ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РЕСТОРАННОГО
БИЗНЕСА 6
1.1. Теоретические основы и сущность ресторанного бизнеса 6
1.2. Культура сервиса как основной показатель качества предприятия общественного питания 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСТОРАНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «АСТОРИЯ») 30
2.1. Общая характеристика ресторана «Астория» 30
2.2. Анализ аспектов культуры обслуживания на примере ресторана
«Астория» 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕРВИСА В РЕСТОРАНЕ
«АСТОРИЯ» 52
3.1. Особенности обслуживания посетителей ресторана 52
3.2. Работа с персоналом ресторана 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
За последние несколько лет такая составная часть общественного питания, как ресторанный бизнес, стала привлекательной с позиции рентабельности для многих предпринимателей с целью инвестирования финансов в данную сферу бизнеса. Так как в нашей стране отсутствует серьезный опыт в ресторанном бизнесе, эта отрасль содержит в себе большое количество рисков для инвесторов. Непосредственным помощником в ведении бизнеса и увеличения качества сервиса предприятий общественного питания является наработанная методологическая база, которой пока нет. При управлении рестораном компетентными в данной сфере специалистами является возможным стабильное приобретение финансовой выгоды в течение всей жизни ресторана.
Данная тема дипломной работы является очень важной, так как в ресторанном бизнесе производят продукт, который сложно оценить до того, пока он не будет осуществлен и не будет получен заказ клиентом в ресторане (подавляющее большинство клиентов при осуществлении выбора руководствуются рекомендациями друзей, мнением персонала заведения, официантов, и не знают заранее, что они получат). Так как мерой оценки качества продукции ресторана является реакция клиента, которая зависима от его предпочтений, уровня воспитания, а так же уровня квалификации персонала, услуги ресторана трудоемко продвигать на рынке.
Прямолинейной является зависимость ресторанного бизнеса от высоты расходов его клиентов. Так как клиент является источником финансов для ресторана, заведениям необходимо завлекать клиентов, побуждать на расходы на приобретение услуг, стремиться завоевать их лояльность. Особенно ценными и значимыми для ресторанов являются следующие характеристики: уникальность, сервис, качество продукции, качество услуг,
клиентоориентированность, индивидуальный подход, уровень
профессионализма.
Вследствие увеличения уровня обслуживания клиентов, ассортимента предлагаемых блюд, а так же напитков, предприятия общественного питания в будущем увеличат ориентированность на повторное привлечение клиентов и стимуляцию клиентов на дополнительные расходы.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению культуры обслуживания, что в свою очередь является причиной стабильного роста ресторанного бизнеса на примере ресторана «Астория». В соответствие с целью были постановлены следующие задачи:
• проанализировать теоретические основы отрасли общественного питания (ресторанного бизнеса) и обосновать потребность в увеличении культуры обслуживания в данной сфере деятельности;
• дать организационно-экономическую характеристику и разобрать основные данные деятельности ресторана «Астория»;
• провести анализ качества обслуживания ресторана «Астория»;
• проанализировать степень влияния качества обслуживания на
конкурентные преимущества ресторана «Астория»;
• разработать рекомендации по совершенствованию культуры обслуживания ресторана «Астория» и оценить их эффективность.
Объектом исследования в данной работе является ресторан «Астория». В качестве предмета исследования служит культура обслуживания в ресторане «Астория».
Первоначальными теоретическими положениями исследования являются:
• общая теория отрасли общественного питания (ресторанного бизнеса), созданная трудами российских и зарубежных ученых, а так переведенных в нашей стране;
• публикации на тему отрасли общественного питания (ресторанный бизнес);
• исследования, непосредственно или относительно касающихся отрасли общественного питания (в частности ресторанного бизнеса).
Такие тематические порталы, на которых изложены аналитические материалы, экспертные мнения, оценки, а так же статьи и итог исследований - resto.ru, restoran.ru, allcafe.info,- являются значимым источником актуальной информации по ресторанному бизнесу.
В нижеследующих государственных стандартах отображены вопросы, так или иначе взаимосвязанные с регламентом функционирования предприятия общественного питания:
- ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;
- ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация
предприятий».
Практическая значимость результатов, приобретенных автором, может быть использована рестораном «Астория» как предложение по
совершенствованию культуры обслуживания ресторана, увеличению уровня товарооборота и конкурентоспособности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность, определены цели и задачи дипломной работы. В первой главе рассмотрены основные понятия, категории и сущность предприятий общественного питания, а также рассмотрены особенности принятия гостей в данных заведениях. Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика и проанализированы основные показатели деятельности ресторана «Астория», в третьей главе представлены предложения по совершенствованию культуры обслуживания ресторана «Астория», а также дана оценка эффективности предложений по совершенствованию уровня обслуживания. В заключении подведены итоги по осуществленному в работе исследованию.
Отрасли общественного питания, и в частности услуги в ресторанном бизнесе, сейчас как никогда ранее представляют из себя отрасль с высокой степенью конкуренции. Все новейшие положения формируются с единственным намерением, максимально удовлетворить спрос определенной категории, вследствие чего мы чаще наблюдаем, как открываются новые бары, кафе и рестораны. Не выдерживая большой конкуренции, спустя некоторое время, часть предприятий покидают этот рынок. Удовлетворяющая в большой степени разных как культурных, бытовых так и хозяйственных потребностей клиентов, система мер, в отрасли общественного питания, называется сервис. С течением времени, с каждым годом, мы наблюдаем, как растут требования и спрос к подобным услугам. Так как значителен факт финансового благополучия предприятия увеличивается качество и культура предоставляемых услуг, растет репутация предприятия, а так же привлекательность для конечного потребителя.
Факторы, группирующие множество предприятий из отрасли общественного питания в нашей стране:
• соответствие всемирному уровню по дизайну интерьера предприятия, стиля мебели, используемой посуде, установленному оборудованию, многообразию и степени качества предоставляемых блюд и т.д.
• несоответствующая данному уровню квалификация кадров заведения, степень культуры и качества сервиса.
Формирование имени предприятия, репутации, наивысшего качества
предоставляемых услуг, является ответственной и наиболее значимой задачей для предприятия. Сервис предоставляемых услуг повышается общими действиями персонала всех подразделений, с помощью непрерывного контроля рабочих процессов административным персоналом. Администрация предприятия непрерывно совершенствует атрибуты способов обслуживания, проводит необходимые работы по анализу и введению новшеств, увеличению ассортимента, качества, необходимого оборудования и технологий.
Представители ресторанного бизнеса, при той конкуренции которая сейчас наблюдается на рынке общепита все меньше используют малоэффективные устоявшиеся модели культуры производства, для того что бы остаться конкурентоспособными, и вообще остаться на рынке данной отрасли.
Предметом выпускной квалификационной работы служит создание рекомендаций направленных на улучшения культуры обслуживания в ресторане «Астория». В процессе подготовки дипломной работы поставлены и решены нижеследующие задачи:
• Дать характеристику понятию «культура обслуживания», а так же факторов, влияющих на её развитие;
• Произвести исследование культуры обслуживания в ресторане «Астория»;
• Разработать мероприятия по совершенствованию культуры обслуживания
В долгосрочной перспективе осуществленные процедуры дадут возможность образовать базу для предоставления услуг наиболее высокого качества по сравнению с конкурентами, вследствие чего, увеличится уровень посадки в ресторане и финансовые показатели его работы, что также четко показано соответствующими вычислениями.
Практическая ценность произведенных в дипломной работе расчетов и рекомендаций предоставляет возможность использовать их в любом ресторане города.
Основные теоретические и научно-методологические подходы рассмотрены в первом разделе, подходы к таким определениям, как образец качества услуг и степень качества услуг, классификация результативности элементов сервиса, произведен анализ методов оценки качества ассортимента предоставляемых услуг и товаров.
Произведенное в работе определение нынешнего состояния предприятия, предоставляет возможным определить некоторые проблемы в сегодняшней деятельности ресторана «Астория».
Присутствие большого количества положительных особенностей ресторана «Астория» положительно влияют на функционирование и развитие сети, но также присутствуют и недостатки. В данной дипломной работе создан ряд путей для улучшения ассортимента качества услуг, а так же сервиса в целом. Ликвидируя свои недостатки, ресторан «Астория» получает огромный потенциал возможности улучшения и укрепления своего положения на рынке предоставления услуг в отрасли общественного питания города Казань и его окрестностей. И, конечно, надо отметить, что гастрономический туризм уже популярен во многих зарубежных странах, он становится активным сегментом туристского рынка, который играет достаточно высокую роль и в позиционировании Российской Федерации на международном уровне.
1. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 27.12.2009) №128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
2. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в РФ»
3. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования ГОСТ Р 50764-95
4. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94
5. Аванесова, Г.А.. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 319с.
6. Агаева Н. Ресторанная культура пошла в народ // Время и деньги. - №195. -17.10.09.
7. Айситулина К. Тренинг персонала в ресторане. - М.: Ресторанные ведомости, 2009. - 380 с.
8. Башев Г.Л., Фомин А.И. Маркетинг-менеджмент в системе
общественного питания. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 256 с.
9. Богушева В.И. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник /В. И. Богушева.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 2563с.
10. Волкова И. В. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть / И. В. Волкова, Я. И. Миропольский, Г. М. Мумрикова. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 184 с.
11. Извекова В.Г. Бармен, официант: Учебное пособие. - И 33 М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 320с.
12. Джеймс Д., Болдуин Д. Управление рестораном. - М.: Проспект, 2008. - 398 с.
13. Жабина С.Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание. -
М.: Академия, 2007. - 512 с.
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н. И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко - 4-ое изд., стер. - Мн.: Новое знание, 2003. - 368с.
15. Калашников А.Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживания. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 384с.
16. Катсигрис Костас, Томас Крис Учебник ресторатора: проектирование, оборудование, дизайн. - М.: Ресторанные ведомости, 2008. - 456 с.
17. Конран Т. Первоклассный ресторан. Идея, создание, развитие / Т. Конран ; пер. с англ. [В. Башкирова, Е. Башкиров]. - М. : Альпина Бизнес Букс,
2008. - 209 с.
18. Костич Дж. Проблемы консалтинга при открытии нового предприятия // Питание и об-во. 2014. - № 6. - С. 2-4.
19. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 618 с.
20. Кристофер Э.-Т. Ресторанный бизнес: Как открыть и успешно
управлять рестораном. - РосКонсульт, 2008. - 456 с.
21. Кэннон Г. Как начать ресторанный бизнес : разработка бизнес-планов, выбор местоположения, снабжение и наем персонала, реклама, обслуживание / Г. Кэннон ; [пер. с англ. Ю. Бугровой]. - М. : Астрель, 2009. - 304 с.
22. Лоусан Ф. Рестораны. Клубы. Бары : планирование, дизайн, управление / Ф. Лоусан. - 2-е изд. - М. : Проспект, 2004. - 385 с.
23. Марвин Б. Маркетинг ресторана. - М.: Литтерра, 2009. - 398 с.
24. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. - 590 с.
25. Маслов Е.В. Как клиенты выбирают ресторан // Ресторатор. - №7. -
2009. - С. 56-61.
26. Милл Р.К. Управление рестораном. - М.: Юнити, 2009. - 400 с.
27. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРАМ-М., 2008. - 450 с.
28. Наволоцкая, Янина Евгеньевна. Руководство современного менеджмента ресторана. Решение проблем день за днем / Я. Е. Наволоцкая. - М.: Вершина, 2006. - 224с.
29. Назаров О. Как загубить ресторан. Азбука типичных ошибок. - М.: Ресторанные ведомости, 2007. - 398 с.
30. Назаров О. Как раскрутить ресторан. Серия: Энциклопедия
ресторатора. - М.: Ресторанные ведомости, 2007. - 456 с.
31. Назаров О. 333 хитрости ресторанного бизнеса. - М.: Ресторанные ведомости, 2008. - 388 с.
32. Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №1.-С. 50-54.
33. Неретина Т.Г. Организация сервисной деятельности. Учебно-методический комплекс для студентов высших профессиональных учреждений дневной и заочной форм обучения специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Учебное пособие, 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2011. - 102 с.
34. Оробейко Е. С. Организация обслуживания: рестораны и бары: учебное пособие/Е. С. Оробейко, Н. Г. Шередер. -М.: Альфа-М: ИНФРА-М,
2010. - 320с.
35. Палли М. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе. - М.: BBPG, 2009. - 500 с.
36. Ридель Х. Бары и рестораны. Техники обслуживания /Ридель Х.; пер. с англ. М.В. Павловой. -Изд. 3-е.-Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 351с.
37. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном и ресторанном бизнесе. - М.: Юристъ, 2007. - 568 с.
38. Солдатенков Д. Современный ресторан: новые форматы. - М.:
Ресторанные ведомости, 2009. - 438 с.
39. Стельмахович М.А. Деловая культура для официантов - барменов - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005 - 384 с.
40. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие для нач. проф. образования /В. В. Усов. -7-ое изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 432с.
41. Фаундер A. A. Ресторанный маркетинг - маленькие премудрости успеха // Гостиница и ресторан : бизнес и упр. - 2005. - № 6. - С. 36-40.
42. Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2009. - 248с.
43. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие.- М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 208с.
44. Харламова Т. Проблемы и перспективы сетевых ресторанов // Торговля и ресторанный бизнес. - №6. - 2009. - С. 13-19.
45. Шок Патти Д., Боуэн Джон Т., Стефанелли Джон М. Маркетинг в ресторанном бизнесе. - М.: Ресторанные ведомости, 2006. - 386 с.
46. Эгертон-Томас К. Ресторанный бизнес: как открыть и успешно управлять рестораном / К. Эгертон-Томас.; пер. с англ. М. В. Дьячкова. - М.: РосКонсульт, 2004. - 255 с.
47. Верхоглазенко В.Н., Хлюнева М.В. Работа с клиентом. Режим доступа: http://www.acmegroup.ru/node/274
48. Майкл Д. Джонсон, Андреас Херрманн. Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия. Режим доступа:
http: //vasilievaa.narod.ru/ptpu/17 2 99 .htm
49. Фролова Т.А. Конспект лекций по курсу экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Режим доступа: http: //tourlib.net/books tourism/frolova1. htm
50. Бонусная программа. Режим доступа: http://www.iiko.ru/products/special solutions/#iikoCard