Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа №54731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ 7
1.1 Взаимодействие подростков с родителями 7
1.2 Подростковая агрессивность 11
1.3 Анализ психолого-педагогической литературы по
исследованию взаимодействия подростков родителями 15
1.3.1 Анализ психолого-педагогической литературы по исследованию взаимодействия агрессивных подростков с родителями .... 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ 28
2.1. Организация эмпирического исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Данная работа посвящена изучению проблемы взаимоотношений подростков с родителями.
Переход к подростковому периоду сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которая она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.
Причина конфликтных ситуаций в общении взрослых с подростками объясняется изменением отношений подростка к действительности: он чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», а взрослые продолжают считать его ребенком. Нередко подростку трудно быть откровенным с родителями, ему легче приоткрыть душу сверстнику или чужому человеку. Но, конечно, не со всеми происходит именно так. Во многих семьях доверительные отношения между родителями и детьми сохраняются. Их сохранение в первую очередь зависит от такта, выдержки родителей. Противоречия неизбежны, но они не вредят развитию личности, а наоборот, составляют саму его суть. В большинстве случаев ребенок не хочет быть похожим на родителей не потому что они «плохие», а потому что они родители. Он хочет быть собой, а значит - другим. Важно только, чтобы это желание быть другим произвело созидательную, а не разрушительную работу, чтобы ребенок стал лучше, а не хуже своих родителей.
Особое значение проблема взаимодействия с родителями приобретает для подростков, которые характеризуются повышенным уровнем агрессивности. Необходимость изучения взаимодействия агрессивных подростков с родителями обусловлена, прежде всего, социальной значимостью проблемы агрессии и агрессивного поведения, а также насилия и жестокости насилия в условиях современного российского общества. Педагоги, психологи и даже родители отмечают, что в настоящее время существенно возросло количество подростков, склонных к агрессии. Данное обстоятельство становится фактором риска их противоправного поведения в будущем. При этом, в большинстве случаев агрессивные подростки вырастают в тех семьях, где существует огромная дистанция между детьми и родителями, где родители мало интересуются развитием своих детей, где в качестве дисциплинарных воздействий чаще всего используются физические наказания.
В связи с этим, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо изучить особенности взаимодействия агрессивного подростка с родителями. Ответы на вопросы, возникающие в связи исследованием данной проблематики, позволяют выйти на более высокий уровень понимания особенностей формирования структуры личности подростков под влиянием агрессии. Своевременная же корректировка возникающих проблем во взаимодействии агрессивного подростка с родителями становится основанием для дальнейшего процесса формирования гармоничной личности.
Цель - исследование взаимодействия агрессивных подростков с родителями.
Объект исследования - подростки.
Предмет исследования - взаимодействие подростков с родителями.
Гипотеза эмпирического исследования: существуют различия во взаимодействии с родителями у агрессивных и неагрессивных подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. изучить сущность и содержание взаимодействия подростков с родителями;
2. рассмотреть явление подростковой агрессивности;
3. произвести анализ психолого-педагогической литературы по исследованию взаимодействия подростков с родителями;
4. провести эмпирическое исследование взаимодействия подростков с родителями.
Анализируя литературу, посвященную взаимодействию подростков с родителями, мы должны сказать о том, что данная проблематика довольно широко представлена в психолого-педагогической литературе. В источниках раскрыты такие вопросы, как: сущность детско-родительских отношений и особенности их влияния на процесс развития личности (М. Быкова, С.Н. Карасева [9], Т.И. Митичева [28], Л.К. Фомина [39]), проблема подростковой агрессивности и пути ее решения (В.И. Гарбузов [13], Я.И. Гилинский[14], Г.И. Кузнецова, В.Д. Харченко [25], В.Г. Степанов [38]), вопросы семейного воспитания (С.С. Керкис [22], М.В. Сапоровская [36]) и другие.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические - психодиагностический метод (были использованы две диагностические методики: опросник агрессивности Басса-Дарки, а также опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской);
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- методы математического анализа (t-критерий Стьюдента).
Эмпирическая база исследования: Алнашский район, МБОУ Варзи - Ятчинская СОШ. Испытуемыми стали подростки 7 - 9 классов в возрасте от 12 до 15 лет общим количеством 60 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют представление о взаимодействии агрессивных подростков с родителями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его ходе материалы могут быть использованы специалистами в области общего и дополнительного образования детей, психологами, педагогами, антропологами, социологами и другими специалистами.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Результаты исследования апробировались в Международной студенческой научно-практической конференции «Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения»18-19 февраля 2016 года (г.Кемерово), Итоговой научно-образовательной конференции студентов 2016 (г.Елабуга).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование имело в качестве своей цели комплексное - теоретическое и практическое - изучение проблемы взаимодействия подростков с родителями.
Цель работы была реализована в процессе решения задач, сформулированных в ее Введении.
Первой задачей исследования стало изучение сущности и содержания взаимодействия подростков с родителями.
Мы показали, что под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
2. Неблагоприятные отношения, существующие между подростком и его родителями, могут выстраиваться в форме неприятия последними индивидуальных особенностей своего ребенка, полным отсутствием родительского контроля, либо, напротив, в чрезмерном внимании родителей к здоровью, социальному статусу подростка. Воздействие системы отношений между подростком и родителями влияет на успешность или неуспешность адаптации подростка к коллективу, особенности поведения его в стрессовых ситуациях, эффективность социально-психологической адаптации к социальным институтам.
3. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
4. Подростковая агрессивность является одной из проблем, препятствующих установлению благоприятных отношений между подростками и их родителями. Главным фактором, повлиявшим на нравственную деформацию личности, является недостаток семейного воспитания, а агрессивность, жестокость, повышенная тревожность и замкнутость принимают устойчивый характер.
Обязательным условием для формирования агрессивного поведения у подростков является наличие свободного времени, не занятого увлечениями, положительно формирующими личность.
Агрессия в подростковом возрасте проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии - аутоагрессия.
Второй задачей работы стало рассмотрение явления подростковой агрессивности.
Мы обнаружили, что под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.
2. Неблагоприятные отношения, существующие между подростком и его родителями, могут выстраиваться в форме неприятия последними индивидуальных особенностей своего ребенка, полным отсутствием родительского контроля, либо, напротив, в чрезмерном внимании родителей к здоровью, социальному статусу подростка. Воздействие системы отношений между подростком и родителями влияет на успешность или неуспешность адаптации подростка к коллективу, особенности поведения его в стрессовых ситуациях, эффективность социально-психологической адаптации к социальным институтам.
3. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности.
4. Подростковая агрессивность является одной из проблем, препятствующих установлению благоприятных отношений между подростками и их родителями. Главным фактором, повлиявшим на нравственную деформацию личности, является недостаток семейного воспитания, а агрессивность, жестокость, повышенная тревожность и замкнутость принимают устойчивый характер.
Третьей задачей работы стал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия подростков с родителями.
Мы показали, что существует обширная литература в области психологии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей. Следует отметить богатство категорий, используемых для описания системы «родитель-ребенок». Так, используются разные термины: «типы воспитания», «тактика воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительские отношения» и т.д.
Наконец, четвертой задачей работы стала необходимость провести эмпирическое исследование проблемы взаимодействия подростков с родителями.
Гипотеза эмпирического исследования состояла в том, что существуют различия во взаимодействии с родителями у агрессивных и неагрессивных подростков.
На первом этапе исследования был произведен анализ данных, полученных в результате исследования агрессивности подростков по методике Баса-Дарки. Это позволило нам разделить испытуемых на две выборки: подростков, для которых характерны проявления агрессивности, и подростков, для которых такие проявления нехарактерны.
Затем испытуемые в обеих группах были подвергнуты диагностике по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.
Полученные данные позволили проверить значимость выявленных различий в двух выборках - агрессивных и неагрессивных подростков. В результате, гипотеза эмпирического исследования была нами подтверждена.
Таким образом, задачи работы были нами решены, цель - достигнута, гипотеза эмпирического исследования - подтверждена.
Исследование может быть продолжено за счет использования других диагностических методик, позволяющих проанализировать влияние разнообразных факторов на взаимодействие подростков с родителями. Кроме того, в дальнейшем возможно изучение различий, существующих во взаимодействии с родителями, у детей разных возрастов.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогика, 2008. - 367 с.
2. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Логос, 2009. - 234 с.
3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 144 - 153.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 2000. -280с.
5. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
6. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.
7. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
9. Быкова М., Карасева С.Н. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка. // Культура и образование. - 2013. - № 3. - С. 36 - 41.
10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. - СПб.: Речь, 2004. - 226 с.
11. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско- родительских отношений // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - С. 39 - 46.
12. Воробьева К.А. Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1174 - 1179.
13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера, 2013. - 160 с.
14. Гилинский Я.И. Девиантология. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 525 с.
15. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2010. - 450 с.
16. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия СНЦ РАН. - 2013. - № 2-4. - С. 694 - 698.
17. Жуйкова И.В. Гендерные особенности поведения агрессивных подростков и их родителей // Ученые записки университета им. П.А. Лесгафта. - 2014. - №12. - С. 257 - 261.
18. Захаренко С.А. Педагогика А.А. Захаренко: возвращение к истокам // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 80 - 86.
19. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Апрель-пресс, 2000 - 448 с.
20. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2009. - 150 с.
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: 2004, - 325с.
22. Керкис С.С. Проблема взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 122 - 128.
23. Кондратенко В.Т. По лабиринтам души подростка. М.: 2011.¬431 с.
24. Крайг Г. Психология развития. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
25. Кузнецова Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков // Вопросы психологии. - 2001. - №6.- С. 138 - 144.
26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
27. Минияров В.М. Психология семейного воспитания
(диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого¬
социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
28. Митичева Т. И. Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 683 - 685.
29. Молодцова Т.Д. О причинах и условиях
недисциплинированности школьников // Воспитание сознательной дисциплины школьников. - Ростов на Дону: Изд-во РГПИ, 1998. - С. 33 - 45.
30. Общая психология. Учебно-методическое пособие. / Под общ.ред. Гамезо М.В. - М.: Ось, 2007. - 352 с.
31. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.
- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
32. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2010-456с.
33. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 429 с.
34. Реан А.А. Психология подростка. Спб: «Прайм-еврознак», 2010. - 341с.
35. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. - 416с.
36. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников.-дис. ... канд. псих. наук. - Кострома, 2002. - 263 с.
37. Сербина Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - №4. - С. 98 - 106.
38. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
39. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений. // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 704 - 707.
40. Фрейд А. Психопатологии детства. - М.: NOTA BENE, 2010. - 224 с.
41. Фролов Ю.И. Психология подростка. М.: Российское
педагогическое агентство, 2009.- 321с.
42. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. - СПб.: Речь , 2007. - 480 с.
43. Хухлаева О.В. Личность подросток. М.: Академия, 2010. - 412 с.
44. Чепракова Е.А. Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков. - автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2011. - 26 с.
45. Чикрова А.Г. Исследование взаимодействия подростков с родителями// Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции (18-19 февраля 2016 года) - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 75 - 77.
46. Шелопухо О.А. Школа раннего развития. Популярная психология для родителей. - СПб: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 320 с.
47. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989 г. - 560 с.
49. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Питер, 2006. - 589 с.
50. Ядвинская В.П. Проблема взаимодействия родителей с детьми.
[Электронный ресурс]. URL:
http://academicon.ru/publ/psihologic/jadvvp_v_p_problema_vzaimodejstvija_ro ditelej_s_detmi/1-1-0-109 (дата обращения: 11.11.15).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ