Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №54594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления младших школьников на уроках математики 7
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования .... 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников 15
1.3. Проблема развития творческого мышления младших школьников в
процессе изучения математики 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса задач, направленного на развитие творческого мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала 32
2.1. Методические аспекты изучения геометрического материала в начальной
школе 32
2.2. Комплекс заданий геометрического содержания для 3 класса, направленный на развитие творческого мышления младших школьников ... 41
2.3. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы 51
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Список литературы и интернет-ресурсов 68
Приложения


Начальное образование является одной из ступеней системы образования. Непосредственно изменения, затрагивающие образовательную систему, влияют и на вопросы творческого развития детей, что выражается в формировании у детей младшего школьного возраста творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В таком контексте проблема развития творческого мышления учащихся младшего школьного возраста приобретает особое значение.
В ситуации постоянных преобразований, усложняющей процесс социализации, все более востребовано творческое мышление детей. Оно позволяет детям беспрепятственно адаптироваться к новым социальным условиям, а также выступать в качестве субъекта, влияющего на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.
Развитие творческого мышления способствует тому, что личность, им обладающая, может не только обеспечить себе достойную социальную роль и социальный статус, но и может являться фактором общественного развития, поскольку будет иметь все необходимые задатки. Именно поэтому необходимо акцентировать внимание на развитии творческого мышления в образовательном учреждении в рамках современного процесса трансформации образовательной системы и постоянно меняющихся запросов общества по отношению к уровню развития личности детей, их возможности выступать фактором развития. Это означает, что в основе преподавания будет лежать не просто трансляция информации, а «обучение мышлению», что является важнейшим моментом в учебном процессе - переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями.
Большую помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики в начальной школе. Они обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, формируют самостоятельность и культуру мышления младших школьников, общеучебные умения, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и воспитывают готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
К сожалению, на сегодняшний день проблема развития творческого мышления младших школьников на уроках математики в процессе изучения геометрического материала - одна из наименее разработанных методических проблем. Этим и определилась ее актуальность, необходимость исследования.
В процессе исследования важными явились работы таких авторов как А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, В.А. Петровский, В.И. Андреев, Я.А. Понамарев, И.Я. Лернер, Р.С. Альтшуллер, В.Н. Дружинин и др.
Таким образом, тема нашей работы: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики в процессе изучения геометрического материала».
Объект исследования - процесс развития творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - комплекс заданий геометрического содержания для 3 класса, направленный на развитие творческого мышления младших школьников.
Цель работы: разработать и экспериментально проверить комплекс заданий геометрического содержания для 3 класса, основной целью которого является развитие творческого мышления младших школьников.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что разработанный комплекс заданий геометрического содержания для 3 класса является эффективным средством развития творческого мышления младших
школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть на основании анализа психолого-педагогической литературы сущность и дать содержательную характеристику понятий «мышление», «творческое мышление», а также выяснить возрастные особенности младших школьников;
2) провести анализ научно-методической литературы с целью обоснования особенностей развития творческого мышления младших школьников на уроках математики;
3) определить методические аспекты изучения геометрического материала в начальной школе;
4) создать комплекс заданий геометрического содержания по математике для 3 класса, направленного на развитие творческого мышления младших школьников;
5) разработать и провести опытно-экспериментальную работу по проверке гипотезы.
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс заданий геометрического содержания по математике для 3 класса, целью которого является развитие творческого мышления младших школьников, может быть использован в практике учителями начальных классов.
Решение поставленной задачи осуществлялось в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужила одна из гимназий города Казани. В целом в исследование было вовлечены учащиеся 3 «В» класса, 29 школьников (контрольная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, 32 школьника (экспериментальная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы 71 страница.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологические основы и методы, раскрыта практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты развития творческого мышления младших школьников на уроках математики» выделена система базовых понятий исследования: «мышление», «творчество», «творческое мышление» - раскрыта их сущность и дана содержательная характеристика; выявлены возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста; обоснованы и раскрыты особенности развития творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Во второй главе «Экспериментальное исследование комплекса задач, направленное на развитие творческого мышления в процессе изучения геометрического материала» определены методические аспекты изучения геометрического материала в начальной школе; разработан комплекс заданий геометрического содержания по математике для 3 класса, направленный на развитие творческого мышления младших школьников; описана методика организации, анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложениях дается текст заданий диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе; представлены предметные результаты обучения по курсу «Математика» М.И. Моро за 1, 2, 4 классы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие творческого мышления учащихся младшего школьного возраста - это проблема, которая на сегодняшний день приобретает особое значение. В ситуациях постоянных преобразований все более востребовано творческое мышление детей, оно позволяет им беспрепятственно адаптироваться к новым социальным условиям, а также выступать в роли субъекта, влияющего на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях человек должен не только обладать определенной суммой знаний, но и быть самостоятельной, творчески развитой личностью.
В связи с тем, что проблема развития творческого мышления младших школьников на уроках математики в процессе изучения геометрического материала является одной из наименее разработанных методических проблем, мы посчитали необходимым ее исследовать.
На основе изученной литературы мы выяснили, что творческое мышление можно определить, и как создание некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт новый, оригинальный, то есть творческий, и как способность человека принимать нестандартные решения, разрешать противоречия, выходить за пределы известного. Главными критериями творческого мышления являются оригинальность, беглость, гибкость, легкость ассоциирования, воображение, готовность памяти и умение охватить действительность во всех ее отношениях.
Также мы определили, что именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для творческой деятельности учащихся. Активно развиваются психические процессы (мышление, воображение, внимание и др.), составляющие основу творческого мышления. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, формируются потребности, необходимые для творчества.
Большую помощь в развитии творческого мышления младших школьников оказывают уроки математики. Они обеспечивают
поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, формируют самостоятельность и культуру мышления младших школьников, общеучебные умения, способствуют развитию творческих задатков и склонностей, воспитывают готовность детей к дальнейшему саморазвитию. При этом необходимым на уроках является соблюдение определенных условий, реализация совокупности принципов и использование специальных заданий.
Определив основные методические аспекты изучения геометрического материала в начальной школе, мы составили комплекс заданий геометрического содержания для 3 класса, направленный на развитие творческого мышления младших школьников. Туда вошли задания на развитие беглости, оригинальности, гибкости мышления, а также задания на развитие воображения, памяти, внимания и наблюдательности. Данный комплекс был апробирован на учащихся экспериментальной группы.
Исходя из результатов проведенного нами эксперимента, мы сделали вывод о том, что разработанный нами комплекс заданий геометрического содержания положительно влияет на развитие творческого мышления младших школьников, а, следовательно, является эффективным средством развития творческого мышления учащихся начальных классов.



1) Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 58-59 с.
2) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 115-121 с.
3) Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. - М.: Изд. Владос, 2016. - 10 с.
4) Блонский П.П. Память и мышление. - М.: Издательство «Либроком»,
2016. - 123 с.
5) Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. - 215 с.
6) Буденная И.О. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013. - 113-130 с.
7) Вилкова С.И., Степанова С.В. Математика. Методические рекомендации. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012. - 17-29 с.
8) Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 - 96 с.
9) Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. - СПб: Питер, 2006. - 341-342 с.
10) Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА, 2015. - 136 с.
11) Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 192 с.
12) Кашапов М.М. Психология творческого мышления: учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 2017. - 436 с.
13) Князева Т.Н., Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пос. -М.: Логос, 2014. - 188-205 с.
14) Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра, 2012. - 213 с.
15) Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 - 41-45 с.
16) Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2016. - 12-14, 94 с.
17) Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 3 класс. Часть
1. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.
18) Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 3 класс. Часть
2. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.
19) Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решении задач: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 45-46 с.
20) Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 269-270 с.
21) Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 275-277 с.
22) Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 205-208 с.
23) Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Вузовский учебник. - М.: НИЦ ИНФРА, 2013. - 76 с.
24) Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 218 с.
25) Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2013. - 166 с.
26) Шевцов А.А. Основы науки думать. Том 4. Мышление. - Иваново: Издательство "Роща", 2011. - 259 с.
27) Шмакова А. П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография - М.: ФЛИНТА, 2013. - 6 с.
28) Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. - М.: НИИОПП, 2006. - 48 с.
29) Абдуллаева Н. Основы развития продуктивного мышления учащихся // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №1. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/osmvy- razvitiya-produktivnogo-myshleniya-uchaschihsya
30) Бадмаева Н.Ц. Психологические условия развития творческой
одаренности // Вестник БГУ. 2010. №5. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskoy- odarennosti
31) Богданова В.Ю. Принцип проблемности в моделировании современного урока в начальной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-problemnosti-v-modelirovanii- sovremennogo-uroka-v-nachalnoy-shkole
32) Величко Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие
способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-3. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-kreativnost-tvorcheskie- sposobnosti-tvorcheskoe-voobrazhenie-tvorcheskoe-myshlenie-v-issledovaniyah
33) Виноградова Т.И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности // JSRP. 2014. №4 (8). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/beglost-gibkost-i-originalnost-kak-osnovnye- komponenty-v-strukture-kreativnosti
34) Г орев П.М. Приобщение школьников к опыту творческой деятельности
по математике через систему задач, реализующих интегративные связи // Концепт. 2011. №2 квартал 2011 (апрель-июнь) (02). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-shkolnikov-k-opytu-tvorcheskoy- deyatelnosti-po-matematike-cherez-sistemu-zadach-realizuyuschih-integrativnye-
svyazi
35) Жабина В.В. Творчество и инновационная деятельность // Власть. 2012.
№9. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/tvorchestvo-i-innovatsionnaya-
deyatelnost
36) Жигачева Н.А. Творческие задачи во внеклассной работе по
математике // Инновационная наука. 2015. №4-2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-zadachi-vo-vneklassnoy-rabote-po- matematike
37) Маренникова Т. С., Финогеева И. С. Развитие творческого мышления
учащихся на уроках математики в 5-9 классах // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №24. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/razvitie-
tvorcheskogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-v-5-9-klassah-1
38) Осипенко Л.Е. Проблемное обучение младших школьников с использованием образовательных решений Лего // Научный диалог. 2012. №10. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/problemnoe-obuchenie-mladshih- shkolnikov-s-ispolzovaniem-obrazovatelnyh-resheniy-leg
39) Сарсенова С.О. Проблемные ситуации в процессе обучения математике // Символ науки. 2016. №12-2. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/problemnye- situatsii-v-protsesse-obucheniya-matematike
40) Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. 2012. №8. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-v- mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste
41) Чернецкая Н.И. Принципы развития творческого мышления
школьников на основе его интегральной концепции // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya- shkolnikov-na-osnove-ego-integralnoy-kontseptsii
42) Шевчук И.В. Организация творческой работы на уроках математики в
начальных классах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-tvorcheskoy-raboty-na-urokah- matematiki-v-nachalnyh-klassah
43) https: //www.geogebra.org/graphing
44) http://konkurs-kenguru.ru/
45) http://nsportal.ru/
46) http://prosv.ru/
47) http://pedsovet.su/
48) https://www.metod-kopilka.ru/
49) http://www.openclass.ru/
50) https://festival. 1 september.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ