ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирование адекватной самооценки у младших школьников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «самооценка»,
«адекватная самооценка» 11
1.2 Особенности формирования самооценки у младших школьников 21
1.3 Формы и методы формирования адекватной самооценки у младших
школьников 29
Выводы к первой главе 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования самооценки у младших школьников
2.1 Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
адекватной самооценки у младших школьников 44
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по формированию
адекватной самооценки у младших школьников 60
2.3 Анализ результатов эффективности программы формирования
адекватной самооценку у младших школьников 72
Выводы ко второй главе 84
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирование адекватной самооценки у младших школьников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «самооценка»,
«адекватная самооценка» 11
1.2 Особенности формирования самооценки у младших школьников 21
1.3 Формы и методы формирования адекватной самооценки у младших
школьников 29
Выводы к первой главе 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования самооценки у младших школьников
2.1 Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
адекватной самооценки у младших школьников 44
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по формированию
адекватной самооценки у младших школьников 60
2.3 Анализ результатов эффективности программы формирования
адекватной самооценку у младших школьников 72
Выводы ко второй главе 84
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение
Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определенного уровня сформированности самооценки.
В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется, как стержень процесса самосознания (Л.И. Божович [10], В.В. Столин [32], И.И. Чеснокова [35]), как показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (Б.Г. Ананьев [5], Л.В. Бороздина [9], И.С. Кон [23]). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, а с другой - соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божовича [10], А.И. Липкиной [27].
Анализируя исследования Л. И. Божовича [10], А. И. Липкиной [27], следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я - концепция». «Я - концепция», по мнению знаменитого психолога И.П. Шахова [36], это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью «Я - концепция» является самооценка. Самооценка - оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
Самооценку детей младшего школьного возраста изучала А.В. Захарова [20]. По ее мнению, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются не до конца раскрытыми.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности. Поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Также мы рассмотрели диссертационные работы по данной теме. В работе А.Б. Лариной раскрыты психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников. Автор утверждает, что возможно формирование познавательной самооценки детей младшего школьного возраста на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов с учётом необходимых и достаточных психолого-педагогических условий [25].
Э. В. Витушкина посвятила свою диссертационную работу исследованию формирования самооценки младших школьников, самооценку она рассматривала, как фактор достижения личностных результатов образования. Э. В. Витушкина построила модель, которая опирается на системный и деятельностные подходы, включает целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочный блоки и реализуется с учетом личностно-ориентированного, рефлексивного и фасилитарного подходов [13].
Также интересной представилась диссертационная работа Л.В. Ижойкиной. Она рассматривала проблемы формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию. Исследователь предложила идею о том, чтобы развить личность ученика через контрольно-оценочную деятельность[21].
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что самооценка младших школьников изучается до сих пор актуальна в научной литературе , но еще нет достаточно научных работ по формированию адекватной самооценки у младших школьников. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Наличие состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку школьника с адекватной самооценкой, у которого сформирована потребность в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования адекватной самооценки младших школьников, с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников?
Актуальность исследования, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование адекватной самооценки у младших школьников».
Целью исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Гипотеза исследования: обосновывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования адекватной самооценки у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «адекватной самооценки»;
- учитывать возрастные особенности самооценки у младших школьников;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность форм и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «самооценка» и «адекватная самооценка».
2. Определить особенности развития адекватной самооценки у младших школьников.
3. Выявить эффективные формы и методы по формированию адекватной самооценки младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Моя самооценка», направленной на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу исследования составили:
- теория формирования самооценки в младшем школьном возрасте (Г.М. Бреслава, А.В. Захарова, Р. Бернса и др.);
- концепция экспериментального изучения адекватной самооценки (Т.Ю. Андрющенко, А.И. Липкина и др.);
- теория формирования Я-концепции в различных видах деятельности (Р. Бернс, З. Фрейд и др.);
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 51 Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 25 учеников 3 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом этапе (поисково-теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них адекватной самооценки.
На третьем этапе (обобщающем) проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы, апробированы на практике содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младшего школьника, которые в совокупности нашли отражение в программе «Моя самооценка».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Моя самооценка» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью формирования адекватной самооценки.
Апробация работы осуществлялась в следующих конференциях:
1. А.А. Данилова Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2017, КФУ, сертификат участника, II место, очное участие).
2. А.А. Данилова Особенности самооценки детей младшего школьного возраста/XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (05.04.2017, г. Нижневартовск, НВГУ, сертификат участника, заочное участие).
3. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников /Всероссийская научно-практическая конференция «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности (27.03.2017, КФУ, заочное участие).
4. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника /Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (31.03.17, г. Екатеринбург, шифр МК-32, заочное участие)
А также в следующих публикациях:
1. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 59-62.
2. А.А. Данилова Самооценка детей младшего школьного возраста//Х1Х Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НВГУ.
3. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника//Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования».
4. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// «Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ».
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, вывод по главам, заключение, библиографии, приложений.
В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется, как стержень процесса самосознания (Л.И. Божович [10], В.В. Столин [32], И.И. Чеснокова [35]), как показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (Б.Г. Ананьев [5], Л.В. Бороздина [9], И.С. Кон [23]). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, а с другой - соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божовича [10], А.И. Липкиной [27].
Анализируя исследования Л. И. Божовича [10], А. И. Липкиной [27], следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я - концепция». «Я - концепция», по мнению знаменитого психолога И.П. Шахова [36], это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью «Я - концепция» является самооценка. Самооценка - оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
Самооценку детей младшего школьного возраста изучала А.В. Захарова [20]. По ее мнению, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются не до конца раскрытыми.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности. Поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Также мы рассмотрели диссертационные работы по данной теме. В работе А.Б. Лариной раскрыты психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников. Автор утверждает, что возможно формирование познавательной самооценки детей младшего школьного возраста на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов с учётом необходимых и достаточных психолого-педагогических условий [25].
Э. В. Витушкина посвятила свою диссертационную работу исследованию формирования самооценки младших школьников, самооценку она рассматривала, как фактор достижения личностных результатов образования. Э. В. Витушкина построила модель, которая опирается на системный и деятельностные подходы, включает целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочный блоки и реализуется с учетом личностно-ориентированного, рефлексивного и фасилитарного подходов [13].
Также интересной представилась диссертационная работа Л.В. Ижойкиной. Она рассматривала проблемы формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию. Исследователь предложила идею о том, чтобы развить личность ученика через контрольно-оценочную деятельность[21].
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что самооценка младших школьников изучается до сих пор актуальна в научной литературе , но еще нет достаточно научных работ по формированию адекватной самооценки у младших школьников. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Наличие состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку школьника с адекватной самооценкой, у которого сформирована потребность в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования адекватной самооценки младших школьников, с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников?
Актуальность исследования, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование адекватной самооценки у младших школьников».
Целью исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Гипотеза исследования: обосновывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования адекватной самооценки у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «адекватной самооценки»;
- учитывать возрастные особенности самооценки у младших школьников;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность форм и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «самооценка» и «адекватная самооценка».
2. Определить особенности развития адекватной самооценки у младших школьников.
3. Выявить эффективные формы и методы по формированию адекватной самооценки младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Моя самооценка», направленной на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу исследования составили:
- теория формирования самооценки в младшем школьном возрасте (Г.М. Бреслава, А.В. Захарова, Р. Бернса и др.);
- концепция экспериментального изучения адекватной самооценки (Т.Ю. Андрющенко, А.И. Липкина и др.);
- теория формирования Я-концепции в различных видах деятельности (Р. Бернс, З. Фрейд и др.);
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 51 Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 25 учеников 3 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом этапе (поисково-теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них адекватной самооценки.
На третьем этапе (обобщающем) проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы, апробированы на практике содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младшего школьника, которые в совокупности нашли отражение в программе «Моя самооценка».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Моя самооценка» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью формирования адекватной самооценки.
Апробация работы осуществлялась в следующих конференциях:
1. А.А. Данилова Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2017, КФУ, сертификат участника, II место, очное участие).
2. А.А. Данилова Особенности самооценки детей младшего школьного возраста/XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (05.04.2017, г. Нижневартовск, НВГУ, сертификат участника, заочное участие).
3. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников /Всероссийская научно-практическая конференция «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности (27.03.2017, КФУ, заочное участие).
4. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника /Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (31.03.17, г. Екатеринбург, шифр МК-32, заочное участие)
А также в следующих публикациях:
1. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 59-62.
2. А.А. Данилова Самооценка детей младшего школьного возраста//Х1Х Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НВГУ.
3. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника//Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования».
4. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// «Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ».
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, вывод по главам, заключение, библиографии, приложений.
Адекватная самооценка личности является важнейшим атрибутом жизни каждого человека. Она необходима для полноценного и всестороннего развития индивида, что было показано в нашей исследовательской работе. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для развития самооценки детей.
Р. Бернс считает, что самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Адекватная самооценка предполагает следующие критерии:
1. Адекватная самооценка - это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире.
2. Исполнимость целей, намерений и планов человека. Люди с адекватной самооценкой уважительно относятся к себе и к окружающим, ценят свою индивидуальность и самодостаточность.
3. Адекватная самооценка предполагает верную оценку своих возможностей, способностей и положения в жизни.
4. Он знает свои достоинства, но, не занимаясь самообманом, знает и собственных недостатках, осознает, когда совершает хороший, а когда плохой поступок, когда его поведение достойно уважения, а когда нет.
5. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену и оценивает себя самостоятельно без придания особой значимости мнениям окружающих. Оценки внешнего мира для него не имеют решающего значения.
В младшем школьном возрасте необходимо начинать формирование адекватной самооценки, так как она позволяет человеку анализировать и оценивать себя, определять уровень своих стремлений и ценностей. Именно в этом возрасте происходит смена деятельности из игровой в учебную деятельность. У школьника меняется стиль и образ жизни, он приобретает социальную роль ученика.
Также мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе с младшими школьниками по формированию адекватная самооценки. Наиболее распространенными формами являются: внеклассные мероприятия, занятия с элементами тренинга, дискуссии, КВН, выставки, акции, соревнования, создание коллажа, классные часы, конкурсы, концерты.
С помощью двух методик у младших школьников были определены уровень самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур и уровень притязаний по методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна. Результат констатирующего эксперимента показал, что в третьем классе 40% детей с завышенной самооценкой, 52% с адекватной самооценкой, 8% с заниженной самооценкой. У 8% учеников низкий уровень притязаний, у 48% средний уровень притязаний, у 25% высокий уровень притязаний, 21% очень высокий уровень притязаний.
Анализируя данные результаты, нами была разработана программа «Моя самооценка», направленная на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
После проведенного формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика, которая показала различия по диагностируемым показателям в третьем классе.
По методике «Лесенка» В.Г. Щур были получены следующие результаты: 26% детей с завышенной самооценкой, 70% с адекватной самооценкой, 4% с заниженной самооценкой. Уровень адекватной самооценки заметно повысился в третьем классе, а уровни завышенной и заниженной самооценки понизились, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие учеников.
По методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна было выявлено: у 4% учеников низкий уровень притязаний, у 58% средний уровень притязаний, у 30% высокий уровень притязаний, 8% очень высокий уровень притязаний. По данным результатам можно утверждать, что у младших школьников улучшился адекватный уровень притязаний. Значит, они стали более уверены в себе, общительны, и не ищут неадекватного самоутверждения, они настроены на успех, учитывая свои способности и реальную действительность.
Затем мы провели математическую обработку данных и выявили, что в измеряемых показателях произошли изменения. Для проверки достоверности различий до и после формирующего эксперимента мы использовали Т-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Таким образом, мы можем сказать, что разработанная программа «Моя самооценка», включающая в себя такие формы и методы как, тренинговое занятие, упражнение, беседа, акция, создание коллажа является эффективной, что и отражено в результатах нашего исследования.
Р. Бернс считает, что самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Адекватная самооценка предполагает следующие критерии:
1. Адекватная самооценка - это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире.
2. Исполнимость целей, намерений и планов человека. Люди с адекватной самооценкой уважительно относятся к себе и к окружающим, ценят свою индивидуальность и самодостаточность.
3. Адекватная самооценка предполагает верную оценку своих возможностей, способностей и положения в жизни.
4. Он знает свои достоинства, но, не занимаясь самообманом, знает и собственных недостатках, осознает, когда совершает хороший, а когда плохой поступок, когда его поведение достойно уважения, а когда нет.
5. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену и оценивает себя самостоятельно без придания особой значимости мнениям окружающих. Оценки внешнего мира для него не имеют решающего значения.
В младшем школьном возрасте необходимо начинать формирование адекватной самооценки, так как она позволяет человеку анализировать и оценивать себя, определять уровень своих стремлений и ценностей. Именно в этом возрасте происходит смена деятельности из игровой в учебную деятельность. У школьника меняется стиль и образ жизни, он приобретает социальную роль ученика.
Также мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе с младшими школьниками по формированию адекватная самооценки. Наиболее распространенными формами являются: внеклассные мероприятия, занятия с элементами тренинга, дискуссии, КВН, выставки, акции, соревнования, создание коллажа, классные часы, конкурсы, концерты.
С помощью двух методик у младших школьников были определены уровень самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур и уровень притязаний по методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна. Результат констатирующего эксперимента показал, что в третьем классе 40% детей с завышенной самооценкой, 52% с адекватной самооценкой, 8% с заниженной самооценкой. У 8% учеников низкий уровень притязаний, у 48% средний уровень притязаний, у 25% высокий уровень притязаний, 21% очень высокий уровень притязаний.
Анализируя данные результаты, нами была разработана программа «Моя самооценка», направленная на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
После проведенного формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика, которая показала различия по диагностируемым показателям в третьем классе.
По методике «Лесенка» В.Г. Щур были получены следующие результаты: 26% детей с завышенной самооценкой, 70% с адекватной самооценкой, 4% с заниженной самооценкой. Уровень адекватной самооценки заметно повысился в третьем классе, а уровни завышенной и заниженной самооценки понизились, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие учеников.
По методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна было выявлено: у 4% учеников низкий уровень притязаний, у 58% средний уровень притязаний, у 30% высокий уровень притязаний, 8% очень высокий уровень притязаний. По данным результатам можно утверждать, что у младших школьников улучшился адекватный уровень притязаний. Значит, они стали более уверены в себе, общительны, и не ищут неадекватного самоутверждения, они настроены на успех, учитывая свои способности и реальную действительность.
Затем мы провели математическую обработку данных и выявили, что в измеряемых показателях произошли изменения. Для проверки достоверности различий до и после формирующего эксперимента мы использовали Т-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Таким образом, мы можем сказать, что разработанная программа «Моя самооценка», включающая в себя такие формы и методы как, тренинговое занятие, упражнение, беседа, акция, создание коллажа является эффективной, что и отражено в результатах нашего исследования.
Подобные работы
- Особенности формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата через использование элементов сказкотерапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Особенности развития самооценки у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психофизиология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность педагога по формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Адекватная самооценка у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2025 - Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование адекватной самооценки в процессе коллективной творческой деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020



