Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Работа №54634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 6
1.1 Профессионально - значимые качества личности педагога 6
1.2 Способность реализации ФГОС НОО как профессионально-значимое
качество педагога 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования 27
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежением этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Важным фактором в обучении и воспитании, а также в развитии детей является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности педагога, являются его личностные качества. Все люди, независимо от выбора своей будущей профессии, должны быть нацелены на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия
предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение профессионально- значимых качеств личности педагога.
Объект исследования - личность педагога.
Предмет исследования - профессионально значимые качества личности педагога.
Гипотеза исследования: у педагогов с большим стажем педагогической деятельности (более 6 лет) более выражены такие профессионально значимые личностные качества как: педагогическая рефлексия, эмпатия и организаторские умения, а уровень ригидности снижен по отношению к качествам личности педагогов с малым стажем педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования профессионально - значимых качеств личности педагога.
2. Изучить профессионально значимые качества личности педагогов
3. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- тестирование, анкетирование;
- количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования:
1. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишникова) [40];
2. Диагностика уровня эмпатии (И.М. Юсупов) [17];
3. Методика измерения ригидности (Д.Я. Райгородский) [36];
4. Анкета диагностики способности к планированию (Д.Я. Райгородский) [36].
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе исследования профессионально -значимых качеств личности педагога.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Объем работы составляет 63 страницы печатного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование на тему «Исследование профессионально значимых качеств личности педагога» позволило решить ряд задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что профессиональные характеристики учителя педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия - это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности, обобщенного личностно-профессионального образа учителя.
Современной школе сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, такой педагог, который мотивирован на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационную деятельность. Следовательно, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен сам быть примером для подражания.
Для решения второй и третей задачи, на эмпирическом этапе исследования нами были исследованы 2 группы педагогов - 25 учителей со стажем работы менее 6 лет и 25 учителей с опытом педагогической деятельности более 6 лет.
Были продиагностированы четыре профессионально значимые качества личности педагогов: педагогическая рефлексия, эмпатия, ригидность, способность к планированию.
Диагностика уровня педагогическая рефлексии с помощью методики «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишникова)» показала, что данное личностное профессиональное качество более развито у педагогов с большим стажем, чем у педагогов с малым стажем педагогической деятельности.
Проведение методики «Диагностика уровня эмпатии (И.М. Юсупов)» показала также показала, что данное личностное профессиональное качество более развито у педагогов с большим стажем, чем у педагогов с малым стажем педагогической деятельности.
Методика измерения ригидности (Д.Я. Райгородский) показала, что низкий уровень ригидности более выражен у педагогов с большим стажем, чем у педагогов с малым стажем педагогической деятельности.
Анкета диагностики способности к планированию (Д.Я. Райгородский) показала, что опытные педагоги отмечают более длительный период формирования организаторских умений. По мнению учителей с большим стажем работы десять из четырнадцати организаторских умений формируются после первых пяти лет профессиональной деятельности. В первые годы работы формируются организаторские умения, которые необходимы при взаимодействии с детьми.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога профессионала //Педагогическое образование и наука. -
2008. - № 10. - С. 4-9.
2. Байденко В.И Базисные навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. - М.: Логос, 2002. - С. 22-46
3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С.3-13.
4. Березкина З.К. Развитие профессиональной компетентности учителя //Аспирант и соискатель. - 2007. - №1. - С.96-98.
5. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4. - С. 18.
6. Буловенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 40-45.
7. Варданян Ю.В. Изучение психологии как источник развития субъекта профессионально-педагогической компетентности // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 4-9.
8. Вержибок Г. В. Гендерная культура как значимый критерий профессионализма и компетентности современного педагога // Социально-гуманитарные знания. — 2014 .— № 1 .— С. 122-134.
9. Волошина Л. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2011.— N 6 .— С. 93-95.
10. Григорьева Е.П. Роль профессионально значимых личностных качеств педагога // Вестн. магистратуры. - 2015. - № 3 (42). - С. 67-68.
11. Г урина Р. Измерение профессиональной компетенции // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 82-85.
12. Дружилов С. А. Профессионализм педагога: психологический ракурс // Педагогика. — 2012 .— № 6 .— С. 69-79.
13. Дудко Д.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании //Научное обозрение. - 2007. - №6. - С. 129-132.
14. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 г. № 593.
15. Емельянова М. Балльно-рейтинговая система оценки знаний будущих педагогов // Дошкольное воспитание. — 2013 .— № 4 .— С. 72-77.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проспект, 2006. - 336 с.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб: Питер, 2004. - 228 с.
18. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: утв. Распоряжением № 163-р Правительства РФ от 7.02.2011 г.
19. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №10 - С. 28.
20. Кузнецова В.В. Исследование профессионально-значимых качеств
педагога искусства в контексте введения профессионального стандарта педагога // Непрерывное пед. образование. - 2014. - № 12. - С. 17 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://net-
edu.ru/sites/default/files/file/sec2_st9.pdf (24.05.16).
21. Лях Ю. А. Требования к профессиональной деятельности учителя в профильной школе / Профильная школа. - 2010. - N 2. - С. 51-57.
22. Мазова С. В. Концептуальные основы исследования проблемы становления субъектности будущих педагогов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - N 5, май. - С. 23-29.
23. Макарова Л. Н. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов // Образование и общество. - 2004. - N 6. - С. 37-47.
24. Матвеева Е.М. Ответственность в структуре профессионально важных качеств педагога // Междунар. студ. науч. вестн. - 2015. - № 6. - С. 83.
25. Матросов В. Л. Новый учитель для новой российской школы // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2011 .— N 3 .— С. 9-14.
26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011.— N 10 (112) .— С. 20-25.
27. Ноженкина О. С. Динамика изменения профессиональной рефлексии педагогов в ходе развивающего тренинга // Высшее образование сегодня. - 2008. - N 12. - С. 59-61.
28. Панова Н.В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2012. - №2. - С. 101-106; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-lichnosti- pedagoga (24.05.16).
29. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
30. Подгузова Е. Е. Творческий потенциал как системное качество личности педагога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - N 2. - С. 167-172.
31. Полынцева Г. А. Какой учитель нужен школе? // Учитель в школе. - 2008. - N 2. - С. 36-38.
32. Порцевская Е. Д. Теоретико-методологический анализ обеспечения качества организованности специалиста: природа, типология проявления // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 142-146.
33. Постников П. Г. Субъектность учителя как предмет мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - N 1. - С. 37-39.
34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение,
2011. - С. 16.
35. Профессионально значимые личностные качества спортивного
педагога / Хакунов Н.Х. [и др.] // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3, Педагогика и психология. - 2013. - №2 (117). - С. 153-160; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-znachimye-lichnostnye-
kachestva-sportivnogo-pedagoga (24.05.16).
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
37. Резапкина Г.В. Психологические аспекты профессиональной состоятельности учителя // Шк. технологии. - 2012. - № 3. - С. 156-164.
38. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. - Ростов н/Д, 1996. - С.162.
39. Родина Л. И. Сущностное содержание профессионального модуля в подготовке социального педагога / Л. И. Родина // Социальная педагогика. — 2011. — N 1. — С. 47-57.
40. Рукавишникова Е.Е. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С.45 - 57.
41. Сенновский, И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью учеников/ И.Б. Сенновский// Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С. 78-83.
42. Сизова О. А. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования / О. А. Сизова // Внешкольник. — 2013 .— № 2 .— С. 20-28.
43. Слезко Т.В. Анализ теоретических подходов в исследовании личностных качеств будущего педагога профессионального обучения // Изв. высш. учеб. заведений Сев. -Кавказ. регион. Сер: Обществ. науки. - 2008. - № 2. - С. 119-122.
44. Смирнов С. Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2011. — N 3. — С. 5-18.
45. Толстикова С. Н. Толерантность как качественный показатель профессионального мастерства педагога // Новое в психологопедагогических исследованиях. - 2012. - № 2. - С. 149-154.
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителей /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 18.
47. Черкасова И.И. Характеристика панорамно-педагогического
мышления как базовой профессиональной компетентности учителя // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2010. - №1. - С. 105-108 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-panoramno-
pedagogicheskogo-myshleniya-kak-bazovoy-professionalnoy-komp... (24.05.16).
48. Шавшаева Л.Ю. Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс]: учеб. -метод. пособие. - М.: Флинта, 2014.
49. Шашкова С. Н. Трансформация мотивационной сферы как фактор формирования профессионально-личностных качеств выпускников вуза // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2009. - N 3. - С. 17-24.
50. Шиян Л.К. Аналитический обзор системы измерений качества профессиональной деятельности современного педагога: мониторинговые
исследования: монография; М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. :
б.и., 2006. - 115 с.
51. Шубина С.С. Модель организации мониторингового исследования личностно-профессиональных качеств будущего социального педагога в вузе // Вестн. Тамб. Гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - № 6, т. 110. - С. 108-115; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-monitoringovogo-issledovaniya- lichnostno-professionalnyh-kachestv-... (24.05.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ