Ведение 3
Глава I. Малые жанры фольклора как средство развития речи и мышления у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1 Влияние малых форм фольклора на развитие речи и мышления детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.2 Использование в логопедической работе малых форм фольклора,
загадок 10
Выводы по I главе 21
Глава II. Исследование особенностей речи и мышления дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Методика проведения исследования особенностей речи и мышления
дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 23
2.2 Анализ результатов исследования особенностей речи и мышления
дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 25
Выводы по II главе 34
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по развитию речи и мышления дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью малых форм фольклора, загадок
3.1 Направления коррекционно-развивающей работы по развитию речи и мышления с дошкольниками с общим недоразвитием речи с помощью малых
форм фольклора, загадок 36
3.2. Перспективный план коррекционной работы по развитию речи и мышления дошкольников с ОНР III уровня 40
3.3 Контрольный эксперимент 42
Выводы по III главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 60
Новые формы и методы коррекционно-развивающего обучения, развитие речи и мышления детей всегда будут актуальными задачами для специалистов. Наряду с разработкой современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — сокровищница национальной мудрости — используется в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мыслительную деятельность человека изучали такие известнейшие психологи, как К. Дункер, Дж. Брунер,
С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Брушлинский,
О. К. Тихомиров и др.
В настоящее время большую актуальность набирает тема особенностей и проблем, связанных с развитием мышления и речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование в работе малых форм фольклора для развития мышления и речи дошкольников с общим недоразвитием речи имеет большое значение. Ознакомление с фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям. Совершенствуется речь, мышление, формируются нравственные принципы, расширяются знания о природе.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки потешки, частушки, колыбельные песни, загадки и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.
Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока - Русинский. В защиту детского фольклора выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок рассматривали Адрианова-Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы развития речи и мышления детей дошкольного возраста.
Поэтому, на наш взгляд, развитие мышления и речи детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, загадок является актуальным.
Цель исследования - развитие речи и мышления дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с помощью малых форм фольклора, загадок.
Объект исследования - речь и мышление детей с ОНР (III уровень) в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - развитие речи и мышления средствами малых форм фольклора (загадок) у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекционно-развивающей работы.
Задачи исследования:
1) Изучить малые жанры фольклора как средство развития речи и мышления у детей с общим недоразвитием речи.
2) Провести обследование речи и мышления дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
3) Провести коррекционно-развивающую работу по развитию речи и мышления дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня с помощью малых форм фольклора, загадок.
4) Проанализировать эффективность использованных методов и приемов работы.
Гипотеза исследования - специально подготовленная и проведенная работа по развитию мыслительных процессов и речевой функции путем освоения малых форм фольклора сможет повысить уровень развития мышления и речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речи и мышления, наблюдение.
Методологическая основа - методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, приемы и формы работы, предложенные Т.А. Ткаченко [56], Л.В. Лопатиной [43], Ю.Г. Илларионовой [21], Е.И. Тихеевой [55], А.М. Бородич [5], С.С. Бухвостовой [6], О.С. Ушаковой [60], А.П. Усовой [58],
А.Я.Мацкевич [31] и др., использовались планы работы логопеда на учебный год в подготовительной группе детского сада, разработанные логопедом
О.И. Крупенчук [27].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, состоящего из 68 источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 8 рисунками.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями и психологами дошкольных учреждений в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня составляют большую часть детей в логопедических группах, у них отмечаются нарушения в развитии не только речи, но и психических функций, таких как внимание, память, мышление.
В настоящее время существуют различные методики развития речи и мышления у детей с общим недоразвитием речи, но именно использование малых фольклорных форм является одним из основных методов, который используют логопеды в своей практике.
Малые формы фольклора - это колыбельные песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, пестушки. С самого раннего детства дошкольники знакомятся с этими формами фольклора, а по мере роста и развития малые формы фольклора сопровождают детей. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. Через загадки дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, т.е. развивают не только речь, но и мышление. Считалки способствуют развитию темпоритмической организации речи, улучшают дикцию. Скороговорки также способствуют развитию артикуляционной моторики, учат детей дифференцировать звуки речи, а специально подобранный материал в скороговорках способствует развитию словарного запаса и грамматического строя.
Нами было проведено специальное исследование с целью изучения уровня развития речи и мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, которое позволило сделать вывод о том, что дошкольники с ОНР отстают от своих сверстников без нарушений речи. Дети с ОНР не понимают переносного смысла пословиц, не умеют отгадывать загадки, словесно-логическое мышление находится на низком уровне. Дети не умеют рассуждать, составлять рассказ, анализировать, не знают обобщающих слов, у них отмечаются трудности установления причинно-следственных связей в зависимости от наглядной ситуации, недостаточно развитый словарный запас, нарушение грамматического строя речи: пропуски предлогов, не умение правильно согласовывать части речи.
Поэтому нами была предложена и проведена коррекционная работа по развитию речи и мышления с использованием малых форм фольклора, в том числе и загадок, которая состояла из 34 занятий и основывалась на календарном тематическом плане. Занятия проводились 2 раза в неделю по одной теме, в игровой форме, с помощью малых форм фольклора дети учились понимать переносный смысл пословиц, замечать все детали загадки для ее дальнейшего разгадывания, улучшали произношение, пополняли словарный запас, развивали грамматический строй, мыслительные операции, словесно-логическое мышление: учились составлять предложения,
рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения.
По окончании работы нами был проведен контрольный эксперимент. Мы выяснили, что работа с малыми формами фольклора позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедической работы. Использование малых форм фольклора в коррекционной работе с детьми с ОНР 3 уровня способствует усвоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. -400с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. -240с.
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. -М.: Просвещение, 1970. -148с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. - 255с.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. -Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. -М.: Просвещение, 1988. -328с.
8. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. От рождения до
школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
9. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
10. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. -370с.
11. Г енералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985. -№ 11. -С.21 -24.
12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов - будущих специалистов дошкольного образования :Дис... канд. пед. наук. - Барнаул: БГПУ, 2000. -183с.
13. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. -Барнаул: БГПУ, 2001. -С.128-133.
14. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.
15. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. -Спб.: Акцидент, 1996. -205с.
17. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. -М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.
18. Загрутдинова М., Гавриш Н. Гуськова А.А. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
19. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001. -368с.
20. Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или предложений при патологических изменениях мышления // Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии. М.;Л., 1934., с. 125
21. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.
22. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.
23. Клименко Г. А. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-
С.34-35.
24. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.
25. Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008.
26. Криницына Н.Ю. Дети любят потешки // Дотттк. воспитание.-1991.- №11.-С.16-17.
27. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
28. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
29. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! Старшая группа детского сада. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
30. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дотттк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
31. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.
32. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. - 239с.
33. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с.
34. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. - 49с.
35. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.
36. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.
37. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984. -№4. -С.8-11.
38. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М., 1970.
39. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. -М.: Просвещение, 1975. -368с.
40. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1995. -145с.
41. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1994. -158с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М.: Просвещение, 1987. -191с.
43. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
44. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
45. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. -223с.
46. Романенко Л.Н. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
47. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. - М.: Высшая школа, 1986. -135с.
48. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. -Владимир.: Академия, 1995. -185с.
49. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.
50. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки и развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 48с.
51. Сергеева Д. А как речь -то говорит, словно реченька журчит... (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дотттк. воспитание. -1994. -№9. -С.17-23.
52. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. -176с.
53. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.- 1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
54. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981. -159с.
56. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. -СПб.: Детство-Пресс, 1999.
57. Толкование пословиц / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.125-126.
58. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
59. Успенский Л. В. Слово о словах. — М., 1957. — С. 5—6.
60. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-
С.59-66.
61. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -
1998. -№9.-С.71-78.
62. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1977. -239с.
63. Фольклор - музыка - театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. -М.: Владос,
1999. -214с.
64. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графике, 1998. -84с.
65. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7 .-С. 18-21.
66. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.
67. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. -М.: Детская литература, 1977. -32с.
68.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. -348с.