ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СОШ ПОНЯТИЯ О ЗНАЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
|
Введение
Глава 1. Изучение природно-территориальных комплексов в средних общеобразовательных учреждениях
1.1. Основные понятия, представленные в школьном курсе географии при изучении природно-территориальных комплексов
1.2. Структура ПТК в школьном курсе географии
1.3. Взаимовлияние и взаимообусловленность живых и косных компонентов ПТК
Глава 2. Растительность как один из определяющих компонентов ПТК в школьном курсе физической географии
2.1. Растительность - важнейший компонент природно-территориальных комплексов на современном этапе развития природы Земли
2.2. Анализ школьных учебников географии на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК
2.3. Методы и формы изучения растительности в школьных курсах физической географии
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
3.1. Подготовка и проведение урока обобщающего повторения на тему «Природные зоны России» в VIII классе
3.2. Организация и проведение внеклассного мероприятия в VIII классе на тему «Знатоки природно-территориальных комплексов России»
3.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
Заключение
Литература
Приложение
Глава 1. Изучение природно-территориальных комплексов в средних общеобразовательных учреждениях
1.1. Основные понятия, представленные в школьном курсе географии при изучении природно-территориальных комплексов
1.2. Структура ПТК в школьном курсе географии
1.3. Взаимовлияние и взаимообусловленность живых и косных компонентов ПТК
Глава 2. Растительность как один из определяющих компонентов ПТК в школьном курсе физической географии
2.1. Растительность - важнейший компонент природно-территориальных комплексов на современном этапе развития природы Земли
2.2. Анализ школьных учебников географии на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК
2.3. Методы и формы изучения растительности в школьных курсах физической географии
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
3.1. Подготовка и проведение урока обобщающего повторения на тему «Природные зоны России» в VIII классе
3.2. Организация и проведение внеклассного мероприятия в VIII классе на тему «Знатоки природно-территориальных комплексов России»
3.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
Заключение
Литература
Приложение
В современной образовательной системе школьная география играет решающую роль в формировании научного мировоззрения школьников, в постижении ими объективной картины мира и присущих ей закономерностей, в выборе будущей профессии, а также способствует подготовке и воспитанию экологически грамотных людей, понимающих законы природы, связи между живыми организмами, обеспечивающие устойчивость биосферы, от которой зависит выживание всего человечества на Земле.
Учение о природных территориальных комплексах (ПТК) общепризнанно считается фундаментальной теоретической основой географической науки и широко представлено в школьной географии. Располагая высоким научным потенциалом, эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач нашей эпохи, особенно тех задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа».
Школьная география предусматривает изучение ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, от мелких и просто устроенных до самого крупного и сложного. Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. А актуальность изучения школьниками вопросов о роли растительности в ПТК обусловлена тем, что растительный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Зеленые растения благодаря фотосинтезу осуществляют чрезвычайно важную роль в жизни нашей планеты. Она заключается в том, что растения, преобразуя энергию солнечного света, запасают огромное количество энергии в виде органического вещества и выделяют в атмосферу кислород, который необходим для дыхания людей и животных. Они предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа, играют ведущую роль в круговороте
минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле. Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты, участвует в формировании почв, обуславливает накопление воды на поверхности Земли, способствует образованию болот, очищает воздух от пыли и газов, имеет огромное значение как первичное трофическое звено в цепях питания и т. д. Залежи полезных ископаемых - каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.
Растительность - важное звено окружающей нас природы. Земля, лишенная растений, превратится в бесплодную, безжизненную пустыню.
В условиях возрастающей интенсификацией промышленности и сельского хозяйства, бурного роста городов и увеличения антропогенного воздействия на растительные сообщества становится чрезвычайно важно изучение современного состояния растительности и установление существующих экологических проблем и охраны ландшафтов; формирование экологической культуры школьников, которая выражается в умении жить в окружающем мире по законам экологического соответствия и бережного отношения ко всему живому как уникальному и бесценному.
Объектом исследования является учебный процесс в средней общеобразовательной школе, предметом исследования — процесс изучения ПТК и его компонентов.
Основная цель выпускной квалификационной работы: определение
эффективных методических подходов к формированию у школьников понимания значимости растительности в ПТК, как одного из важнейших его компонентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть структуру и содержание ПТК, изучаемых в школьном курсе географии;
-выявить эффективные формы организации учено-образовательного процесса при изучении ПТК;
- охарактеризовать растительность, как важнейшего компонента ПТК; -анализировать школьные учебники по географии на предмет освещения в них о роли растительности;
- определить особенности методики изучения растительности в курсе физической географии.
-разработать методику проведения урока и организации внеклассного мероприятия по теме ВКР.
Для реализации целей и задач использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме, исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: введение, три главы, разделенные на подпункты, заключение, список используемых источников, приложение.
Учение о природных территориальных комплексах (ПТК) общепризнанно считается фундаментальной теоретической основой географической науки и широко представлено в школьной географии. Располагая высоким научным потенциалом, эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач нашей эпохи, особенно тех задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа».
Школьная география предусматривает изучение ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, от мелких и просто устроенных до самого крупного и сложного. Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. А актуальность изучения школьниками вопросов о роли растительности в ПТК обусловлена тем, что растительный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Зеленые растения благодаря фотосинтезу осуществляют чрезвычайно важную роль в жизни нашей планеты. Она заключается в том, что растения, преобразуя энергию солнечного света, запасают огромное количество энергии в виде органического вещества и выделяют в атмосферу кислород, который необходим для дыхания людей и животных. Они предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа, играют ведущую роль в круговороте
минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле. Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты, участвует в формировании почв, обуславливает накопление воды на поверхности Земли, способствует образованию болот, очищает воздух от пыли и газов, имеет огромное значение как первичное трофическое звено в цепях питания и т. д. Залежи полезных ископаемых - каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.
Растительность - важное звено окружающей нас природы. Земля, лишенная растений, превратится в бесплодную, безжизненную пустыню.
В условиях возрастающей интенсификацией промышленности и сельского хозяйства, бурного роста городов и увеличения антропогенного воздействия на растительные сообщества становится чрезвычайно важно изучение современного состояния растительности и установление существующих экологических проблем и охраны ландшафтов; формирование экологической культуры школьников, которая выражается в умении жить в окружающем мире по законам экологического соответствия и бережного отношения ко всему живому как уникальному и бесценному.
Объектом исследования является учебный процесс в средней общеобразовательной школе, предметом исследования — процесс изучения ПТК и его компонентов.
Основная цель выпускной квалификационной работы: определение
эффективных методических подходов к формированию у школьников понимания значимости растительности в ПТК, как одного из важнейших его компонентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть структуру и содержание ПТК, изучаемых в школьном курсе географии;
-выявить эффективные формы организации учено-образовательного процесса при изучении ПТК;
- охарактеризовать растительность, как важнейшего компонента ПТК; -анализировать школьные учебники по географии на предмет освещения в них о роли растительности;
- определить особенности методики изучения растительности в курсе физической географии.
-разработать методику проведения урока и организации внеклассного мероприятия по теме ВКР.
Для реализации целей и задач использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме, исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: введение, три главы, разделенные на подпункты, заключение, список используемых источников, приложение.
В курсах средней школы география играет существенную роль в формировании у обучающихся системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Также содержание школьного географического образования формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
В решении перечисленных задач требуется усовершенствование системы знаний о природных территориальных комплексах (ПТК), которая является стержневой, проходит через весь курс, развиваясь от абстрактного к конкретному, систематизируя весь учебный материал школьной географии. В эпоху информатизации и глобализации общества эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа» [43].
Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. В современных условиях развития общества повышается потребность в изучении таких сложных понятий и вопросов, как взаимосвязи внутри ПТК, взаимоотношения человека и природы, рационального природопользования и экологической безопасности.
География в этой связи занимает особое место в ряду других школьных предметов, так как обладает широким спектром средств мотивации учебнопознавательной деятельности школьников: через содержание предмета, через использование разнообразных средств, активных форм и методов обучения, практической направленности, а главное - интеграцию с другими школьными дисциплинами.
Особенность современного образовательного процесса - переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. В настоящее время широко распространенные нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Изучив и проанализировав научную литературу, мы сумели достичь цели нашей работы и реализовать поставленные задачи. В дипломной работе мы рассмотрели ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, взаимодействие и взаимосвязи между компонентами ПТК, характеристику растительности, как важнейшего компонента ПТК. Осуществили анализ школьных учебников на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК и определили эффективные методы, технологии, формы и приемы обучения для изучения тем, связанных с ПТК и растительностью.
В перспективе географического образовательного процесса свою работу представляем в следующих направлениях: в продолжении внедрения аспектов проектного обучения, исследовательской и экспериментальной работы, в использовании межпредметных связей на основе межпредметной интеграции, краеведческого материала, педагогического рисунка; в повышении требований к проведению уроков - это контроль за занятостью учащихся на каждом этапе урока, достижение устойчивого интереса к предмету.
В решении перечисленных задач требуется усовершенствование системы знаний о природных территориальных комплексах (ПТК), которая является стержневой, проходит через весь курс, развиваясь от абстрактного к конкретному, систематизируя весь учебный материал школьной географии. В эпоху информатизации и глобализации общества эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа» [43].
Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. В современных условиях развития общества повышается потребность в изучении таких сложных понятий и вопросов, как взаимосвязи внутри ПТК, взаимоотношения человека и природы, рационального природопользования и экологической безопасности.
География в этой связи занимает особое место в ряду других школьных предметов, так как обладает широким спектром средств мотивации учебнопознавательной деятельности школьников: через содержание предмета, через использование разнообразных средств, активных форм и методов обучения, практической направленности, а главное - интеграцию с другими школьными дисциплинами.
Особенность современного образовательного процесса - переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. В настоящее время широко распространенные нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Изучив и проанализировав научную литературу, мы сумели достичь цели нашей работы и реализовать поставленные задачи. В дипломной работе мы рассмотрели ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, взаимодействие и взаимосвязи между компонентами ПТК, характеристику растительности, как важнейшего компонента ПТК. Осуществили анализ школьных учебников на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК и определили эффективные методы, технологии, формы и приемы обучения для изучения тем, связанных с ПТК и растительностью.
В перспективе географического образовательного процесса свою работу представляем в следующих направлениях: в продолжении внедрения аспектов проектного обучения, исследовательской и экспериментальной работы, в использовании межпредметных связей на основе межпредметной интеграции, краеведческого материала, педагогического рисунка; в повышении требований к проведению уроков - это контроль за занятостью учащихся на каждом этапе урока, достижение устойчивого интереса к предмету.



