КОНФЛИКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.1. Общая характеристика конфликтов: определения, виды 7
1.2. Типы конфликтов в начальной школе 13
1.3 Алгоритм предупреждения и разрешения конфликтов 19
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 32
2.1. Содержание и проведение методик 32
2.2. Анализ полученных результатов 34
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3 57
Приложение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.1. Общая характеристика конфликтов: определения, виды 7
1.2. Типы конфликтов в начальной школе 13
1.3 Алгоритм предупреждения и разрешения конфликтов 19
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 32
2.1. Содержание и проведение методик 32
2.2. Анализ полученных результатов 34
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3 57
Приложение 4
В современное время мы видим, что агрессивное поведение людей растет. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. В нынешнее время необходимо воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить со вниманием относиться к ближним. Современные дети различаются либо редкой жесткостью к окружающим их людям, либо полной холодностью ко всему, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, хотя для этих детей учитель является тем человеком, кого они должны уважать. Поэтому по этой причине своевременно разрешённый конфликт - одно из средств повышения учителем своего авторитета, в это же время данная ситуация может положительно повлиять на ребёнка, заставить его пересмотреть свои взгляды на мир.
Актуальность: Проблема конфликтного, жестокого обращения в современное время актуальна и для начальной школы, в которой идёт формирование личности будущего человека, и главный творец - учитель. Ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать, при этом не нарушив отношений ни с учениками, ни с родителями, ни с администрацией школы.
В качестве теоретической основы изучения в данной работе выступили труды российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы - «Конфликты в начальной школе». Это труды, таких авторов, как Анцупов А.Я [4, с. 3551], Андреев В.И. [3, с. 3-138] и так далее.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению конфликтов и путей их предупреждения и разрешения.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: конфликтные ситуации, возникающие в учебно-воспитательном процессе в начальной школе и пути их предупреждения и разрешения.
Цель работы: изучить теоретические основы конфликтных ситуаций и провести экспериментальную работу по их предупреждению и разрешению среди младших школьников.
Гипотеза: Уровень конфликтности класса понизиться, если:
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания;
- определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций;
- использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование.
Задачи:
1) изучить понятие конфликта, его виды;
2) выделить основные типы конфликтов в начальной школе;
3) рассмотреть основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов;
4) провести экспериментальную работу по предотвращению конфликтных ситуаций.
Методы: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База проведения эксперимента: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют осуществить широкий подход к решению проблемы конфликтов в педагогической деятельности.
Практическая значимость: заключаются в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями начальных классов.
Апробация: Результаты исследования были опубликованы в международном научном периодическом издании Новая наука: опыт, традиции, инновации» по итогам международной научно-практической конференции 24 апреля 2016 года.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность: Проблема конфликтного, жестокого обращения в современное время актуальна и для начальной школы, в которой идёт формирование личности будущего человека, и главный творец - учитель. Ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать, при этом не нарушив отношений ни с учениками, ни с родителями, ни с администрацией школы.
В качестве теоретической основы изучения в данной работе выступили труды российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы - «Конфликты в начальной школе». Это труды, таких авторов, как Анцупов А.Я [4, с. 3551], Андреев В.И. [3, с. 3-138] и так далее.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению конфликтов и путей их предупреждения и разрешения.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: конфликтные ситуации, возникающие в учебно-воспитательном процессе в начальной школе и пути их предупреждения и разрешения.
Цель работы: изучить теоретические основы конфликтных ситуаций и провести экспериментальную работу по их предупреждению и разрешению среди младших школьников.
Гипотеза: Уровень конфликтности класса понизиться, если:
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания;
- определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций;
- использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование.
Задачи:
1) изучить понятие конфликта, его виды;
2) выделить основные типы конфликтов в начальной школе;
3) рассмотреть основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов;
4) провести экспериментальную работу по предотвращению конфликтных ситуаций.
Методы: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База проведения эксперимента: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют осуществить широкий подход к решению проблемы конфликтов в педагогической деятельности.
Практическая значимость: заключаются в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями начальных классов.
Апробация: Результаты исследования были опубликованы в международном научном периодическом издании Новая наука: опыт, традиции, инновации» по итогам международной научно-практической конференции 24 апреля 2016 года.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать вечной. Пока существуют люди и развивается наше общество конфликты будут. Причины, которые вызывают конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Что же такое конфликт? Существует множество толкований данного понятия. В нашей работе мы опираемся на определения Анцупова А.Я., он отмечает «конфликт», как противоречие сторон из-за несовпадения целей, интересов и мотивов [4, с. 65].
Исследователи конфликтов предлагают ведущую схему поступков, которые ориентированы на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и предотвратить переход конфликтной ситуации в конфликт. Проблему конфликтов изучали многие учёные. В их числе Андреев В.И., Шепилов А.И., Басова Н.В. и другие предлагают некоторые способы предотвращения или разрешения конфликтов. В психологии и педагогике разработано большое количество мероприятий, которые направлены на предотвращение или разрешение конфликтов в начальной школе, основными среди которых являются тренинг, беседа и психологические игры.
Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.
В данной работе применялись такие методы исследования, как: наблюдение, беседа, психодиагностика, профилактика, метод статистической обработки данных t-критерий Стьюдента.
Проводилась методика «Цветной опросник для выявления конфликтности класса» в 3 «А» и 3 «Б» классах. Незначительность различий в уровнях конфликтности в классах позволило оценить
эффективность экспериментальной работы через сравнение динамики уровня конфликтов в двух классах. Для повышения валидности мы решили провести экспериментальную работу в классе с немного более высокими исходными показателями, таким образом, 3 «Б» класс стал экспериментальным, а 3 «А» - контрольным. По результатам диагностики проводилось профилактическое занятие «Мир без конфликтов» в 3 «Б», включающее в себя беседу, упражнения на устранение конфликтов и командообразование, игру «Необитаемый остров». Во время бесед мы смогли показать детям, что можно обходиться без конфликтов, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом. Далее с ребятами была проведена игра «Необитаемый остров». Целью игры являлся показ учащимся значимости каждого в достижении общей цели. В протяжении всей игры ребята раскрыли себя с новой, лучшей стороны и это помогло им преодолеть некоторые конфликты в классе. Затем проводились упражнения на устранение конфликтов и командообразование для закрепления беседы и игры.
Для того, чтобы проверить гипотезу исследования о том, что уровень конфликтности класса понизиться, если: учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания; определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций; использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование мы применили математический метод обработки данных t-критерий Стьюдента. Были получены значительные результаты показателей диагностик до и после проведения профилактического мероприятия.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Отметилось снижение частоты возникновения конфликтов среди учащихся, у детей повысился интерес к занятиям. Учителя также отметили положительный результат проведенных занятий. Дети стали лучше друг другу относиться, в классах присутствует благоприятная атмосфера. Также было отмечен положительный отзыв родителей, которые согласились с тем, что занятия такого рода нужны. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия по профилактике конфликтов необходимо проводить регулярно, так как взаимоотношения внутри класса непосредственно влияют на настроение учеников и их успеваемость.
Исследователи конфликтов предлагают ведущую схему поступков, которые ориентированы на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и предотвратить переход конфликтной ситуации в конфликт. Проблему конфликтов изучали многие учёные. В их числе Андреев В.И., Шепилов А.И., Басова Н.В. и другие предлагают некоторые способы предотвращения или разрешения конфликтов. В психологии и педагогике разработано большое количество мероприятий, которые направлены на предотвращение или разрешение конфликтов в начальной школе, основными среди которых являются тренинг, беседа и психологические игры.
Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.
В данной работе применялись такие методы исследования, как: наблюдение, беседа, психодиагностика, профилактика, метод статистической обработки данных t-критерий Стьюдента.
Проводилась методика «Цветной опросник для выявления конфликтности класса» в 3 «А» и 3 «Б» классах. Незначительность различий в уровнях конфликтности в классах позволило оценить
эффективность экспериментальной работы через сравнение динамики уровня конфликтов в двух классах. Для повышения валидности мы решили провести экспериментальную работу в классе с немного более высокими исходными показателями, таким образом, 3 «Б» класс стал экспериментальным, а 3 «А» - контрольным. По результатам диагностики проводилось профилактическое занятие «Мир без конфликтов» в 3 «Б», включающее в себя беседу, упражнения на устранение конфликтов и командообразование, игру «Необитаемый остров». Во время бесед мы смогли показать детям, что можно обходиться без конфликтов, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом. Далее с ребятами была проведена игра «Необитаемый остров». Целью игры являлся показ учащимся значимости каждого в достижении общей цели. В протяжении всей игры ребята раскрыли себя с новой, лучшей стороны и это помогло им преодолеть некоторые конфликты в классе. Затем проводились упражнения на устранение конфликтов и командообразование для закрепления беседы и игры.
Для того, чтобы проверить гипотезу исследования о том, что уровень конфликтности класса понизиться, если: учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания; определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций; использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование мы применили математический метод обработки данных t-критерий Стьюдента. Были получены значительные результаты показателей диагностик до и после проведения профилактического мероприятия.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Отметилось снижение частоты возникновения конфликтов среди учащихся, у детей повысился интерес к занятиям. Учителя также отметили положительный результат проведенных занятий. Дети стали лучше друг другу относиться, в классах присутствует благоприятная атмосфера. Также было отмечен положительный отзыв родителей, которые согласились с тем, что занятия такого рода нужны. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия по профилактике конфликтов необходимо проводить регулярно, так как взаимоотношения внутри класса непосредственно влияют на настроение учеников и их успеваемость.
Подобные работы
- Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
Прочее, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2002 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Методы решения конфликтов в дошкольном возрасте (Возрастная психология, Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024



