Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования гендерных различий девиантного поведения подростков 6
1.1 Понятие о гендерной принадлежности 6
1.2 Проявление гендерных различий в девиантном поведении подростков...10
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в девиантном поведении подростков 17
2.1 Этапы и методы исследования 17
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов 23
Глава 3. Система и методы коррекционной работы с девиантными подростками 37
3.1 Программа для коррекции девиантного поведения подростков 37
3.2 Рекомендации для преподавателей по коррекции девиантного поведения 70
Заключение 75
Список использованной литературы 77
Приложения
Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в очень опасные для страны разрушительные тенденции. В подобных условиях понять и объяснить причины и факторы, детерминирующие такое непростое социальное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей современности.
Даже при условиях нормального развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование особенностей девиантного поведения именно в подростковом возрасте, во время его формирования.
В последнее время в психологической науке и практике всё более заметное место занимают гендерные исследования. Несмотря на то, что гендерная психология как отрасль науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, пока еще молодое научное направление, вопросы психологии мужчин и женщин всегда интересовали человечество.
Гендерные исследования как самостоятельная область научных и образовательных интересов являются междисциплинарной исследовательской практикой, в рамках которой, так или иначе, интерпретируется проблема взаимоотношений полов, используя новейшее ее обозначение - «гендер». Гендерная методология в психологии подразумевает особым образом организованную аналитическую и исследовательскую активность, благодаря которой ряд явлений человеческой жизни, связанных с различиями между полами (которые прежде рассматривались с биологических позиций), в русле гендерной методологии понимаются как социальные, или точнее - социально сконструированные.
Объект исследования - особенности девиантного поведения подростка.
Предмет исследования - гендерные различия в проявлении девиантности подростков.
Гипотеза исследования: склонность к девиантному поведению подростков во многом определяются их гендерными особенностями. От гендерности подростка зависит его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил.
Целью данной работы является исследование гендерных различий у девиантных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть гендерные отличия в проявлении девиантного поведения у молодых людей;
3. Определить характерные черты девиантного поведения;
3. Сопоставить полученные результаты, прийти к выводам.
Методологическую основу данного исследования составляют основополагающие принципы психологии: принцип детерминизма, системности, развития, единства сознания и деятельности, единства теории и практики.
Для выявления гендерных различий девиаций, использовали следующие методики:
- вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность);
- методика диагностики склонности к девиантному поведению;
- диагностика патопсихологических отклонений, объединяемых в форме синдромов невротизации и психопатизации - тест УНП (Уровень невротизации и психопатизации);
- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;
- методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).Примечательно, что некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос социальной позиции, поведения ребёнка, склонны напрямую связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) и вовсе отводят самоотношению главную роль в нормативном функционировании личности в обществе.
Методами данной работы являются анализ теоретических источников и эмпирическое исследование гендерных различий в девиантном поведении подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций.
В подростковом возрасте происходит оценка себя со стороны гендера. В выборке испытуемых гендерность наблюдается в соответствии со своей половой принадлежностью: для мальчиков свойственна маскулинность, для девочек - фемининность.
Анализ склонности к девиантному поведению показал, что юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, деликвидному поведению, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную желательность и аддиктивному поведению.
Уровень невротизации девочек выше уровня невротизации мальчиков. Уровень психопатизации для обеих групп испытуемых одинаковый. Шкала лжи показала, что выборка испытуемых обеих групп была максимально откровенна при проведении методик.
Проведенные методики показали, что мальчики более склонны к физической агрессии, негативизму, раздражительности, обидчивости; девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины. Расположенность к подозрительности в обеих группах испытуемых выражена в равной мере, у девочек чуть больше, чем у мальчиков. Индекс агрессивности и индекс враждебности для обеих групп испытуемых находится на одном уровне.
Агрессия - как позитивная, так и негативная - свойственная мальчикам, данное качество у группы девочек не выражено. Такие же результаты наблюдаются и по общему показателю конфликтности: мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.
Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.
Вместе с тем реалии современной действительности с неопровержимостью свидетельствуют о том, что профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся должна выступать самостоятельной актуальной сферой воспитательной работы, в которой успех, может быть достигнут только на основе объединения усилий школы, семьи и общественности.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза о том, что склонность к девиантному поведению подростков во многом определяются их гендерными особенностями. От гендерности подростка зависит его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил подтвердилась.
1. Алексеева И.А. Дети риска. - С.-Пб., 2002. - 202 с.
2. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 2011. - С. 147-211.
3. АгосаВ.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 152-157.
4. Адлер А.А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] /А. Адлер. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2011. - 448 с.
5. Акимова, М.К. Введение в психодиагностику [Текст] /Акимова М.К., Борисова Е.М. - М.: Академия, 2010. -192 с.
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] /Л.Ф. Анн. -СПб.: Питер, 2017. - 271с.
7. Бодалев А.А. В мире подростка [Текст] / Под редакцией А.А. Бодалева. - М., Медицина,2010. - 296с.
8. Можаров Н. С. Асоциальное поведение в детском возрасте: биопсихосоциальная концепция // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 100.
9. Можаров Н. С. Влияние перинатальных факторов на
формирование девиантного поведения детей и подростков // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 94.
10. Оруджев Н. Я. Кататимно-имагинативная психотерапия
девиантного поведения у подростков // Инновационные достижения фундаментальных и прикладных медицинских исследований в развитии здравоохранения Волгоградской области : матер. 57-й регион. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2015. - С. 186-187.
11. Оруджев Н. Я. Особенности перинатального периода у детей и подростков с девиантным поведением // Волгоградский государственный медицинский университет. Сборник трудов научно-практической конференции профессорско-преподавательского коллектива, посвященной 80- летию Волгоградского государственного медицинского университета. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - С. 160-162.
12. Хвостунов К. О. Социальная работа с молодежью в контексте демократизации отечественной педагогики и образования [Текст]: монография / Хвостунов К. О., Латышев Д. В., Чижова В. М.; Минздравсоцразвития РФ, ГОУ ВПО ВолГМУ . - Волгоград : РRosto , 2016 . - 208 с. . - Библиогр.: с. 182-202
13. БернШ. Гендерная психология. СПб., 2011- 115 с.
14. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2016. - 431 с.
15. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: МПА, 2011.
16. Бондин В.И. Здоровый образ жизни: Концепция программы - Ростов н/Д: Ростовский государственный педагогический университет (РГПУ), 2012.
17. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2013. - 316 с.
18. Бурн Ш.М. Гендерная психология. (Секреты психологии) СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 320 с.
19. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 2017 - 534 с.
20. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х - ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 384.
21. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 2011. - С. 302.
22. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Под ред. Шереги Ф.Э. - М.: Центр социологических исследований,2011.
23. Деева Е.И. Управление деятельностью по предупреждению асоциального противоправного поведения // Классный руководитель .- 2012 .- N3. - С.141- 143.
24. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Академия, 2014.
25. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 160 с.
26. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М. : Академия, 2013- 215с.
27. Зелинский С.М. Половая идентичность у подростков // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии: Сб. науч. тр. / Ленингр. педиатр, ин-т; Под ред. Д.Н. Исаева. Л., 2016. С. 26-29.
28. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2014-456 с.
29. Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2015, №8. - С.12-16.
30. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы дезадаптации и некоторые пути ее профилактики // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста, - М.: Вагриус, 2011. - С. 172-176.
31. Кондрат Е. Профессиональное самоопределение старших подростков с девиантным поведением Е.Кондрат // Alma Mater: Вестник высшей школы .- 2013 .- N4.-C16-18 .
32. Короленко Н.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии - М.: Академия, 2015. - С. 204-209.
33. Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 2011- 412 с.
34. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 2016 -342 с.
35. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2014-354с
36. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2011-324 с.
37. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений: учебник [Текст] /Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., исправ. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2008. -424 с.
38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.; «Сфера», 2012. - 464 с.
39. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) [Текст] / Альманах психологических тестов - М., Издательский центр «Академия»,2015. - С.217-224.
40. Октябрьская О.С. Тема одиночества и способы его преодоления в современной прозе для подростков [Электронный ресурс] // Вестник Центра международного образования Московского гос. Ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2013. - Т.1. - С. 85-90.
41. Тест оценки коммуникативных умений [Текст] // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. - М.,Издательский центр «Академия», 2009. - Т.2. С.50-53.
42. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. - СПб.: ООО Издательский дом «Ars Longa», 2012- 116 с.
43. Мытиль А.В. Взаимосвязь полоролевых образов. // Семья в представлении современного человека: Сб. ст. /, Ин-т социологии; Отв. ред. Г.А. Заикина и др. М., 2015. С. 115-142.
44. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 480 с.
45. Подросток: проблемы социальной адаптации. Документы и материалы. / Под ред. А.Е. Личко - М.: Просвещение, 2013- 119 с.
46. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под общей ред. АА. Крылова, С.А. Маничева - СПБ.: Питер,2016. - 210 с.
47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д.Я. - Самара: Издательский дом «БахРах - М», 2016.- 174 с.
48. Проблемы профилактики негативных зависимостей среди
молодежи: Сборник материалов конференции. - Самара, 2013- 220 с.
49. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации //
Гендерный подход в педагогике. М., 2012. Ч. 1. С. 18-21.
50. Селецкий А.И. Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с
отклоняющимся поведением. - Киев: Здоровье,2013- 219 с.
51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. - М.,2012- 119 с.
52. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике - М.: Генезис, 2011- 119 с.
53. Степанова Л.Г. Влияние полоролевых стереотипов на
самоопределение личности в юношеском возрасте // Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития: Материалы науч.-практ. конф. Мн., 2014. Ч. 2. С. 130-133.
54. Социальная профилактика отключающегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. - М: Ред.-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2013 - 62 с.
55. Дианов М.А. Никитина С.Ю. Здравоохранение в России 2013. Статистический сборник / Под. ред. М.А. Дианова. - М.: Информационноиздательский центр «Статистика России», 2013. - 380 с.
56. Ковалёв В.В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. - М.: Наука, 1989. 462 с.
57. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб. метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2011. 240 с.
58. РИАНовости. Астахов: в РФ в первом полугодии 2016 г совершено 532 детских суицида - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ria.ru/society/20130416/932858655.html#13969806982054&message =res... (дата обращения 08.04.2017).
59. Рос. Газета. Линия смерти. Россия заняла первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2013/03/15/samoubiistva.html (дата обращения 07.04.2017).
60. Росстат. Число преступлений, совершенных отдельными
категориями лиц - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //www. gks .ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-03. htm (дата
обращения 07.04.2017).
61. Суринов А.Е. Российский статистический ежегодник 2017. Статистический сборник / Под. ред. А.Е. Суринова. - М.: Информационно=издательский центр «Статистика России», 2017. - 717 с.
62. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. Учеб. пособие для
студентов и преподавателей социального профиля. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 220 с.