ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. Понятие, функции и виды транспорта 8
1.2. Сущность, задачи и функции транспортной логистики 14
1.3. Организация транспортной логистики на предприятии 19
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «САРИЯ БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА» 26
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Сария Био-Индастрис Волга» 26
2.2. Анализ организации транспортной логистики на предприятии ООО
«САРИЯ Био-Индастрис Волга» 34
2.3. Оценка эффективности организации транспортной логистики на
предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга» 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «САРИЯ БИО-ИНДАСТРИС ВОЛГА» 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации транспортной
логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга» 58
3.2. Мероприятия по повышению эффективности транспортной логистики на
предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы заключается в следующем. Реализация каналов снабжения сырья, полуфабрикатов и распределения готовой продукции в рамках логистических систем требует решения комплекса транспортных проблем. Решение о выборе каналов товародвижения - один из наиболее сложных ответственных вопросов, с которыми приходится иметь дело при доставке товаров на рынок. Актуальность транспортных проблем подтверждается тем, что почти половина всех затрат на логистику связано с транспортными издержками.
Значение транспорта определяется объективной необходимостью перемещения грузов от места производства к месту потребления. В экономическом смысле произведенный товар не является полностью готовым, пока он не доставлен конечному потребителю. Поэтому роль транспорта заключается в выполнении необходимого производственного процесса по сохранению потребительной стоимости созданного товара.
Сегодня в сфере транспортной логистики существует ряд серьезных проблем. Предприятия при организации перевозок грузов, необходимых для реализации или для осуществления производственного процесса, сталкиваются с недостаточно качественным транспортным обслуживанием, так как некоторые компании прибегают к услугам внешних перевозчиков. Зачастую это обычные транспортные организации, руководство которых не слишком задумывается об оптимизации процесса доставки. Естественно, что оперативность и качество их услуг далеко не всегда соответствует высоким стандартам.
Следующая проблема - это изношенность транспортных средств. Рано или поздно любая техника изнашивается, поэтому нужно точно определить момент, когда для оптимизации затрат ее лучше продать или использовать в каких-то других операциях.
Поэтому задача повышения эффективности капитальных вложений и снижения издержек является частью проблемы рациональной организации транспортной системы и охватывает широкий круг эксплуатационных и технологических вопросов. Решение этой задачи достигается за счет совершенствования транспортной логистики на предприятии.
Цель выпускной квалификационной работы - определение основных направлений по совершенствованию транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Исследовать теоретические основы транспортной логистики на предприятии.
2. Провести анализ и дать оценку организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
3. Определить пути совершенствования организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
Объект исследования - предприятие ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
Предмет исследования - совершенствование транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
Методы исследования - анализ научных исследований и разработок в области транспортной логистики, специальные методы статистического, экономического и логистического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке эффективности организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы данной выпускной квалификационной работы излагались в международной научно-практической конференции «Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы транспортной логистики на предприятии. В данной главе изложены: сущность, задачи и функции логистики; организация транспортной логистики на предприятии; оценка эффективности транспортной логистики предприятия.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга». В данной главе изложена общая характеристика деятельности ООО «Сария Био-Индастрис Волга», проведен анализ организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга» и дана оценка эффективности организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
В третьей главе определены основные направлении по совершенствованию транспортной логистики на предприятии ООО «САРИЯ Био-Индастрис Волга». В данной главе даны рекомендации по совершенствованию организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга» и разработаны мероприятия по повышению эффективности транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
В процессе написания выпускной квалификационной работы был изучен обширный материал научной и учебной литературы в области транспортной логистики на предприятии.
Более подробно исследуемый вопрос рассмотрен в трудах следующих авторов: Алесинская Т.В., Аникин Б.А., Афонин А.М., Волгин В.В., Гаджинский А.М., Голубчик А.М., Горев А.Э., Дыбская В.В., Иванов Д.А., Ивуть Р.Б, Кисель Т.Р., Климов Д., Ковалев Д., Миротин Л.Б., Николайчук В.Е., Правдина Н.В.
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.
Транспорт имеет важное значение, как для функционирования хозяйствующих субъектов, так и для жизнеобеспечения населения.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении грузов и пассажиров.
Виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и подземный.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких - либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
Транспортная логистика является комплексным процессом, который включает в себя перевозку грузов, подбор транспортного средства, составление оптимального маршрута следования, контроль ведение погрузочно-разгрузочных работ, оформление документации, расчет расхода топлива и иные процедуры, связанные с транспортным обеспечением производственных и сбытовых процессов предприятия.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Транспортные службы на промышленных предприятиях имеют двухуровневую структуру, которая включает в себя: транспортный цех; службы цеховых механиков.
Особенность организации транспортной логистики предприятия и его отдельных служб или цехов зависит от масштабов и типов производства и деятельности, характера продукции, которая выпускается, материалов, используемых для ее изготовления, технологических процессов и их организации, производственной структуры предприятия.
Практические исследования показали следующие результаты.
Предприятие ООО «Сария Био-Индастрис Волга» расположено в г. Елабуге и входит в группа компаний SARIA (Германия).
Предприятие осуществляет производство муки кормовой из мясного сырья; муки кормовой перьевой; муки кормовой кровяной; жира животного кормового; жира животного технического.
Анализ имущественного положения ООО «Сария Био-Индастрис Волга» позволяет сделать вывод, что предприятие функционирует достаточно эффективно. Однако руководству следует обратить особое внимание на большое скопление запасов (готовой продукции и товаров) и высокий объем дебиторской задолженности, что может привести к снижению финансовой устойчивости предприятия.
Транспортная логистики является важной составляющей производственного процесса ООО «Сария Био-Индастрис Волга», так как транспорт учувствует во всех его стадиях. Осуществление эффективной деятельности ООО «Сария Био-Индастрис Волга» не возможно без использования грузовых автотранспортных средств.
Организация транспортной логистики возложена на отдел логистики, который является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется начальнику отдела логистики ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
Анализ и оценка эффективности организации транспортной логистики позволила сделать следующие выводы.
В 2015 году ООО «Сария Био-Индастрис Волга» вышло на достаточный уровень доходности собственного капитала.
В целом, по результатам анализа финансовых результатов на конец исследуемого периода в деятельности ООО «Сария Био-Индастрис Волга» выявлены следующие положительные моменты:
- улучшение финансовых результатов, так как на конец 2015 г. предприятие имеет достаточно высокую чистую прибыль;
- показатели финансовой устойчивости находятся в пределах допустимой нормы;
- предприятие способно расплачиваться по текущим обязательствам за счет активов, обладающих промежуточной степенью ликвидности;
- на начало 2015 г. предприятие существенно улучшило показатели прибыльности и рентабельности.
К 2015 г. ООО «Сария Био-Индастрис Волга» смогло повысить свою доходность за счет повышения эффективности использовании оборотных средств предприятия.
Однако в процессе оценки эффективности организации транспортной логистики ООО «Сария Био-Индастрис Волга» были выявлены следующие недостатки:
- выявлены большие объемы запасов и дебиторской задолженности, что вызвало замораживание денежных средств;
- коэффициент обеспеченности запасов имеет значение ниже норматива, что говорит о низкой степени покрытия запасов;
- коэффициент общей ликвидности ООО «Сария Био-Индастрис Волга» имеет значение ниже рекомендуемого норматива, что говорит о низкой способности погашать текущие обязательства за счет всех текущих активов предприятия;
- коэффициент абсолютной ликвидности за весь исследуемы период имеет значение ниже норматива, что говорит об отсутствии у предприятия денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, необходимых для погашения текущих обязательств.
По результатам проведенной оценки сделан вывод о не достаточно эффективной организации транспортной логистики на предприятии ООО «Сария Био-Индастрис Волга», что определяет необходимость разработки и проведении мероприятий по совершенствованию данного направления и повышению его финансового состояния.
С целью совершенствования транспортной логистики ООО «Сария Био- Индастрис Волга» разработаны и проведены следующие мероприятия:
- разработаны рекомендации по открытию отдела логистики;
- разработан бизнес-план по организационно-техническому обеспечению транспортного отдела и закупке малотоннажного транспорта для эвакуации отходов небольших сельских хозяйств.
Проведенные расчеты показали высокую эффективность данного проекта для ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5.08.2000, № 117-ФЗ. В ред. ФЗ от 29.12.2012, № 166-ФЗ - М.: Издательско-консультационная компания - СТАТУС-КВО, 2013.-699с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 13.12.2001, № 197-ФЗ. В ред. ФЗ от 30.12.2012, № 191-ФЗ - М.: Издательско-консультационная компания - СТАТУС-КВО, 2013.-771 с.
II. Специальная литература:
6. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2011. - 116 с.
7. Аникин Б.А., Тяпухин, А.П. Коммерческая логистика: Учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. - М.: Проспект, 2013. - 432 с.
8. Афонин А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
9. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К°, 2014. - 457 с.
10. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - М.: Дашков и К°, 2013. - 420 с.
11. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.
12. Голубчик А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2014. - 317 с.
13. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Горев. — 8-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Иванов Д.А. Управление цепями поставок/ Д. А. Иванов. - Спб.: Издательство Политехнического университета, 2013. - 659 с.
15. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2015. - 460 с.
16. Климов Д. Организация и управление грузоперевозками на предприятии// Журнал «Логистика», № 9, 2015 - С. 22 - 25.
17. Ковалев В. - Автомобильный транспорт и доставка грузов// Журнал «Логистика», № 5, 2014 - С. 25 - 27.
18. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - М.: Книжный мир, 2013. - 512 с.
19. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная,
производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.
20. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 507 с.
21. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/ М. Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2014. - 734 с.
22. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнеспроцессов в цепях поставок: Учебник / В. В. Дыбская. - М.: Эксмо, 2012. - 939 с.
23. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
24. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов/ Миротин Л.Б., Ширяев С.А., Гудков В.А. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 512с.
25. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н. К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2013. - 527 с.
26. Неруш Ю.М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - М.: Проспект,
2011. - 517 с.
27. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика / В. Е. Николайчук. - М.: Дашков и К°, 2011. - 521 с.
28. Основы логистики: учебное пособие по специальности
«Менеджмент организации» / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М.: КноРус, 2012. - 575 с.
29. Правдина Н.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебно-методическое пособие / Правдина Н.В. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 95с.
30. Степанов В.И. Логистика: учебное пособие для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям/ В. И. Степанов. - М.: Проспект, 2010. - 487 с.
31. Скоробогатова Т.Н. Логистика: учебник / Т.Н. Скоробогатова - Симферополь: ДиАйПи, 2011. - 116 с.
32. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебное пособие по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок»/ А. Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 428 с.
33. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. - Минск: БНТУ, 2013. - 377 с.
III. Текущий архив предприятия:
34. Устав предприятия ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
35. Бухгалтерский баланс ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2013 г.
36. Бухгалтерский баланс ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2014 г.
37. Бухгалтерский баланс ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2015 г.
38. Годовой финансовый отчет ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2014 г.
39. Годовой финансовый отчет ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2015 г.
40. Должностная инструкция генерального директора ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
41. Должностная инструкция начальника транспортного отдела ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
42. Должностная инструкция начальника автоколонны ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
43. Должностная инструкция диспетчера транспортного отдела ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
44. Должностная инструкция автомеханика ООО «Сария Био- Индастрис Волга».
45. Отчет о финансовых результатах ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2013 г.
46. Отчет о финансовых результатах ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2014 г.
47. Отчет о финансовых результатах ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2015 г.
48. Положение о структурных подразделениях ООО «Сария Био- Индастрис Волга».
49. Положение о транспортном отделе ООО «Сария Био-Индастрис Волга».
50. Штатное расписание ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2013 г.
51. Штатное расписание ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2014 г.
52. Штатное расписание ООО «Сария Био-Индастрис Волга» за 2015 г.