Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА LMS MOODLE КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа №54470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ЭЛЕКТРОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ LMS MOODLE 8
1.1. Современные особенности самостоятельной работы студентов в вузе 8
1.2. Специфика педагогического потенциала электронно-образовательной
площадки LMS Moodle 15
1.3. Факторы повышения мотивации студентов к самостоятельной работе в процессе использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle 22
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ LMS MOODLE НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 35
2.1. Выбор методик и организация исследования 35
2.2. Исследование факторов, влияющих на мотивацию студентов к
самостоятельной работе в процессе использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle 38
2.3. Методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке модели образовательного ресурса, ориентированного на повышение
мотивации студентов к самостоятельной работе 50
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы. Необходимость компьютеризации в образовании признана приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации. Разработана федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОС), однако где и как применять современные информационные технологии, каким образом оценить степень их целесообразности, а также возможность избежать негативных последствий является наиболее сложной частью решения этой задачи. Несмотря на большое количество публикаций и создание множества программных систем для организации поддержки обучения (количество которых стремительно растет), значительного влияния на традиционный процесс обучения они не оказывают. Работы по включению компьютерных технологий в образовательный процесс ведутся уже более сорока лет. Тем не менее, в последнее время появился ряд новых факторов, которые начинают оказывать все большее влияние на требования, предъявляемые к разрабатываемым информационно-образовательным средам. К их числу относится, прежде всего, создание национальных исследовательских университетов, реализующих уровневую подготовку специалистов. Здесь необходимо использовать информационные технологии для обеспечения как учебно-методической, так и научной составляющей подготовки. Поэтому в состав такой среды должны быть введены электронные образовательные площадки, поддерживающие самостоятельную работу студентов. Кроме того, в связи с требованиями ФГОС к формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций повышается значимость для студентов самостоятельной работы. Совершенно очевидно, что введение новых образовательных стандартов, отражающих данную тенденцию, предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки будущих профессионалов, но и поиска инновационных способов организации образовательного процесса с целью повышения мотивации студентов к самостоятельной работе. В решении данного вопроса все большая роль отводится электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям.
В связи с этим становятся актуальными выбор, научное обоснование и успешная практическая реализация технологических платформ электронного обучения, обеспечивающих, с одной стороны, возможность эффективной трансформации традиционных дидактических процедур учебного процесса, с другой - развитие самостоятельно и критически мыслящих, мобильных, творчески активных личностей, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности.
Обращение к проблеме мотивации студентов вуза к самостоятельной работе на электронно-образовательной площадке LMS Moodle обусловлено ее недостаточной разработанностью в педагогической науке в условиях существующей потребности образовательной практики в средствах, обладающих богатым педагогическим потенциалом, позволяющим оптимизировать мотивацию студентов к самостоятельной работе, и как следствие, повысить качество образовательного процесса.
Проблема организации самостоятельной деятельности в образовательном процессе всегда являлась одной из важнейших в отечественной педагогике. В разное время ею занимались Е. Я. Голант, В. Я. Ляудис, О. А. Нильсон, П. И. Пидкасистый. Однако, на каждом новом этапе развития педагогики устоявшиеся способы, формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов требовали переосмысления, коррекции и новых педагогических решений. На современном этапе вопросами организации самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода занимаются исследователи Р. С. Гарифуллина, Т. А. Еременко, Н. А. Прохорова, М. И. Глотова. Совершенствование самостоятельной работы студентов средствами дистанционных образовательных технологий обосновывается в работах Н. А. Александровой, Е. С. Полат, Э. Б. Новиковой. Проблемы электронного обучения рассматриваются в работах как отечественных (А.А. Андреев, В.А. Леднев, Т.А. Семкина, А.В. Соловов, Б. Ю. Рубин), так и зарубежных исследователей (M. Rosenberg, E. Masie, T. Anderson). Проблема мотивации рассматривается в трудах таких авторов как: выдающегося психиатра, невропатолога и психолога В.Н. Мясищев, который считал, что результаты, достигаемые человеком в своей жизни, в основном зависят от мотивов. Ж. Годфруа, К. Мадсен рассматривают мотивацию как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, К.К. Платонов рассматривал мотивацию как совокупность мотивов, П.М. Якобсон - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность обозначенных нами аспектов по данной тематике, до настоящего времени проблемы мотивации самостоятельной работы студентов на основе использования LMS Moodle остаются недостаточно проработанными. Таким образом, в практике образовательной деятельности наблюдается противоречие между:
- компетентностными требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке будущих специалистов, и реальной организацией образовательного процесса в вузе, основанной на традиционном подходе к пониманию сущности и функций самостоятельной работы студентов и мотивации к ней;
- высоким потенциалом электронной обучающей среды LMS Moodle для мотивации самостоятельной работы студентов и недостаточным его использованием в современном вузе в условиях сокращения аудиторных часов и увеличения внеаудиторной учебной нагрузки в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Проблема исследования: каковы педагогические и технико-технологические условия эффективной разработки и использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle в целях мотивации студентов к самостоятельной работе?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия эффективного использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle как средства мотивации студентов вуза к самостоятельной работе.
Объект исследования: самостоятельная работа студентов вуза на электронно-образовательной площадке LMS Moodle.
Предмет исследования: влияние использования ЭОР на базе электронно-образовательной площадки LMS Moodle на мотивацию студентов вуза к самостоятельной работе.
Гипотеза исследования: электронно-образовательная площадка LMS Moodle станет эффективным педагогическим средством мотивации студентов вуза к самостоятельной работе в том случае, если повысится уровень учебной мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы, при использовании современных информационных технологий.
Исходя из цели, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание базовых понятий и категорий исследования.
2. Определить современные особенности самостоятельной работы студентов в вузе.
3. Выявить специфику педагогического потенциала электронно-образовательной площадки LMS Moodle.
4. Определить факторы, повышающие мотивацию студентов к
самостоятельной работе в процессе использования электронно-образовательной площадки LMS Moodle.
5. Подготовить методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке и использованию ресурсов на базе электронно-образовательной площадки LMS Moodle.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;
эмпирические методы (опрос, беседы, психолого-педагогическая диагностика статистическая обработка результатов эмпирического исследования).
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Общее количество респондентов (студенты физико-математического факультета, а также студенты факультета психологии и педагогики) составило - 100 человек.
Практическая значимость исследования заключается в следующем - разработаны авторские методические рекомендации для преподавателей вуза, начинающих разрабатывать ЭОК на электронно-образовательной площадке LMS Moodle: «Работа в системе дистанционного обучения LMS Moodle».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы были представлены на VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2016 (г.Москва, 2016), «VI Махмутовские чтения: Проблемное обучение в современном мире» - 2016 (г.Елабуга, 2016), Всероссийской научно-практической конференции «Афанасьевские чтения» - 2016 (г.Якутск, 2016), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (г.Елабуга, 2016), на круглом столе «Декомпозиция профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС» (г.Елабуга, 2016).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под мотивацией самостоятельной работы понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к самостоятельному приобретению знаний.
Современная система образования нацеливает будущих профессионалов на овладение профессиональными компетенциями при помощи самостоятельной работы. Для этого используется достаточно большой арсенал разнообразных ресурсов.
Нами было проведено исследование по определению влияния электронно-образовательной площадки LMS Moodle на эффективность формирования положительной мотивации у студентов вуза к самостоятельной работе.
Исследовательская работа проводилась на двух факультетах, а именно физико-математическом факультете (50 респондентов) и факультете психологии и педагогики (50 респондентов). Выборка была не случайной, так как факультет психологии и педагогики в основном придерживается традиционной формы самостоятельной работы, когда физико-математический факультет отдает предпочтение электронно-образовательным ресурсам.
На первом этапе нами был произведен опрос отношения студентов к ЭОР и диагностика учебной мотивации к самостоятельной работе у студентов ЕИ КФУ. Затем, на втором этапе, на основе полученных результатов, нами были использованы возможности LMS Moodle для разработки ЭОК «Теория и технологии воспитания1», а также были разработаны методические рекомендации для преподавателей «Работа в системе дистанционного обучения LMS Moodle».
С целью диагностики отношения студентов к ЭОР нами был составлен авторский опросник, включающий в себя 11 вопросов закрытого типа.
На основании проведенного опроса, мы сделали предположение, что студенты физико-математического факультета, работая на электронно-образовательной площадке LMS Moodle с первого курса обучения более мотивированы в выполнении самостоятельной работы с помощью ЭОР. Он не вызывает у них технических проблем, они используют различные гаджеты, нет внутреннего сопротивления при выполнении заданий в рамках ЭОР. У студентов факультета психологии и педагогики, которые воспринимают данную форму самостоятельной работы в качестве дополнительной нагрузки к традиционным домашним заданиям.
Для исследования уровня мотивации нами была использована «Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)».
На основании проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы: у студентов физико-математического факультета преобладают учебно-познавательные, профессиональные, творческие мотивы, мотивы избегания и престижа по сравнению с факультетом психологии и педагогики, у которого, в свою очередь, преобладают коммуникативные и социальные мотивы, что легко можно объяснить профессиональной направленностью данного факультета.
Мы считаем, что повлиять на мотивацию студентов могут как педагоги, так и, конечно, сами студенты. Факторов, повышающих мотивацию к обучению, может быть много, но ни один из них не будет «работать», если нет внутренней мотивации, приятия студентом той деятельности, в которую он включается. Главный мотив учения — внутренняя побудительная сила, когда студент осознает для себя значимость деятельности.
Для статистической обработки эмпирических результатов нашего исследования применялся t-критерий Стьюдента. Данный критерий используется для определения того, являются ли различия в распределении значений между двумя группами случайными или статистически значимыми. Коммуникативные мотивы, мотивы избегания, творческие мотивы, учебно-познавательные мотивы, а также социальные мотивы попали в зону значимости, что говорит о необходимости применения электронно-образовательной площадки LMS Moodle в более широком формате. Профессиональные мотивы попали в зону тенденции. Мотивы престижа попали в зону незначимости.
Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что самостоятельная работа студентов на электронно-образовательной площадке LMS Moodle усиливает мотивацию студентов к ее выполнению. Однако, мы не считаем, что нужно полностью отказываться от традиционных форм выполнения самостоятельной работы, так как разумное объединение позволит сформировать у студентов все необходимые компетенции, сформулированные ФГОС. Наличие данных компетенций должно в полной мере соответствовать приоритетному направлению развития КФУ «Учитель 21 века». Нынешнее поколение родилось на рубеже XX-XXI века, обучается в XXI веке, именно поэтому оно совершенно по-другому относится к процессу обучения.



1. Андреева И. В. Психология и педагогика. - СПб., 2003. - 264 с.
2. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учеб. пособие [Текст] / А.М. Анисимов. - Харьков : Изд-во ХНАГХ, 2009. - 292 с.
3. Балакирева Э.В., Богданова Р.У., Даутова О.Б., Даргевичене Л.И., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. Часть I. / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. - СПб., 2008. - 389 с.
4. Берулава Г.А., Берулава М.М. Технологическое преломление теории сетевого образования: развитие компетенций личности с опорой на образовательное пространство Интернета / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2011. - №3. - С. 10-17.
5. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д. 1999. - 354 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
7. Воронов В.Н., Толкачёв В.А. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы (по материалам Интернет-конференции) / В.Н. Воронов // Высшее образование в России. - 2010. - №8-9. - С. 50 - 55.
8. Выгодский Л. С. Психология. - М., 2001. - 410 с.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 2000. - 498 с.
10. Граф В., Ильясов В.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы. - М., 1981. - 254 с.
11. Дьяченко А.В., Мяэотс В.В., Попов А.Э. Принципы построение систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий / А.В. Дьяченко // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». - 2015. - №12. - С. 78 - 84.
12. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - М., 1993. - 298 с.
13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогических исследований. - М., 2001. - 216 с.
14. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания /сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ - Саранск.: Изд-во Морд. у-та, 2009. - 35 с.
15. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. - М.: Изд-во Дашков и К°, 2009. - 353 с.
16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 289 с.
17. Ильин Е.П. Общая психология. Учебное пособие. - М.: РГПУ им. Герцена, 2003. - 410 с.
18. Калинникова, Н.Я. Составляющие системы управления учебной деятельностью студентов в вузе.// Вестник Бурятского университета.- Улан- Удэ: Изд-во БГУ, 2006.- С. 73-80.
19. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России. - 2010. - №1. - С.114-115.
20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
21. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle / А.В. Корень // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №1 (14)
22. Корень А.В. Перспективы использования учебных сайтов преподавателей в контексте развития национальной системы образования / А.В. Корень // Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - №9. - С. 4 - 6.
23. Кузьмина Т.В., Тихомирова Е.В., Гольдфарб Л.Ю., Дворников Н.Ю.
Студент в среде E-Learning: учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: МЭСИ, 2008. - Режим доступа:
http://www.bytic.ru/mesi/Zadanie/Book/elearning_1.pdf (дата обращения:
17.10.2015) .
24. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 217 с.
25. Куулар Ч.Д. Недостатки систем электронного обучения на примере LMS MOODLE. //Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний: Материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань - 2013», Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2013. - Ч I. - С.339- 342.
26. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний// Психология личности. Тексты. - М., 1982. - 310 с.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 376 с.
28. Маркина Г.И. Мотивация деятельности. - СПб: «Питер», 2001. -
264 с.
29. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г. - 389 с.
30. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. - 137 с.
31. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.2 1966. - С. 62.
32. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.3 1966. - С. 141.
33. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты /В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. — М. : Университетская книга, 2010. - 245 с.
34. Поведская О.К. Организация научно-исследовательской работы студентов в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1.
35. Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. -
248 с.
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Бахрах-М, 2005. - 298 с.
37. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара, БАХРАХ, 1997. - 590 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1999. - 376 с.
39. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1998. - 144 с.
40. Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Online-университет на базе LMS Moodle / В.И. Солдаткин // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С.56 - 65.
41. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А.В. Соловов. - Самара: Новая техника, 2006. - 464 с.
42. Стрекалова Н.Б. Самостоятельная работа студентов в контексте управленческой триады // Информатика и образование. - 2014. - № 4.
43. Стрекалова Н.Б. Самостоятельная работа студентов в современных информационно-образовательных средах // Информатика и образование. -2014. - № 9.
44. Толстобров А.П. Модель организации учебного процесса вуза в среде Moodle / А.П. Толстобров // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Железноводск, 2009.
45. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2014. - 72 с.
46. Фирсова И.А. Саморазвитие личности и современные технологии обучения /И.А. Фирсова, И.В. Непрокина //Личностно ориентированные технологии в обучении: Сб. науч.-метод работ. - Самара.: Самар. гос. пед. колледж, 2001. - С. 153 - 156.
47. Челышева Т.В. Научно-методическое обеспечение участия студентов в реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
- 198 с.
48. Юнг К.Г. Психологические типы - М.:Издательство: Харвест, 2006.
- 490 с.
49. Ютттко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. / Рост. гос. ун-т. - Ростов-н/Д, 2001. - 23 с.
50. Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org (дата обращения
23.11.2015) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ