Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №54687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития произвольного
внимания у детей дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика произвольного внимания в дошкольном возрасте 6
1.2 Условия развития произвольного внимания дошкольников 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию произвольного
внимания у детей дошкольного возраста 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Реализация работы по развитию произвольного внимания у детей
дошкольного возраста 33
2.3 Результаты исследования 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение

Актуальность. Внимание - проблема, наиболее изучаемая и в то же время порождающая наибольшее количество дискуссий в современной психологии познавательных процессов. Все крупные психологические направления неизбежно выходили на проблему внимания, пытаясь описать круг явлений, который скрывается за этим понятием, и раскрыть его механизмы.
Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из - за невнимательности. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.
Произвольное внимание - внимание планомерное, контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения П.Я. Гальперин [11].
Произвольность по Л.С. Выготскому - это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью на основе культурных средств ее организации[10].
Цель работы: исследование процесса развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития произвольного внимания дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии реализации специальных комплексно-развивающих занятий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
2. Изучить актуальный уровень произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- анализ и обобщение педагогической работы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
-количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: «Шифровка» (Н. Семаго, М. Семаго) и «Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста» (Л.В. Черемошкина)).
Методологическая основа: Исследованием произвольности дошкольников занимались: П.Я. Гальперин [10], О. А. Ведясова, Н. А. Овчаренко, А. И. Лукина [5], Т. В. Волокитина, О. Н. Тихонова, Н. В. Гринюк [8], Г.В. Петухова [33], Л.Ю. Семеновых [38], С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова [50] и другие. Общие вопросы развития внимания в дошкольном детстве рассматривали такие исследователи как: Г.Т. Атнабаева [1], Н.Л. Баскакова [2], Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин [9], Н.Ф Добрынин [17], И. Шагинов [48] и т.д.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ №3 «Петушок» поселка городского типа Алексеевское.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Работа проиллюстрирована: 5 таблицами, 6 рисунками, приложением. Список литературы содержит 50 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовательской работе на тему «Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста» мы решили ряд задач.
При решении первой задачи по анализу психолого-педагогической литературы выяснили, что внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. На протяжении дошкольного возраста возникает лишь зачатки произвольного внимания. Произвольное внимание дошкольника обусловлено тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Дальнейшее развитие его и совершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения. Новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию и дальнейшему развитию произвольного внимания.
В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольное внимание. Решающим средством организации этого вида внимания, согласно представлениям большинства отечественных психологов, выступает речь. Запоминая словесные инструкции взрослых, определяя их указания относительно того, на что следует обратить внимание, заранее ставя перед собой задачу не упустить что-то важное, планируя свои действия и проговаривая их последовательность, а затем, контролируя соответствие ожидаемых результатов реальным, в деятельности и общении, ребенок овладевает произвольным вниманием.
Произвольное внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебной и воспитательной работы ДОУ. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе непривлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. Произвольное управление вниманием требует умения подчинить его поставленной задаче, а для этого ребёнок должен заранее ясно представлять себе то, что ему нужно сделать. В формировании такого рода представлений важную роль играет наглядный показ способов и результатов действия, а также предварительное словесное объяснение.
Эмпирическая работа была проведена нами с целью исследования развития произвольного внимания старших дошкольников.
Для этого нами были реализованы следующие задачи:
1) провести констатирующую диагностику развития произвольного внимания старших дошкольников;
2) реализовать программу развития произвольного внимания старших дошкольников;
3) провести контрольную диагностику развития произвольного внимания старших дошкольников;
4) провести сравнительный анализ развития диагностику развития произвольного внимания старших дошкольников на разных этапах исследования и сделать выводы.
Опытно - экспериментальная работа проводилось на базе МБДОУ №3 «Петушок» поселка городского типа Алексеевское. Объем выборки исследования - 50 детей младшего дошкольного возраста. Первая группа в количестве 25 детей составила экспериментальную выборку, вторая группа в количестве 25 детей составила контрольную выборку.
В качестве психодиагностических методик мы выбрали:
1) Методика «Шифровка» (Н.Семаго, М. Семаго);
2) Методика «Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста» (Черемошкина Л.В.).
В результате констатирующей диагностики по итогам двух методик мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень произвольного внимания, а в контрольной средний.
На следующем этапе исследования для развития произвольного внимания детей экспериментальной группы, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе, мы составили специальную программу. Она состоит из игровых упражнений, направленных на развитие внимания, в первую очередь произвольного.
Цель программы: развить произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала. Форма проведения: групповые занятия по 20 - 30 минут два раза в неделю, всего 8 занятий. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
На следующем мы провели контрольную диагностику произвольного внимания, состоящую из двух методик. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень развития произвольного внимания, а в контрольной группе средний уровень развития произвольного внимания.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня произвольного внимания детей из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.
Это дает нам право утверждать, что наша гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации специальных комплексно-развивающих занятий, верна.



1. Атнабаева, Г.Т. Система подвижных игр в формировании
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г.Т. Атнабаева // Все для детского сада. Консультации для воспитателей [сайт]. - [Волгоград], [Б.г.]. - URL:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac535.html(12.12.2011)
2. Баскакова, Н.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / Н.Л. Баскакова / Моск. психол.-социал. ин-т. - М. Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2014. - 64 с. - (Библиотека школьного психолога). Шифр РНБ: 96-4/10528
3. Батенева, Е. В. Учимся запоминать / Е. В. Батенева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 3. - С. 46-50.
4. Бондарев, И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев // Вопросы психологии.- 2000. - №5. - С. 127-131.
5. Ведясова, О. А. Влияние профиля моторного доминирования на произвольную концентрацию внимания и вариабельность сердечного ритма у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Ведясова, Н. А. Овчаренко, А. И. Лукина // Валеология. - 2011. - № 3. - С. 73-78.
6. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Филинъ, 2012. - 330 с.
7. Волков, Б. С. Что надо знать воспитателю о внимании дошкольника? / Б. С. Волков, Н. В. Влкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 5. - С. 118-122.
8. Волокитина, Т. В. Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания / Т. В. Волокитина, О. Н. Тихонова, Н. В. Гринюк // Экология человека. - 2013. - № 9. - С. 22-26.
9. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. - М.: Просвещение, 2011. - 294 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский.- М., Педагогика, 1960. - 357с.
11. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М., 1974.- 325с.
12. Ганошенко, Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет / Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2013. - №1.- С. 24-31.
13. Голованова, Н. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях проживания в сиротских учреждениях закрытого типа / Н. П. Голованова // Коррекционная педагогика. - 2012. - № 1 (31). - С. 69-70.
14. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264с.
15. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2013. - С. 51-52.
16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.: Минск, 1997.- 351с.
17. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2011.- С. 253 - 259
18. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М.,2012. - С. 215
19. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: психологический журнал / Н.В. Дубровинская.- 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.
20. Кленкова, О. Е. Использование перцептивного тренинга для диагностики развития дошкольников / О. Е. Кленкова // Педагогическая диагностика. - 2013. - № 1. - С. 94-109.
21. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения дошкольников / В.К. Котырло. - Киев: Радянская школа, 1971. - 200 с.
22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 2013. - 428с.
23. Криволапчук И. А. Психофизиологические факторы готовности детей 6 лет к обучению в школе / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова // Физиология человека. - 2012. - С. 48-55.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2011. - 268с.
25. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. - СПб., Речь, 2011. - 184 с.
26. Ланге, Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге.- М.: Одесса, 2013. - С.5-6
27. Леонтьев, А. Н. Очерк развития психики / А. Н. Леонтьев.- М.: Флинта: Наука, 2008. - С. 56-59
28. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 2013. -176с.
29. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- СПб.: прайм - Еврознак, 2012. - 228 с.
30. Неймер, Ю.Л. Психологический словарь / Ю.Л. Неймер. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2013. - 352 с
31. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - СПб. : Речь, 2014. - 392 с.
32. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. - 234 с.
33. Петухова, Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста : Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. - М., 1961. -32 с.
34. Печора, К. Л. Внимание детей раннего возраста / К. Л. Печора // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 5. - С. 119-121.
35. Попова, М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии / М.В. Попова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
36. Программа для детей 5-9 лет [Текст] / М. В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М. : Издательство МГУ, 2014. - № 1. - С. 54-58.
37. Психология дошкольника [Текст]: Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений / сост. Т. Н. Васильева. - М. : Издательство Академия, 2014. - С. 86-90.
38. Семеновых, Л.Ю. Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания у старших дошкольников / Л.Ю. Семеновых // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2010. - № 1. - С. 77-79.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. . - СПб.: ООО «Речь», 2014. - 350 с.
40. Сластя, А.В. Педагогические условия развития внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки / А. В. Сластя, Л. И. Костюнина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 3 (75) : Серия "Гуманитарные и педагогические науки". - С. 220-225.
41. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
42. Старший дошкольный возраст. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» / Новые исследования. - М. : Наука, 2010. - С. 32-38.
43. Тамбиев, А.Э. Исследование обобщенной оценки внимания: вопросы психологии [Текст] / А.Э. Тамбиев, С.Д. Медведев.- 2014. - №4.- С. 76-78.
44. Титченер, Э. Б. Внимание: психология внимания / Э. Б. Титченер.- М.: ЧеРо, 2011.-С. 26-48.
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2014. - 292 с.
46. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Институт Психотерапии, 2013. - 480 с.
47. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. - 2013. - 224 с.
48. Шагинов, И. Развиваем внимание / И. Шагинов. - М. : Мой мир: Мой мир Гмбх & Ко. КГ, 2012. - 253 с.
49. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2012. - 229 с.
50. Якобсон, С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников / С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова // Вопросы психологии. - 2013. - №5. - С. 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ