Объект исследования - Батель (г. Барнаул). Это российская косметическая компания прямых продаж, предлагающая широкий ассортимент высококачественной продукции для красоты, здоровья и домашнего уюта.
Проведен анализ деятельности фирмы за 2017-2019 годы.
Сделан АВС-анализ ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1 Понятие и сущность планирования в менеджменте 5
1.2 Основные технологии и этапы планирования в менеджменте 9
2 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «БАТЕЛЬ» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 15
2.2 Анализ системы планирования на предприятии ООО «Батель» 22
2.3 Рекомендации по совершенствованию реализации технологии планирования на ООО «Батель» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Многие современные люди твердо уверены, что планирование - занятие очень скучное, накладывающее на человека множество ненужных ограничений. Поэтому они никогда не пытались думать о своих дальнейших действиях. Как ни странно, эти люди тоже были удивлены такой короткой жизнью. Но на самом деле планирование - это навык, который нелегко приобрести.
В современных условиях российской действительности актуальность системы планирования в организациях очевидна. Предприятия вынуждены работать в рыночной экономике, поэтому внутреннее планирование является неотъемлемой частью их деятельности. Этот процесс постоянно меняется в зависимости от внешних условий в данный момент. Изменения в организационной структуре самого предприятия и характере его деятельности также играют важную роль во внутреннем планировании компании.
Если рассматривать этот процесс как одну из функций управления, то он будет включать в себя разумное определение приоритетных направлений деятельности компании и основной доли развития производства. При этом учитываются соответствующие дополнительные источники и текущий уровень спроса.
Внутреннее планирование всего предприятия представляет собой уточнение целей развития всего хозяйствующего субъекта и различных подразделений.
Каждая компания, чтобы начать свою деятельность, должна четко указать свои будущие потребности в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники, которые они получают, и уметь точно рассчитать эффективность использования имеющихся средств в рабочем процессе компании.
Сегодня ученые создали полную систему планирования. Важнейшими научными исследованиями являются: В. Бабича, Д. Богини, В. Ефремова, А. Виханского, В. Гейца, И. Лукинова, Л. Мельника, В. Пономаренко, С. Попова, А. Тридед, С. Шершнева, Л. Шевчук, Р. Фатхутдинова, А. Яковлева и др.
Целью написания данной курсовой является: предложить мероприятия по совершенствованию системы планирования на предприятии ООО «Батель».
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования функции планирования,
- провести анализ реализации функции планирования на примере ООО «Батель»,
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности в ООО «Батель» на основе системы планирования.
Объектом исследования выступает планирование деятельности предприятия.
Предмет исследования – совершенствование функции планирования как основы управления.
Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составляет диалектический метод познания, позволяющий изучать экономические явления в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, реализовать сочетание комплексного, системного и ситуационного подхода к изучаемой теме.
В процессе исследования применялись такие методы и приемы, как абстрактно-логический, статистический, функциональный, метод системного анализа, группировки и синтеза.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав включающих в себя теоретические и практические исследования по данной теме, заключения, списка использованных источников.
Система планирования – это совокупность структурных элементов, которые обеспечивают плановую деятельность и ее результаты в виде планов различных типов и плановых показателей. Но, по нашему мнению, это определение не в полной мере раскрывает суть этого понятия.
Субъектами системы планирования являются процессы планирования и контроля, а результатами – информация, отраженная в планах и отчетах.
Системы планирования на предприятии должны состоять из планов, которые имеют комплексный характер. С помощью системы планирования руководство предприятия получает информацию, отражающую экономические процессы и взаимосвязи предприятия и рынка. Целостное представление об этих явлениях и процессах создается через системное представление их с помощью совокупности пересекающихся показателей планов. Поскольку различные разделы плана разрабатываются взаимосвязано, то система планов позволит сделать действительно содержательные выводы, если будет полной.
Для внедрения и успешной работы системы планирования в организации должны быть созданы все необходимые предпосылки организационного, информационного и кадрового характера. Так как целостное объединение плановых заданий и субъектов планирования происходит в рамках организационной структуры, то основные границы плановой и организационной зоны должны совпадать. Система планирования требует надлежащего информационного обеспечения, а именно: хорошей прогнозно-аналитической базы с возможность определения адекватных методических оценок, четкой и сформированной системы управленческого и финансового учета на предприятии/организации, продуманной системы по обработке и передаче электронной информации.
Батель - российская косметическая компания прямых продаж, предлагающая широкий ассортимент высококачественной продукции для красоты, здоровья и домашнего уюта.
Дистрибуция компании «Батель» в городах и районах охватывает все каналы сбыта: крупнооптовые и сетевые клиенты; традиционные магазины и рынки; аптеки и аптечные сети; магазины спорта, туризма и отдыха, фитнесс-клубы; парикмахерские, салоны красоты; зоомагазины и ветеринарные клиники; детские магазины.
Рентабельность продаж в 2018 году снизилась на 1,4%, а в 2019 году на 9,68%, данное обстоятельство вызвано ростом себестоимости продукции и сокращением величины прибыли. Снижение всех показателей рентабельности является отрицательным моментом в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Отдаленные долгосрочные цели в ООО «Батель» дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.
Планирование на предприятии ООО «Батель» имеет очень важное значение, является базисом и регулятором деятельности предприятия в целом. Руководству следует проанализировать политику управления процессом продаж, изыскать дополнительные резервы по улучшению финансово – хозяйственной деятельности: организовать более широкую оптовую торговлю, изучить потенциальных покупателей, расширить, по возможности, ассортиментную структуру, пересмотреть поставщиков и пр.
Разработанные рекомендации по совершенствованию системы планирования повысят производительность труда, в итоге предприятие начнет работать более эффективно.
1. Агарков А.П. Теория менеджмента: Учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Альфа-М, 2016. - 636 c.
2. Акчурина А.М. Планирование и организация производства / А.М. Акчурина. - М.: Русайнс, 2017. - 64 c.
3. Бабич Т., Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т. Н. Бабич, И. А. Козьева, Ю. В. Вертакова. - М.: Инфра-М, 2018. - 256 c.
4. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 510 c.
5. Баринов В.А. Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Инфра-М, 2018. - 284 c.
6. Блинов А.О. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
7. Бобков Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 320 c.
8. Бойко С.С. Понятие планирование и его необходимость на предприятии / С.С. Бойко, С.Ю. Серова, С.Н. Кукушкин // Молодежный науч. форум: общественные и экон. науки. – 2016. – № 10. – С. 145-148.
9. Быков С.Л. Роль внутрифирменного планирования в управлении предприятием / С.Л. Быков, В.А. Горемыкин // Вопросы региональной экономики. – 2015. – Т. 22, № 1. – С. 141-147.
10. Гиевая Л.П. Стратегическое планирование в деятельности современного предприятия: понятие и необходимость / Л.П. Гиевая, Т.В. Макеева // Приоритетные научные направления: от теории к практике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск, 2015. – С. 145-147.
11. Гусаров Ю.В. Теория менеджмента: Уч. / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. - М.: Инфра-М, 2017. - 464 c.
12. Ермилова М.И. Внутрикорпоративное финансовое планирование и бюджетирование. Учебник / М.И. Ермилова, Е.О. Азизи, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 336 c.
13. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. - М.: Инфра-М, 2016. - 160 c.
14. Казакевич Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учебное пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
15. Ксенофонтова Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
16. Коростина А.А. Значение стратегического планирования в управлении предприятием / А.А. Коростина, А.Н. Романова // NovaInfo. Ru. – 2016. – Т. 4, № 56. – С. 259-264.
17. Кукушкин С. Н. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 322 с.
18. Курынов А.В. Реорганизация предприятия как частный случай планирования и проектирования организации / А.В. Курынов, Г.А. Моштаков, Ф.А. Тураев // Актуальные проблемы теории и практики управления социальными системами : сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2017. – С. 119 – 122.
19. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента (для бакалавров) / Ю.Н. Лапыгин. - М.: КноРус, 2017. - 416 c.
20. Латфуллина, Г.Р. Теория менеджмента: Учебник / Г.Р. Латфуллина. - СПб.: Питер, 2018. - 240 c.
21. Левин О.Д. Стратегическое планирование : сущность, особенности. Стратегический план предприятия: понятие, виды // Синергия Наук. – 2017. – № 18. – С. 89-94.
22. Лукьяненок А.В. Виды финансового планирования на предприятии // Междунар. студ. науч. вестн. – 2018. – № 1. – С. 57.
23. Малюкова Е.С. Сущность и понятие стратегического планирования // Синергия наук. – 2018. – № 26. – С. 70-77.
24. Мандрик А.А. Стратегическое планирование деятельности предприятия // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 1001-1005.
25. Маслова Е.Л. Теория менеджмента: Практикум для бакалавров / Е.Л. Маслова. - М.: Дашков и К, 2015. - 160 c.
26. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - М.: Инфра-М, 2018. - 176 c.
27. Москвитин Г.И. Теория менеджмента (история управленческой мысли) / Г.И. Москвитин. - М.: Русайнс, 2019. - 320 c.
28. Планирование как функция управления, виды и типы планирования : учеб.-метод. пособие / П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Н.Т. Гончар и др. ; Северо-Западный гос. медицинский ун-т им. И.И. Мечникова М-ва здравоохранения РФ. – СПб. : Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2018. – 39 с.
29. Ряховская А.Н. Теория антикризисного менеджмента: Уч. / А.Н. Ряховская. - М.: Магистр, 2018. - 439 c.
30. Семенов А.К. Теория менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2015. - 492 c.
31. Сергеев А.М. Теория менеджмента: Учебник / А.М. Сергеев. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
32. Соловьёва Ю.В. Внутрифирменное планирование : учеб. пособие / Ю.В. Соловьёва, М.В. Черняев. – М. : Дашков и К°, 2017. – 209 с.
33. Тебекин А.В. Теория менеджмента: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 160 c.
34. Тодошева С.Т. Теория менеджмента (для бакалавров) / С.Т. Тодошева. - М.: КноРус, 2019. - 352 c.
35. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: Истор.упр.мысли.: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c.
36. Фисунова В.А. Классификация методов планирования и прогнозирования экономической деятельности предприятия // Современные условия взаимодействия науки и техники : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – С. 144-147.
37. Хохлова, Т.П. Теория менеджмента: история управл. мысли: Уч. / Т.П. Хохлова. - М.: Магистр, 2018. - 16 c.
38. Шаталова А.Е. Значение финансового планирования для успешной деятельности предприятия // Науч. альм. – 2017. – № 5-1. – С. 240-243.
39. Ширяев, Д.В. Теория менеджмента / Д.В. Ширяев. - М.: Русайнс, 2017. - 464 c.
40. Якобсон З.В. Проектирование систем планирования на предприятиях в условиях реорганизации // Корпоративная экономика. – 2016. – № 1. – С. 32-43.