Технология формирования речевой компетенции по французскому языку
учащихся старших классов средней общеобразовательной школы (на
материале обучения говорению)
Введение
Глава 1. Структура коммуникативной компетенции
1.1. Речевая, языковая и социокультурная компетенции 6
1.2. Анализ речевых навыков и умений, входящих в структуру
коммуникативной компетенции 10
1.3. Анализ кодификатора по обучению говорению на французском
языке 16
Глава II. Опытное обучение говорению на основе коррективной технологии «Техно-Р» на старшей ступени обучения 18
II. 1. Психологическая характеристика учащихся старших классов СОШ 18
11.2. Традиционная технология обучения говорению 23
11.3. Интерпретация принципов коррективной технологии 35
11.4. Структура и содержание коррективной технологии
«Техно-Р» 42
11.5. Результаты опытного обучения по технологии «Техно-Р» 45
Выводы
Библиография
Международная политическая и экономическая интеграция, быстро развивающееся информационное пространство, современная международная обстановка обусловливают вовлечение все большего числа специалистов в разных областях техники и науки в осуществление международных научно - технических связей, которые сопровождаются большим ростом и расширением деловых и культурных контактов. Все это предъявляет особые требования к уровню владения иностранным языком и тем самым детерминирует некоторые параметры и принципы новых методов обучения, в том числе, иностранным языкам.
Так как иностранный язык - это средство общения, познания и накопления информации, условия иноязычного общения в современном мире требуют владения четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.
Таким образом, актуальность данной работы подразделяется на три основных категории:
- научная актуальность (исследуемая тема недостаточно разработана);
- педагогическая актуальность (поиск нового влияния на обучаемого с практической точки зрения);
- социальная актуальность (социальный заказ общества).
Преподавая иностранные языки в средней общеобразовательной школе, учителя сталкиваются с проблемой несоответствия современных требований к овладению иностранным языком с используемыми методами обучения. Нередко «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в СОШ, так как, несмотря на довольно конкретные, качественно новые требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит подчиненный вторичный характер, а не является условием создания других речевых умений: чтения и письма.
Предметом исследования является научная проблема - технология обучения говорению.
Объект исследования - учебный процесс по французскому языку в области обучения говорению.
Цель настоящей работы - разработка приёмов коррективной технологии обучения говорению.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) интерпретировать принципы коррективной технологии
2) выявить методические приемы
3) разработать учебный материал для использования предлагаемой технологии на примере темы: Relations dans la famille Методологической основой исследования служит технология «Техно-Р»
(Васильева В.Н. в соавторстве с Остроумовой О.Ф.), концепция методов познавательно-практической деятельности (монография Васильевой В.Н., Назаровой Г.И., Низамиевой Л.Р., Остроумовой О.Ф., а также в работе использованы идеи психологов и методистов - Леонтьева А.А., Гальсковой Н.Д.; труды по теории переноса и по теории интериоризации умственных действий Гальперина П.Я.)
Методы исследования:
• общенаучные методы: анализ и синтез
• методы массового опроса: интервьюирование, тестирование и опытное обучение
Этапы исследования:
• изучение научной литературы
• формулирование цели и задач исследования
• разработка конкретного учебного материала на примере темы «Relations dans la famille»
• оформление работы
• представление на рецензирование
Научная значимость и новизна состоит в разработке приемов по новой технологии «Техно-Р» в обучении говорению.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в СОШ на старшей ступени обучения по предмету «французский язык».
Структура работы - настоящая работа включает в себя введение, две главы, раскрывающие теоретическую и практическую составляющие работы, заключение и библиографию.
Обучение говорению является важным элементом при формировании коммуникативной компетенции учащихся, так как без умений говорения невозможно межъязыковое общение. В ходе данной работы были раскрыты традиционные технологии преподавания французского языка ученикам старших классов, с целью практического применения новой коррективной технологии обучения иностранному языку «Техно-Р» для обеспечения овладения французским языком как средством познания и средством общения, а также выработкой понимания устной речи на французском языке.
Исходя из целей исследования, перед нами были поставлены задачи поиска коррективной технологии в области обучения иностранным языкам, выявления методических приемов и разработка конкретного учебного материала по использованию технологии на тему «Relations dans la famille».
Применив такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, методы массового опроса, опытное обучение, мы пришли к выводам, что положительные результаты опытного обучения доказывают рациональность использования эффективных приёмов обучения умениям говорения на французском языке.
В ходе данной работы были выполнены все обозначенные задачи. Это позволило организовать, проверить и применить эффективность выявленных приёмов и способов развития умений говорения посредством опытного обучения.
Нами была изучена коррективная технология «Техно-Р» в обучении иностранным языкам. Нами интерпретированы принципы данной технологии, основанные на теории переноса, теории умственных действий П.Я. Гальперина и теории методов познавательно-практической деятельности.
Принципы коррективной технологии следующие:
• принцип переносимости;
• принцип обобщенного подхода к учебному материалу;
• принцип поэтапного формирования речевой самостоятельности.
В целях эффективного применения вышеуказанной технологии нами выявлены следующие приемы:
• постановка учебной задачи;
• изучение ориентировочной основы речевых действий.
На этапе тренировки проведена подготовка монологического высказывания по обобщенной схеме:
• продуцирование монолога;
• перенос в другую ситуацию (например, отношения в семье соседа/ брата);
• оценка компетенции преподавателем;
• самооценка.
Итогами данной работы стала разработка учебного материал для ориентировочной основы речевых действий, разработка структуры высказывания, а также новые ситуации, используемые в монологической речи при обучении умениям говорения.
1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили. - М.: Просвещение, 1988. - 334 с.
2. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов.
- М.: Высшая школа, 1966. - 256 с.
3. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли.
- М.: Изд-во иностр. лит., 1955. - 217 с.
4. Биболетова, М.З. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки / М.З. Биболетова, Н.П. Грачева, Е.Н. Соколова, Н.Н. Трубанева. - М.: Просвещение, 2005. - 32 с.
5. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
6. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности / М.К. Бородулина, А.Л. Карлин, А.С. Лурье. - М.: В. школа, 1982. - 314 с.
7. Бубнова, Г.И. «Le fran5ais en perspective» Учебник французского языка для 10 класса / Г.И. Бубнова, А.С. Кулигина. - М.: Просвещение, 2016. - 9 с.
8. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В. А. Бухбиндер. - Киев: КГУ, 1980. - 568 с.
9. Вайсбурд, М.Л. Типология учебно -речевых ситуаций. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам / МЛ. Вайсбурд. - М.: МГУ, 1981. - 386 с.
10. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. - М.: Просвещение, 1981. - 278 с.
11. Вайсбурд, М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности. Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. - М.:
АПН/НИИСиМО, 1983. - 186 с.
12. Васильева, В.Н. Психолого-дидактическая основа коррективной технологии обучения французскому языку / В.Н. Васильева, О.Ф. Остроумова // Актуальные проблемы романских языков и современные методики преподавания. Материалы IV Международной практической конференции. - Казань: Отечество, 2016. - с.139-148
13. Васильева, В.Н. Эволюция методов познавательно-практической
деятельности в обучении иностранным языкам / В.Н. Васильева // Французский язык и методика его преподавания: проблемы и
перспективы. Сборник научных трудов. - Казань: ТГГПУ, 2006. - с. 79-86.
14. Васильева, В.Н. Эволюция методов познавательно -практической деятельности в парадигме коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Монография / В.Н. Васильева, Г.И. Назарова, Л.Р. Низамиева, О.Ф. Остроумова. - Казань: КФУ, 2012. - 212 с.
15. Верещагин, Е. М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: МГУ, 1979. - 348 с.
16. Витт, Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку / Н.В. Витт. - М.: МГПИИЯ, 1971. - 124 с.
17. Воронина, Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией / Е.К. Воронина. - М.: МГПИИЯ, 1971. - 68 с.
18. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: Избранные
психологические труды / П.Я. Гальперин. - М:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
19. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языка / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 372 с.
20. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
21. Гез, Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И. Гез. - М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984. - 124 с.
22. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 274 с.
23. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: РАО/ МПСИ, 2001. - 396 с.
24. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
25. Калинина, С. В. Дидактические основы программы по иностранным языкам / С.В. Калинина, А.А. Миролюбов. - М.: Советская педагогика, 1985. - 19 с.
26. Карманова, Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе / Н.А. Карманова. - М.: Просвещение, 1985. - 372 с.
27. Климентенко, А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбов. - М.: Педагогика, 1981. - 142 с.
28. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение,
1980. - 114 с.
29. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 456 с.
30. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
31. Лисина, М.И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1980. - 153 с.
32. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку. Учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.:Просвещение, 1990. - 224 с.
33. Миньяр-Белоручев, Р.К. Общая теория перевода и устный перевод / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Московский Лицей, 1996. - 127 с.
34. Миролюбова, А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / А.А. Миролюбова. - М.: Учпедгиз, 1981. - 152 с.
35. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 239 с.
36. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 324 с.
37. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 49 с.
38. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004. - 164 с.
39. Скалкин, В.Л. Коммуникативные основы отбора языкового материала для обучения устной иноязычной речи / В.Л. Скалкин // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1983. - 308 с.
40. Смирнов, И.Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы / И.Б. Смирнов. - СПб.: Лен. Гос. Обл.ун-т. им. А.С. Пушкина, 2002. - 52 с.
41. Соловова, Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2004. - 311 с.
42. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы // Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2004.
43.Чикобава, А.С. К вопросу взаимоотношения мышления и речи в связи с ролью коммуникативной функции / А.С. Чикобава // Язык и мышление. - М.: Наука, 1967. - 156 с.
44. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А.В. Щепилова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 84 с.
45. Саит Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.05.2017).
46. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.org.ru (дата обращения: 15.05.2017).
47. Brondal, V. Le fran5ais, langue abstraite / V. Brondal. - Copenhague: Levin & Munksgaard, 1936. - 12 p.
48. Gablet, G. Physiologie de la langue fran5aise / G. Galichet. - Paris: P.U.F., 1964. - 85 p.
49. Hymes, D. Vers la competence de communication / D. Hymes. - Paris:Hetier, 1984. - 127 p.
50.Savignon, S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education/ S.J. Savignon. - London, 2002. - 154 p.