Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное отношение к природе детей дошкольного возраста (Психология и педагогика, Камчатский Государственный Университет)

Работа №54715

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида «Снежинка» г. Петропавловск-Камчатский.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста 9
1.3 Условия и факторы формирования положительного воспрития природы детьми дошкольного возраста 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Цель исследования, база исследования, процедура исследования 18
2.2 Критерии оценки эмоционального восприятия природы детьми старшего дошкольного возраста 22
2.3 Методы исследования и их характеристика 24
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми. Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Цель исследования – изучить специфику эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста.
Объект исследования – восприятие природы детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста эмоциональное восприятие природы сформировано на уровне первичных представлений, что обуславливает создание в ДОУ специальных условий.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность эмоционального восприятия как составляющей экологического образования дошкольников;
2) Изучить особенности формирования представлений о мире природы у детей дошкольного возраста.
3) Выделить условия и факторы формирования эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста.
4) Выделить и описать критерии оценки эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста.
5) Провести диагностику эмоционального восприятия детьми дошкольного возраста мира природы.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – анализ эколого-развивающей среды ДОУ, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психологические подходы к процессу эмоционального воспрития А. Н. Лентьева, В. Н. Мясищева, Л. А. Венгер и др.;
- подходы к эмоциональному воспритию природы детьми дошкольного возраста – Т. А. Куликовой, Е. Никитиной, Н. А. Рыжовой и др.;
- подходы к созданию условий для формирования эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста – О. А. Линенко, С. Н. Николаева и др.
Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа научных источников определены критерии и уровни измерения эмоционального восприятия детьми старшего дошкольного возраста природы.
Новизна заключается в определении обосновании условий, обеспечивающих формирование эмоционального восприятия природы детьми дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 18 общеразвивающего вида» «Снежинка» г. Петропавловск-Камчатский.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения поставленной цели и решения задач исследования была изучена научная и методическая литература, опыт работы практикующих педагогов. Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что грамотная организация эколого-развивающей среды в ДОО с точки зрения экологии помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, способствует становлению ценностного отношения ко всему живому, обеспечивает проявление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и интереса, общении с объектами природы. Эколого-развивающая среда как функциональное и пространственное объединение субъектов образования служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и гармонизации взаимоотношений дошкольников с миром природы связывает воедино все ее сущностные компоненты.
Различные методы и формы работы помогают педагогам воспитывать у ребенка положительное отношение к природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, в том числе и уход за комнатными растениями, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
Результаты экспериментального исследования позволили заключить, что у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное восприятие природы сформированы в основном на среднем (12 детей – 60%) и низком уровне (6 детей – 30%), что служит подтверждением выдвинутой гипотезы о том, что необходимо создание специальных условий для формирования эмоционального восприятия природы дошкольниками.



1. Антоненкова, О. В. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / О. В. Антоненкова // Справочник старшего воспитателя. – 2018.–№ 9. – С. 28 – 30.
2. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Москва : Норма, 2017. – С. 20 – 23.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер. – Москва : Педагогика, 2018. – С. 102 – 118.
4. Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 18-20. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 06.06.2020).
5. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей / Т. И. Ерофеева. – Москва : Юнити, 2019. – С. 18 – 26.
6. Каралашвили, Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Е. А. Каралашвили // Справочник старшего воспитателя. – 2016.–№ 5. – С. 21 – 26.
7. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №2. – 248 с.
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Норма, 2016. – 294 с.
9. Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – Москва, 2011. – С. 215 – 218.
10. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. – Москва : Издательский центр Академия, 2012. – С. 33 – 35.
11. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. – Москва, 1997.– 208 с.
12. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей дошкольного возраста / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – Москва : Юнити, 2013. – С. 183.
13. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе / О. А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2016. – № 16. – С. 38-41.
14. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. – Москва : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
15. Никитина, Е. Сенсорные уголки для диагностики / Е. Никитина // Обруч.– 2016. – № 2. – С. 18 – 21.
16. Николаева, Т. В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом / Т. В. Никитина – Москва : Профит, 2019. – 212 с.
17. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / С. Н. Николаева. – Москва : Юрайт, 2018. – 284 с.
18. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С. Н. Николаева. – Москва : Дрофа, 2018. – 192 с.
19. Рыжова, Н. А. Я и природа : Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. – Москва : Дрофа, 2018. – 288 с.
20. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду : Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей / Н. А. Рыжова. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 203 с.
21. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / П. Г. Саморукова. – Москва : Гардарики, 2015. – 310 с.
22. Сольцева, О. Г. Наши помощники – органы чувств / О. Г. Сольцева // Ребенок в детском саду. – 2017. – 159 с.
23. Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/ (дата обращения: 06.06.20)
24. Справочник педагога-психолога. Детский сад [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/ (дата обращения: 06.06.20)
25. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2016. – 240 с.
26. Экологическое воспитание // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019.– № 3. – С. 21 – 26.
27. Яровая, Н. Е. Система сенсорного развития детей / Н.Е. Яровая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2018. – № 1. – С. 22 – 24.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ