Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология девиантного поведения

Работа №54579

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации у подростков с девиантным поведением 8
1.1. Проблема мотивации в работах российских и зарубежных исследователей 8
1.2. Ценностные ориентации как регулятор активности и поведения личности 21
1.3. Ценностные ориентации и мотивация поведения подростков с девиантным поведением 27
Выводы по I главе 35
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению 37
2.1. Организация и методы экспериментального исследования 37
2.2. Изучение склонности к девиантному поведению у подростков 40
2.3. Анализ ценностных ориентаций у подростков со склонностью к девиантному поведению 44
2.4. Анализ взаимосвязи склонности к девиантному поведению и ценностных ориентаций подростков 48
Выводы по II главе 51
Глава Ш. Коррекционная работа по формированию конструктивной мотивации поведению у подростков со склонностью к девиантному поведению 53
3.1. Содержание психологического тренинга по формированию конструктивной
мотивации поведения подростков со склонностью к девиантному поведению 53
3.2. Оценка эффективности психологического тренинга по формированию конструктивной мотивации поведения подростков 58
Выводы по III главе 67
Заключение 69

Актуальность исследования. В современном мире мы все больше можем наблюдать проявления девиантного поведения, особенно у подростков. К самым опасным пристрастиям и проступкам становятся привязаны все более и более молодые люди. Это происходит из - за трансформации современного общества, в котором меняются прежние ценности, мотивы, установки на жизнь. Первым толчком к девиантному поведению является изменение ценностных ориентаций в различных социальных группах, что зависит от социально - экономического состояния общества. Изменение сознания личности молодых людей приводит к формированию неправильных и неадекватных жизненных позиций, образа жизни.
Основными причинами девиантного поведения подростков становятся социальное и материальное неблагополучие, недостатки психического развития, отсутствие работы, проблемы в семье, влияние людей с девиантным поведением, отсутствие духовного и нравственного развития и др.
Изучением мотивации занимались такие известные ученые, как Л.И. Божович, Е.П. Ильин, М.И. Магомед - Эминов, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, В.С. Магун, В.С. Мерлин. С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Унадзе, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Б. Вайне, Д. Мак - Клеллан, Х. Хеккаузен, А. Маслоу, Г. Мюррей и др. [4],[10],[20]. А.Н. Леонтьев стал основоположником теории мотивации, согласно которой у мотивации имеются источники в практической деятельности [16]. По мнению Л.И.Божовича, формирование некоторых высших потребностей, в том числе и мотивов, начинается с возникновения потребности во впечатлениях [4]. По мнению А. Маслоу, доминирующими потребностями в организме человека являются физиологические потребности, в связи с чем они составляют основу мотивации [20].
Именно в подростковом возрасте у человека складываются взгляды на жизнь, формируется личность, ценностные ориентации. Деформированные ценностные ориентации способствуют развитию и появлению деструктивной мотивации.
Нравственные мотивы являются одними из главнейших в определении поведения человека. Преобладая над примитивными, они способствуют полноценному становлению личности подростка, в то время как преобладание низших (безнравственных) мотивов (как у подростков с девиантным поведением) является фактором деградации личности. С развитием личности подростка, мотивы также развиваются, совершенствуются, становятся более высшими.
Таким образом, в работе будут рассматриваться девиантное поведение подростков, их ценностные ориентации и возможности преобразования девиантной мотивации поведения в конструктивную с помощью формирования адекватных, позитивных ценностей личности.
Цель исследования - изучение мотивации поведения подростков, склонных к девиантному поведению, и возможность изменения ее в конструктивном направлении с помощью формирования позитивных ценностей личности.
Объект исследования - особенности мотивации поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Предмет исследования - ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что формирование позитивных ценностей личности ведет к изменению деструктивной мотивации поведения подростков, склонных к девиантному поведению, так как ценностные ориентации являются одной из главнейших составляющих частей мотивационного процесса и могут оказывать на нее существенное влияние.
В соответствии с целью, объектом, и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
- провести теоретический обзор литературы по теме мотивации девиантного поведения подростков;
- выявить наличие склонности к девиантному поведению у подростков и изучить их ценностную сферу;
- разработать и оценить эффективность психологического тренинга по формированию позитивных ценностей личности.
Методологическими основами исследования стало положение А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, которые считают, что наличие ценностных ориентаций и прочное закрепление их в структуре личности служат признаком зрелой личности, признаком его стабильности и устойчивости. Неустойчивые ценностные ориентации же ведут к непоследовательности, изменчивости, непредсказуемости поведения. Слабая развитость ценностных ориентаций ведет к преобладанию внешних стимулов в поведении человека, к его инфантилизму [8].
В.Б. Ольшанский приводит в сравнение ценностям маяк - все они призваны выделять самое важное для человека (все позитивное и негативное); и то, и другое понятие являются своеобразными ориентирами, которых придерживается человек, реализуя свое поведение [22].
Методы исследования:
- анализ литературы по изучению мотивации девиантного поведения;
- наблюдение;
- диагностические методы (методика «Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла, «Ценностный опросник» Ш.Шварца).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный психологический тренинг может использоваться психологами, работающими в школе и других образовательных учреждениях. Тренинг направлен на подростков со склонностью к
девиантному поведению, однако может быть использован и в работе с подростками с нормой поведения.
Апробация диссертационной работы была представлена на «Итоговой научно — образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета» в г. Казань в 2016г.; сборнике научных трудов Первой международной научной школы «Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика (Казань, 26-27 мая 2016 г.); на IV Международной научно- образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» 24-26 ноября 2016 г.; на Итоговой научно - образовательной конференции студентов К(П)ФУ, секция «Психология девиантного поведения», г. Казань, 2017 г.
Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 38 источников, 13 таблиц, 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе были рассмотрены мотивация девиантного поведения и особенности ценностной сферы подростков со склонностью к нему. Основным положением выступало то, что негативно сформированная ценностная сфера подростка может способствовать появлению мотивации девиантного поведения.
Обзор теоретической литературы по теме подтвердил наши предположения о непосредственной зависимости состояния ценностей личности и мотивации ее поведения.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основанием для создания психологического тренинга по формированию позитивных ценностей личности для формирования конструктивной мотивации поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Психологический тренинг включает в себя 3 блока - «Самопознание», «Формирование ценностной сферы», «Профилактика девиантного
поведения». Блок «Самопознание» направлен на развитие Я-образа, сплоченности команды, ее конструктивного взаимодействия. Развивалось чувство толерантности, терпимости и уважения к лицам разных национальностей и этнических групп, отрабатывались навыки продуктивного общения. Кроме того, происходило развитие эмоциональной сферы, навыков самоконтроля и саморегуляции.
2 блок «Формирование ценностной сферы» направлен конкретно на формирование позитивных ценностей личности. Занятия 3 блока «Профилактика девиантного поведения» направлены на профилактику зависимости от психически активных веществ, профилактику национализма. Здесь отрабатывались стратегии конструктивного поведения в конфликтах, и развивалась способность узнать манипуляцию и отказать манипулятору.
Проведение психологического тренинга способствовало повышению доброжелательности и дружелюбия по отношению к близким людям подростков со склонностью к девиантному поведению. Также подростки стали терпимее, с пониманием, толерантнее относиться к другим людям и различным ситуациям. У подростков появилось желание свободно мыслить и действовать, творчески самореализовываться, быть не зависеть от окружающих. Увеличилась значимость личного успеха, достижения своих целей в соответствии с общественными стандартами.
Также наблюдается снижение значения для подростков со склонностью к девиантному поведению чувственного, сенсорного опыта, новых ощущений, чувственного наслаждения. Также наблюдается тенденция к уменьшению важности новых глубоких впечатлений и переживаний для подростков, которые они могут получить совершая девиантные действия.
Уменьшилось значение доминирования над кем или чем - либо, менее значимым стало обладание богатствами, престижем, высоким социальным статусом, авторитетом, достигая которые подросток, особенно со склонностью к девиантному поведению, способен совершить проступок, противоправное действие либо преступление.
Таким образом, ценностные ориентации подростков имеют существенное влияние на мотивацию их поведения. В случае доминирования негативных ценностей личности, возможно возникновение девиантного поведения у подростка. При главенствовании же позитивных ценностей личности, она будет развиваться гармонично во всех направлениях.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ