Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №54477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретическое исследование самосознания младших школьников
1.1. Определение понятия
самосознания 6
1.2. Особенности проявления самосознания в младшем
школьном возрасте 15
1.3. Специфика развития самосознания у детей младшего
школьного возраста 20
1.4. Разработка предложений по развитию самосознания детей
младшего школьного возраста 24
2. Эмпирическое исследование самосознания младших школьников
2.1. Организация и методы исследования самосознания
младших школьников 32
2.2. Результаты исследования
2.2.1. Результаты исследования экспериментальной группы 36
2.2.2. Результаты исследования контрольной группы 40
2.2.3. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной
групп в начале исследования 45
2.2.4. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной
групп после проведения тренинга 50
2.3. Анализ результатов исследования 55
Заключение 58
Литература 60
Приложения 64



Актуальность темы исследования
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание исследователей и психологов. Поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания и влияния на развитие самосознания все еще остаются актуальной областью для изучения.
Актуальным возрастом для изучения и развития самосознания является младший школьный возраст, так как данный возраст является этапом существенных изменений в самосознании. На этом возрастном этапе ребенок начинает воспринимать свое «Я».
Противоречие заключается в отсутствии исследований об использовании психологических тренингов с элементами арт-терапии направленных на развитие самосознания младших школьников.
Проблема исследования: уровень влияния психологического тренинга с элементами арт-терапии на развитие самосознания в младшем школьном возрасте.
Объектом данного исследования является самосознание младших школьников.
Предмет исследования развитие самосознания младших школьников с помощью тренинга с элементами арт-терапии.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психологического тренинга с элементами арт-терапии на развитие самосознания младших школьников.
Задачи:
1. Определить содержание понятия «самосознание».
2. Проанализировать особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
3. Провести первичную диагностику самосознания младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования, выявить составляющие показатели самосознания для дальнейшего развития.
5. Составить программу развивающий психологический тренинг с элементами арт-терапии, направленный на развитие самосознания.
6. Провести развивающий психологический тренинг с элементами арт-терапии.
7. Повторная диагностика после проведения развивающего тренинга; Сравнительный анализ.
Гипотеза: самосознание младших школьников эффективнее развивается под влиянием психологического тренинга с элементами арт-терапии. Методологическую основу составили:
Психологические теории о развитии самосознания В.С. Мерлина[32], А.Г. Спиркина[44], В.С. Мухиной[33], В.В. Столина[45], С.Л. Рубинштейна[38],
А.Н. Леонтьева[28].
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение психологической литературы; Эмпирические методы; психологический констатирующий эксперимент; психологическое тестирование;
Методы математической обработки результатов.
Исследование проводилось с помощью методик и тестов для диагностики самосознания:
Методика Рене Жиля (Определит место ребенка в семье, в школе); Опросник «Мой класс» (нравственный аспект - как самовоспитание); Методика «Лесенка» Дембо - Рубинштейн в модификации В.Г. Шур, направленная на исследование самооценки;
Тест на самоуважение (Методика шкала М.Розенберга). (см. Приложение).
На этапе обработки данных мы использовали интерпретационный материал, предложенный авторами методик, а для выявления различий в проявлении самосознания «до» и «после» проведения формирующих мероприятий- парный двухвыборочный t-тест для средних выборок, для выявления связей между различными показателями внутри группы- корреляционный анализ, для выявления различий, то есть для выявления их отсутствия был использован двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями.
Базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» г. Казани.
Выборкой данного исследования являются 50 детей младшего школьного возраста: контрольная группа (25 человек) и экспериментальная группа (25 человек) в возрасте 9-10 лет.
Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющие представления о развитии самосознания младшего школьного возраста с помощью тренинга с элементами арт-терапии арт- терапии.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике психолога;
при подготовке к лекциям и практических занятиях на специальном факультете, и иных факультетах университета.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, две из них состоят из трех параграфов, одна из двух, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание исследователей. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и интерес в связи с формированием жизненной позиции личности. Влияния на развитие самосознания все еще остаются актуальной областью для изучения.
В качестве определения самосознания мы выбрали самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально - ценностного отношения.
Выяснили, что младшем школьном возрасте постепенно формируется самосознание. Самооценка является ведущей формой развития самосознания в младшем школьном возрасте. Наиболее устойчивые предпосылки сформированности самосознания в младшем школьном возрасте относятся к внешним характеристикам, а самопредставление внутренних качеств находится на стадии формирования, характеризуется нечеткостью и малой объективностью.
На основе выводов теоретического исследования было организовано и проведено исследование проявления самосознания на выборке младших школьников.
Выборка включала в себя 50 учеников (8-10 лет), обучающихся в 3-4 классах.
Были выбраны следующие методики для диагностики самосознания:
Методика Рене Жиля;
Опросник «Мой класс» (нравственный аспект - как самовоспитание);
Методика «Лесенка» Дембо - Рубинштейн в модификации В.Г. Шур, направленная на исследование самооценки;
Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга. Цель методики: выявить особенности в проявлении самооценки у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Г ипотеза исследования самосознание младших школьников эффективнее развивается под влиянием психологического тренинга с элементами арт- терапии.
Проанализировав результаты проведенного исследования были получены выводы.
По показателям самооценки, самоуважения, показателям степень удовлетворенности, степень конфликтности, степень сплоченности и показателям исследуемым в методике Рене Жиля как в контрольной, так и в экспериментальной группы можно сделать вывод о нормальности распределения, так как мода, медиана и среднее значение находятся примерно на одном уровне.
В начале исследования достоверные различия выявились по одному показателю степень конфликтности (-2,45, при p=0,05) между экспериментальной и контрольной группой младшего школьного возраста по t критерию Стьюдента.
По проведению тренинговых занятий были выявлены по результатам парного двухвыборочного t-теста для средних выборок достоверные различия в экспериментальной группе между показателями до формирующего эксперимента и после проведения эксперимента выявлены практически по всем исследуемым показателям:
По показателям методики Рене Жиля:
отношение к матери (-3,09, при p=0,01);
отношение к отцу (-3,45, при p=0,01);
отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») (-3,5, при p=0,01);
отношение к братьям и сестрам (-2,92, при p=0,01);
отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам (-2,72, при p=0,01);
реакция на фрустрацию (-1,79, при p=0,01);
стремление к уединению, отгороженность (2,5, при p=0,01);
По опроснику «Мой класс» по показателям степень удовлетворенности (4,1, при p=0,01);
Степень конфликтности (2,49);
Степень сплоченности (1,73); при p=0,05.
Достоверные различия по результатам парного двухвыборочного t-теста для средних выборок выявились в контрольной группе по показателю степень удовлетворенности в опроснике «Мой класс», p=0,01.
Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой по t критерию Стьюдента в конце исследования выявились по следующим показателям (табл.4.3., в приложении): отношение к отцу (2,31, при p=0,05); стремление к уединению (2,88, при p=0,01); степень конфликтности (-2,16, при p=0,05); степень сплоченности (3,68, при p=0,01); самоуважен^ (2,35, при p=0,05).
Из этого следует, что предложенная программа психологического тренинга с элементами арт-терапии у младших школьников оказалась действенной и эффективной.



1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.
2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - №4. - 2007. - 25с - 30.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, т. 2, 2010. - 286с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
6. Андреева Т.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 373с.
7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
8. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - Самара, 2003. - 226 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 4.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - №4. - 1995. - с. 29 - 36с.
12. Бурлачук Л. Ф., Словарь-справочник по психодиагностике. Серия: «Мастера психологии».3-е изд/ Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер. 2007 - 688с.
13. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.
14. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1998 - 334с.
15. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., Просвещение, 1999. - 442 с.
16. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М., акад. пед. наук. РСФСР, 2005. - 214 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005 - С. - 236 - 238с.
18. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика, 1984 - C. 316 - 385.
19. Горбов Ф.Д. Я - второе Я. - М., 2000. - 180 с.
20. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 478с.
21. Джемс У. Психология. М., 2011.
22. Драгунова Т.В. Психологические особенности // Сов. Педагогика. - №8. - 2007. - с. 70 - 93.
23. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Перспектива, 2006. - 263 с.
24.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа - 2008 - № 3 - С. 13 - 16
25.Захарова А. В. Генезис самооценки/ А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Тол- стого. - 1998. - 135с.
26. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова. - М., 2006.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2007. - 180с.
28. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2005. - 345с.
29. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
30. Липкина А.И. Самооценка школьника/А.И. Липкина. - М.: Просве -щение, 1976 - С. - 67с.
31. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. - М.: Владос, 2007 - С. 167, 228с.
32. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 2010. - 321с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2011. - 456с.
34. Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1996. - 286с.
35. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. М.,
2001.
36. Психология детей и подростков. / Под. ред. Г.Н. Сельдюковской., Г.М. Гельница. - М.: Медицина, 1985. - 386с.
37. Психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001. - 315 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Крм, 1999. - 720с.
39. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1978.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: Владос, 1995. - 529с.
41. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1990. - 41 с.
42. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь 'начинающему исследователю.1. М.: Педагогика, 198с.
43. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. Хрестоматия / Л.С. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л.В. Благонадежина. - Москва: Педагогика, 1972. - 45 - 80с.
44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 2002.
45. Столин В.В. Самосознание Личности. - М.: Изд-во Москва. Ун-та, 2005 - 288с.
46. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - №11. - 2005. 39 - 42с.
47. Хьелл Л., Д. Зиглер. Теории личности - СПб.: Питер, 2005. - 608с.
48.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1997. - 144с.
49.Эльконин Д.Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии // Вопросы психологии, - 2004. - №2. - 15-18с.
50.Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. - 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ