ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие действия контроля в учебной деятельности младших школьников 6
1.1 Понятие и сущность действия контроля 6
1.2 Критерии и уровни сформированности действия контроля 11
1.3 Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной
деятельности 16
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Организация и проведение диагностики сформированности действия
контроля 24
2.2 Развитие самоконтроля в процессе индивидуальной и групповой работы 26
2.3 Результат контрольного исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Проблема формирования и развития самоконтроля учащихся, как составляющей контрольно-оценочной функции является одной из центральных проблем становления учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий. Появление действий самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.
Сложность и многоаспектность проблемы самоконтроля обусловили разнообразие подходов к его определению. Эффективность самоконтроля должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения. Если школьник осознаёт учебные цели и задачи, стоящие перед ним, требования к усвоению знаний и результата своей учебно-познавательной деятельности, критически оценивает их, стремится выявить ошибки и недочёты по ходу своего индивидуального образовательного маршрута, вовремя их устраняет, рационально использует для этого доступные методы и средства, то его возможности в учебном - познавательной деятельности расширяются.
Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.
Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.
Появление действий контроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.
Выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения.
Учитывая научные знания и исследования по данной проблеме, основываясь на современных требованиях к учебному процессу, мы считаем, что овладение учащимися младших классов действия контроля в процессе обучения - является проблемой, стоящей перед современной школой. Исходя из сказанного, была сформулирована цель исследования: выявление путей развития орфографического самоконтроля в учебной деятельности у школьников начальных классов.
Объект исследования - процесс развития действия контроля у младших школьников.
Предмет исследования - развитие действия орфографического контроля у младших школьников в процессе использования упражнений.
Гипотеза исследования: развитие действия контроля у младших школьников будет более успешным, если в процессе обучения будет использоваться система заданий, направленная на усвоение алгоритмов контрольных действий учащимися.
В соответствии с объектом, целью, и гипотезой исследования были поставлены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу действия контроля.
2. Изучить сущность действия контроля в учебной деятельности.
3. Подобрать методику, определяющую уровень сформированности самоконтроля.
4. Разработать и апробировать упражнения, направленные на развитие действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.
5. Оценить эффективность использования материала, развивающий самоконтроль у младших школьников.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов и психологов, которые занимались вопросами развития самоконтроля. Это такие педагоги и психологи, как В.В. Давыдов, А.С. Лында, Д.Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, Г.А. Собиева, Н.И. Кувшинов, К.Н. Поливанова, Т.А. Матис, П.Я. Гальперин, Л.В. Берцфаи, В.Г. гомонок, М.В. Гамезо, Н.И. Пирогов, Г.В. Репкина, Е.В. Заика, Г.С, Никифоров.
Методы исследования были выбраны с учётом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Формирующий констатирующий, контрольный эксперимент.
3. Методика изучение уровня сформированности самоконтроля.
4. Наблюдение и анализ деятельности учащихся.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся 1 «Г» класса гимназии №125 г. Казани.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений, учителями начальной школы для совершенствования орфографического самоконтроля у младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения.
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.
Самоконтроль - одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.
Действие контроля играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности. Поэтому формирование самоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучения детей.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: развитие действия контроля у младших школьников будет более успешным, если в процессе обучения будет использоваться система заданий, направленная на усвоение алгоритмов контрольных действий учащимися.
В ходе исследования была сделана попытка проанализировать теоретические основы процесса развития действия контроля у младших школьников. Осуществлялось выявление эффективности использования занимательного материала, стимулирующего интеллектуальную деятельность. Для этого проводилась комплекс упражнений, которые могут быть использованы при развитии действия контроля. Упражнения проводились на уроках русского языка.
Изучив данную тему, можно сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что навыки самоконтроля у младших школьников можно развивать разнообразными способами, подтвердилась. Благодаря определенному алгоритму действий, путем опросов и методик, их анализов и подбору корректирующих упражнений по развитию орфографического действия контроля, можно добиться определенных результатов. Цель исследования достигнута.
В данной работе не стоит ставить точку в решении этой проблемы, так как требуется и дальнейшая разработка вопросов формирования самоконтроля у младших школьников.
Проведённая исследовательская работа позволяет сделать следующий вывод: мнение о правомерности и большой перспективности развития действия контроля у младших школьников на материале, стимулирующем интеллектуальную деятельность, подтвердилась.
Таким образом, развитие действия контроля в процессе индивидуальной и групповой работы говорит о том, что разработанная программа экспериментального обучения является эффективным средством формирования структурных компонентов учебной деятельности младших школьников.
Работа над выпускной квалификационной работой позволила сделать выводы:
1. Упражнения должны быть постоянными.
2. Отбор упражнений не должен быть случайным, а должен производиться с учётом особенностей детей.
3. Необходимо систематически проводить диагностики по определению уровня самоконтроля учащихся.
4. Обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной.
1. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий //Начальная школа №4, 1979, с. 23-27
2. Берцфаи Л. В.. Специфика учебного действия контроля //Вопросы психологии - 1987, - №4, с. 134-146
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985, с. 56-58
4. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология Педагогическое общество России, 2007, с.152-198
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2008, с.204- 213
6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2008, с.61-65
7. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков //Начальная школа №2, 2001, с. 31-33
8. Литература 21 Приложение «Карта знаний» // Режим доступа: http://5- bal.ru/auto_istoriya/6761/index.html
9. Максимова Т.П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно - оценочных действий.// Развитие мотивационно - познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности. - Волгоград, 2007, с. 101-123
10. Маликов Р.Ш. Педагогическое образование: история, современность, перспективы. - К.: Центр инновационных технологий , 2012, с.7-15
11. Мальцева К.П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. - М., 1962, с.67-89
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2008, с.97-99
13. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа №10, 2004, с.127-131
14. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - М., 2005, с.35-38
15. Петренко Г. А. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях реализации умк «Начальная школа XXI века»
16. Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология М., Просвещение, 1973, с.45-49
17. Пискунова Е.В. Сопряжённое развитие физических и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. - Н.: 2004, с.23-31
18. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. - 2006, - №1
19. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 2004, с.157-163
20. Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия//Новые исследования в психологии - 2009, - №1
21. Сластенин В., И.Исаев, Е.Шиянов Педагогика М.: Издательский центр «Академия», 2006, с.83-99
22. Сидельникова В.И. , Лифшиц В.М. Самоконтроль и здоровье М: ТриадаХ 2008, с.53-66
23. Статья «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» // Режим доступа: http: //adalin. mo spsy.ru/l_01_06.shtml
24. Статья «Формирование способов самоконтроля у первоклассников» // Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii- sad-nachalnaya-shkola/formirovanie-sposobov-samokontrolya
25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2002, с. 53-55
26. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.// Нач. школа: плюс, минус. - 2005. - № 1
27.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 2004, с.198-204
28.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2003, с.91-118
29. http://simptomlechenie.ru/dlya-studentov/1-kurs/rol-samokontrolya-v- protsesse-obucheniya-odin-iz-vazhnei-shih-faktorov-samostoyatelnoi-deyat/
30. http://nsportal.m/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/organizaciya- samopodgotovki-v-shkole-12-vida
31. http://festival.1september.ru/articles/104173/