ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ БОРЦОВ 9
1.1 Из истории единоборств 9
1.2 Понятие специальной и общей физической подготовки 13
1.3 Физические качества 15
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1 Развитие силовых способностей 32
2.2 Влияние силовой подготовки на результативность
борцов в соревновательном процессе 39
2.3 Результаты исследования силовой подготовки 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие спортсменов. Борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой. Разнообразные движения в борьбе способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию [23, с, 28]. ,
Борьба имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия борьбой помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе. Борьба является увлекательным видом спорта, представляющим собой эффективное средство физического воспитания. Разнообразие технических и тактических действий в борьбе и собственно спортивная деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, занимающихся этим видом спорта, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия, приемы и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры [26, с. 47].
Традиционная практика силовой подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение развития физических качеств, изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы и самое главное иметь хорошую физическую подготовку.
Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности.
Также необходимо уделить внимание проблемам отбора и ориентации на этапе начальной подготовки борцов. В спортивных видах борьбы к отбору и ориентации предъявляются особые требования, в которых в наибольшей степени проявляется конкуренция и экстремальность условий. Поэтому этой проблеме уделяется пристальное внимание многих спортивных специалистов, тренеров, педагогов, психологов, врачей и других [2, с. 97].
Достижение высоких спортивных результатов в настоящее время невозможно без постоянного совершенствования системы подготовки спортсмена. Особое место в этой системе занимают вопросы планирования и методики использования разнообразных тренировочных средств в частности, обеспечивающих развитие и дальнейшее совершенствование специальных силовых качеств, которые во многом определяют результативность деятельности спортсменов по многим видам спорта.
Одним из решающих факторов достижения успеха в поединке (схватке) борцов, большинство специалистов стали считать высокий уровень развития силовых качеств, требующих от спортсменов проявления максимальных мышечных усилий в быстро изменяющейся обстановке [5, с. 32].
Уровень развития физических качеств у спортсменов различных весовых категорий бывает, неодинаков, и вызывает необходимость дифференцированного подхода к планированию тренировочного процесса. Однако, в практике подготовки высококвалифицированных борцов, данной закономерности должного внимания не уделяется. Анализ литературных источников и обобщение передового опыта свидетельствует о том, что предлагаемые борцам средства и методы силовой подготовки даются без учета показателей веса тела спортсмена. Кроме того, до настоящего времени не сложилось достаточно четкого представления о наиболее эффективной динамике средств подготовки, обеспечивающей ускоренное развитие многих физических качеств, в том числе и силовых [11, с. 19].
Все это диктует необходимость проведения специальных исследований, направленных на выявление путей дальнейшего совершенствования системы силовой подготовки борцов.
Исходя из выше сказанного нами была предпринята попытка усовершенствовать методику силовой подготовки в экспериментальной проверки влияния силовых качеств на формирование у борцов необходимого уровня технико-тактической подготовленности.
Актуальность темы. ’ По мнению Т.С. Иванова в основе двигательных способностей борца лежит совокупность его естественных физических качеств, присущих телесной структуре, конституции, функциям организма.
Рассматривая физические качества, необходимые для занятий конкретным видом спорта, следует учитывать, что их применение различно в каждом отдельном случае и зависит от степени их важности для данного вида, а также методики воспитания скоростно-силовых способностей с учетом динамики возрастного развития занимающихся.
Борьба, как и другие виды спорта, имеет свои особенности. Борец должен быть быстрым, но это не быстрота спринтера, он должен обладать силой, но это не сила тяжелоатлета. Борец должен быть ловким и гибким, но не таким как гимнаст или акробат. Чтобы правильно развивать все качества спортсмена именно применительно к спортивной борьбе, нужно сначала выявить специфические особенности. Е.В. Царев отмечает, что борьба сочетает в себе элементы легкой и тяжелой атлетики, акробатики, фехтования, бокса и т.п. [33, с. 6].
Рассмотренные специфические показатели и некоторые особенности тренирующего эффекта силовых средств недвусмысленно свидетельствуют о тех сложностях, с которыми сталкивается тренер, планируя содержание и направленность силовой подготовки спортсмена. И поскольку достаточно убедительных оснований к подбору силовых средств с учетом этих показателей и особенностей у него, к сожалению, еще очень мало, то и вероятность успеха в достижении желаемого уровня силовой подготовленности спортсмена также очень
мала. Чтобы ликвидировать этот очевидный пробел, необходимо, во-первых, обратить серьезное внимание на объективную оценку тренирующего эффекта силовых упражнений, которыми располагает практика сегодняшнего дня и, во- вторых, организовать научный поиск, ориентированный на разработку теоретических положений и методических решений, связанных с реализацией кумулятивного эффекта комплексного применения силовых средств. Мы предполагаем, что силовая подготовка борцов национального стиля влияет на результативность соревновательной деятельности позитивным образом. Поэтому наша работа актуальна. '
Степень разработанности темы. Большую роль при занятиях борьбой имеет развитие силовых качеств. Этому вопросу уделяют внимание Верхошанский Ю.В., Волков Л.В., Дохновский В.С., Коробков А.В., Панков В.А.
Целесообразно применяя различные приемы, методы и средства в спортивной тренировке можно добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Физическая подготовка является одним из важных элементов в развитии физических качеств спортсмена, которая влияет на результативность [21, с. 35].
Цель работы. Определить средства силовой подготовки у борцов разных весовых категорий.
Задачи работы:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу исследования.
2. Выявить непосредственное влияние силовой подготовки на достижение высоких спортивных результатов.
3. Дать рекомендации тренерам-преподавателям для эффективности и качества тренировочной работы по силовой подготовки борцов.
Объект работы. Тренировочный процесс борцов национального стиля.
Предмет работы. Силовая подготовка борцов в предсоревновательный период.
спортсменов, изложенных в работах Т.Ю. Круцевича, Л,П. Матвеева, В.Н. Платонова, Н.И. Шарабакина, К.У. Мамбеталиева, Г.С. Туманяна.
Приняты во внимание работы Х.Ф. Анаркулова и А.Х. Анаркуловой, У.Ж, Кал ил о ва, а также изучены основные положения воспитания силовых качеств борцов Т.С.Иванова; исследования В.А. Кудряшова, Р.В. Мирошникова; теории В.М. Волкова, И.В. Азарова о наибольшем росте одного из показателей силовых качеств; исследования А.А. Гужаловского.
Методологическую основу исследования составляет системный подход в тренировке борцов, так же индивидуальный подход для развития силовой подготовки.
Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, стенографирование, математическая обработка статистических данных.
Эмпирические источники. Результаты собственного исследования влияния силовой подготовки на спортивный результат борцов. Проводились на базе ДЮСШ Балтасинского района РТ отделения борьбы в период подготовки борцов к Чемпионату России.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации были представлены нами в докладах и выступлениях в 2015, 2016 гг. на студенческих конференциях КФУ
В ДЮСШ Балтасинского района РТ на основе результатов исследования разработаны рекомендации, которые внедрены в практику учебно-тренировочного процесса. Основные положения полученных результатов неоднократно обсуждались и получили положительную оценку на совещаниях тренеров-преподавателей.
Научная и практическая ценность работы. Полученные результаты, основанные на изучении особенностей тренировочной деятельности и физической подготовленности борцов различных весовых групп, позволяют дифференцированно с учетом динамики показателей, эффективно планировать и использовать средства и методы силовой направленности при осуществлении
тренировочного процесса в борьбе.
Научная ценность исследования заключается в том, что развития силовых качеств борца нужно проводить параллельно с развитием других физических качеств. При этом это многолетняя и многоплановая, методическая подготовка. Особое внимание развитию силовых качеств следует уделять в период подготовки к соревнованиям, в переходной период.
Для борцов силовая подготовка является одним из слагающих факторов, способствующим достижению высокого спортивного результата. Поэтому необходимо проводить тренировочные занятия на развитие силы не менее 5-ти раз в неделю.
Учитывая возрастные особенности и специфику двигательной деятельности борцов, целесообразно с первых дней прихода детей в секцию в силовой подготовке сконцентрировать внимание на общих задачах, а именно - содействовать образованию «мышечного корсета», укреплять дыхательную мускулатуру, мышцы ног, плечевого пояса, брюшного пресса и поясничной области, от которых во многом зависит правильная осанка.
Положения выносимые на защиту.
1. Применяемые средства силовой подготовки обеспечивают оптимальный по силе тренирующий эффект и оказывают положительное значение ш развитие силовой подготовки борцов.
2. Предложенная система тренировочных воздействий направленная на совершенствование физической и технико-тактической подготовки борцов
личных весовых групп позволяет научно обоснованно планировать и осуществлять силовую подготовку на этапах соревновательного периода. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух , заключения и приложений.
Итак, под силой подразумевают способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет напряжения собственных мышц. Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому очень важно развивать это физическое качество у спортсменов, занимающихся борьбой, для достижения высоких результатов в спорте [51, с. 3].
Тренировка силовых способностей и силовой выносливости направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма. Основными тренирующими факторами являются величина отягощения и режим энергетического обеспечения силовой работы. Величина отягощения определяет преимущественное вовлечение в работу быстрых или медленных двигательных единиц, а длительность однократных нагрузок в сериях и темп движений определяют характер ресинтеза АТФ.
Прежде чем говорить о воспитании скоростных и скоростно-силовых качеств, следует знать о том, какие виды нагрузок соответствуют функциональным возможностям борцов.
На основании нашего исследования результат в экспериментальной группе лучше, чем в контрольной, можно утверждать, что на определенном (подготовительном) этапе подготовки, предложенная методика развития силовых качеств борцов одинаково подходит для подготовки борцов различных весовых категорий.
Также было установлено, что для повышения эффективности спортивных соревнований высококвалифицированных борцов принципиальное значение имеет ее специальный анализ. Его проведение в ходе нашего исследования позволило установить, что динамика показателей технико-тактической и силовой подготовленности борцов находится в существенной зависимости от увеличения объема тренировок.
Фактический материал проведенного нами исследования позволил установить ведущие факторы структуры физической подготовленности борцов, с учетом их весовых категорий и изменения двигательной активности в ходе проводимых схваток. Полученные при этом конкретные показатели по нашему мнению, полностью соответствуют общей направленности поставленным задачам настоящей работы, имеют определенное как научное, так и методическое значение, позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций для тренеров и специалистов.
Известная разносторонность проведенного исследования, своеобразная значимость выявленных в его ходе закономерностей создают условия для выработки значительной серии практических рекомендаций. Учитывая это обстоятельство и сложившиеся научно - теоретические представления о спортивной тренировке как сложном постоянно меняющемся педагогическом процессе, мы решили изложить данные рекомендации в соответствии с устоявшейся логикой ее содержания и методического обеспечения.
В целях неуклонного повышения спортивного мастерства высококвалифицированных борцов необходимо постоянно изучать, анализировать и обобщать данные, характеризующие факторную структуру их физической подготовленности, объективно оценивать полученные при этом показатели, на их основе соответствующим образом конкретизировать, методику решения возникающих вопросов тренировочного характера.
По нашему мнению, такие данные следует снимать перед каждым очередным этапом тренировки, в ходе их проведения и при завершении конкретного невозможно.
На основе глубокого понимания реального уровня физической подготовленности борцов и особенностей его влияния на общие спортивно - технические результаты соревновательной деятельности нужно разрабатывать динамическую систему конкретных текущих задач тренировочной работы, учитывающую требования модельных характеристик ведущих спортсменов и условия проведения тренировочных занятий. Указанные задачи необходимо систематически разъяснять спортсменам.
Чтобы подобные усилия приводили к достаточно планомерным результатам и отличались известной компактностью, целесообразно составлять особые модели тренировочной работы для каждой отдельно взятой весовой группы борцов. Такие модели могут и должны дополняться теми заданиями и требованиями, которые будут обеспечивать индивидуализацию тренировки с отдельными из них. Иначе говоря, это будет обеспечивать необходимое единство общего и особенного в системе всей тренировочной работы.
1. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры : курс лекций / Р.А. Абзалов. - Казань : Матбугат йорты, 2002. -206 с.
2. Белинович, В.В.Обучение в физическом воспитаний / В.В. Белинович. - М. : Физкультура и спорт, 1988,— 158 с.
3. Бубэ, X. А. Тесты в спортивной практике / X. А. Бубэ, Г. И. Фэк, X. В. Штю- блер. — М. : Физкультура и спорт, 1998. - 240 с.
4. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В- Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 120 с.
6. Войцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Войцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1991.-200 с.
7. Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л.В. Волков. - К. : Здоровье, 1984. - 180 с.
8. Геселевич, В. А. Оценка физической работоспособности борцов / В. А. Ге- селевич // Теория и практика физической культуры. - 1984. - №1. - С.32 - 34.
9. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для институтов физ. культуры / М.А. Годик. -М. ; Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
10. Гомельский, А. Я. Звание обязывает / А. Я. Гомельский // Спортивные игры.-1983.- №1.-С. 18-19.
11. Грузных, Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе / Г.М. Грузных. - Омск, 1988. - 34 с.
12. Гуров, В.Д. Интегральная оценка подготовленности борцов высокой квалификации / В. Д. Гуров, С.В. Суряхин // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - С. 46 - 48.
13. Дахновский, В.С. Планирование нагрузок при подготовке юных борцов / В.
С. Дахновский, Г.В. Климин, В. А. Бурылин // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - С. 23-25.
14. Дахновский, В.С. Динамика работоспособности борцов после максимальной нагрузки в зависимости от тренировочной работы в восстановительном периоде / В.С. Дахновский, С.С. Лещенко // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - С. 12 - 13.
15. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасева, А.А. Сафонов. - М. : Лептос, 1994. - 368 с.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1990. — 165 с.
17. Зациорский, В.М. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 319 с.
18. Игуменов, В.М. Теоретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов высшей квалификации и пути повышения эффективности их подготовки в ИФК : дис. ... докт. пед. наук / В.М. Игуменов. - М., 1992. - 71 с.
19. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с,
20. Каледин С.В. Проблемы спортивной тренировки / С.В. Каледин, В.М. Дьячков, - М. ; Физкультура и спорт, 1981. - 260 с.
21. Кипор, Г.В. Проблемы индивидуального подхода к оценке скоростно - силовой подготовленности в единоборствах / Г.В. Кипор // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №10. — С.30- 38.
22. Климин, Г.В. Экспериментальное исследование планирования больших нагрузок на этапе специальной предсоревноваиельной подготовки в спортивной борьбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Климин. - М., 1974. - 26 с.
23. Коблев, Я.К. Борьба дзюдо / Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.Н. Невзоров, - М. : Физкультура и спорт, 1987. — 117 с.
24. Кондрашин, В.П. Особый тренинг / В.П. Кондрашин, В.М Корягин // Спор-
тинные игры. — 1977. — №2. — С. 13 — 16.
25. Корженевский, А.Н. Диагностика тренированности борцов / А.Н. Корженевский, В.С. Дахновский, Б.А Подливаев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №2. - С. 28 - 32.
26. Коробков, А.В. Физическое воспитание / А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков. - М. : Высш. школа, 1983.-204 с.
27. Корягин, В.М. Опираясь на эксперимент / В.М. Корягин // Спортивные игры. - 1978. -№3. - С.17 - 19.
28. Коц, Я.М. Спортивная физиология : учебник для институтов физ. культуры /Я.М. Коц. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 184 с.
29. Латыпов, И.К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: проблемы, состояние и перспективы / И.К. Латыпов // Теория и практика физической культуры. — 2004. - № 9. - С. 35-40.
30. Матвеев, А.П.Основы Спортивной тренировки / А.П. Матвеев. - М. : Физкультура и Спорт, 1971. - 142 с. .
31. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
32. Матвеев, С.К. Борьба дзюдо / С.К. Матвеев, Я.Г. Волощук. - К. : Здоровье, 1974.-112 с.
33. Набатников, М.Я. Основы управления подготовкой спортсменов / М.Я. Набатников. - М.. : Физкультура и спорт, 1982. - 140 с.
34. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. -М. : Физкультура и спорт, 1970.-133 с.
35. Панков, В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств / В.А. Панков, А.О. Акопян // Теория и практика физической культуры. — 2004. — №5. - С. 50 - 53.
36. Пархомович, Г.Н. Основы классического дзюдо / Г.11. Пархомович. - Пермь, 1993. - 57 с.
37. Письменский, И.А. Многолетняя подготовка дзюдоистов / И.А. Пись- менский, Я.К. Кобле в, В. И. Сотни к. - М. ; Физкультура и спорт, 1982. —219 с.
38. Платонов, В.Н. Двигательная активность спортсмена / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1992. — 326 с.
39. Платонов, В.Н. Структура многолетнего и годичного циклов подготовки / В.Н. Платонов // Современная система спортивной подготовки. - М. : СААМ, 1995.-С. 351 —389.
40. Сахабутдинов, М.М. Татарская борьба : пособие по обучению и тренировке / М.М. Сахабутдинов, Д.Р. Шарафутдинов. - Казань : Тат. кн. издат, 1973. - 111 с.
41. Сокунова, С.Ф. Контроль за уровнем развития выносливости / С.Ф. Соку- нова // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. — С. 56 - 59,
42. Туманян, Г.С. Спортиная борьба / Г.С. Туманян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 65 с.
43. Фарфель, В.С. Физиология спорта / В.С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1960. - 72 с.
44. Фамин, Н.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта / Н.И. Фамин. - Л. : Наука, 1969. - 286 с.
45. Филин, В.П. Современные методы исследований в спорте / В.П. Филин, В.Г.Семёнов, В. Г. Алабин. - Харьков : Основа, 1994. - 96 с.
46. Харлампиев, А.В. Борьба самбо / А. В. Харлампиев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. — 116 с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж.К Холодов, В.С.Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
48. Чумаков, Е.М. Сто уроков борьбы самбо / Е.М. Чумаков. - М. : Физкультура и спорт, 1993 . - 213 с.
49. Чумаков, Е.М, Физическая подготовка борцов / Е.М. Чумаков, - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 169 с.
50. Электронный ресурс / Режим доступа:
http://en.wikipedia.org/wiki/Physical_culture/ свободый.
51 .Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.fizkulturavshkole.ru/ свободный.
52. Юшков, О.П. Управление тренировочным процессом / О.П. Юшков // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 34-36.
53. Юшков, О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств / О.П. Юшков, В.И. Шпанов. - М. : МГИУ, 2001. - 40 с. '
54. Яруллин, Р.Х. Физическая культура: учебное пособие для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Р.Х. Яруллин, Р.А. Абзалов. - Казань: Отечество, 2001. - 126 с.
55. Bell, Р.А. et al. Environment! psyshology. Philadelfia, 1978.-157 p.
56. Decl, E.L. Ryan, R.M. Intriik motivation and self determination in humn behapvion. J.K. N.Y.L.: Plenym, 1985.
57. Lemlech, R.S. Classroom management.N.Y.,1988.
58.Schachter, S., Singer, J. Cognitive, social and physiological determimants of emotional stale //Psychol, rev. 1969. 69. P. 366-400
59. Wylie, R.S. The self-concept: A review of metological consideration and meayr- ing instryments. Lincjln, Nebraskf, 1974.