Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №54542

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы178
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирование адекватной самооценки у младших школьников
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «самооценка»,
«адекватная самооценка» 11
1.2 Особенности формирования самооценки у младших школьников 21
1.3 Формы и методы формирования адекватной самооценки у младших
школьников 29
Выводы к первой главе 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования самооценки у младших школьников
2.1 Организация эксперимента и исходный уровень сформированности
адекватной самооценки у младших школьников 44
2.2 Организация формирующего этапа эксперимента по формированию
адекватной самооценки у младших школьников 60
2.3 Анализ результатов эффективности программы формирования
адекватной самооценку у младших школьников 72
Выводы ко второй главе 84
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение


Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, то есть требует определенного уровня сформированности самооценки.
В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется, как стержень процесса самосознания (Л.И. Божович [10], В.В. Столин [32], И.И. Чеснокова [35]), как показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (Б.Г. Ананьев [5], Л.В. Бороздина [9], И.С. Кон [23]). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, а с другой - соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божовича [10], А.И. Липкиной [27].
Анализируя исследования Л. И. Божовича [10], А. И. Липкиной [27], следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я - концепция». «Я - концепция», по мнению знаменитого психолога И.П. Шахова [36], это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Составной и неотъемлемой частью «Я - концепция» является самооценка. Самооценка - оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
Самооценку детей младшего школьного возраста изучала А.В. Захарова [20]. По ее мнению, более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются не до конца раскрытыми.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности. Поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
Также мы рассмотрели диссертационные работы по данной теме. В работе А.Б. Лариной раскрыты психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников. Автор утверждает, что возможно формирование познавательной самооценки детей младшего школьного возраста на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов с учётом необходимых и достаточных психолого-педагогических условий [25].
Э. В. Витушкина посвятила свою диссертационную работу исследованию формирования самооценки младших школьников, самооценку она рассматривала, как фактор достижения личностных результатов образования. Э. В. Витушкина построила модель, которая опирается на системный и деятельностные подходы, включает целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочный блоки и реализуется с учетом личностно-ориентированного, рефлексивного и фасилитарного подходов [13].
Также интересной представилась диссертационная работа Л.В. Ижойкиной. Она рассматривала проблемы формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию. Исследователь предложила идею о том, чтобы развить личность ученика через контрольно-оценочную деятельность[21].
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что самооценка младших школьников изучается до сих пор актуальна в научной литературе , но еще нет достаточно научных работ по формированию адекватной самооценки у младших школьников. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Наличие состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку школьника с адекватной самооценкой, у которого сформирована потребность в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования адекватной самооценки младших школьников, с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников?
Актуальность исследования, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Формирование адекватной самооценки у младших школьников».
Целью исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование адекватной самооценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Гипотеза исследования: обосновывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования адекватной самооценки у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «адекватной самооценки»;
- учитывать возрастные особенности самооценки у младших школьников;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность форм и методов формирования адекватной самооценки у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «самооценка» и «адекватная самооценка».
2. Определить особенности развития адекватной самооценки у младших школьников.
3. Выявить эффективные формы и методы по формированию адекватной самооценки младших школьников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Моя самооценка», направленной на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу исследования составили:
- теория формирования самооценки в младшем школьном возрасте (Г.М. Бреслава, А.В. Захарова, Р. Бернса и др.);
- концепция экспериментального изучения адекватной самооценки (Т.Ю. Андрющенко, А.И. Липкина и др.);
- теория формирования Я-концепции в различных видах деятельности (Р. Бернс, З. Фрейд и др.);
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ № 51 Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 25 учеников 3 класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом этапе (поисково-теоретическом) осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором этапе (опытно-экспериментальном) проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них адекватной самооценки.
На третьем этапе (обобщающем) проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы, апробированы на практике содержание, формы и методы формирования адекватной самооценки у младшего школьника, которые в совокупности нашли отражение в программе «Моя самооценка».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Моя самооценка» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью формирования адекватной самооценки.
Апробация работы осуществлялась в следующих конференциях:
1. А.А. Данилова Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2017, КФУ, сертификат участника, II место, очное участие).
2. А.А. Данилова Особенности самооценки детей младшего школьного возраста/XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (05.04.2017, г. Нижневартовск, НВГУ, сертификат участника, заочное участие).
3. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников /Всероссийская научно-практическая конференция «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности (27.03.2017, КФУ, заочное участие).
4. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника /Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (31.03.17, г. Екатеринбург, шифр МК-32, заочное участие)
А также в следующих публикациях:
1. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 59-62.
2. А.А. Данилова Самооценка детей младшего школьного возраста//Х1Х Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НВГУ.
3. А.А. Данилова Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника//Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования».
4. А.А. Данилова Особенности самооценки младших школьников// «Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ».
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, вывод по главам, заключение, библиографии, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адекватная самооценка личности является важнейшим атрибутом жизни каждого человека. Она необходима для полноценного и всестороннего развития индивида, что было показано в нашей исследовательской работе. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для развития самооценки детей.
Р. Бернс считает, что самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Адекватная самооценка предполагает следующие критерии:
1. Адекватная самооценка - это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире.
2. Исполнимость целей, намерений и планов человека. Люди с адекватной самооценкой уважительно относятся к себе и к окружающим, ценят свою индивидуальность и самодостаточность.
3. Адекватная самооценка предполагает верную оценку своих возможностей, способностей и положения в жизни.
4. Он знает свои достоинства, но, не занимаясь самообманом, знает и собственных недостатках, осознает, когда совершает хороший, а когда плохой поступок, когда его поведение достойно уважения, а когда нет.
5. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену и оценивает себя самостоятельно без придания особой значимости мнениям окружающих. Оценки внешнего мира для него не имеют решающего значения.
В младшем школьном возрасте необходимо начинать формирование адекватной самооценки, так как она позволяет человеку анализировать и оценивать себя, определять уровень своих стремлений и ценностей. Именно в этом возрасте происходит смена деятельности из игровой в учебную деятельность. У школьника меняется стиль и образ жизни, он приобретает социальную роль ученика.
Также мы выяснили, что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе с младшими школьниками по формированию адекватная самооценки. Наиболее распространенными формами являются: внеклассные мероприятия, занятия с элементами тренинга, дискуссии, КВН, выставки, акции, соревнования, создание коллажа, классные часы, конкурсы, концерты.
С помощью двух методик у младших школьников были определены уровень самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур и уровень притязаний по методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна. Результат констатирующего эксперимента показал, что в третьем классе 40% детей с завышенной самооценкой, 52% с адекватной самооценкой, 8% с заниженной самооценкой. У 8% учеников низкий уровень притязаний, у 48% средний уровень притязаний, у 25% высокий уровень притязаний, 21% очень высокий уровень притязаний.
Анализируя данные результаты, нами была разработана программа «Моя самооценка», направленная на формирование адекватной самооценки у младших школьников.
После проведенного формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика, которая показала различия по диагностируемым показателям в третьем классе.
По методике «Лесенка» В.Г. Щур были получены следующие результаты: 26% детей с завышенной самооценкой, 70% с адекватной самооценкой, 4% с заниженной самооценкой. Уровень адекватной самооценки заметно повысился в третьем классе, а уровни завышенной и заниженной самооценки понизились, что благоприятно влияет на дальнейшее развитие учеников.
По методике Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейна было выявлено: у 4% учеников низкий уровень притязаний, у 58% средний уровень притязаний, у 30% высокий уровень притязаний, 8% очень высокий уровень притязаний. По данным результатам можно утверждать, что у младших школьников улучшился адекватный уровень притязаний. Значит, они стали более уверены в себе, общительны, и не ищут неадекватного самоутверждения, они настроены на успех, учитывая свои способности и реальную действительность.
Затем мы провели математическую обработку данных и выявили, что в измеряемых показателях произошли изменения. Для проверки достоверности различий до и после формирующего эксперимента мы использовали Т-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Таким образом, мы можем сказать, что разработанная программа «Моя самооценка», включающая в себя такие формы и методы как, тренинговое занятие, упражнение, беседа, акция, создание коллажа является эффективной, что и отражено в результатах нашего исследования.



1. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. - М.: Известия АПАз ССР, 1969.- 343 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. д-ра психол. наук. - М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. - 24 с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. - М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 412 с.
4. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. -
2004. - №4. - 91-99 с.
5. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс].-М.: Электронная библиотека МГППУ 2008. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev psihologia-i- problemy 1996&bookhl. (Дата обращения 3.12.2016)
6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. — М.: Эксмо, 2008. — 30 с.
7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Новосибирск, 1998.- 368 c.
8. Бернс Р. Развитие я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс,
2005. - 301 с.
9. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение , 2003. - 275 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
11. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. - М.: Просвещение, 2002. - 102 с.
12. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика.- 1990. - 40 с.
13. Витушкина Э. В. Формирование адекватной самооценки
младших школьников: метод. пособие. - Магнитогорск: Изд-во
Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. - 107 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика- Пресс, 1996. -124с.
15. Возрастная и педагогическая психология . - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 372 с.
16. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Просвещение, 2004. - 326 с.
17. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация внеклассных мероприятий. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 157 с.
18. Джемс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
19. Диянова З.В. Самосознание личности: учеб. пособие.- М.: Иркут. ун-та, 1993. - 54 с.
20. Захарова А.В., Андрюшенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - 90-99 с.
21. Ижойкина Л.В. Методическая система формирования
самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в процессе обучения естествознанию: учебно-методическое пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012.- 122 с.
22. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс до и после.- 2004. - №6. - С. 38-41
23. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Время, 2008. - 264 с.
24. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЕК, 1998. - 342 с.
25. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. - Калининград: КОИРО, 2011. - 56 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 316 с.
27. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности// Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1975. - 48 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знания, 2007. - 243 с.
29. Немов Р.С. Психология, кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Владос, 2007 - С. 167, 228
30. Пуйман, С.А. Система методов воспитания// Педагогика. Основные положения курса. - Минск: ТетраСистемс, 2001. - С. 177 - 181.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный
ресурс].- М.: Studfiles, 2001. - Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/1724087/. (Дата обращения 16.12.2016)
32. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебно
методическое пособие [Электронный ресурс]. - М.: Studfiles, 2000. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2379232/. (Дата обращения
17.12.2016)
33. Философия: Учебник для бакалавров и специалистов / Е.Н. Пронина.- М.: Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. 612 с.
34. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990 - 448 с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Прагма,1977.- 260 с.
36. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». - М.: Издательство «институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998 - 144с.
37. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника
[Электронный ресурс]. - М.: Электронная библиотека МГППУ, 2007. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391 .htm. (Дата
обращения 11.12.16)
38. Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. -1997. -N3. -С. 3-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ