Введение………………………………………………………………………….. 6
1 Методология бухгалтерского учета основных средств……………..…….. 8
1.1 Классификация и оценка основных средств……………………….. 8
1.2 Учет движения и наличия основных средств……………………… 12
1.3 Учет амортизации и восстановления основных средств…………. 23
1.4 Учет результатов инвентаризации основных средств……………. 27
2 Анализ основных фондов в дистанции пути……………………………… 29
2.1 Краткая характеристика организационно-технического уровня дистанции пути………………………………………………………………… 29
2.2 Анализ структуры основных фондов……………………………… 31
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов………………….. 38
2.4 Анализ технического состояния основных фондов………………. 44
2.5 Анализ эффективности использования основных фондов………. 48
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Список использованных источников………………………………………… 56
Основные фонды – это главный элемент материального национального богатства. Динамика основных фондов и общее изменение производственно-технического потенциала – это основные тенденции, которые определяют будущее отечественной экономики.
Железнодорожный транспорт является фондоемкой отраслью национальной экономики. В уставный капитал образованного в 2003 году ОАО «Российские железные дороги» в уплату стоимости акций было внесено имущество на сумму более 1,5 трлн р. Подавляющую часть этого имущества составляют основные средства, наличие и состояние которых характеризует производственно-технический потенциал железнодорожного транспорта.
Производство железнодорожной транспортной услуги базируется на использовании многообразных объектов основных средств. Их наличие в соответствующем объеме и структуре, а также техническом состоянии является одним из условий обеспечения непрерывности перевозочного процесса, полного и своевременного удовлетворения потребностей рыночной экономики в перевозках.
Поэтому тема бакалаврской работы, посвященная учету и анализу использования основных средств, является весьма актуальной в современных условиях хозяйствования.
Цель бакалаврской работы – рассмотреть действующую систему бухгалтерского учета осовных средств и выполнить анализ их наличия, движения, структруы, технического состояния и использования.
В связи с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- оценить эффективность производственно-хозяйственной деятельности дистанции пути на основе анализа динамики важнейших производственно-экономических показателей за 2014 год;
- рассмотреть действующую классификацию основных средств и виды их стоимостной оценки;
- обобщить опыт аналитического и синтетического учета основных средств и изучить документооборот;
- охарактеризовать состав и структура основных фондов дистанции пути;
- проанализировать наличие и динамику основных фондов;
- выполнить анализ технического состояния основных фондов;
- проанализировать эффективность использования основных фондов;
- дать предложения по улучшению использования основных фондов в дистанции пути.
Объектом исследования является Новосибирская дистанция пути филиала ОАО «РЖД» - Западно-Сибирской железной дороги.
Предмет исследования – основные средства, их учет и использование.
Исходной информацией послужили данные бухгалтерской отчетности.
В работе использовались методы наблюдения, группировки, графический, средних величин, относительных величин, сравнения, динамики, абсолютных разниц.
Основные средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Условия рыночной экономики обусловили повышение информационной роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Данные бухгалтерского учета в совокупности с другими видами информации позволяют контролировать хозяйственные действия, анализировать их и на этой основе вырабатывать оптимальные управленческие решения, обеспечивая эффективное функционирование предприятий.
Достоверное отражение в учете и отчетности наличия основных средств, их действительной стоимости и движения является основным критерием оценки активов предприятия и представления его финансовой устойчивости.
Как показало проведенное исследование документального оформления и учета основных средств в дистанции пути, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в структурных подразделениях железнодорожного транспорта, правильное оформление операций по учету наличия и движения основных средств, что подтверждается результатами инвентаризации.
За рассматриваемый 5-летний период дистанция пути работала менее эффективно, что подтверждается значительными, более высокими средними темпами роста себестоимости продукции (121,1%) по сравнению с ростом тонно-километровой работы (111,4%) и показателями использования производственных факторов - производительностью труда (114,2%) и фондоотдачи (117.3%). Существенный рост производительности труда, свидетельствующий о значительных достижениях в использовании трудовых ресурсов дистанции пути плохо согласуется с незначительным обновлением основных производственных фондов и эффективностью их использования.
Анализ структуры основных средств дистанции пути следует дополнить изучением структуры отдельной группы – сооружения, удельный вес которой составляет более 96% общей совокупности фондов дистанции пути, а также уделить особое внимание подгруппе ОФ - верхнее строение пути с удельным весом 47,5%.
На конец года структура ОФ по характеру использования в процессе производства практически не изменилась: всего на 0,2% сократился удельный вес активной части ОФ за счет уменьшения доли подгруппы рабочие машины и оборудование и возрос удельный вес пассивной части ОФ на 0,2% соответственно.
За отчетный период ОФ дистанции пути в абсолютном выражении выросли на 428,4 млн руб., или на 9,7%, что произошло в результате движения основных средств - поступления и выбытия: безвозмездной передачи объектов основных средств, в незначительной степени с вводом новых объектов, на долю которых пришлось менее 1% общего прироста основных фондов, и в результате ежегодной переоценки ОФ.
Прирост стоимости основных фондов дистанции пути в 2014 г. составил 25,5%, в том числе группы сооружения – 26%, верхнего строения пути - 36,3%.
В отчетном году преимущественным видом движения ОПФ было поступление: доля общего поступления в совокупности ОПФ составила 9,2%, что в основном обусловлено результатом безвозмездной передачи объектов основных средств другими предприятиями железнодорожного транспорта, доля общего выбытия составила лишь 0,3 п.п.
Величина коэффициента износа основных фондов дистанции пути, составляющая более 80%, очень высока и превышает уровень износа ОФ в целом по железнодорожному транспорту примерно в 1,7 раза, а нормальный уровень износа – в 2,5 раза. Это означает, что основные фонды дистанции пути, прослужившие более 4/5 своего нормативного срока эксплуатации, являются практически полностью изношенными. При этом к концу 2014 г. коэффициент износа увеличился на 2 п.п. и достиг уровня 86%, что свидетельствует о продолжающейся тенденции ухудшения технического состояния основных фондов и отрицательно характеризует деятельность предприятия по совершенствованию его технической базы.
Рост коэффициента износа в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом связан с увеличением суммы накопленного износа, что обусловлено незначительным обновлением основных фондов и начислением на них износа.
Более полную оценку технического состояния ОФ и степени их физического и морального износа характеризует возрастной состав оборудования. Более 84% эксплуатируемых ОФ имеют возраст сверх нормативного. Средний возраст ОФ дистанции пути составляет 68 лет и превышает нормативный на 23 года или в 1,5 раза.
Техническое состояние ОФ зависит от своевременного и качественного ремонта, а также от направленности использования средств на технику, технологию и совершенствование технологического процесса, то есть объема и структуры капитальных вложений.
В дистанции пути объем капитальных вложений очень мал, поскольку на предприятии пути формируется ремонтный фонд, который является составной частью себестоимости. Ежегодно около 50-70% всех средств фонда направляются на путевые работы, связанные со сменой рельсов новыми, сменой стрелочных переводов, сменой переводных брусьев, шлифовкой рельсов и др., 30-50% - на ремонт искусственных сооружений, земляного полотна и прочие.
Положительные тенденции в изменении показателей использования основных производственных фондов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. свидетельствуют об улучшении использования ОПФ коллективом дистанции пути.
Резервы повышения эффективности использования основных фондов. Состояние основных фондов дистанции пути, их достоверное отражение в бухгалтерском учете и эффективность использования являются важнейшими предпосылками увеличения объема перевозочной деятельности, ее качественного уровня, улучшения финансовых результатов деятельности, темпов расширения воспроизводства, устойчивости финансового положения субъекта хозяйствования. В этом случае резервами повышения эффективности и использования основных фондов являются:
- увеличение надежности техники и оптимизация технологии ремонта и содержания колеи;
- освоение современных машинизированных комплексов;
- совершенствование эффективности применения прогрессивных конструкций и материалов;
- совершенствование эффективности комплексной механизации путевых работ и применения новых машин, заключающиеся в комплексном выполнении путевых работ цепочкой высокопроизводительных машин за один проход при кратчайшем занятии перегона;
- скоростные методы работы, научная организация труда и производственного процесса.
1. Приказ Минфина РФ от 30.01.2003г. № 26н ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Ред. от 24.12.2010г.
2. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003г. № 91н «Методические указания по учету основных средств».
3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «План счетов бухгслтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению». Ред. От 08.11.2010г.
4. Постановление Госкомстата от 21.01.03 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств».
5. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий. /Под ред. В.И. Аксеновой. –М.- 2007.
6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник /Под ред. проф. В.Я.Позднякова. – М.- 2008.- 617с.
7. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог /Под ред. Н. Г. Винниченко. - М. – 1982. – 408 с.
8. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте.Учебник для вузов ж.-д. транспорта /Под ред. проф. А. П. Красова.- М.- 2008.- 672 с.
9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М., 2001;
10. Витченко М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий ж.-д. транспорта.-М.- 2006.
11. Волков Б. А., Шульга В.Я., Кокин М.В. и др. Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства: Учебник для вузов/Под общей ред. Б.А. Волкова, В.Я. Щульги. – М.- 2003.- 632 с.
12. Крейнис З.Л. Экономика путевого хозяйства.-М.- 2006. – 312 с.
13. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. - М., 2001.
14. Кондраков Н.Р. Бухгалтерский учет. - М., 2000.
15. Корпоративные учетные принципы (КУП) 4/2013 «Учет основных средств».
16. Иваненко А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.- М. – 2004. – 568 с.
17. Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 256с
18. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. – 9-е изд. и доп. – М.,2011.
19. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. Учебник. – 6-е изд. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 378с.
20. Экономика железнодорожного транспорта /Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М. – 2001. – 600 с.