Проведен анализ пенсионного обеспечения по инвалидности в Омской области за 2016-2020 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы пенсионного обеспечения по инвалидности 6
1.1. Понятие и сущность пенсионного обеспечения по инвалидности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения по инвалидности 11
Глава 2. Практика и проблемы пенсионного обеспечения по инвалидности 23
2.1. Анализ практики пенсионного обеспечения граждан по инвалидности 23
2.1. Совершенствование пенсионного обеспечения граждан по инвалидности 33
Заключение 37
Список используемых источников и литературы 39
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 7 Конституции нашего государства [1], Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.
Социальная направленность государства выражается во многих институтах, например, разработке и реализации различных социальных программ, имеющих целью обеспечение общего блага, утверждение принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину определенных стандартов благополучия.
При этом, безусловно, не идет речи о «государстве всеобщего благоденствия».
Современное государство не обязуется сделать каждого гражданина богатым и обеспеченным, удовлетворить все его потребности и т.д.
Социальное предназначение государства заключается в стремлении обеспечить в первую очередь наиболее незащищенным слоям населения определенный стандарт, минимум.
Одним из инструментов реализации социального характера государства выступает пенсионное обеспечение инвалидов, т.е. лиц, возможности которых по самостоятельному материальному обеспечению ограничены.
При этом современное российское государство отказалось от подхода, в соответствии с которым расходы по пенсионному обеспечению граждан несет именно государство - одной из основных тенденций современной пенсионной системы является стремление государства, по сути, возложить часть расходов на формирование и выплату пенсий на самих граждан. Иными словами, реалии современной экономической системы кардинально меняют устоявшиеся представления о социальном обеспечении граждан, в том числе пенсионном обеспечении инвалидов.
В целом такой подход соответствует общемировой практике, но в то же время не привычен для нашего общества.
Большинством граждан современная система пенсионного страхования, связанная с фактическим отказом государства нести бремя финансирования пенсионных расходов, оценивается отрицательно.
Цель настоящего исследования – системный анализ института пенсион-ного обеспечения по инвалидности.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность пенсионного обеспечения по ин-валидности;
изучить нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения по инвалидности;
проанализировать практику пенсионного обеспечения граждан по инвалидности;
определить направления совершенствования пенсионного обеспе-чения граждан по инвалидности.
Объектом исследования выступают урегулированные правом общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения граждан по инвалидности.
Предмет исследования - нормы законодательства, научная доктрина, практика пенсионного обеспечения граждан по инвалидности.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются основные представления о сущности и нормативно-правовом регулировании пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации в целом и в Омской области в частности.
Практическая значимость работы связана с определением основных на-правлений совершенствования развития системы пенсионного обеспечения инвалидов.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Проведенное исследование пенсионного обеспечения граждан РФ, в том числе жителей Омской области, по инвалидности позволило сделать определенные выводы.
1) Пенсионное обеспечение по инвалидности, представляющее собой ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в уста-новленном порядке инвалидами, при наличии у них общего страхового стажа предусмотренной законом продолжительности (страховые пенсии по инвалидности), а при определенных причинах инвалидности - независимо от такого стажа (государственные пенсии по инвалидности).
В целом же посредством реализации функции социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения инвалидов, государство определенным образом исполняет свои обязательства перед гражданами, рассчитывая, что в ответ граждане так же будут осуществлять действия, приносящие пользу всему обществу и государству.
Соответственно, функцию социального обеспечения, в том числе инвалидов, ни в коем случае нельзя рассматривать как некую «обузу» для государства, обусловленную абстрактными требованиями гуманизма. Грамотно и эффективно осуществляемое социальное обеспечение в конечном итоге приносит государству и обществу неоспоримые выгоды.
2) Система нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации прошла достаточно длительный путь реформирования, и в настоящее время полностью отличается от системы государственного пенсионного обеспечения времен Советского Союза.
При всех достоинствах советской пенсионной системы она характеризо-валась слабой ролью самих граждан в формировании будущей пенсии.
Очевидно, что насколько такая система удобна и выгодна гражданам, насколько она и затратна для государственного бюджета.
В попытке снизить долю государственного финансового участия в фор-мировании средств пенсионной системы, в конечном итоге российское государство пришло к институту страховых пенсий, основной сущностной категорией которых выступает не трудовой стаж, а страховой стаж – иными словами, размер страховой пенсии гражданина, в том числе по инвалидности в зависит не от продолжительности осуществления его трудовой деятельности, а от периодов трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3) Стабильное увеличение численности инвалидов, проживающих в Омской области, обуславливает повышенное значение системы их пенсионного обеспечения, которая на протяжении последних лет развивается достаточно устойчиво.
Вместе с тем, как показывает анализ общественного мнения, удовлетво-ренность системой социального страхования со стороны населения является недостаточно высокой.
Также следует обратить внимание на то, что стабильно увеличивается удельный вес инвалидов, получающих денежную компенсацию взамен предоставления социальных услуг в натуральном виде.
Данный показатель можно оценить двояко, в том числе и так, что качество предоставления социальных услуг в натуральном виде не удовлетворяет инвалидов, что фактически вынуждает их получать взамен денежную компенсацию.
Иными словами, пенсионное обеспечение инвалидов нуждается в совер-шенствовании, в том числе в части повышения качества предоставления соци-альных услуг в натуральной форме.
4) Совершенствование пенсионного обеспечения граждан по инвалидности, безусловно, должно обеспечиваться посредством увеличения размера соответствующих выплат, при этом представляется очевидным, что речь идет о крайне сложной задачей общенационального масштаба, решение которой целиком и полностью зависит от социально-экономической ситуации в стране, которая, во многом по причине кризисных событий в 2020-м году длительное время будет оставаться достаточно сложной.
Соответственно, необходимы в первую очередь «точечные» меры, при-меняемые на региональном уровне, в том числе повышение качества предос-тавления инвалидам социальных услуг в натуральной форме.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
3. Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утратившим силу признан не был, но с 01 января 2015 года за исключением нескольких положений не применяется) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
6. Приказ Минтруда России от 16 января 2017 года № 38н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
8. Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Рос-сийской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-I (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
9. Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принята Верховным Советом СССР 07 октября 1977 года (утратила силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
10. Закон Союза Советских Социалистических Республик «О государственных пенсиях», принят Верховным Советом СССР 15 июля 1956 года (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
11. Закон Союза Советских Социалистических Республик № 2688-VI «О государственных пенсиях», принят Верховным Советом СССР 15 июля 1964 года (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения – 26.11.2020).
12. Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций / Д. В. Агашев. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2017.- 290 с.
13. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение / Н.Ю. Борисенко. – М.: Городец, 2018. – 351 с.
14. Груздев С.В. Пенсионное обеспечение граждан Российской Феде-рации: правовые и экономические аспекты / С.В. Груздев. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 440 с.
15. Ерофеева С.С. Институциональные особенности пенсионной системы Российской Федерации: история и современность / С.С. Ерофеева. – СПб: Литера, 2016. – 214 с.
16. Орлов С.Н., Шеметов А.П. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: монография / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. – Курган, изд-во Курганского университета, 2017. – 270 с.
17. Сморчков А.И. Трудовой стаж, его виды и значение / А.И. Сморчков // Концепт. - 2016. - № 6. – С. 56-61.
18. Токарева Е.А. Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения / Е.А. Токарева // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2017. - № 4. - С. 67-71.
19. Справочно-аналитические материалы Отделения ПФР по Омской области за 2016-2019 годы // Официальный Интернет-портал Отделения ПФР по Омской области. URl. - http://www.pfrf.ru/branches/omsk. – (Дата обращения – 26.11.2020).
20. Официальный Интернет-портал Министерства труда и социального развития Омской области. URL. - http://www.omskmintrud.ru– (Дата обращения – 26.11.2020).