Проблема обучения детей волнует людей уже давно. Возникают вопросы о том. Как правильно представлять информацию, в какой период лучше рассказывать тему и научать навыкам, а также как в целом происходить процесс передачи социального опыта к молодому поколению.
Одним из направлений, которое напрямую связано с процессом научения (или обучения), является бихевиоризм, в рамках которого раскрывалась сама суть и цель процесса обучения ребенка. Именно в бихевиоризме предлагались реальные схемы, по которым можно обучить ребенка чему угодно, поэтому анализ теоретических концепций обучения (научения) в рамках бихевиорального подхода, является достаточно актуальной современной темой.
Но, конечно, большой вопрос возникает и при использовании двух терминов «обучение» и «научение», которые некоторыми учеными используются как подобные, а некоторые находят в них яркие различия. К этому вопросу также обратимся в данной работе.
Цель: анализ теорий обучения (научения) в бихевиоризме.
Задачи:
рассмотреть разницу между научением и обучением;
изучить основные теории обучения (научения) в бихевиоризме.
Объект: теории обучения (научения).
Предмет: теории научения в бихевиоризме.
В работе были использованы следующие методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение. Работа носит теоретический характер и основывается на изучение научной литературы и статей.
Обучение предполагает целенаправленную передачу социального опыта от одного поколения к другому, поэтому теории обучения интересуют не только исследователей в области педагогической психологии, но и обычных людей, педагогов, учителей и их учеников. Сегодня существует большое число различных теорий, которые рассматривают процесс обучения с разных сторонОдним из основных направлений, которое занималось и занимается до сих пор рассмотрением обучения (или научения), является бихевиоризм, в рамках которого обучение рассматривается через научение определенному поведению в зависимости от целого ряда условий. В рамках данного подхода можно выделить имена трех основных исследователей, которые внесли наибольший вклад в теории обучение: Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк. Каждый из них представил свое представление о процессе научения, а также внес коррективы в концепции своих коллег дополнив и раскрыв их более подробно. Дж. Уотсон рассматривал обучение как простую тренировку: в ответ на внешние стимулы человек научается реагировать определенным образом. Основной вклад Э. Торндайка можно раскрыть через использование поощрения и наказания в педагогической деятельности. Так, он доказал на практике, что если поощрение может стимулировать человека к совершению тех или иных действий, то вот наказание никак не влияет на закрепление определенного человеческого поведения. А вот Б. Скиннером были сформулированы три основные принципа научения: постепенное предъявление информации, получение обратной связи и комфортный для обучающегося темп обучения.
Таким образом, вклад бихевиоризма в теории обучения сложно переоценить, так как некоторые современные образовательные системы основаны на принципах бихевиоризма.