Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание»,
его виды и свойства в младшем школьном возрасте 9
1.2. Сущность, классификация, функции игры в младшем школьном возрасте 17
1.3. Игра как средство развития внимания у детей в младшем школьном возрасте 27
Выводы по I главе 33
Глава11. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Изучение исходного уровня развития внимания у детей младшего
школьного возраста 41
2.3. Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у детей
младшего школьного возраста средством игры 47
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания средством игры у детей младшего школьного возраста (контрольный этап эксперимента) 55
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема изучения развития внимания и в сегодняшнее время не утратила свою актуальность. Эта проблема вызывает беспокойство и у многих педагогов, и у родителей, и у психологов. Многие учителя и родители жалуются на отсутствие внимания у детей в школе или дома, на рассеянность, неумение сосредотачиваться. На сегодняшний день растет количество детей, которые потеряли интерес к учебной деятельности, у них снизился уровень интеллектуального развития, так же наблюдается и низкий уровень концентрации, сосредоточенности и объема. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания, и поэтому развитие внимания нужно начинать с ранних классов, так как это будет решать значимую роль в их дальнейшем успешном обучении.
Внимание, по мнению С.Л. Рубинштейна, это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект, познавательную деятельность [37, с.385].
Специалисты отводят особую роль изучению внимания в учебно-познавательной деятельности школьников. На всех этапах учебной деятельности важна направленность ученика на определенные нужные явления и предметы, и его сосредоточенность. Очень часто из-за недостаточной внимательности ученики не понимают учебный материал, появляются ошибки при выполнении самостоятельных заданий, не могут выучить простой стишок или текст. Многие родители это объясняют отсутствием способностей к данным занятиям, слабой сообразительность или же плохой памятью, но на самом деле все происходит из-за плохого развития внимания.
В младшем школьном возрасте движущей силой является учение, но роль игры еще в это время не утрачена. И учителю необходимо учитывать в своей работе познавательные и воспитательные значения игры, и оказывать прямое или же косвенное влияние на направление и характер игр. В процессе игры ребенок проявляет другие черты личности, которые не проявлялись у него в процессе учебной деятельности [13, c.156].
Изучая индивидуальные особенности школьников в игре, учитель может сменить отношение к ребенку, развивать у него те индивидуальности, которые проявились в процессе игры. Так же игра помогает видеть отрицательные качества ребенка, которые могут проявляться в учебной деятельности, и учитель сможет вовремя предотвратить или скорректировать их.
Роль игры в развитии внимания так же очень велика. С помощью игры можно увеличить объем внимания, улучшить переключаемость, постоянство и произвольность внимания.
Многие исследователи, такие как: Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, B. Л. Данилова, А.В. Запорожец ставили перед собой вопрос о сущности и природе игры в младшем школьном возрасте [7; 13; 17; 51].
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже исследовали влияние игры на умственные процессы в младшем школьном возрасте [12; 43; 50].
Л.С. Выготский отмечал, несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте она не утрачивает свою роль и значимость. Так же Л.С. Выготский писал, что игровая деятельность и занятия составляют два основных русла, по которым протекает учебная деятельность [5, c. 162].
Значимыми в изучении роли внимания и его влияния на психические моменты являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Г альперина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, Т. Рибо,
C. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и других [6; 7; 23; 28; 35; 37; 44; 51].
Многие исследователи (В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская, Е.А. Панько и др.) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью [21; 24; 38].
Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Ю.А. Афонькиной, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и других [1; 30; 38; 41; 43].
Заветам отечественного педагога К.Д. Ушинского следуют многие современные педагоги и психологи. В сочинениях автора одна из обширных работ посвящена изучению внимания. К.Д. Ушинский ставил задачу воспитания внимания на одно из главных мест и отмечал, что необходимо «на предохранение нашей молодежи от таких специфических зол в душевной организации русского человека, как рассеянность» [44, с.129].
Из всего выше сказанного очевидна актуальность разрабатываемой темы: «Развитие внимания у младших школьников средством игры».
Из всего вышесказанного следует, что сложились противоречия между:
- растущими проблемами в развитии внимания детей младшего школьного возраста и недостаточной актуализацией данной проблемы в практике образовательных учреждений;
- потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития внимания младших школьников и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру, как средство развития внимания детей младшего школьного возраста.
Выявление противоречия обусловило проблему исследования: каково содержание игры как средства развития внимания у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания игры как эффективного средства развития внимания младших школьников.
Объект: процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет: игра как средство развития внимания у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития внимания в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику основного понятия «внимание»;
- учитывать возрастные особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
- разработать и реализовать программу развития внимания у детей младшего школьного возраста средством игры «Школа внимания».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «внимание», его виды и свойства, функции.
2. Раскрыть сущность, классификацию и функции игры в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть содержание игры как средства развития внимания младших школьников.
3. В опытно - экспериментальной работе проверить программу развития внимания младшего школьника средством игры.
Методологическую основу данного исследования составили:
Концепции по изучению особенностей развития внимания, его свойств Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и др.; особенности организации работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста (Л.В. Байбородова, К.И. Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян, М.И. Рожков, А.С. Спиваковская, Д.В. Чернилевский Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Запомни и расставь точки», модифицированная методика Шульте, «Расстановка чисел» и методика Гальперина П.Я и Кабыльницкой С.Л.);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия №40» г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 32 участника в возрасте 10-11 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Школа внимания» по развитию внимания у детей младшего школьного возраста, в основу,
которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Обоснована и апробирована на практике методика содержания игры как средства развития внимания у детей младшего школьного возраста, которая нашла отражение в программе «Школа внимания».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Школа внимания» по развитию внимания средством игры может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по 3 параграфа, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста является предметом изучения многих исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и др.; особенности организации работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста (Л.В. Байбородова, К.И. Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян, М.И. Рожков, А.С. Спиваковская, Д.В. Чернилевский Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект, познавательную деятельность.
2. Наибольший интерес на сегодняшнее время у педагогов и психологов вызывают проблема развития внимания у школьников. Многие родители и учителя жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредотачиваться на чем-либо, жалуются на то, что дети не умеют удерживать внимание при решении учебных задач и т.д.
3. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит одно из главных событий - поступление в школу. Этот период характеризуется интенсивным развитием и преобразованием умственных процессов, дети начинают овладевать психическими процессами, становятся осознанными и произвольными, начинают учиться управлять памятью, мышлением, вниманием. Качества внимания формируются в учебной деятельности, а до этого они формировались лишь частично.
4. А.Н. Леонтьев в своих работах отмечал, что детская игра — это исторически сложившийся вид деятельности, которая заключается в воспроизведении детьми действия взрослых и их отношения между собой в условной форме. Ребенок в процессе игры более самостоятельный в постановке целей, выбора действий и методов работы. В школьном возрасте нужно использовать игру как средство облегчения и организации учебной деятельности.
5. Игра в младшем школьном возрасте способствует развитию многих психических функций ребенка, хотя уже к данному возрасту она растеряла свое психологическое значение как желаемая деятельность. Игра развивает воображение, память, внимание, навыки общения и другие функции. Кроме всего этого, игра помогает детям расслабиться, и дети младшего школьного возраста наслаждаются чувством владения многими играми.
6. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективным в этом возрасте является игра, как средство развития внимания у детей младшего школьного возраста, и именно эти она будет использована нами в разработке программы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста «Школа внимания».
7. Целью формирующего эксперимента стало апробация игры, как средства развития внимания младших школьников.
8. Как показал констатирующий эксперимент в исследуемой нами группе все показатели внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость внимания) находятся на низком уровне. Мы выделили уровни развития внимания - низкий, средний и высокий. Проведенное на констатирующем этапе исследование показало, что необходима целенаправленная работа по развитию внимания.
9. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие внимания младших школьников эффективно осуществляется в случае использования различных игр и игровых упражнений, эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям внимания.
10. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М: Педагогика, 2011. - 400 с.
3. Божович Л.И. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 2009. - 360 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства игр / В.М. Букатов. - М.: Флинта, 2010. - 344 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012.- 541с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - С. 134-231
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1999. - 234 с.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлов. - М.: Академия, 2012. - 146 с.
9. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.
10. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2014. - 234 с.
11. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию / У. Джеймс.
- М.: Просвещение, 1976. - С. 50-103
12. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии / Н.Ф. Добрынин. - 1975. - № 2. - С. 12-22
13. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. - М.: МГУ, 1958. - 196 с.
14. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. - 235 с.
15. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2007. - 223 с.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии / Е.В. Заика. - 1993. - №2. - С. 21 - 30.
17. Зинченко П.И. Психологические основы педагогики / П.И. Зинчеко. - М.: Варгус, 2006. - 328 с.
18. Иванов К.И. Хрестоматия игровых приемов обучения / К.И. Иванов - М.: Флинта, 2013. - 259 с.
19. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, - 2009. - 271 с.
20. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Политра, 2009. - 197 с.
21. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Сфера, 2006. - 345 с.
22. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2010. - 332 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность и внимание / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Флинта, 2008. - 289 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 583 с.
26. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Форд, 2010. - 547 с.
27. Марюжина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мешкова Т.А. Внимание школьников / Т.М. Марюжина, О.Ю. Ермолаева, Т.А. Мешкова. - М.: Варгус, 2013. - 168 с.
28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. - М.: Институт Практической Психологии, 2009. - 448 с.
29. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2004. - 213 с.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1996. - 634 с.
31. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Спб.: Питер, 2006. - 224 с.
32. Песталоцци И.Г., Каменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.Ж. Педагогическое наследие / И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496 с.
33. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / П.И. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 439 с.
34. Реана А.А. Психология детства. Практикум. / А.А. Реана. - СПб: Прайм-евро ЗНАК, 2003. - 224 с.
35. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
36. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 427 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 688 с.
38. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для
педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011. - 245 с.
39. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2010. - 144 с.
40. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М.: Варгус, 1996. - 590 с.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 239 с.
42. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - М.: Профит, 2007. - 327 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. - 215 с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1985. -192 с.
45. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.
46. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224 с.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007. - 275 с.
48. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 2009. - 186 с.
49. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
50. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 416 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Варгус, 2003. - 371 с.