ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СТАРТАП-ПРОЕКТОВ 7
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА И ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ИДЕИ 11
2.1. Рынок поздравительных открыток за рубежом 11
2.2. Рынок поздравительных открыток в России 13
2.3. Формирование идеи 16
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-МОДЕЛИ 18
3.1. Необходимость бизнес-модели 18
3.2. Классический шаблон бизнес-модели 20
3.3. Разработка ценностного предложения 25
4. РАЗРАБОТКА ШАБЛОНА БИЗНЕС-МОДЕЛИ СТАРТАП-ПРОЕКТА 30
4.1. Описание целевой аудитории 30
4.2. Описание ценностного предложения 33
4.3. Каналы сбыта 41
4.4. Взаимоотношения с клиентами 44
4.5. Потоки поступления дохода 44
4.6. Ключевые ресурсы 45
4.7. Ключевые виды деятельности 47
4.8. Ключевые партнеры 47
4.9. Структура издержек 49
5. РАЗРАБОТКА МИНИМАЛЬНО ЖИЗНЕСПОСОБНОГО ПРОДУКТА 50
5.1 Теоретические основы минимально жизнеспособного продукта 50
5.2. MVP интернет-сервиса postcards4u.ru 52
6. ОЦЕНКА РИСКОВ ВЫХОДА НА РЫНОК 63
6.1. Теоретические основы оценки рисков стартап-проекта 63
6.2. Оценка рисков интернет-сервиса postcards4u.ru 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В настоящее время с развитием влияния науки и технологий на мировую экономику, сфера стартапов вышла на ведущие позиции в большинстве развитых стран мира. Несмотря на то, что большая часть успешных компаний рождается в США, в России стала активно развиваться сфера инновационных проектов. Стартапы становятся все более актуальным и перспективным видом бизнеса. Активно развивается экономическая политика государства по созданию стимулов для активизации участия предпринимателей в развитии бизнеса стартап индустрии.
Все более популярными становятся интернет-стартапы. Интернет прочно внедряется в бизнес, порождая новые бизнес-модели и формируя понятия «интернет-экономика». В сложившейся ситуации все больше молодых людей начинают создавать интернет-проекты с целью повторить успех крупнейших мировых компаний. Однако, данная индустрия не является простым бизнесом. В США между 1991 и 2000 годами лишь 21,9% созданных интернет-компаний продолжили существовать после 5 лет деятельности. Согласно результатам исследований портала Startup Genome Report одной из причин провала стартапов служит неправильное планирование. Стартапам требуется в 2-3 раза больше времени для выхода на рынок, чем ожидают их основатели, а стартапы, которые не заработали денег, переоценивают объем своего рынка в 100 раз и часто неверно интерпретируют рынок как новый [1].
Кроме того, огромную роль играет наличие опыта в создании и ведении своего бизнеса у начинающих предпринимателей. В интернет сфере главнейшую роль играют технологии, а создавать, развивать и поддерживать эти технологии могут только разработчики и программисты. Найдя ту идею, которая начинает вдохновлять и воодушевлять, люди моментально приступают к разработке конечного продукта, думая о том, что этот продукт будет пользоваться спросом. Но выйдя на рынок, основатели стартапов сталкиваются с проблемами, главная из которых — отсутствие интереса потребителей к продукту, ненадобность для рынка. В связи с этим 90% стартапов проваливаются.
Одной из основных проблем у представителей IT-сферы в создании стартап-проекта является отсутствие четкой стратегии и знаний, как эту стратегию разработать. Кроме этого необходимо оценить риски выхода на рынок, разработать прототип, проверить гипотезы, и только после проведения анализа и всех оценок можно запускать продукт на рынок. Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования. Она связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Целью работы является прохождение всех этапов создания стартап-проекта, начиная с процесса поиска и возникновения идеи, заканчивая представлением минимально жизнеспособного продукта, а также разработка бизнес-модели. На основе данных исследований сделать вывод о выходе проекта на рынок, подготовить данные исследования для презентации потенциальным инвесторам.
Указанная цель повлекла постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические основы создания и подходы к пониманию стартап-проектов.
2. Исследовать рынок и сформировать бизнес-идею.
3. Исследовать теоретические основы бизнес-моделей и разработать классический шаблон бизнес-модели.
4. На основе данных в бизнес-модели создать прототип (минимально жизнеспособный продукт)
5. Оценить риски выхода продукта на рынок.
Объектом исследования является стартап-проект в интернетсфере. Предметомисследования—методы определения рынка и разработки бизнес-модели.
Необходимость решения указанных задач предопределила структуру работы. Она состоит из 6 глав и приложений. В работе представлены авторские таблицы, графики, модели. В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Точное определение бизнес-модели IT-стартапов является необходимым для создания прибыльного бизнеса. Сегодня отношение к разработке бизнес-моделей становится более продуманным и серьезным, а в скором будущем все начинающие предприниматели будут начинать работу над бизнес-идеей именно с бизнес-модели.
На основе проведенных исследований можно прийти к выводу о реализуемости проекта на рынке. Несмотря на определенные риски, связанные с финансированием, продукт является интересным с точки зрения потребителя. Разработанный минимально жизнеспособный продукт поможет определить, в каком направлении развивать продукт и в каком виде продвигать его потребителям.
В начале работы поставлено пять задач, которые были выполнены в процессе исследования: изучена научная литература, посвященная созданию стартап-проектов, а также исследован потребительский рынок. На основе данных исследований описана бизнес-идея, которая послужила основанием создания стартап-проекта. В работе подробно выявлены методы построения бизнес-модели и ценностного предложения. В практической части разработан сам интернет-проект, а именно его прототип. В конце работы выявлены возможные риски выхода на рынок, среди них выделены самые опасные и критические. Все эти данные прекрасно подходят для презентации проекта потенциальным инвесторам и получения финансирования, с дальнейшей целью выйти на массовый рынок.
Проведенные теоретические и практические исследования подтвердили актуальность тематики, позволили изучить реализацию стартапов, методы построения бизнес-моделей, выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Проделанная работа имеет определенную теоретическую и практическую значимость для IT и бизнес-среды в целом. Грамотная оценка интернет-стартапа на первоначальных этапах его существования — это одна из основных гарантий успеха.
IT-стартап всегда являлся проектом с высоким уровнем
неопределенности. Его успешность во многом зависит от конечного потребителя продукта и маркетинга. Каждый начинающий предприниматель должен понимать, несмотря на все предстоящие сложности, успех во многом зависит от желания и целеустремленности. И если проект действительно перспективный и рентабельный, он всегда окупится и принесет высокую прибыль.
1. Amit R., Zott C. Value creation in e-business / Strategic Management Journal. -
2008. - 520 с.
2. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности / СПб.: РАВИ, 2004. - 409 с.
3. Бланк С., Дорф Б. Стартап. Настольная книга основателя / М.: Альпина Паблишер, 2014. - 616с.
4. Аверченков, В.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / М.: ФЛИНТА, 2011.- 53 c.
5. Рис, Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес модели / М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 531c.
6. www.openbusiness.ru - Свой бизнес: производство и продажа открыток, или как заработать на посткроссинге
7. www.brandongaille.com - 35 Astonishing Greeting Card Industry Trends.
8. www.strategyr.com - Market Research Report Collections.
9. www.read-red.blogspot.ru - Как сделать бизнес на поздравительных открытках.
10. www.4p.ru - Фрагмент исследования «Рынок поздравительных открыток».
11. Ларри Боссиди, Рэм Чаран. Исполнение. Система достижения целей / Альпина Паблишер — 3-е изд., 2016. - 328с.
12. Генри Чесбро. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент / Поколение, 2015.- 352c.
13.Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.
14. Парабеллум А., Пугачев А. 100% стартап. Как создать и раскрутить бизнес / СПб: Питер, 2013. - 99 с
15.Остервальдер А., Пинье И. Разработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители / М.: Альпина Паблишер, 2017. - 352 с.
16. Munyaradzi Aubrey Nyaguse. Make Me MVP: Managing Value in Projects / LAP Lambert Academic Publishing, 2017г. - 112 с.
17. Henrik Kniberg. Lean from the Trenches / Pragmatic Bookshelf, 2011г. - 178с.
18. Вяткин, В.Н. Риск-менеджмент: учебник / М. : Издательство Юрайт, 2015. - 118 c.