Введение
1. Теоретические основы оценки износа машин, оборудования и
транспортных средств
1.1. Машины, оборудование и транспортные средства, как объект оценки
1.2. Технико-экономическое содержание износа и его роль в оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
1.3. Виды износа машин, оборудования и транспортных средств
2. Методы определения различных видов износа машин, оборудования и
транспортных средств
2.1. Методы оценки физического износа
2.2. Функциональный износ и методы его определения
2.3. Внешний экономический износ. Методы определения
3. Практика оценки износа транспортных средств
3.1. Характеристика рассматриваемого объекта оценки
3.3. Оценка совокупного (накопленного) износа объекта оценки
Заключение
Оценка машин, оборудования и транспортных средств - это одна из наиболее востребованных отраслей оценочной деятельности, так как её объекты имеют различные особенности в экономическом, правовом и техническом сегменте.
Для оценки машин, оборудования и транспортных средств характерно не учитывать земельный или территориальный фактор в полной мере, так как это имущество движимое, для него это значение приобретает несколько иной круг факторов: техническое совершенство, надежность и качество, степень изношенности, моральное старение, брэнд изготовителя и так далее. Для оценки машин, оборудования и транспортных средств, проблема идентификации объектов оценки является одной из важнейших. Постановка задач идентификации для таких объектов гораздо сложнее, нежели при оценке объектов недвижимости. Одной из трудностей является то, что даже на одном предприятии количество оцениваемых объектов может варьировать до десятков тысяч единиц самого разнообразного по назначению, устройству и характеристикам оборудования. В таких случаях оценщик часто сталкивается с трудностями разбиения единиц оборудования и объектов, относящихся к другим видам активов предприятия. При оценке машин, оборудования и транспортных средств одну из важнейших ролей играет фактор износа. Причинами обесценивания машины является ряд факторов, базирующихся на условии эксплуатации и заложенных в самом объекте характеристик с одной стороны (в этом случае имеет место физическое обесценение, вызванное физическим износом), и факторов вне объекта и указанных условий с другой (в этом случае говорят о функциональном и / или экономическом обесценении).
Определять износ в методике стоимостной оценки машин, оборудования и транспортных средств, как ходить по тонкому льду, невероятно деликатное дело, ведь допускаемые вычислительные ошибки при расчете износа машин и оборудования сводят на нет достоверность конечного результата оценки. При определении износа огромную роль играет «субъективный фактор», ведь в большинстве применяемых методах экспертные суждения, именно метод экспертных суждений учитывается больше всего.
Выбранная мною тема подразумевает в себе достижение конкретной цели, а именно: исследование основных теоретических и практических аспектов оценки износа машин, оборудования и транспортных средств, на примере автотранспортного средства Volkswagen Polo.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности машин, оборудования и транспортных средств, как объекта оценки;
2) охарактеризовать износ, как технико-экономическое понятие;
3) определить отличительные особенности износа от амортизации;
4) выявить влияние износа на стоимость машин, оборудования и транспортных средств;
5) дать характеристику различным видам износа машин, оборудования и транспортных средств;
6) рассмотреть особенности методов оценки различных видов износа машин, оборудования и транспортных средств;
7) охарактеризовать современное состояние рынка автотранспортных средств в Российской Федерации;
8) провести оценку износа автотранспортного средства Volkswagen Polo.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки износа машин, оборудования и транспортных средств, в том числе законодательная основа и цели оценки машин, оборудования и транспортных средств; уникальность машин, оборудования и транспортных средств, как объектов оценки; сущность и виды износа машин, оборудования и транспортных средств.
Во второй главе раскрываются методы определения физического, функционального и внешнего износа машин, оборудования и транспортных средств, рассматривается определение совокупного (или накопленного) износа машин, оборудования и транспортных средств.
В третьей главе приводится характеристика рассматриваемого объекта оценки (автотранспортного средства), проводится анализ рынка автотранспортных средств по состоянию на начало 2016 года, рассчитывается совокупный (накопленный) износ рассматриваемого объекта оценки.
Оценка машин и оборудования отличается многообразием типов, видов, очень большой номенклатурой изделий, широким диапазоном режимов эксплуатации, развитием отраслей промышленности и, как следствие, быстрым обновлением и появлением новых образцов машин и оборудования. Что требует систематизации имеющегося опыта и разработки новых методологических подходов оценки последних.
Многофакторной и сложной задачей является определение различных составляющих износа, сведение полученных результатов для получения совокупной величины износа. От точности и достоверности определения зависят конечные результаты при проведении оценки машин и оборудования.
Учесть износ - значит оценить его. Чтобы оценить износ, нужно рассмотреть процесс износа с технической и экономической точек зрения.
В теории оценки речь идет именно об обесценение вызванном износом, а не об износе, как таковом [10, с.47]..
Классификация износов может быть приведена по критерию технической возможности и экономической целесообразности их устранения и по причинам их вызывающим. С точки зрения возможности устранения различают:
1) неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей машин и оборудования или целесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают прирост полезности и стоимости соответствующего объекта;
2) устранимый износ, который возможно осуществить технически и экономически.
Причины износа могут лежать как в самом объекте, так и в ближайшем окружении этого объекта (в его аналогах или технологической цепочке, в которую традиционно включен объект), а равно и в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту (наступление кризиса перепроизводства, изменение таможенного законодательства). В зависимости от этого оценщики выделяют три вида износа:
1) физический износ — потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;
2) функциональный износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования; появляется из-за технического и технологического прогресса;
3) внешний экономический износ — потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов (экономических) и приводящая к недоиспользованию объектов, т. е. снижению уровня
Важность учета всех трех видов износа при оценке машин, оборудования и транспортных средств обусловлена следующими причинами:
1) относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;
2) высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;
3) относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему экономическому износу этого оборудования [13, с.71-72].
При этом предметом определения являются не только перечисленные частные виды обесценения (износа), но и накопленный (совокупный) износ или обесценивание, то есть суммарные потери стоимости объекта оценки [10, с.48].
В настоящее время предложено много методик к оценке износа машин и оборудования, в зависимости от имеющихся исходных данных для расчетов с учетом целей и особенностей оценки. Большинство же из них относится к расчету величины физического износа.
Большинство практикующих оценщиков для оценки износа автотранспортных средств используют расчетный метод оценки износа автомототранспортных средств по рекомендациям методического пособия Ю. В. Андрианова.
При расчетах конечная величина совокупного (накопленного) износа никогда не будет превышать 100%. Эта методика используется при расчете ОСАГО (в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО» №001МР/СЭ (утв. Минтрансом РФ 12.10.2004, Минюстом РФ 20.10.2004, МВД РФ 18.10.2004)).
Для учета этой проблемы необходимо усовершенствовать существующие и/или разработать новые модели расчета величины износа.
Важно отметить, что оценщик вправе «...применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки» [3, ст.14]. Эта свобода выбора методологии в полной мере относится и к методам расчёта физического износа.
При использовании доходного подхода в оценке машин, оборудования и транспортных средств не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что чем больше будет каждый из износов, тем меньше будут величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.
При использовании сравнительного подхода в качестве базы для определения стоимости машины обычно используют рыночные цены идентичных объектов или близких аналогов. Считается, что в этих ценах уже учтен функциональный и внешний экономический износы машин, практически одинаковых с объектом оценки. Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости С объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (восстановительной стоимости) С в с последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа:
где: Кифиз, КИфун, Кивнеш - коэффициенты физического, функционального и внешнего экономического износа машины соответственно [13, с.94-95].
В практической части дипломной работы была произведена оценка совокупного (накопленного) износа объекта оценки Volkswagen Polo. Применив затратный подход, совокупный (накопленный) износ составит 26%.