекты встраиваются в систему стратегического управления в соответствии с определенным вектором развития межмуниципальной агломерации и ключевыми задачами развития. Выявлены свойства агломерационных проектов.
Предложена классификация агломерационных проектов: 1) проекты по развитию земельно-имущественного комплекса как пространственного базиса развития экономики агломерации 2) проекты по развитию человеческого потенциала, соответствующие перспективам расселения в агломерации; 3) проекты по развитию инфраструктуры, обеспечивающие качество территориального пространства; 4) проекты по развитию экономики, непосредственно связанные с указанными ранее проблемами развития промышленности, АПК, туризма.
Таким образом, сделаем вывод, что базовым инструментом оперативного управления Казанской агломерации должны стать агломерационные проекты - проекты, направленные на решение проблем совместного развития территорий агломерации, которые, в свою очередь, должны быть встроены в систему стратегического развития в рамках принятой Стратегии развития Казанской агломерации и ключевых задач развития Республики Татарстан.
Указанный путь развития подходит не только для развития Казанской агломерации, но и других городских агломераций Республики Татарстан и РФ.
Подобные работы
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ В ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Формирование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики
Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2016



