ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности деятельности органов государственной власти и методик их оценки 6
1.1. Понятие, цели и задачи проведения оценки эффективности органов государственной власти 6
1.2. Анализ существующих отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности органов государственной власти 13
1.3. Методика оценки эффективности деятельности органов государственной
власти 27
Глава 2. Практические аспекты анализа эффективности деятельности органов государственной власти в регионах Российской Федерации 32
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации 32
2.2. Эффективность деятельности государственных служащих в регионах
Российской Федерации : итоги эмпирического анализа 58
Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности органов государственной власти 71
3.1. Зарубежный опыт по повышению эффективности деятельности органов
государственной власти 71
3.2. Мероприятия по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в регионах Российской Федерации 77
Заключение 88
Список использованной литературы 92
Приложения 98
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности деятельности органов государственной власти и методик их оценки 6
1.1. Понятие, цели и задачи проведения оценки эффективности органов государственной власти 6
1.2. Анализ существующих отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности органов государственной власти 13
1.3. Методика оценки эффективности деятельности органов государственной
власти 27
Глава 2. Практические аспекты анализа эффективности деятельности органов государственной власти в регионах Российской Федерации 32
2.1. Сравнительный анализ эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации 32
2.2. Эффективность деятельности государственных служащих в регионах
Российской Федерации : итоги эмпирического анализа 58
Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности органов государственной власти 71
3.1. Зарубежный опыт по повышению эффективности деятельности органов
государственной власти 71
3.2. Мероприятия по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в регионах Российской Федерации 77
Заключение 88
Список использованной литературы 92
Приложения 98
Государственное управление является важной частью жизни общества. Оно является основой для его развития и укрепления. Государственное управление находится во всех аспектах жизнедеятельности страны - и именно поэтому крайне необходимо уметь строить эффективную структуру управления государством.
В условиях постоянно изменяющейся мировой экономики и политики, а так же - в условиях внутренних социально-экономических изменений, государственное управление должно быть гибкой структурой, приспосабливающейся ко всем изменениям и не теряющим от этого своей эффективности. Для достижения этого необходимо проводить периодическую оценку эффективности деятельности органов власти.
Тема эффективности власти интересует многих исследователей в области государственного управления. Однако, эффективность региональных властей изучена в меньшей степени. Кроме того, до сих пор не сложилось единое мнение о конечном виде методики оценки эффективности органов государственной власти, поскольку большинство предлагаемых показателей эффективности довольно абстрактны и трудно поддаются оценке.
Целью данной работы является оценка эффективности деятельности органов государственной власти в регионах РФ на основе авторской методики и разработка рекомендаций по ее повышению на основе успешного зарубежного опыта.
Достижению этой цели будет способствовать ряд задач:
- изучить содержание понятия эффективности государственного управления;
- оценить достоинства и недостатки существующих отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;
- разработать авторскую методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти на региональном уровне;
- разработать анкету для руководителей отделов органов региональной исполнительной власти для оценки эффективности их деятельности;
- сопоставить итоги анализа полученных эмпирических данных по двум методикам;
- изучить зарубежный опыт повышения эффективности
государственного управления;
- разработать рекомендации по повышению и оценке эффективности деятельности органов государственной власти;
Объектом исследования данной работы является органы региональной власти РФ.
Предметом исследования - оценка эффективности деятельности органов региональной исполнительной власти.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы зарубежные и отечественные материалы. В частности, к ним относятся работы Барциц И.Н. Туровского Р.Ф., Бычковой Л.В. и Коварды В.В., Бутовой Т.В. и Щукина И.А., Барановой И.В., Зинченко И.Ю. и ряда других исследователей. Кроме того, при написании работы были исследованы научные статьи из системы «Скопус» и журналов, рекомендованных ВАК.
При написании работы автором опирался на исследования некоторых ученых в области государственного управления, также для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ были использованы материалы Росстата, официальных сайтов органов государственной власти субъектов РФ и рейтинги различных организаций. Так же автор опирался на действующие законодательство РФ.
Методологическая база работы представлена системным подходом в изучении эффективности государственного управления, методом
нормирования данных для проведения количественной оценки, табличными приемами визуализации данных. Так же был использован метод анкетирования.
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе дается определение понятия эффективности государственного управления, изучаются отечественные и зарубежные методики оценки эффективности органов государственной власти, а так же описывается предлагаемая автором методика оценки эффективности деятельности органов государственной власти.
Во второй главе осуществляется анализ отдельных регионов на основе описанной ранее методики, так же описывается предлагаемая автором анкета для оценки деятельности органов государственной власти изнутри, глазами начальников отделов и анализ некоторых регионов на ее базе.
Третья глава посвящена изучению опыта других стран по повышению эффективности государственного управления и разработке рекомендаций по повышению эффективности регионального управления и улучшению методики оценки эффективности на основании этого опыта и данных осуществленного автором анализа эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
В заключении приведены основные выводы данной работы.
В приложении представлена авторская методика по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, авторская анкета по оценке деятельности органов государственной власти с точки зрения начальников отделов.
В условиях постоянно изменяющейся мировой экономики и политики, а так же - в условиях внутренних социально-экономических изменений, государственное управление должно быть гибкой структурой, приспосабливающейся ко всем изменениям и не теряющим от этого своей эффективности. Для достижения этого необходимо проводить периодическую оценку эффективности деятельности органов власти.
Тема эффективности власти интересует многих исследователей в области государственного управления. Однако, эффективность региональных властей изучена в меньшей степени. Кроме того, до сих пор не сложилось единое мнение о конечном виде методики оценки эффективности органов государственной власти, поскольку большинство предлагаемых показателей эффективности довольно абстрактны и трудно поддаются оценке.
Целью данной работы является оценка эффективности деятельности органов государственной власти в регионах РФ на основе авторской методики и разработка рекомендаций по ее повышению на основе успешного зарубежного опыта.
Достижению этой цели будет способствовать ряд задач:
- изучить содержание понятия эффективности государственного управления;
- оценить достоинства и недостатки существующих отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;
- разработать авторскую методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти на региональном уровне;
- разработать анкету для руководителей отделов органов региональной исполнительной власти для оценки эффективности их деятельности;
- сопоставить итоги анализа полученных эмпирических данных по двум методикам;
- изучить зарубежный опыт повышения эффективности
государственного управления;
- разработать рекомендации по повышению и оценке эффективности деятельности органов государственной власти;
Объектом исследования данной работы является органы региональной власти РФ.
Предметом исследования - оценка эффективности деятельности органов региональной исполнительной власти.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы зарубежные и отечественные материалы. В частности, к ним относятся работы Барциц И.Н. Туровского Р.Ф., Бычковой Л.В. и Коварды В.В., Бутовой Т.В. и Щукина И.А., Барановой И.В., Зинченко И.Ю. и ряда других исследователей. Кроме того, при написании работы были исследованы научные статьи из системы «Скопус» и журналов, рекомендованных ВАК.
При написании работы автором опирался на исследования некоторых ученых в области государственного управления, также для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ были использованы материалы Росстата, официальных сайтов органов государственной власти субъектов РФ и рейтинги различных организаций. Так же автор опирался на действующие законодательство РФ.
Методологическая база работы представлена системным подходом в изучении эффективности государственного управления, методом
нормирования данных для проведения количественной оценки, табличными приемами визуализации данных. Так же был использован метод анкетирования.
Структура данной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе дается определение понятия эффективности государственного управления, изучаются отечественные и зарубежные методики оценки эффективности органов государственной власти, а так же описывается предлагаемая автором методика оценки эффективности деятельности органов государственной власти.
Во второй главе осуществляется анализ отдельных регионов на основе описанной ранее методики, так же описывается предлагаемая автором анкета для оценки деятельности органов государственной власти изнутри, глазами начальников отделов и анализ некоторых регионов на ее базе.
Третья глава посвящена изучению опыта других стран по повышению эффективности государственного управления и разработке рекомендаций по повышению эффективности регионального управления и улучшению методики оценки эффективности на основании этого опыта и данных осуществленного автором анализа эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
В заключении приведены основные выводы данной работы.
В приложении представлена авторская методика по оценке эффективности деятельности органов государственной власти, авторская анкета по оценке деятельности органов государственной власти с точки зрения начальников отделов.
В ходе изучения материалов, послуживших основой для данной работы, было выявлено, что научная разработанность понятия эффективности глубока. Большинство авторов определяют ее как соотношение полученных результатов с затраченными ресурсами. Однако не стоит забывать при этом и о социальной эффективности, которая выражается в удовлетворении социальных потребностей, определенной социально-значимой пользе от деятельности органов власти. Следовательно, под эффективностью деятельности органов государственной власти следует понимать меру способности данного органа своевременно и при соразмерных затратах обеспечивать достижение определенного социально-значимого результата, к которому в первую очередь следует отнести рост качества жизни населения.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день оценивается по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. №1142. Автором был осуществлен анализ данной методики, по результатам которого в качестве ее плюсов были отмечены небольшое количество показателей, простота их подсчета, учет динамики роста показателей и мнения населения при осуществлении оценки, а также наличие у субъектов РФ возможности самостоятельно выбирать индивидуальные показатели эффективности власти (позволяют принять во внимание неравенство природно-территориальных условий регионов), хотя и утверждаются они в конечном итоге экспертной группой.
Помимо достоинств были выявлены и минусы. Так, например, выбор регионами индивидуальных показателей эффективности деятельности
органов государственной власти ведет, во-первых, к сосредоточению внимания региональных властей только на нескольких параметрах деятельности, по которым они собираются отчитываться. Во-вторых, это ведет к невозможности самооценки субъекта РФ по сравнению с предыдущими периодами и сложности сопоставления оценок субъектов РФ между собой. Кроме того, привлечение в качестве экспертов для проведения оценки представителей государственных органов власти снижает объективность полученной оценки.
В качестве альтернативы существующей методики оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ автором была предложена собственная методика, разработанная с учетом опыта зарубежных стран. Стоит, однако, заметить, что при разработке данной методики автор столкнулся с проблемой поиска желаемой информации, что, по-видимому, связано с отсутствием ее в свободном для широкого круга лиц доступе. Кроме того, проблема была связана и со сложностью определения конечного варианта методики, поскольку результат деятельности органов власти абстрактен и зачастую не поддается количественному исчислению, благодаря которому можно было бы сопоставлять регионы между собой. Трудность вызвало и определение элементов жизнедеятельности общества, на которые государственное управление оказывает прямое влияние.
В результате этого итоговый вид предлагаемой методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ объединил в себе 5 блоков показателей: социальный (9 показателей), экономический (13 показателей), политико-правовой (4 показателя), «Взаимодействие власти с общественностью» (2 показателя) и управленческий (2 показателя).
На основании разработанной методики был проведен сравнительный
анализ регионов и выявлены пробелы в реализации политики региональной
власти. В частности Татарстан, имея довольно хорошие показатели по управленческому, социальному и экономическому блоку, в некоторых показателях политико-правового блока и бока «Взаимодействие с властью и обществом» отстает от других регионов.
Так, можно проследить пробелы в региональной жилищной политике Татарстана, что отразилось на низких показателях обеспеченности жильем семей в 2009 и 2013 гг. и малыми объемами ипотечного кредитования по сравнению с другими регионами.
Воронежская область имеет по всем блокам положительную динамику роста нормированных показателей, и занимая 3-е и 2-е места по всем рассмотренным блокам за счет положительной динамики на протяжении рассматриваемого периода.
В Липецкой области так же наблюдается положительная динамика роста эффективности деятельности органов государственной власти. Во всех блоках она занимает так же 2-е и 3-е места, сдав позиции только в политико-правовом блоке.
Чеченская Республика, которая в федеральном рейтинге заняла второе место, в авторской методике сдала позиции. Практически по всем показателям она очень сильно уступает первым трем регионам - исключениями являются несколько показателей в социальном блоке и политико-правовом блоке.
В Республике Ингушетия ситуация катастрофическая. Больше половины показателей ниже ведущей тройки на 0,6-0,8 пункта. Незначительное преимущество наблюдалось только в показателях политико-правового блока и двух показателях социального блока.
На основе осуществленной оценке и изученного зарубежного опыта был разработан ряд рекомендаций по повышению качества деятельности органов государственной власти.
Поскольку эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки предлагается:
- составлять индивидуальный план результативности деятельности государственного служащего;
- реформировать систему оплаты труда государственных служащих на основании ключевых показателей эффективности;
- ввести программы подготовки руководителей госслужбы, нацеленной на перспективу и стратегию.
Вместе с тем рекомендуется включение в систему государственного управления системы сбалансированных показателей развития, чтобы обеспечить стратегическое развитие, а не только акцентирование внимания на текущих задачах.
Помимо рекомендаций по повышению эффективности власти в работе приведены предложения по улучшению методики оценки государственного управления.
Предполагается, что показатели для всех субъектов РФ должны быть едины, чтобы была возможность четко сопоставить результаты деятельности органов государственной власти субъектов РФ между собой и использовать их для самооценки, т.е. сравнения результатов деятельности органа во временном периоде. Помимо этого, показатели должны быть сопоставимы между собой, измеряться не в абсолютном выражении, а относительно какого-либо параметра, например, численности населения. Открытость и прозрачность деятельности государственных органов власти являются условием для обеспечения обратной связи с гражданами. В связи с чем в методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ предлагается включить некоторые показатели, отражающих степень участия граждан в общественных обсуждениях по вопросам принятия нормативно-правовых актов, утверждения бюджета субъекта РФ.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний день оценивается по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. №1142. Автором был осуществлен анализ данной методики, по результатам которого в качестве ее плюсов были отмечены небольшое количество показателей, простота их подсчета, учет динамики роста показателей и мнения населения при осуществлении оценки, а также наличие у субъектов РФ возможности самостоятельно выбирать индивидуальные показатели эффективности власти (позволяют принять во внимание неравенство природно-территориальных условий регионов), хотя и утверждаются они в конечном итоге экспертной группой.
Помимо достоинств были выявлены и минусы. Так, например, выбор регионами индивидуальных показателей эффективности деятельности
органов государственной власти ведет, во-первых, к сосредоточению внимания региональных властей только на нескольких параметрах деятельности, по которым они собираются отчитываться. Во-вторых, это ведет к невозможности самооценки субъекта РФ по сравнению с предыдущими периодами и сложности сопоставления оценок субъектов РФ между собой. Кроме того, привлечение в качестве экспертов для проведения оценки представителей государственных органов власти снижает объективность полученной оценки.
В качестве альтернативы существующей методики оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ автором была предложена собственная методика, разработанная с учетом опыта зарубежных стран. Стоит, однако, заметить, что при разработке данной методики автор столкнулся с проблемой поиска желаемой информации, что, по-видимому, связано с отсутствием ее в свободном для широкого круга лиц доступе. Кроме того, проблема была связана и со сложностью определения конечного варианта методики, поскольку результат деятельности органов власти абстрактен и зачастую не поддается количественному исчислению, благодаря которому можно было бы сопоставлять регионы между собой. Трудность вызвало и определение элементов жизнедеятельности общества, на которые государственное управление оказывает прямое влияние.
В результате этого итоговый вид предлагаемой методики оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ объединил в себе 5 блоков показателей: социальный (9 показателей), экономический (13 показателей), политико-правовой (4 показателя), «Взаимодействие власти с общественностью» (2 показателя) и управленческий (2 показателя).
На основании разработанной методики был проведен сравнительный
анализ регионов и выявлены пробелы в реализации политики региональной
власти. В частности Татарстан, имея довольно хорошие показатели по управленческому, социальному и экономическому блоку, в некоторых показателях политико-правового блока и бока «Взаимодействие с властью и обществом» отстает от других регионов.
Так, можно проследить пробелы в региональной жилищной политике Татарстана, что отразилось на низких показателях обеспеченности жильем семей в 2009 и 2013 гг. и малыми объемами ипотечного кредитования по сравнению с другими регионами.
Воронежская область имеет по всем блокам положительную динамику роста нормированных показателей, и занимая 3-е и 2-е места по всем рассмотренным блокам за счет положительной динамики на протяжении рассматриваемого периода.
В Липецкой области так же наблюдается положительная динамика роста эффективности деятельности органов государственной власти. Во всех блоках она занимает так же 2-е и 3-е места, сдав позиции только в политико-правовом блоке.
Чеченская Республика, которая в федеральном рейтинге заняла второе место, в авторской методике сдала позиции. Практически по всем показателям она очень сильно уступает первым трем регионам - исключениями являются несколько показателей в социальном блоке и политико-правовом блоке.
В Республике Ингушетия ситуация катастрофическая. Больше половины показателей ниже ведущей тройки на 0,6-0,8 пункта. Незначительное преимущество наблюдалось только в показателях политико-правового блока и двух показателях социального блока.
На основе осуществленной оценке и изученного зарубежного опыта был разработан ряд рекомендаций по повышению качества деятельности органов государственной власти.
Поскольку эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки предлагается:
- составлять индивидуальный план результативности деятельности государственного служащего;
- реформировать систему оплаты труда государственных служащих на основании ключевых показателей эффективности;
- ввести программы подготовки руководителей госслужбы, нацеленной на перспективу и стратегию.
Вместе с тем рекомендуется включение в систему государственного управления системы сбалансированных показателей развития, чтобы обеспечить стратегическое развитие, а не только акцентирование внимания на текущих задачах.
Помимо рекомендаций по повышению эффективности власти в работе приведены предложения по улучшению методики оценки государственного управления.
Предполагается, что показатели для всех субъектов РФ должны быть едины, чтобы была возможность четко сопоставить результаты деятельности органов государственной власти субъектов РФ между собой и использовать их для самооценки, т.е. сравнения результатов деятельности органа во временном периоде. Помимо этого, показатели должны быть сопоставимы между собой, измеряться не в абсолютном выражении, а относительно какого-либо параметра, например, численности населения. Открытость и прозрачность деятельности государственных органов власти являются условием для обеспечения обратной связи с гражданами. В связи с чем в методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ предлагается включить некоторые показатели, отражающих степень участия граждан в общественных обсуждениях по вопросам принятия нормативно-правовых актов, утверждения бюджета субъекта РФ.
Подобные работы
- Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Оценка эффективности реализации органами государственной власти субъекта РФ национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (на материалах Свердловской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
(НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Отражение деятельности органов государственной власти на
официальных сайтах: правовая база, организация и содержание работы
(на примере Алтайского края)
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Оценка эффективности деятельности муниципальных служащих
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эффективности управленческих решений (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019



