Введение
Глава 1. Понятие и сущность правового государства.
1.1. Развитие представлений о правовом государстве в XVII-XIX веке 13
1.2. Современный подход к понятию правовое государство 21
Глава 2. Развитие представления о правовом государстве у учащихся на уроках обществознания.
1.2. Место и содержание темы «правовое государство» в современном
курсе обществознания 29
1.2. Формирование понятия правового государства в рамках УМК, как
способ политической социализации школьников 40
Глава 3. Формирования понятия «правовое государство» у учащихся на уроках обществознания на примере работы с документом
3.1. Роль документа, как источника политической социализации
учащихся процессе изучения темы «Правовое государство» 49
3.2. Общеметодические подходы к работе с документами на уроках
обществознания в рамках темы «Правое государство» 57
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Актуальность исследования. На сегодняшний день в российском обществе происходит становление новой системы ценностей. Особое место занимает гражданин, его интересы, права и обязанности. Приоритетом становится формирование в России правового государства. В связи с этим большое значение приобретает проблема политической социализации человека, то есть восприятия и приобретения индивидом определенных знаний, взглядов и ценностей, политической позиции. Иными словами все большее внимание уделяется процессу включения индивида в политическую жизнь общества. Чтобы помочь молодому поколению стать достойными гражданами и правильно ориентироваться в быстроменяющейся политической жизни государства, необходимо уже в школе правильно и грамотно осуществлять процесс политической социализации учащихся. Здесь огромную роль играет обществоведческое образование, которое содействует становлению объективной политической картины мира у молодого поколения.
Поэтому представляется важным исследовать основные тенденции и проблемы в формировании понятия правового государства в современном курсе обществознания.
Объект исследования: политическая социализация учащихся на уроках обществознания.
Предметом исследования является формирование понятия правового государства на уроках обществознания как фактор политической социализации учащихся.
Цель работы: Изучение и анализ методов формирования понятия правового государства на уроках обществознания, и выделение на основе анализа проблем и тенденций политической социализации школьников в рамках данной темы.
В рамках данного исследования выделяются следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия правового государства и его сущности с точки зрения исследователей XVIII-XIX века и современного периода.
2. Определение места и содержания темы правового государства в современном школьном курсе обществознания.
3. Выделение основных закономерностей и тенденций в формировании понятия правового государства в современном курсе обществознания на основе анализа методической и учебной литературы.
4. Выявление на основе полученной информации возможных проблем политической социализации школьников на уроках обществознания.
5. Определение методических способов формирования понятия о правовом государстве на уроках обществознания и их влияние на формирования политико-правового сознания обучающихся.
Научная новизна исследования определяется его оригинальными задачами. Данная работа является первой попыткой конкретного изучения проблемы методики формирования понятия «правовое государство» в рамках школьного курса обществознания и политической социализации учащихся в ходе изучения заданной темы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в изучение проблем формирования высокого уровня политического и правового сознания учащихся в процессе изучения темы «Правовое государство», имеющих место в современном курсе обществознания.
Практическая направленность данного исследования состоит в том, что этот материал может послужить отправной точкой в дальнейшем более широком рассмотрении этой темы. Материал работы будет полезен для учителей и выпускников вузов в процессе подготовки к преподаванию темы правового государства на уроках обществознания в школе.
Источниковая база. Источниковую базу исследования составили нормативно правовые акты и учебно-методические комплексы.
К первой группе источников относится Конституция Российской Федерации1, в которой закреплен статус правового государства. Во многих статьях Конституции провозглашаются признаки правового государства, их анализ и сравнение с практическим действием данных принципов дает возможность проследить степень развития правовых и политических механизмов правовой государственности в Российской Федерации. Конституция РФ является основным документом, с которым осуществляется работа на уроках. Источником для исследования послужил Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. В нем указаны основные государственные требования к личностным и предметным результатам освоения образовательной программы выпускниками. Основные правила построения учебного процесса заключены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
Выбор учебно-методических комплексов для анализа осуществлялся на основе Федерального перечня учебников 2012 - 2016 гг , рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Необходимыми источниками для исследования проблемы являются учебно-методические комплексы по обществознанию для 5-11 классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в Федеральный перечень. Поскольку учебник является одним из основных источников знания для учащихся, а также необходимым компонентом для подготовки учителя к занятию, то использование учебников в качестве источника для исследования данной проблемы позволяет выяснить место, занимаемое темой «Правовое государство» в школьном курсе обществознания, а также проанализировать ее содержание. Изучение и сравнение материалов учебников, рабочих тетрадей, методических разработок
Историография. В процессе изучения понятия «правовое государство» и истории его развития использовались работы философов и мыслителей XVII-XIX века, а также труды современных юристов и политологов.
Идея создания государства, в котором право и закон имели бы высшую силу, берет свое начало со времен античности. Древнегреческий философ Платон размышлял о государстве, в котором высшую ценность представляет закон. Приоритетным Платон считал соблюдение прав и свобод гражданина. Подобные размышления о соотношении закона и власти в государстве мы можем увидеть в трудах Аристотель и Цицерон .
В XVII - XVIII веках европейские просветлели, большое внимание уделяли вопросу создания идеального государства. Основываясь на принципах либерализма, многие из них в своих учениях излагали представления о государстве, где господствует право. Подобные рассуждения можно проследить в трудах Дж. Локка, Ш.- Л. Монтескье и И. Канта. В своих работах они развивали концепцию правового государства. Эта концепция легла в основу теорий многих современных ученых о государстве и праве. Дж. Локк, к примеру, приоритет в государстве отдавал закону, как провозглашенной воле народа, установленной большинством. В своем учении он также выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Свое продолжение идея правового государства получила в трудах Ш.-Л. Монтескье.
В отличие от Локка, он выделял наиболее удачную форму правления государства для соблюдения права. Именно в его труде система разделения властей приобрела привычное и современное нам выражение.
Наиболее систематизировано концепция правового государства представлена у немецкого философа Иммануила Канта, который в своих трудах описывает государство, где господствует право, и предлагает основные признаки, обеспечивающие это господство. В своих работах И. Кант большое значение уделил проблеме возникновения государства и права, их развития и соотношения. Развивая в своих учениях концепцию права, Кант связывал его с нравственным началом человека. Главной задачей государства он считал - обеспечение благоприятных условий жизни граждан, поэтому основой его выступило право.
Дальнейшую разработку идея правового государства получила в Европе и в России в рамках либеральной правовой традиции. Наиболее полно она была отражена в теории самоограничения государства правом, которую разработал немецкий правовед Г. Еллинек.1Согласно его теории государство обязуясь вовне соблюдать международное право, внутри себя наделяет граждан естественными правами против себя самого.
Еще одним сторонником идеи правового государства был известный немецкий правовед XIX века Р. Иеринг. Необходимость признания государственной властью издаваемых ею норм для самой себя он определил понятием "правовое состояние".
В российской политико-правовой мысли вопросы, касающиеся государства, закона и власти, поднимались в трудах таких мыслителей как: Б. Н. Чичерин , Н. Г. Чернышевский и других. Весомый вклад в изучении этой темы внесли такие деятели предреволюционного периода как: Н. М. Коркунов1 и С. А. Муромцев . Российские мыслители во второй половине XIX века все более обращали свое внимание на демократические принципы развития государства. Большое внимание они уделяли вопросам народного суверенитета и правам человека, разделению властей и совершенствованию законов, ограничению произвола монархов и созданию гражданского общества.
Идеи правового государства продолжают развивать сегодня такие правоведы как: Г.Ю. Курскова, Ф.М. Раянов, А. В. Малько и др. В их трудах отражены новые подходы к понятию правового государства, которые соответствуют современным реалиям и проблемам, встающим на пути к становлению правового государства в России. На основе анализа их работ, можно выделить ряд общих принципов, характерных для правового государства.
В качестве дополнительной методической литературы при исследовании роли документа в процессе политической социализации учащихся в рамках изучении темы «Правовое государство», использовались работы исследователей - педагогов, преподавателей обществознания: Н.Ю. Басик, Л.Н. Боголюбова, Е.И. Белянковой, А. Н. Иоффе.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2012 до 2016 года - период со времени введения нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС) до современного этапа развития школьного курса обществознания.
Географические рамки работы. Географические рамки работы охватывают всю территорию Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа. В процессе изучения развития идей правового государства и проблем его становления в России использовался историко-сравнительный метод. Метод качественного и количественного контент-анализа, синтез, и сравнение информации, полученной из учебно-методической литературы, демоверсий, кодификатора и спецификации ЕГЭ позволил определить место и содержание данной темы в школьном курсе обществознания, а также выявить педагогические возможности методических приемов, используемых в процессе формирования понятия правового государства в процессе изучения данной темы на уроках. При выявлении проблем политической социализации школьников в процессе изучения темы использовался метод статистической обработки материала.
Апробация работы. Результаты данного исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета 24 апреля 2017 в городе Казань. Публикация готовится к печати.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по два раздела, заключения и списка источников и литературы.
Вторая глава посвящена определению места и содержания темы «правовое государство» в современном курсе обществознания, а также рассмотрению методических способов формирования данного понятия в рамках УМК по обществознанию.
В третьей главе подробно изучается один из методов формирования данного понятия на уроке - работа с документом. Анализируется роль источника в процессе политической социализации учащихся в рамках заданной темы. Рассматриваются общеметодические подходы к работе с документом, определяются их педагогические возможности.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
В приложении представлены методические разработки автора исследования к уроку обществознания по теме «Правовое государство»: таблица «Высшие органы государственной власти РФ» и конспект урока.
Изучив некоторые труды философов и правоведов XVIII-XIX века, можно выделить несколько этапов в развитии понятия «правовое государство»: идеи буржуазных просветителей, учения Канта о государстве и праве и окончательное оформление концепции правового государства в трудах правоведов и юристов XIX века. Нужно отметить, что на каждом из этих этапов данное понятие трансформировалось, приобретая новые характерные черты и признаки. С течением времени различные философские концепции, представления и идеи стали не просто теоретическими положениями, но практическим руководством в вопросах становления и развития многих государств.
Проблемы построения правового государства на сегодняшний день являются актуальной темой в области повседневных научных теоретических и практических разработок. При анализе некоторых работ современных исследователей, было выяснено, что на сегодняшний день понятие «правовое государство» приобрело новые определения и признаки и включает в себя ряд других понятий из курса политологии и права, таких как «демократия», «политическое участие», «политическая культура», «конституционный строй» и др. Это позволило сделать вывод, что формирование данного понятия в школе способствует осуществлению политический социализации молодого поколения.
На основе анализа УМК по обществознанию для 5-11 классов, рекомендованного Министерством образования РФ, а также кодификатора и демоверсий ЕГЭ 2012-2016 года, выявлено место и содержание темы «Правовое государство» в современном курсе обществознания. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. В учебниках по обществознанию данная тема рассматривается в разделе политологии, но в некоторых учебниках она вовсе отсутствует, как самостоятельная тема, и рассматривается, как отдельное понятие в рамках других параграфов.
2. Авторы не дают единого определения понятию, выделяют разные признаки правового государства, по-разному соотносят понятия правового государства и гражданского общества,
3. Подробное рассмотрение признаков правового государства происходит в рамках отдельных тем, присутствующих в разделах политологии и права.
4. Существует ряд общих для всех учебников упущений: незначительное количество конкретных примеров из существующей действительности, редкие отсылки к Конституции РФ, отсутствие рассмотрения предпосылок становления правового государства и гражданского общества.
5. Около половины заданий раздела права и политологии в демоверсиях ЕГЭ по обществознанию касаются темы правового государства.
Однако проанализировав данные Федерального института педагогических измерений о результатах Единого государственного экзамена по обществознанию 2016 года, автор исследования пришл к выводу, что сегодня существуют серьезные проблемы в области социализации выпускников, как граждан РФ. Это, в частности, может быть связано с несоответствием содержания УМК требованиям ФГОС.
На основе анализа УМК для 9 и 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, были выявлены потенциальные возможности данных методических пособий для формирования политической культуры и политического сознания обучающихся.
В рамках них учащиеся усваивают основные понятия и теоретические положения темы «Правовое государство», формируют собственные взгляды на основные проблемы политической жизни страны. Однако существующие в разработках авторов пособий упущения, такие как отсутствие конкретных фактических примеров, использование различных источников помимо Конституции РФ, не позволяет сформировать высокий уровень политического и правового сознания.
На основе данного вывода было проведено исследование роли документов в формировании понятия «правовое государство» и в процессе политической социализации учащихся на уроках обществознания, которое позволило прийти к следующий выводам: использование разного вида документов на уроках в рамках темы «правовое государство» позволяет сформировать нравственные и гражданские качества школьников, так как в этих источниках подробно рассматриваются принципы осуществления власти, политические и правовые взгляды государственных деятелей, философов. Однако добиться такого результата можно только в случае правильной организации работы с документом.
Изучение методической литературу и научных работ исследователей - педагогов, преподавателей обществознания, позволило выделить некоторые общеметодические приемы осуществления работы с источником в школьном курсе и, в соответствии с ними, привести несколько собственных примеров работы с Конституцией РФ в рамках темы «Правовое государство». Это привело к выводу о том, что сочетание различных приемов и форм заданий позволяет наиболее эффективно организовать образовательный процесс, развить у учеников глубокие знания по теме «Правовое государство», сформировать умение самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и критически оценивать различные политические события, вырабатывать собственное мнение. Все это способствует развитию на высоком уровне политической культуры учащихся.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что необходимо в дальнейшем более полно и глубоко изучить проблему политической социализации учащихся в рамках изучения заданной темы.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 29с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 № 519-ФЗ).//СЗ РФ. - 05.01.2015. - № 1 (часть I).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. - 2012. - № 5812.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2885 от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год » [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html (Проверено: 18.05.2017)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от
31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
минобрнауки.рф/новости/4136/файл/3091/253_31.03.2014^1; (Дата
обращения: 18.05.2017)
1. 2. Программные документы
6. Предвыборная программа Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва Единая Россия
7. Программа ЛДПР. 2016 - 2021 год. Официальный сайт ЛДПР.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
https: //ldpr.ru/party/Pro gram LDPR(Дата обращения: 29.04.2017.)
8. Программа партии. Коммунистическая партия Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https: //kprf.ru/party/pro gram(Дата обращения: 29.04.2017.)
1.3. Публицистические материалы
9. Малько А.В. Роль институтов гражданского общества в формировании и осуществлении правовой политики // Платон, 2012., - № 1. - С. 27-39.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 1995., - №4. - С. 10-23.
1.4. Материалы СМИ:
11. Зорькин: Россия не стала правовым государством. РИА Новости.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:
https://ria.ru/politics/20160517/1434951796.html(Дата обращения: 30.04.2017).
1.5. Учебно-методический комплекс
12. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. — 127с.
13. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014. — 208с.
14. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И.
15. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.,; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 335с.
16. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс:
пособие для учителей общеобразовательных организации / Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.:
«Просвещение», 2014. -176с.
17. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организации / Л.Н. Боголюбов, Н.Ю. Басик; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: «Просвещение», 2014. -176с.;
18. Никитин. А.Ф. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина.; под ред. А.Ф. Никитина - М.: Дрофа», 2014. - 160 с.
19. Котова. О. А. Тетрадь - тренажер по обществознанию: 11 класс: к учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 9 класс». / О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: «Просвещение», 2013. - 128с.
20. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 9 класс: к учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 9 класс». / А. С. Митькин. - М.: Экзамен, 2014. - 111с.
21. Никитин. А.Ф. Обществознание. 8-9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Ф. Никитин, И. А. Галицкая, Е. С. Королькова; под ред. А.Ф. Никитина - М.: Дрофа», 2014. - 335с.
22. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Ф. Никитин, Г. И. Грибанова, А. В. Скоробогатько.; под ред. А.Ф. Никитина - М.: Дрофа», 2014. - 248 с.;
23. Воронцов А. В. Обществознание: 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Воронцов, Г.Э. Королева, С. А. Наумов; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2012. —328с.
24. Соболева О. Б. Обществознание: 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2012. —204с.
25. Соболева О. Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Б. Соболева, В.Н. Чайка; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2013. —208с.
1. 6. Делопроизводственные документы
26. Единый государственный экзамен по обществознанию.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-
specifikacii-kodifikatory.pdf(Дата обращения: 1.04.2017).;
27. Единый государственный экзамен по обществознанию.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-
specifikacii-kodifikatory.pdf(Дата обращения: 1.04.2017).
28. Единый государственный экзамен по обществознанию.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.pdf(Дата обращения: 1.04.2017).
29. Единый государственный экзамен по обществознанию.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.pdf(Дата обращения: 1.04.2017).;
30. Единый государственный экзамен по обществознанию. Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. 2012. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http: //fipi.ru/e ge-i-gve-11 /demoversii- specifikacii-kodifikatory.pdf
(Дата обращения: 1.04.2017).;
31. Единый государственный экзамен по обществознанию. Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. 2014. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http: //fipi.ru/e ge-i-gve-11 /demoversii- specifikacii-kodifikatory .pdf
(Дата обращения: 1.04.2017).
32. Единый государственный экзамен по обществознанию. Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. 2016. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http: //fipi.ru/e ge-i-gve-11 /demoversii- specifikacii-kodifikatory .pdf
(Дата обращения: 1.04.2017).
33. Единый государственный экзамен по обществознанию. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году
34. Т.Е. Лискова. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на
основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1472212458/obshchestvoznanie.pdf(Дата обращения: 5.05.2017.)
2. Литература
35. Акимова Ю.А. Михайловский о политическом идеале. // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - №4. - С. 113-136.
36. Асмус. В. Платон. - М.: Мысль, 1975. - 220с.
37. Басик Н.Ю. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания // Обществознание в школе. - 1999. - №4. - С.21 - 27.
38. Баскин М. П. Монтескье. - М.: Мысль, 1975. - 165с.
39. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304с.
40. Буткова М. В. Карл Валькер о нравственной сущности правового государства. // Ленинградский юридический журнал. - 2005. - №2. - С. 205 - 217.
41. Васильев А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Флинта; МПСИ, 2008. - 200с.
42. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб, 2012. — С. 274-280.
43. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Мысль, 2001. — 736с.
44. Грималь. А. Цицерон. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 544с.
45. Еллинек.Г. Общее учение о государстве. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 752с.
46. Иеринг. Р. Цель в праве. - СПб.: Изд. Н.В. Муравьева, 1881. - 412с.
47. Иоффе, А. Н. Методические аспекты изучения основ конституционного устройства РФ // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 178 - 192.
48. Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию. // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 6. - С. 4-8.
49. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4 Ч. 2 - М.: Мысль, 1965. - 799с.
50. Кадралиева М. А. Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 501-515.
51. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 458с.
52. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Политико-правовой анализ: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. - 295с.
53. Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: « Спартак», 1998. - 448с.
54. Локк Дж. Два трактата о правлении. - М.: Мысль, 1988. - 668с.
55. Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 233с.
56. Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2000. - 512с.
57. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее. - М.: Зерцало, 1996. - 88с.
58. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. - М.: Мысль, 1999. - 672с
59. Муромцев С. А. Очерки общей теории гражданского права. Ч. 1. - М.: Тип. Индриха, 1878. -317с.
60. Мутузов Н. И. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2002. - 512с.
61. Оксаматный В. В. Теория государства и права. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. - 563с.
62. Раянов М. Ф. Правовое государство и современный мир. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2012. - 194с.
63. Сперанский М. М. Проекты и записки. Под ред. С. Н. Валка. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 245с.
64. Стретерн. П. Локк за 90 минут. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 89с.
65.Чернышев А.Н. Аристотель. - М.: Мысль, 1987. - 221с.
66.Чернышевский. Н.Г. Статьи, исследования и материалы: Сборник научных трудов / отв. ред. А.А. Демченко. - Саратов: ООО «АРМК Софит», 2012. - 246с.
67.Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. Ч. 2. М.: Типо-лит. т-ва Кушнеров и К, 1896. - 492с.
68.Белянкова Е.И. Методические аспекты использования юридических документов на уроках права и обществознания. Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440(дата обращения 28.04.2017.)