Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей

Работа №54682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования актуальных 8
страхов детей и их родителей в психологии
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Характеристика и классификация страхов 14
1.3. Особенности детских страхов 18
1.4. Характеристика копинг-стратегий 21
1.5. Взаимосвязь отношения родителей со страхами их детей 23
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи актуальных 26
страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 26
2.2. Исследование страхов у родителей 34
2.3. Исследование копинг-стратегий родителей 38
2.4. Исследование особенностей родительского отношения 42
2.5. Исследование страхов у детей 45
2.6. Анализ взаимосвязи родительского отношения, копинг-стратегий 48
и страхов родителей со страхами их детей
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Литература 73
Приложение

Актуальность исследования взаимосвязи копинг-стратегий и страхов родителей со страхами их детей заключается в том, что, во-первых, большое количество исследований устанавливающих значимые связи между личностными характеристиками родителей и детей показывают как сложен этот вопрос, поэтому новые исследования, использующие уже имеющиеся знания и раскрывающие более глубокие особенности всегда востребованы и практической психологией и возрастной и педагогической психологией. Поскольку самое большое влияние на ребенка оказывает его семья, то в анализе психологических особенностей детей напрашивается рассмотрение вопроса родительского отношения к нему.
Во-вторых, страх является важнейшей эмоцией, определяющей качество нашей жизни, психологическое благополучие и манеру поведения. С одной стороны чувство страха заложено в нас на генетическом уровне и оберегает от опасности, но с другой стороны не счесть количества предрассудков и жизненных сложностей, созданных этим чувством. Человек, обладающий мышлением и воображением, способен вообразить себе опасность, придумать причину страха или даже не осознавать его. Поэтому исследования в этой области остаются актуальными, важными и необходимыми.
В-третьих, представляется перспективным проанализировать страхи совместно с копинг-стратегиями, как со способами совладания с негативными, вызывающими тревогу и опасения событиями, а также с особенностями родительского отношения. Поэтому мы проводим исследование, которое лучше раскроет механизмы взаимосвязи родительского отношения, копинг-стратегий и страхов родителей со страхами их детей.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Многие современные исследователи отмечают огромную роль семьи в развитии ребёнка, хотя разные психологические направления и выделяют свою специфику влияния. Так, согласно психоанализу в раннем возрасте первыми людьми, от которых зависит удовлетворение и контроль удовлетворения либидо ребенка являются родители (З. Фрейд, А. Фрейд) [2]. Согласно теории привязанности опыт отношений ребенка с родителями в раннем возрасте формирует у него определенный тип привязанности, который оказывает решающую роль в формировании личности ребенка, доверия к миру в целом, к другим людям и к себе в частности (Д. Боули) [2]. Теории социального научения раскрывается влияние близких взрослых на формирование социально адаптивного и адекватного поведения ребенка (А. Бандура, Р. Сирс). Основными формами социального подкрепления близких взрослых на ранних этапах развития ребенка, являются похвала, внимание и оценка (А. Бандура, Л. Уотерс). Обозначается первичная роль взрослых в развитии и становлении ребенка как личности. Представители гуманистической психологии (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) выделяют такое родительское отношение, как принятие, любовь, внимание в качестве фундаментальной основы развития ребенка [3].
В отечественной психологии при анализе особенностей детско- родительских отношений исходной становится понятие совместной деятельности со взрослым, которая является движущей силы психического развития ребенка (А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина Д.Б. Эльконин,). Семья, являясь ближайшим социальное окружением удовлетворяет потребность ребенка в принятии, эмоциональной поддержке, уважении и защите (Н.Н. Авдеева, Э.Г. Эйдемиллер, Л.И. Божович и др.). Также, отечественными психологами описаны типологии родительского (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.) [7].
Вопросы взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений и механизма возникновения страхов у ребенка младшего школьного возраста также активно разрабатываются отечественными исследователями (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Ю. Щербатых, Ю.А. Кочетова и др.) [7]. Страх обозначается исследователями как одна из основных эмоций.
Однако исследование данной проблематики в аспекте рассмотрения взаимосвязи отношения родителей, копинг-стратегий, страхов родителей и страхов их детей в области исследования детско-родительских отношений еще не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется возможностью практического применения результатов исследования в образовательных организациях: в детских садах, в школах в рамках психолого-педагогической, коррекционной и развивающей работы с детьми, представлением результатов на родительских собраниях, что позволит повысить качество института семейных отношений, позволит проводить профилактику негативных родительских паттернов поведения, что, в конечном итоге, позволит в целом улучшить благосостояние общества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения данных исследования в психологической и педагогической практике: индивидуальном и семейном консультировании, при психологическом сопровождении, а также организации воспитательной работы и обучения.
Объект исследования: актуальные страхи личности.
Предмет исследования: взаимосвязь актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей.
Цель исследования: выявить взаимосвязь актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей.
Гипотеза исследования: Взаимосвязь актуальных страхов детей младшего школьного возраста и страхов их родителей опосредовано особенностями копинг-стратегий и отношения к детям родителей.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический анализ исследований страхов, копинг- стратегий и отношения родителей к детям в психологической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование, подобрав методики диагностики страхов и копинг-стратегий родителей, страхов детей и особенностей родительского отношения.
3. Выполнить статистическую обработку результатов тестирования и проанализировать особенности взаимосвязи, страхов детей и их родителей с особенностями копинг-стратегий поведения родителей и родительского отношения.
Методы и методики исследования:
1) Тестирование с помощью следующих методик:
- Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности Ю. Щербатых, Е. Ивлевой [8].
- Методика определения копинг-стратегий Р. Лазаруса, С. Фолкмана, адаптированная Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [8].
- Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин [8].
- Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.П. Панфилова [8].
2) Математические методы обработки данных: корреляционный анализ (по Пирсону), определение достоверности различий (по t-критерию Стьюдента).
Выборка: 44 ребенка 6-7 лет, учащихся первых классов, а также их родителей в количестве 44 человек в возрасте с 26 до 39 лет, исследование проводилось на базе МБОУ школа № 150, г. Казани, в период с 8.12.2016 г. по 28.12.2016 г.
Область применения: детская психология, семейная психология, педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе проведено исследование взаимосвязи родительского отношения, копинг-стратегий и родительских страхов со страхами их детей, актуальность которого обусловлено тем, что страх является важнейшей эмоцией, определяющей качество нашей жизни, психологическое благополучие и манеру поведения и требует своего изучения как у взрослых, так у их детей. Поэтому поставлена цель - выявить взаимосвязь актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Сделан теоретический анализ исследований страхов, копинг- стратегий и отношения родителей к детям в психологической литературе.
2. Проведено эмпирическое исследование, подобраны методики диагностики страхов и копинг-стратегий родителей, страхов детей и особенностей родительского отношения.
3. Выполнена статистическую обработку результатов тестирования и проанализированы особенности взаимосвязи, страхов детей и их родителей с особенностями копинг-стратегий поведения родителей и родительского отношения.
Подобраны следующие методики для исследования: опросник иерархической структуры актуальных страхов личности Ю. Щербатых, Е. Ивлевой; методика определения копинг-стратегий Р. Лазаруса, С. Фолкмана, адаптированная Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин; методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.П. Панфилова.
Статистическая обработка результатов проведена с помощью корреляционного анализа (по Пирсону), определена достоверность различий (по t-критерию Стьюдента).
Исследовано 44 ребенка 6-7 лет, учащихся первых классов, а также их родители в количестве 44 человек в возрасте с 26 до 39 лет, исследование проводилось на базе МБОУ школа № 150, г. Казани, в период с 8.12.2016 г. по 28.12.2016 г.
На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Выделено две группы родителей: с высокой интенсивностью страхов и с нормальной интенсивностью страхов, на основе нормативных значений страхов, а также по показателям фобической симптоматики, указанных авторами опросника. Получилось, что 18 родителей из 44 имеют высокую интенсивность страхов, остальные 26 родителей имеют нормальную интенсивность страхов.
2. Не имеют достоверных различий две выделенные группы по виду страхов - «Страх бедности» (0,1), «Страх преступности» (1,84), по всем остальным показателям имеются достоверные различия. С достоверностью в p = 0,05 различаются группы по показателю страха «Страх глубины» (2,21). С достоверностью в р = 0,01 различаются группы по показателю страха «Страх войны» (2,8). С достоверностью 0,001 различаются эти две группы по видам страха: «Страх болезни близких» (-4,3), «Страх перед негативными
последствиями болезни близких людей» (-7,28), «Страх агрессии по отношению к близким» (9,6), «Страх начальства» (5,34), «Страх изменений в личной жизни» (11,69), «Страх перед публичными выступлениями» (15,98), «Страх сумасшествия» (12), «Страх старости» (25,2), «Страх за сердце» (14,7), «Страх заболеть каким-либо заболеванием» (9,5), «Страхи, связанные с половой функцией» (14,58), «Страх пауков и змей» (4,38), «Страх темноты» (19,2), «Страх высоты» (14,3).
3. Две группы родителей достоверно различаются по большинству показателей копинг-стратегий: «Конфронтация» (16), «Самоконтроль» (-3), «Принятие ответственности» (-4), «Бегство-избегание» (3,1), «Планирования решения проблем» (-12), «Положительная переоценка» (-5).
4. По всем видам страхов имеются достоверные различия между группами детей, чьи родители имеют различный уровень интенсивности страхов: «Медицинские страхи» (боли, уколов, врачей, болезней) (16), «Страхи физического ущерба» (транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий) (31), «Страх своей смерти» (11), «Страх животных» (41), «Страх перед сказочными персонажами» (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея, Горыныча, чудовищ) (20), «Страх темноты и кошмарных снов» (33), «Социальные страхи» (детей, людей, опозданий, наказаний, одиночества) (29), «Пространственные страхи» (высоты, глубины, замкнутых пространств) (20).
5. Страхи родителей взаимосвязаны со страхами их детей, с родительским отношением и копинг-стратегиями. В группе родителей с нормальной интенсивностью страхов «Страх темноты» родителей взаимосвязан со «Страхом пространства» у их детей (0,64). «Страх преступности» родителей взаимосвязан с «Медицинскими страхами» (0,63) и «Страхом смерти» (0,65) их детей. «Страх ответственности» родителей обратно связан с «Медицинскими страхами» детей (-0,61). «Страх перед «экзаменами»» родителей взаимосвязан с «Медицинскими страхами» (0,65) их детей. «Страх бедности» родителей взаимосвязан с копинг-стратегией ««Планирование решения проблем» (0,69). Копинг-стратегия «Конфронтация» обратно связана с показателями родительского отношения «Принятие-отвержение» (-0,62) и «Симбиоз» (-0,63), а также взаимосвязана с детским «Страхом физического ущерба» (0,63). Копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки» обратно связана с детским «Страхом темноты и кошмаров» (-0,74).
В группе родителей с высокой интенсивностью страхов страх «Змей и пауков» взаимосвязан со страхом «Физического ущерба» у ребенка (0,61), «Боязнь болезней близких» взаимосвязана с детским «Страхом смерти» (0,67) и обратно связан со «Страхом сказочных персонажей» (-0,83), «Страхом темноты и кошмаров» (-0,73), «Социальными страхами» (-0,68). А также взаимосвязана с копинг-стратегией «Планирование решения проблем» (0,60). «Страх преступности» у взрослых взаимосвязана с родительским отношением «Кооперация» (0,66). «Страх начальства» у родителей обратно связан со «Страхом смерти» у их ребенка (-0,85). «Страх изменения в личной жизни» у родителей обратно связан с копинг-стратегией «Самоконтроля» (¬0,59). «Страх ответственности» у взрослых обратно связан с типом родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» (-0,63). «Страх старости» у родителей взаимосвязан с двумя детскими страхами: «Страхом сказочных персонажей» (0,74) и «Страхом темноты и кошмаров» (0,74), а также обратно связан с типом родительского отношения «Симбиоз» (-0,63). «Страх бедности» родителей обратно связан с копинг-стратегией «Самоконтроль» (-060) и взаимосвязан с родительским отношением «Авторитарная гиперсоциализация» (0,64). «Боязнь замкнутых пространств» взаимосвязана с копинг-стратегией «Планирование решения проблем» (0,67) и обратно связан с родительским отношением «Маленький неудачник» (¬0,74). «Страх высоты» взаимосвязан с копинг-стратегией «Планирование решения проблем» (0,62) и обратно связан с родительским отношением «Маленький неудачник» (-0,71). «Страх глубины» обратно связан с родительским отношением «Маленький неудачник» (-0,65). «Страх болезней близких людей» у родителей обратно связан с копинг-стратегией «Положительная переоценка» (-0,61). «Страх заболеть каким-либо заболеванием» у родителей обратно связан со «Страхом смерти» у детей (¬0,81) и взаимосвязан с копинг-стратегией «Поиск социальной поддержки» (0,71).
Также копинг-стратегии родителей взаимосвязаны с детскими страхами. Так, копинг-стратегия «принятие ответственности взаимосвязана со «Страхом смерти» у детей (0,62). Копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» обратно связана с детскими страхами: «Страх сказочных персонажей» (-0,67), «Социальные страхи» (-0,61). Копинг-стратегия родителей «Положительная переоценка» обратно связан с детским «Страхом смерти» (-0,67).
Взаимосвязанными являются родительское отношение и их копинг- стратегии. Так, родительское отношение «Принятие-отвержение» взаимосвязано с копинг-стратегией «Поиск социальной поддержки» (0,68). Родительское отношение «Авторитарная гиперсоциализация» взаимосвязано с копинг-стратегией «Самоконтроль» (-0,75). Родительское отношение «Маленький неудачник» взаимосвязано с копинг-стратегией «Конфронтация» (0,80) и обратно связано с копинг-стратегией «Планирование решения проблемы» (-0,69).
На основании проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей, развивается теоретическое мышление. От учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
2. Классификаций страхов и способов объединения их в группы существует большое множество. Одна из самых распространенных - классификация по фабуле страха, т.е. исходя из того, чего боится человек. Они могут делится на конструктивные и патологические, первичные и вторичные. Также довольно распространенными является подразделение страхов на детские и взрослые страхи. Страхи детей формируются как в результате личного опыта, так и вследствие «социального заимствования».
3. Факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации, так и особенности личности. Среди личностных детерминант называют самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности, возраст, пол и гендер.
4. Выделяются типы семейного воспитания, которые связаны с возникновением детских страхов: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности в детско - родительских отношениях, недостаточная способность родителей воспринимать и понимать причины эмоционального состояния ребенка, низкий уровень безусловного принятия, неумение оказывать эмоциональную поддержку ребенку.
5. Материальные страхи реже становятся фобическими и играют меньшую роль при повышении интенсивности страхов.
6. Активными в повышении интенсивности страхов становятся страхи за близких людей и социальные страхи, обусловленные с взаимодействием с другими людьми.
7. Родители с нормальной интенсивностью страха преодолевают негативные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания своих эмоциональных реакций, высокого контроля поведения, планирования своих действий, а также принципу уклонения (отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий).
8. Родители с высокой интенсивностью страхов характеризуется разрешением проблемы не всегда целенаправленной поведенческой активностью, без осуществления конкретных действий, что можно рассматривать как неадаптивную форму стратегии. Они часто ориентируются на философское переосмысление проблемной ситуации, включая ее в широкий контекст личностного саморазвития.
9. Родители с нормальной интенсивностью страха принимают с уважением и симпатией индивидуальные особенности ребенка.
10. Родители с высокой интенсивностью страха стремятся инфантилизировать ребенка, наделить его несостоятельностью.
11. В группе родителей с нормальной интенсивностью страхов меньше взаимосвязаны страхи взрослых, копинг-стратегии, родительское отношение и детские страхи, чем в группе родителей с высокой интенсивностью страхов. Что позволяет заключить, что родительские страхи, копинг- стратегии оказывают влияние на формирование детских страхов.
Таким образом, обозначенная гипотеза о том, взаимосвязь актуальных страхов детей младшего школьного возраста и страхов их родителей опосредовано особенностями копинг-стратегий и отношения к детям родителей подтвердилась.
Область дальнейшего применения полученных результатов: детская психология, семейная психология, педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология.



1. Авдеева, Н.Н., Кочетова, Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. - 2008 - №4 - С. 35-47.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. — 624 с.
3. Аверин А. В. Психология личности. - М., 2000. - 180 с.
4. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
5. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция: метод. пособие. / Барнаул, 2014. - 100 С.
6. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. - № 1. - С. 3-18.
7. Артемьева Т.В. Психология развития: курс лекций: Учеб. пособ. / Татарский государственный гуманитарно - педагогический университет, Казань, 2008. - 79 С.
8. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учеб. пособие. М.: УМК «Психологи», 2003. - 320 с.
9. Баркаускайте М.М. Об исследовании связей между статусом и участием подростков в малой группе// Взаимоотношения коллектива и личности. - Таллин, 1979. - С.196 - 198.
10. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / Н.О. Белорукова. // Дисс.... канд. психол. наук. - Кострома, 2005. - 218 с.
11. Березин Ф. Б. Психическая и психологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 71 с.
12. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 656 с.
13. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., 1976. - 331 с.
14. Бурлачук А. Ф., Кожанова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.,1998. - 259 с.
15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь психодиагностике. - СПб, 1999 - 519 с.
16. Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 311 с.
17. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
18. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. -
2001. - №4. - С. 96-101.
19. Грановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
20. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003. - 122 с.
21. Гринина О. В., Кича Д. Н. Пути совершенствования системы лечебно-оздоровительной работы// Материалы первой научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». - М. 1995. С. 9-12.
22. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина. // Прикладной психол., 2003. - № 6. - С. 44-48.
23. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. // Дисс.... канд. психол. наук / Т.В. Гущина. - Кострома, 2005. - 228 с.
24. Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. - С. 126-128.
25. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Изд-во «Союз», 2005. - 448 с.
26. Иванова В. В. Общие вопросы самосознания личности. - М., 1998. - 225 с.
27. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В., Ахметова Э.Ж. Взаимосвязь семейного отношения и склонности подростков к суицидальному поведению // Педагогические науки. Социальная педагогика. - 2001. - №6. - С. 72-76.
28. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004. - 700 с.
29. Кон И. С. Категория «Я» в психологии.// Психологический журнал. - T.2.
1981. - №3. - С. 24-28.
30. Кон И. С. Психология старшего школьного возраста.- М.: Просвещение, 1979. - 178 с.
31. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с
особенностями детско-родительских отношений. URL:
http://psyj ournals.ru/psyedu/2012/n3/54317 full.shtml.
32. Камынина И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях
жизнедеятельности : Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. —
Хабаровск , 2008. — 22 с.
33. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 752 с.
34. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007. - 125 с.
35. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. // Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004. - 234 с.
36. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
37. Лебезова Т.В. Связь страхов старших дошкольников с психологическими особенностями детско-родительских отношений / Т.В. Лебезова. - Психология, 2014, № 10. - С. 24-27
38. Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходствах и различиях между людьми - М., 2008. - 576 с.
39. Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ.-М., 1998. - 117 с.
40. Личко А. Е., Александров А. А. Суицидальное поведение подростков. // Клинико-психологические социальные и правовые проблемы суицидального поведения. - М., 1974. - С.71-79.
41. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению Психологический журнал. - 1996. - №3. - С.149-152.
42. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. - 928 с.
43. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики: Диссертация канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб., 1998 - 192 c.
44. Мовсенян Л. С., Кондратьева М. В. Изучение взаимосвязи уровня самооценки с защитными механизмами и копинг-стратегиями личности // Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Том второй.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. - С. 245-248
45. Нартова-Бочавер, С.К. «Соршд-Ьейауюг» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журнал, 1997. - № 5. - С. 20-30.
46. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. - Бишкек - СПб.,1994. - 320 с.
47. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, С. 63-74.
48. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1. - 241 с.
49. Сотникова, Ю.Л. Защитные механизмы в личностей организации пациентов с расстройствами адаптации и суицидальными попытками. / Ю.Л. Сотникова. - Дисс.... канд. психол. наук. - М., 2005. - 177 с.
50. Стоиков, И.Д. Анализ защитных проявлений личности. / И.Д. Стоиков. - Дисс.... канд. психол. наук. - М., 1986. - 160 с.
51. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002. - 120 с.
52. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / М. Тышкова // Вопросы психологии, 1987, - № 1. - С. 27-34.
53. Урядницкая Н. В. Совладающее поведение в кризисной ситуации тяжелого заболевания // Журнал прикладной психологии. - 1998. - №3. - С. 24 - 29.
54. Чумакова Е.В. Психологическая защита в системе детско-родительского взаимодействия // Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. - 174с.
55. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. / С.А. Хазова. - Дисс.... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 124 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ