Введение
1. Теоретическое исследование самосознания младших школьников
1.1. Определение понятия
самосознания 6
1.2. Особенности проявления самосознания в младшем
школьном возрасте 15
1.3. Специфика развития самосознания у детей младшего
школьного возраста 20
1.4. Разработка предложений по развитию самосознания детей
младшего школьного возраста 24
2. Эмпирическое исследование самосознания младших школьников
2.1. Организация и методы исследования самосознания
младших школьников 32
2.2. Результаты исследования
2.2.1. Результаты исследования экспериментальной группы 36
2.2.2. Результаты исследования контрольной группы 40
2.2.3. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной
групп в начале исследования 45
2.2.4. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной
групп после проведения тренинга 50
2.3. Анализ результатов исследования 55
Заключение 58
Литература 60
Приложения 64
Актуальность темы исследования
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание исследователей и психологов. Поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания и влияния на развитие самосознания все еще остаются актуальной областью для изучения.
Актуальным возрастом для изучения и развития самосознания является младший школьный возраст, так как данный возраст является этапом существенных изменений в самосознании. На этом возрастном этапе ребенок начинает воспринимать свое «Я».
Противоречие заключается в отсутствии исследований об использовании психологических тренингов с элементами арт-терапии направленных на развитие самосознания младших школьников.
Проблема исследования: уровень влияния психологического тренинга с элементами арт-терапии на развитие самосознания в младшем школьном возрасте.
Объектом данного исследования является самосознание младших школьников.
Предмет исследования развитие самосознания младших школьников с помощью тренинга с элементами арт-терапии.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психологического тренинга с элементами арт-терапии на развитие самосознания младших школьников.
Задачи:
1. Определить содержание понятия «самосознание».
2. Проанализировать особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
3. Провести первичную диагностику самосознания младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования, выявить составляющие показатели самосознания для дальнейшего развития.
5. Составить программу развивающий психологический тренинг с элементами арт-терапии, направленный на развитие самосознания.
6. Провести развивающий психологический тренинг с элементами арт-терапии.
7. Повторная диагностика после проведения развивающего тренинга; Сравнительный анализ.
Гипотеза: самосознание младших школьников эффективнее развивается под влиянием психологического тренинга с элементами арт-терапии. Методологическую основу составили:
Психологические теории о развитии самосознания В.С. Мерлина[32], А.Г. Спиркина[44], В.С. Мухиной[33], В.В. Столина[45], С.Л. Рубинштейна[38],
А.Н. Леонтьева[28].
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение психологической литературы; Эмпирические методы; психологический констатирующий эксперимент; психологическое тестирование;
Методы математической обработки результатов.
Исследование проводилось с помощью методик и тестов для диагностики самосознания:
Методика Рене Жиля (Определит место ребенка в семье, в школе); Опросник «Мой класс» (нравственный аспект - как самовоспитание); Методика «Лесенка» Дембо - Рубинштейн в модификации В.Г. Шур, направленная на исследование самооценки;
Тест на самоуважение (Методика шкала М.Розенберга). (см. Приложение).
На этапе обработки данных мы использовали интерпретационный материал, предложенный авторами методик, а для выявления различий в проявлении самосознания «до» и «после» проведения формирующих мероприятий- парный двухвыборочный t-тест для средних выборок, для выявления связей между различными показателями внутри группы- корреляционный анализ, для выявления различий, то есть для выявления их отсутствия был использован двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями.
Базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» г. Казани.
Выборкой данного исследования являются 50 детей младшего школьного возраста: контрольная группа (25 человек) и экспериментальная группа (25 человек) в возрасте 9-10 лет.
Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющие представления о развитии самосознания младшего школьного возраста с помощью тренинга с элементами арт-терапии арт- терапии.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике психолога;
при подготовке к лекциям и практических занятиях на специальном факультете, и иных факультетах университета.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, две из них состоят из трех параграфов, одна из двух, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание исследователей. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Влияния на развитие самосознания все еще остаются актуальной областью для изучения.
В качестве определения самосознания мы выбрали самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально - ценностного отношения.
Выяснили, что младшем школьном возрасте постепенно формируется самосознание. Самооценка является ведущей формой развития самосознания в младшем школьном возрасте. Наиболее устойчивые предпосылки сформированности самосознания в младшем школьном возрасте относятся к внешним характеристикам, а самопредставление внутренних качеств находится на стадии формирования, характеризуется нечеткостью и малой объективностью.
На основе выводов теоретического исследования было организовано и проведено исследование проявления самосознания на выборке младших школьников.
Выборка включала в себя 50 учеников (8-10 лет), обучающихся в 3-4 классах.
Были выбраны следующие методики для диагностики самосознания:
Методика Рене Жиля;
Опросник «Мой класс» (нравственный аспект - как самовоспитание);
Методика «Лесенка» Дембо - Рубинштейн в модификации В.Г. Шур, направленная на исследование самооценки;
Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга. Цель методики: выявить особенности в проявлении самооценки у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Г ипотеза исследования самосознание младших школьников эффективнее развивается под влиянием психологического тренинга с элементами арт- терапии.
Проанализировав результаты проведенного исследования были получены выводы.
По показателям самооценки, самоуважения, показателям степень удовлетворенности, степень конфликтности, степень сплоченности и показателям исследуемым в методике Рене Жиля как в контрольной, так и в экспериментальной группы можно сделать вывод о нормальности распределения, так как мода, медиана и среднее значение находятся примерно на одном уровне.
В начале исследования достоверные различия выявились по одному показателю степень конфликтности (-2,45, при p=0,05) между экспериментальной и контрольной группой младшего школьного возраста по t критерию Стьюдента.
По проведению тренинговых занятий были выявлены по результатам парного двухвыборочного t-теста для средних выборок достоверные различия в экспериментальной группе между показателями до формирующего эксперимента и после проведения эксперимента выявлены практически по всем исследуемым показателям:
По показателям методики Рене Жиля:
отношение к матери (-3,09, при p=0,01);
отношение к отцу (-3,45, при p=0,01);
отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») (-3,5, при p=0,01);
отношение к братьям и сестрам (-2,92, при p=0,01);
отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам (-2,72, при p=0,01);
реакция на фрустрацию (-1,79, при p=0,01);
стремление к уединению, отгороженность (2,5, при p=0,01);
По опроснику «Мой класс» по показателям степень удовлетворенности (4,1, при p=0,01);
Степень конфликтности (2,49);
Степень сплоченности (1,73); при p=0,05.
Достоверные различия по результатам парного двухвыборочного t-теста для средних выборок выявились в контрольной группе по показателю степень удовлетворенности в опроснике «Мой класс», p=0,01.
Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой по t критерию Стьюдента в конце исследования выявились по следующим показателям (табл.4.3., в приложении): отношение к отцу (2,31, при p=0,05); стремление к уединению (2,88, при p=0,01); степень конфликтности (-2,16, при p=0,05); степень сплоченности (3,68, при p=0,01); самоуважен^ (2,35, при p=0,05).
Из этого следует, что предложенная программа психологического тренинга с элементами арт-терапии у младших школьников оказалась действенной и эффективной.
1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.
2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - №4. - 2007. - 25с - 30.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, т. 2, 2010. - 286с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
6. Андреева Т.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 373с.
7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - Самара, 2003. - 226 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 4.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - №4. - 1995. - с. 29 - 36с.
12. Бурлачук Л. Ф., Словарь-справочник по психодиагностике. Серия: «Мастера психологии».3-е изд/ Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер. 2007 - 688с.
13. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.
14. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1998 - 334с.
15. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., Просвещение, 1999. - 442 с.
16. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М., акад. пед. наук. РСФСР, 2005. - 214 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 - С. - 236 - 238с.
18. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика, 1984 - C. 316 - 385.
19. Горбов Ф.Д. Я - второе Я. - М., 2000. - 180 с.
20. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 478с.
21. Джемс У. Психология. М., 2011.
22. Драгунова Т.В. Психологические особенности // Сов. Педагогика. - №8. - 2007. - с. 70 - 93.
23. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Перспектива, 2006. - 263 с.
24.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа - 2008 - № 3 - С. 13 - 16
25.Захарова А. В. Генезис самооценки/ А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Тол- стого. - 1998. - 135с.
26. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова. - М., 2006.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2007. - 180с.
28. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. - 345с.
29. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
30. Липкина А.И. Самооценка школьника/А.И. Липкина. - М.: Просве -щение, 1976 - С. - 67с.
31. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. - М.: Владос, 2007 - С. 167, 228с.
32. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 2010. - 321с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2011. - 456с.
34. Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1996. - 286с.
35. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. М.,
2001.
36. Психология детей и подростков. / Под. ред. Г.Н. Сельдюковской., Г.М. Гельница. - М.: Медицина, 1985. - 386с.
37. Психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001. - 315 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Крм, 1999. - 720с.
39. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1978.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. - 529с.
41. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1990. - 41 с.
42. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь 'начинающему исследователю.1. М.: Педагогика, 198с.
43. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. Хрестоматия / Л.С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л.В. Благонадежина. - Москва: Педагогика, 1972. - 45 - 80с.
44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 2002.
45. Столин В.В. Самосознание Личности. - М.: Изд-во Москва. Ун-та, 2005 - 288с.
46. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - №11. - 2005. 39 - 42с.
47. Хьелл Л., Д. Зиглер. Теории личности - СПб.: Питер, 2005. - 608с.
48.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1997. - 144с.
49.Эльконин Д.Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии // Вопросы психологии, - 2004. - №2. - 15-18с.
50.Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. - 2007.