Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ИГРЫ

Работа №54607

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание»,
его виды и свойства в младшем школьном возрасте 9
1.2. Сущность, классификация, функции игры в младшем школьном возрасте 17
1.3. Игра как средство развития внимания у детей в младшем школьном возрасте 27
Выводы по I главе 33
Глава11. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Изучение исходного уровня развития внимания у детей младшего
школьного возраста 41
2.3. Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у детей
младшего школьного возраста средством игры 47
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания средством игры у детей младшего школьного возраста (контрольный этап эксперимента) 55
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проблема изучения развития внимания и в сегодняшнее время не утратила свою актуальность. Эта проблема вызывает беспокойство и у многих педагогов, и у родителей, и у психологов. Многие учителя и родители жалуются на отсутствие внимания у детей в школе или дома, на рассеянность, неумение сосредотачиваться. На сегодняшний день растет количество детей, которые потеряли интерес к учебной деятельности, у них снизился уровень интеллектуального развития, так же наблюдается и низкий уровень концентрации, сосредоточенности и объема. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания, и поэтому развитие внимания нужно начинать с ранних классов, так как это будет решать значимую роль в их дальнейшем успешном обучении.
Внимание, по мнению С.Л. Рубинштейна, это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект, познавательную деятельность [37, с.385].
Специалисты отводят особую роль изучению внимания в учебно-познавательной деятельности школьников. На всех этапах учебной деятельности важна направленность ученика на определенные нужные явления и предметы, и его сосредоточенность. Очень часто из-за недостаточной внимательности ученики не понимают учебный материал, появляются ошибки при выполнении самостоятельных заданий, не могут выучить простой стишок или текст. Многие родители это объясняют отсутствием способностей к данным занятиям, слабой сообразительность или же плохой памятью, но на самом деле все происходит из-за плохого развития внимания.
В младшем школьном возрасте движущей силой является учение, но роль игры еще в это время не утрачена. И учителю необходимо учитывать в своей работе познавательные и воспитательные значения игры, и оказывать прямое или же косвенное влияние на направление и характер игр. В процессе игры ребенок проявляет другие черты личности, которые не проявлялись у него в процессе учебной деятельности [13, c.156].
Изучая индивидуальные особенности школьников в игре, учитель может сменить отношение к ребенку, развивать у него те индивидуальности, которые проявились в процессе игры. Так же игра помогает видеть отрицательные качества ребенка, которые могут проявляться в учебной деятельности, и учитель сможет вовремя предотвратить или скорректировать их.
Роль игры в развитии внимания так же очень велика. С помощью игры можно увеличить объем внимания, улучшить переключаемость, постоянство и произвольность внимания.
Многие исследователи, такие как: Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, B. Л. Данилова, А.В. Запорожец ставили перед собой вопрос о сущности и природе игры в младшем школьном возрасте [7; 13; 17; 51].
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже исследовали влияние игры на умственные процессы в младшем школьном возрасте [12; 43; 50].
Л.С. Выготский отмечал, несмотря на то, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте она не утрачивает свою роль и значимость. Так же Л.С. Выготский писал, что игровая деятельность и занятия составляют два основных русла, по которым протекает учебная деятельность [5, c. 162].
Значимыми в изучении роли внимания и его влияния на психические моменты являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Г альперина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, Т. Рибо,
C. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и других [6; 7; 23; 28; 35; 37; 44; 51].
Многие исследователи (В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская, Е.А. Панько и др.) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью [21; 24; 38].
Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Ю.А. Афонькиной, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и других [1; 30; 38; 41; 43].
Заветам отечественного педагога К.Д. Ушинского следуют многие современные педагоги и психологи. В сочинениях автора одна из обширных работ посвящена изучению внимания. К.Д. Ушинский ставил задачу воспитания внимания на одно из главных мест и отмечал, что необходимо «на предохранение нашей молодежи от таких специфических зол в душевной организации русского человека, как рассеянность» [44, с.129].
Из всего выше сказанного очевидна актуальность разрабатываемой темы: «Развитие внимания у младших школьников средством игры».
Из всего вышесказанного следует, что сложились противоречия между:
- растущими проблемами в развитии внимания детей младшего школьного возраста и недостаточной актуализацией данной проблемы в практике образовательных учреждений;
- потребностями педагогической практики в действенном инструментарии развития внимания младших школьников и недостаточным внедрением в практику программ, включающих игру, как средство развития внимания детей младшего школьного возраста.
Выявление противоречия обусловило проблему исследования: каково содержание игры как средства развития внимания у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания игры как эффективного средства развития внимания младших школьников.
Объект: процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет: игра как средство развития внимания у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития внимания в младшем школьном возрасте будет эффективным если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику основного понятия «внимание»;
- учитывать возрастные особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
- разработать и реализовать программу развития внимания у детей младшего школьного возраста средством игры «Школа внимания».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «внимание», его виды и свойства, функции.
2. Раскрыть сущность, классификацию и функции игры в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть содержание игры как средства развития внимания младших школьников.
3. В опытно - экспериментальной работе проверить программу развития внимания младшего школьника средством игры.
Методологическую основу данного исследования составили:
Концепции по изучению особенностей развития внимания, его свойств Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и др.; особенности организации работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста (Л.В. Байбородова, К.И. Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян, М.И. Рожков, А.С. Спиваковская, Д.В. Чернилевский Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, классификация, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование, с использованием таких методик как: «Запомни и расставь точки», модифицированная методика Шульте, «Расстановка чисел» и методика Гальперина П.Я и Кабыльницкой С.Л.);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия №40» г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 32 участника в возрасте 10-11 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа «Школа внимания» по развитию внимания у детей младшего школьного возраста, в основу,
которой легли выявленные нами методы и формы педагогического воздействия.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Обоснована и апробирована на практике методика содержания игры как средства развития внимания у детей младшего школьного возраста, которая нашла отражение в программе «Школа внимания».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Школа внимания» по развитию внимания средством игры может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по 3 параграфа, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста является предметом изучения многих исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников Ю.А. Афонькиной, И.В. Дубровина, Р.С.Немова, Е.О. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Г.А. Урунтаевой и др.; особенности организации работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста (Л.В. Байбородова, К.И. Иванова, А.В. Морозов, В.Э. Пахальян, М.И. Рожков, А.С. Спиваковская, Д.В. Чернилевский Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект, познавательную деятельность.
2. Наибольший интерес на сегодняшнее время у педагогов и психологов вызывают проблема развития внимания у школьников. Многие родители и учителя жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредотачиваться на чем-либо, жалуются на то, что дети не умеют удерживать внимание при решении учебных задач и т.д.
3. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит одно из главных событий - поступление в школу. Этот период характеризуется интенсивным развитием и преобразованием умственных процессов, дети начинают овладевать психическими процессами, становятся осознанными и произвольными, начинают учиться управлять памятью, мышлением, вниманием. Качества внимания формируются в учебной деятельности, а до этого они формировались лишь частично.
4. А.Н. Леонтьев в своих работах отмечал, что детская игра — это исторически сложившийся вид деятельности, которая заключается в воспроизведении детьми действия взрослых и их отношения между собой в условной форме. Ребенок в процессе игры более самостоятельный в постановке целей, выбора действий и методов работы. В школьном возрасте нужно использовать игру как средство облегчения и организации учебной деятельности.
5. Игра в младшем школьном возрасте способствует развитию многих психических функций ребенка, хотя уже к данному возрасту она растеряла свое психологическое значение как желаемая деятельность. Игра развивает воображение, память, внимание, навыки общения и другие функции. Кроме всего этого, игра помогает детям расслабиться, и дети младшего школьного возраста наслаждаются чувством владения многими играми.
6. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективным в этом возрасте является игра, как средство развития внимания у детей младшего школьного возраста, и именно эти она будет использована нами в разработке программы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста «Школа внимания».
7. Целью формирующего эксперимента стало апробация игры, как средства развития внимания младших школьников.
8. Как показал констатирующий эксперимент в исследуемой нами группе все показатели внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость внимания) находятся на низком уровне. Мы выделили уровни развития внимания - низкий, средний и высокий. Проведенное на констатирующем этапе исследование показало, что необходима целенаправленная работа по развитию внимания.
9. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие внимания младших школьников эффективно осуществляется в случае использования различных игр и игровых упражнений, эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям внимания.
10. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009. - 244 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М: Педагогика, 2011. - 400 с.
3. Божович Л.И. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 2009. - 360 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства игр / В.М. Букатов. - М.: Флинта, 2010. - 344 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012.- 541с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - С. 134-231
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1999. - 234 с.
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлов. - М.: Академия, 2012. - 146 с.
9. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.
10. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2014. - 234 с.
11. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию / У. Джеймс.
- М.: Просвещение, 1976. - С. 50-103
12. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии / Н.Ф. Добрынин. - 1975. - № 2. - С. 12-22
13. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф. Добрынин. - М.: МГУ, 1958. - 196 с.
14. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. - 235 с.
15. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта, 2007. - 223 с.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии / Е.В. Заика. - 1993. - №2. - С. 21 - 30.
17. Зинченко П.И. Психологические основы педагогики / П.И. Зинчеко. - М.: Варгус, 2006. - 328 с.
18. Иванов К.И. Хрестоматия игровых приемов обучения / К.И. Иванов - М.: Флинта, 2013. - 259 с.
19. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, - 2009. - 271 с.
20. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Политра, 2009. - 197 с.
21. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Сфера, 2006. - 345 с.
22. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2010. - 332 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность и внимание / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 2010. - 183 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Флинта, 2008. - 289 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 583 с.
26. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Форд, 2010. - 547 с.
27. Марюжина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мешкова Т.А. Внимание школьников / Т.М. Марюжина, О.Ю. Ермолаева, Т.А. Мешкова. - М.: Варгус, 2013. - 168 с.
28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. - М.: Институт Практической Психологии, 2009. - 448 с.
29. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический проект, 2004. - 213 с.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1996. - 634 с.
31. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Спб.: Питер, 2006. - 224 с.
32. Песталоцци И.Г., Каменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.Ж. Педагогическое наследие / И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496 с.
33. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / П.И. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 439 с.
34. Реана А.А. Психология детства. Практикум. / А.А. Реана. - СПб: Прайм-евро ЗНАК, 2003. - 224 с.
35. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
36. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 427 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 688 с.
38. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для
педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011. - 245 с.
39. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2010. - 144 с.
40. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М.: Варгус, 1996. - 590 с.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 239 с.
42. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - М.: Профит, 2007. - 327 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. - 215 с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1985. -192 с.
45. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.
46. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224 с.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007. - 275 с.
48. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М.: Новая школа, 2009. - 186 с.
49. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
50. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 416 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Варгус, 2003. - 371 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ