ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.1. Общая характеристика конфликтов: определения, виды 7
1.2. Типы конфликтов в начальной школе 13
1.3 Алгоритм предупреждения и разрешения конфликтов 19
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 32
2.1. Содержание и проведение методик 32
2.2. Анализ полученных результатов 34
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3 57
Приложение 4
В современное время мы видим, что агрессивное поведение людей растет. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. В нынешнее время необходимо воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить со вниманием относиться к ближним. Современные дети различаются либо редкой жесткостью к окружающим их людям, либо полной холодностью ко всему, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, хотя для этих детей учитель является тем человеком, кого они должны уважать. Поэтому по этой причине своевременно разрешённый конфликт - одно из средств повышения учителем своего авторитета, в это же время данная ситуация может положительно повлиять на ребёнка, заставить его пересмотреть свои взгляды на мир.
Актуальность: Проблема конфликтного, жестокого обращения в современное время актуальна и для начальной школы, в которой идёт формирование личности будущего человека, и главный творец - учитель. Ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать, при этом не нарушив отношений ни с учениками, ни с родителями, ни с администрацией школы.
В качестве теоретической основы изучения в данной работе выступили труды российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы - «Конфликты в начальной школе». Это труды, таких авторов, как Анцупов А.Я [4, с. 3551], Андреев В.И. [3, с. 3-138] и так далее.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению конфликтов и путей их предупреждения и разрешения.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: конфликтные ситуации, возникающие в учебно-воспитательном процессе в начальной школе и пути их предупреждения и разрешения.
Цель работы: изучить теоретические основы конфликтных ситуаций и провести экспериментальную работу по их предупреждению и разрешению среди младших школьников.
Гипотеза: Уровень конфликтности класса понизиться, если:
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания;
- определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций;
- использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование.
Задачи:
1) изучить понятие конфликта, его виды;
2) выделить основные типы конфликтов в начальной школе;
3) рассмотреть основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов;
4) провести экспериментальную работу по предотвращению конфликтных ситуаций.
Методы: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование).
База проведения эксперимента: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют осуществить широкий подход к решению проблемы конфликтов в педагогической деятельности.
Практическая значимость: заключаются в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений психологами и учителями начальных классов.
Апробация: Результаты исследования были опубликованы в международном научном периодическом издании Новая наука: опыт, традиции, инновации» по итогам международной научно-практической конференции 24 апреля 2016 года.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать вечной. Пока существуют люди и развивается наше общество конфликты будут. Причины, которые вызывают конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Что же такое конфликт? Существует множество толкований данного понятия. В нашей работе мы опираемся на определения Анцупова А.Я., он отмечает «конфликт», как противоречие сторон из-за несовпадения целей, интересов и мотивов [4, с. 65].
Исследователи конфликтов предлагают ведущую схему поступков, которые ориентированы на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и предотвратить переход конфликтной ситуации в конфликт. Проблему конфликтов изучали многие учёные. В их числе Андреев В.И., Шепилов А.И., Басова Н.В. и другие предлагают некоторые способы предотвращения или разрешения конфликтов. В психологии и педагогике разработано большое количество мероприятий, которые направлены на предотвращение или разрешение конфликтов в начальной школе, основными среди которых являются тренинг, беседа и психологические игры.
Поскольку работа по формированию навыков общения уже ведётся психологом школы, мы предположили, что если часть информации будет представлена одним из учащихся старшей школы, то эффективность будет выше.
В данной работе применялись такие методы исследования, как: наблюдение, беседа, психодиагностика, профилактика, метод статистической обработки данных t-критерий Стьюдента.
Проводилась методика «Цветной опросник для выявления конфликтности класса» в 3 «А» и 3 «Б» классах. Незначительность различий в уровнях конфликтности в классах позволило оценить
эффективность экспериментальной работы через сравнение динамики уровня конфликтов в двух классах. Для повышения валидности мы решили провести экспериментальную работу в классе с немного более высокими исходными показателями, таким образом, 3 «Б» класс стал экспериментальным, а 3 «А» - контрольным. По результатам диагностики проводилось профилактическое занятие «Мир без конфликтов» в 3 «Б», включающее в себя беседу, упражнения на устранение конфликтов и командообразование, игру «Необитаемый остров». Во время бесед мы смогли показать детям, что можно обходиться без конфликтов, закрепить у них навыки саморегуляции, повысить взаимоуважение и развить интерес к общению друг с другом. Далее с ребятами была проведена игра «Необитаемый остров». Целью игры являлся показ учащимся значимости каждого в достижении общей цели. В протяжении всей игры ребята раскрыли себя с новой, лучшей стороны и это помогло им преодолеть некоторые конфликты в классе. Затем проводились упражнения на устранение конфликтов и командообразование для закрепления беседы и игры.
Для того, чтобы проверить гипотезу исследования о том, что уровень конфликтности класса понизиться, если: учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания; определить специфику возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций; использовать тренинги, профилактические занятия и игры на командообразование мы применили математический метод обработки данных t-критерий Стьюдента. Были получены значительные результаты показателей диагностик до и после проведения профилактического мероприятия.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Отметилось снижение частоты возникновения конфликтов среди учащихся, у детей повысился интерес к занятиям. Учителя также отметили положительный результат проведенных занятий. Дети стали лучше друг другу относиться, в классах присутствует благоприятная атмосфера. Также было отмечен положительный отзыв родителей, которые согласились с тем, что занятия такого рода нужны. По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия по профилактике конфликтов необходимо проводить регулярно, так как взаимоотношения внутри класса непосредственно влияют на настроение учеников и их успеваемость.
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Санкт-Петербург, 2004. - 304 с.
2. Агеев В.С Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 2000. - 209 с.
3. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов. - М.: Просвещение, 2005. - 138 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. - М: ЮНИТИ, 2013. - 551с.
5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Владос, 2003. - 204 с.
6. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов // Наука и школа. - 2005. - №5, - с. 4-8.
7. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние,
проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - 2001. - с. 373-394.
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 412 с.
9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2002 г.
10. Брушлинский А.В. Конфликтология. - М.: Просвещение, 2000. - 156 с.
11. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для вузов. - М.: Трикса, 2005. - 375 с.
12. Воронин Г. Л. Конфликты в школе// Социологические исследования. - 1994. - № 3. - с. 53-67.
13. Гимадеева Л.М., К вопросу профилактики конфликтов в начальной школе// Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - с. 21-22.
14. Гиппенрейтер Ю. Б Общаться с ребенком, как?. - М: ЧеРо,2015. - 23 с.
15. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. - М.: Иваново, 2005. - 342 с.
16. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - М.: Совершенство, 2009. - 122 с.
17. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
18. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов/ А.В. Дмитриев. - М.: Г ардарики, 2000. - 318 с.
19. Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал.- 2000. - № 10. с. 3234.
20. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006. - 183 с.
21.Запорожец Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1999. - 433 с.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2002. - 384с.
23. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: учебное пособие. - Минск: Университетское, 1999. - 134 с.
24. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - с. 43-46.
25. Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
26. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие для вузов по педагогическим специальностях. - М.: Владос, 2007. - 174 с.
27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
28. Лец С. Е. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. - М.: Просвещение, 2011. - 254 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Логос, 2007. - 322 с.
30. Нижегородцева Н.В. Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований.- М.: МПСИ, 2011. - 568 с.
31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Воронеж, 2007. - 134 с.
32. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь,2009. - 544 с.
33. Потанин Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления. - М.: Просвещение, 2006. - 114с.
34. Пьярова Г.А. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива. - Н.: Космос, 1989. - 55 с.
35. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития ребенка. - М.: Просвещение, 2008. - 74 с.
36. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 275 с.
37. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов/ хрестоматия по социальной психологии. - М.: Владос, 2014. - 408 с.
38. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте. - М.: Логос, 2001г. - 365 с.
39. Рыданова И.И. Педагогич конфликт, пути преодоления: учебное
пособие для студентов педагогических вузов. - Минск: Дизайн ПРО, 1998. - 80 с.
40. Светлов В.А., Семенов В.А. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2011.352с.
41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Питер, 2002. - 453 с.
42. Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. - К.: Книга, 2008. - 324 с.
43. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. - М.:
Просвещение, 1990. - 432 с.
44. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально-политический журнал. - 2015. - № 4. - с. 26-29.
45. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. - Кострома: КГУ, 2000.- 107с.
46. Темина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. Введение в конфликтологию образования.- В.: Школа, 2002.- 144с.
47. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М.: Тандем, 1998. - 263 с.
48.Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных
педагогических ситуаций. - М.: Пед. общество России, 2008, - 108 с.
49. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов.- СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 296 с.
50. Шевчук Б.А. Всё о конфликтных ситуациях. - М.: Логос, 2010, - 210 с.