Технология формирования речевой компетенции по французскому языку учащихся старших классов средней общеобразовательной школы (на материале обучения говорению)
|
Введение
Глава 1. Структура коммуникативной компетенции
1.1. Речевая, языковая и социокультурная компетенции 6
1.2. Анализ речевых навыков и умений, входящих в структуру
коммуникативной компетенции 10
1.3. Анализ кодификатора по обучению говорению на французском
языке 16
Глава II. Опытное обучение говорению на основе коррективной технологии «Техно-Р» на старшей ступени обучения 18
II. 1. Психологическая характеристика учащихся старших классов СОШ 18
11.2. Традиционная технология обучения говорению 23
11.3. Интерпретация принципов коррективной технологии 35
11.4. Структура и содержание коррективной технологии
«Техно-Р» 42
11.5. Результаты опытного обучения по технологии «Техно-Р» 45
Выводы
Библиография
Глава 1. Структура коммуникативной компетенции
1.1. Речевая, языковая и социокультурная компетенции 6
1.2. Анализ речевых навыков и умений, входящих в структуру
коммуникативной компетенции 10
1.3. Анализ кодификатора по обучению говорению на французском
языке 16
Глава II. Опытное обучение говорению на основе коррективной технологии «Техно-Р» на старшей ступени обучения 18
II. 1. Психологическая характеристика учащихся старших классов СОШ 18
11.2. Традиционная технология обучения говорению 23
11.3. Интерпретация принципов коррективной технологии 35
11.4. Структура и содержание коррективной технологии
«Техно-Р» 42
11.5. Результаты опытного обучения по технологии «Техно-Р» 45
Выводы
Библиография
Международная политическая и экономическая интеграция, быстро развивающееся информационное пространство, современная международная обстановка обусловливают вовлечение все большего числа специалистов в разных областях техники и науки в осуществление международных научно - технических связей, которые сопровождаются большим ростом и расширением деловых и культурных контактов. Все это предъявляет особые требования к уровню владения иностранным языком и тем самым детерминирует некоторые параметры и принципы новых методов обучения, в том числе, иностранным языкам.
Так как иностранный язык - это средство общения, познания и накопления информации, условия иноязычного общения в современном мире требуют владения четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.
Таким образом, актуальность данной работы подразделяется на три основных категории:
- научная актуальность (исследуемая тема недостаточно разработана);
- педагогическая актуальность (поиск нового влияния на обучаемого с практической точки зрения);
- социальная актуальность (социальный заказ общества).
Преподавая иностранные языки в средней общеобразовательной школе, учителя сталкиваются с проблемой несоответствия современных требований к овладению иностранным языком с используемыми методами обучения. Нередко «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в СОШ, так как, несмотря на довольно конкретные, качественно новые требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит подчиненный вторичный характер, а не является условием создания других речевых умений: чтения и письма.
Предметом исследования является научная проблема - технология обучения говорению.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку в области обучения говорению.
Цель настоящей работы - разработка приёмов коррективной технологии обучения говорению.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) интерпретировать принципы коррективной технологии
2) выявить методические приемы
3) разработать учебный материал для использования предлагаемой технологии на примере темы: Relations dans la famille Методологической основой исследования служит технология «Техно-Р»
(Васильева В.Н. в соавторстве с Остроумовой О.Ф.), концепция методов познавательно-практической деятельности (монография Васильевой В.Н., Назаровой Г.И., Низамиевой Л.Р., Остроумовой О.Ф., а также в работе использованы идеи психологов и методистов - Леонтьева А.А., Гальсковой Н.Д.; труды по теории переноса и по теории интериоризации умственных действий Гальперина П.Я.)
Методы исследования:
• общенаучные методы: анализ и синтез
• методы массового опроса: интервьюирование, тестирование и опытное обучение
Этапы исследования:
• изучение научной литературы
• формулирование цели и задач исследования
• разработка конкретного учебного материала на примере темы «Relations dans la famille»
• оформление работы
• представление на рецензирование
Научная значимость и новизна состоит в разработке приемов по новой технологии «Техно-Р» в обучении говорению.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в СОШ на старшей ступени обучения по предмету «французский язык».
Структура работы - настоящая работа включает в себя введение, две главы, раскрывающие теоретическую и практическую составляющие работы, заключение и библиографию.
Так как иностранный язык - это средство общения, познания и накопления информации, условия иноязычного общения в современном мире требуют владения четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.
Таким образом, актуальность данной работы подразделяется на три основных категории:
- научная актуальность (исследуемая тема недостаточно разработана);
- педагогическая актуальность (поиск нового влияния на обучаемого с практической точки зрения);
- социальная актуальность (социальный заказ общества).
Преподавая иностранные языки в средней общеобразовательной школе, учителя сталкиваются с проблемой несоответствия современных требований к овладению иностранным языком с используемыми методами обучения. Нередко «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в СОШ, так как, несмотря на довольно конкретные, качественно новые требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит подчиненный вторичный характер, а не является условием создания других речевых умений: чтения и письма.
Предметом исследования является научная проблема - технология обучения говорению.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку в области обучения говорению.
Цель настоящей работы - разработка приёмов коррективной технологии обучения говорению.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) интерпретировать принципы коррективной технологии
2) выявить методические приемы
3) разработать учебный материал для использования предлагаемой технологии на примере темы: Relations dans la famille Методологической основой исследования служит технология «Техно-Р»
(Васильева В.Н. в соавторстве с Остроумовой О.Ф.), концепция методов познавательно-практической деятельности (монография Васильевой В.Н., Назаровой Г.И., Низамиевой Л.Р., Остроумовой О.Ф., а также в работе использованы идеи психологов и методистов - Леонтьева А.А., Гальсковой Н.Д.; труды по теории переноса и по теории интериоризации умственных действий Гальперина П.Я.)
Методы исследования:
• общенаучные методы: анализ и синтез
• методы массового опроса: интервьюирование, тестирование и опытное обучение
Этапы исследования:
• изучение научной литературы
• формулирование цели и задач исследования
• разработка конкретного учебного материала на примере темы «Relations dans la famille»
• оформление работы
• представление на рецензирование
Научная значимость и новизна состоит в разработке приемов по новой технологии «Техно-Р» в обучении говорению.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в СОШ на старшей ступени обучения по предмету «французский язык».
Структура работы - настоящая работа включает в себя введение, две главы, раскрывающие теоретическую и практическую составляющие работы, заключение и библиографию.
Обучение говорению является важным элементом при формировании коммуникативной компетенции учащихся, так как без умений говорения невозможно межъязыковое общение. В ходе данной работы были раскрыты традиционные технологии преподавания французского языка ученикам старших классов, с целью практического применения новой коррективной технологии обучения иностранному языку «Техно-Р» для обеспечения овладения французским языком как средством познания и средством общения, а также выработкой понимания устной речи на французском языке.
Исходя из целей исследования, перед нами были поставлены задачи поиска коррективной технологии в области обучения иностранным языкам, выявления методических приемов и разработка конкретного учебного материала по использованию технологии на тему «Relations dans la famille».
Применив такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, методы массового опроса, опытное обучение, мы пришли к выводам, что положительные результаты опытного обучения доказывают рациональность использования эффективных приёмов обучения умениям говорения на французском языке.
В ходе данной работы были выполнены все обозначенные задачи. Это позволило организовать, проверить и применить эффективность выявленных приёмов и способов развития умений говорения посредством опытного обучения.
Нами была изучена коррективная технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Нами интерпретированы принципы данной технологии, основанные на теории переноса, теории умственных действий П.Я. Гальперина и теории методов познавательно-практической деятельности.
Принципы коррективной технологии следующие:
• принцип переносимости;
• принцип обобщенного подхода к учебному материалу;
• принцип поэтапного формирования речевой самостоятельности.
В целях эффективного применения вышеуказанной технологии нами выявлены следующие приемы:
• постановка учебной задачи;
• изучение ориентировочной основы речевых действий.
На этапе тренировки проведена подготовка монологического высказывания по обобщенной схеме:
• продуцирование монолога;
• перенос в другую ситуацию (например, отношения в семье соседа/ брата);
• оценка компетенции преподавателем;
• самооценка.
Итогами данной работы стала разработка учебного материал для ориентировочной основы речевых действий, разработка структуры высказывания, а также новые ситуации, используемые в монологической речи при обучении умениям говорения.
Исходя из целей исследования, перед нами были поставлены задачи поиска коррективной технологии в области обучения иностранным языкам, выявления методических приемов и разработка конкретного учебного материала по использованию технологии на тему «Relations dans la famille».
Применив такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, методы массового опроса, опытное обучение, мы пришли к выводам, что положительные результаты опытного обучения доказывают рациональность использования эффективных приёмов обучения умениям говорения на французском языке.
В ходе данной работы были выполнены все обозначенные задачи. Это позволило организовать, проверить и применить эффективность выявленных приёмов и способов развития умений говорения посредством опытного обучения.
Нами была изучена коррективная технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Нами интерпретированы принципы данной технологии, основанные на теории переноса, теории умственных действий П.Я. Гальперина и теории методов познавательно-практической деятельности.
Принципы коррективной технологии следующие:
• принцип переносимости;
• принцип обобщенного подхода к учебному материалу;
• принцип поэтапного формирования речевой самостоятельности.
В целях эффективного применения вышеуказанной технологии нами выявлены следующие приемы:
• постановка учебной задачи;
• изучение ориентировочной основы речевых действий.
На этапе тренировки проведена подготовка монологического высказывания по обобщенной схеме:
• продуцирование монолога;
• перенос в другую ситуацию (например, отношения в семье соседа/ брата);
• оценка компетенции преподавателем;
• самооценка.
Итогами данной работы стала разработка учебного материал для ориентировочной основы речевых действий, разработка структуры высказывания, а также новые ситуации, используемые в монологической речи при обучении умениям говорения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПО
ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ АУДИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



