Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков

Работа №54377

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы163
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
495
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы вербальной
агрессии у подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «вербальная агрессия»
1.2. Особенности проблемы вербальной агрессии в подростковом возрасте
1.3. Формы и методы профилактики вербальной агрессии у подростков
Выводы к главе I
Глава II Опытно-экспериментальное исследование проблемы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков
2.1. Исследование уровня вербальной агрессии у подростков (констатирующий этап эксперимента)
2.2. Реализация программы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков (формирующий этап)
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Актуальность исследования. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость и насилие. Последствием духовно - культурной катастрофы в наше время, стало повсеместное употребление ненормативной, бранной лексики, сквернословия. Если раньше «матерщина» была, главным образом, специфическим языком преступников и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже и глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является активное использование молодежью непристойной брани, разрушающей сердце и душу. Очень часто именно сквернословие является причиной других, более серьёзных, правонарушений и преступлений. Необходимо понять, почему люди используют в своей речи нецензурную брань, как сквернословие влияет на здоровье человека, каковы пути преодоления этой вредной привычки. Поэтому целесообразно вопросы профилактики сквернословия обсуждать со специалистами в области духовного воспитания, педагогики и медицины.
Вербальная агрессия ведет к всевозможным болезням, к моральному, физическому и духовному разложению и человека, и общества. Мат приведет к ухудшению психофизического состояния в целом. Под воздействием сквернословия происходят изменения в генетическом коде человека, изменяются структуры ДНК, приводящие к быстрому старению и сокращению срока жизни человека, появляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням.
Вербальная агрессия становится нормой общения, а это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению и человека, и общества. Мат приведет к ухудшению психофизического
состояния в целом. На данный момент проблема сквернословия требует немедленного разрешения. Сквернословие, как форма вербальной агрессии формируется преимущественно в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции.
В настоящее время наблюдается большой интерес к изучению речевой агрессии, так как она очень часто используется во всех сферах жизнедеятельности, есть целый ряд работ, в которых рассмотрены отдельные вопросы, связанные с вербальной агрессией.
Проведенный теоретический анализ показал, что сквернословие рассматривается исследователями в следующих аспектах:
- как форма отклоняющегося поведения (Н. В. Жигинас [9], Л. М. Семенюк [17], С. В. Тачина [18], Н. С. Якимова [21] и др.); отмечается, что отклоняющееся поведение обнаруживается в действиях, направленных против личности: в хамстве, сквернословии, оскорблениях, унижениях, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица;
-как форма дезадаптации (О. В. Глуздова [2], А. Р. Гузаева [3], Р. В. Овчарова [13] и др.); в этом случае дезадаптация является показателем неблагополучия личности, а сквернословие как одно из асоциальных проявлений;
- как форма выражения (С. В. Виноградов [1], В. И. Жельвис [8], О. Ю. Тимонина [19] и др.); сквернословие выступает как средство выражения переживаемой непосредственно в момент речи эмоции, чаще - отрицательной, но иногда и положительной; оно способно создать видимость активного поиска выхода из эмоционального напряжения;
- как деструктивная психологическая защита, подменяющая разумное решение ситуации и, как следствие, ведущая к нарушению личностного развития (С. В. Виноградов [1], В. И. Жельвис [8], Н. В. Жигинас[9], Ю. В. Щербинина [20] и др.).
Анализ литературы показал, что данная проблема не до конца изучена, в частности не до конца раскрыта содержание, формы и методы профилактики вербальной агрессии у подростков.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием: между объективной потребностью общества в подростках, у которых формирована позитивное отношение к себе, к окружающим, повышение сопротивляемости к стрессовым и конфликтным ситуациям, развитие навыков самоконтроля, а с одной стороны, и неразработанностью содержания, форм и методов психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков?
Целью исследования выявить и экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы профилактики вербальной агрессии среди подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков будет эффективна, если:
- опираться на сущностные характеристики вербальной агрессии у подростков,
- учитывать возрастные особенности проблемы вербальной агрессии в подростковом возрасте,
- разработать и реализовать программу психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «вербальная агрессия».
2. Определить особенности формирования вербальной агрессией у подростков.
3. Изучить основные формы, методы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессией у подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование,
педагогический эксперимент.
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Методологическую основу данного исследования составили:
Данилова Е.И (способы преодоления вербальной агрессии в молодежной среде), Дубровина Д.А. (где сквернословие рассматривается как отклоняющее поведение), Кислица В.В. (профилактика вербальной агрессии), Панькова Н.В (вербальная агрессия у подростков-самозащита и самоутверждение).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОО - Старокулаткинская СШ № 2 имени Герой Российской Федерации Хабибуллина Р. В эксперименте приняли участие учащиеся 8-х классов, в возрасте 14-16 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе (поисково-теоретическом) этапе осуществляется изучение проблемы исследования в педагогической и психологической литературы; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводился педагогический эксперимент, осуществлялась проверка гипотезы исследования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы, пути и средства психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа можно использовать для психопрофилактики и психокоррекции вербальной агрессии подростков в школьных либо иных учреждениях.
Апробация результатов:
Основные положения и результаты дипломной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций:
1. Абитова Л.М. Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков /Итоговая научно-образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат).
2. Абитова Л.М. Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков. / IX Международная научнопрактическая конференция/ Интеграциооные процессы в науке в современных условиях. (г.Волгоград, заочная)
Кроме того, материалы дипломной работы были апробированы в следующих публикациях:
1. Абитова Л.М., Н.Н. Калацкая Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков. / IX Международная научно-практическая конференция/ Интеграциооные процессы в науке в современных условиях. -г.Волгоград.
2. Абитова Л.М., Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков // Сборник студенческих статей и тезисов Казанского Федерального Университета. - Казань: Изд-во Казанского фед.ун-та, 2017.
Структура исследования: исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей экспериментальной работы являлась психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков.
Вербальная агрессия является признаком негативного личностного развития подростка, поскольку снижает уровень интеллекта, разрушает сознание, ведет к деградации личности, порождает вседозволенность в поступках, делает подростка злым, неуравновешенным, негативно влияет на окружающих. Профилактика и предупреждение вербальной агрессии у подростков становится не только психологически необходимой, но и социально значимой.
В связи с этим возникает необходимость выявления содержания, форм, методов эффективной. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и содержание понятия «вербальная агрессия»
При решении первой задачи нами были рассмотрены взгляды разных авторов на данную проблему. Но мы остановились понятие А.Басса. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( угроза, проклятие, ругань). Данное определение является на наш взгляд, наиболее верным, поскольку с его помощью можно выделить основные аспекты вербальной агрессии, а именно:
3) Внешнее, формальное - изучение словесного оформления агрессивных проявлений: специфика лексических средств и речевых конструкции, в которых воплощается вербальная агрессия; интонация, тембер, тепм, громкость речи.
4) Внутренний, содержательный - анализ темы, содержания, цели высказывания.
2. Определить особенности проблемы вербальной агрессии в подростковом возрасте.
При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что основными причины проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут мотивы, связанные со следующими потребностями детей
Всплеск негативных эмоций и переживаний - характерная причина вербальной агрессии у подростков. В подростковом возрасте достаточно активно развивается очень важная для общения характеристика - умение ориентироваться показателям сверстников, брать их во внимание. Несформированность данного умения влечет за собой различные последствия: непринятие подростка его товарищами; нарушение развития общения по линии «подросток-подросток» и так далее.
Не менее актуальна причина коммуникативной агрессии - это самозащита, агрессия «в ответ». (Подростковая речевая субкультура очень груба и для них характерна способность «огрызаться». Всякий ребенок, а в частности, подросток, рано или поздно сталкивается с враждебным настроем, оскорблениями в ходе коммуникативного акта и отвечает ему тем же. В этом и заключается сущность обороны, своеобразной защиты, исходящей от подростка)
Еще интересна причина речевой агрессии - самоутверждение. (Часто встречаются подростки, которые не научены конструктивно решать проблемы общения, часто грубость, угрозы, насмешки, для того чтобы самоутвердиться за счет адресата. У таких «любителей» самоутвердиться всегда прослеживается проблема с самооценкой: она либо завышена, либо занижена.
3. Выявить эффективные формы, методы и содержание формирования вербальной агрессией у подростков.
Наша третья задача состояла в выявлении эффективных форм, методов формирования вербальной агрессии у подростков. При анализе психолого-педагогической и методической литературы нами были выделены, как наиболее эффективные, следующие методы: беседа, минилекции, А как наиболее эффективные формы мы выявили сюжетноролевые игры, викторины, использование видеофильмов с дальнейшим их обсуждением классные часы, тренинг. Помимо устных форм информирования подростков о проблеме вербальной агрессии различают также и наглядные формы просвещения: тематические стенды, плакаты, специальные витрины, буклеты, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература.
На наш взгляд, они являются наиболее эффективными при работе с подростками. На основе применения данных форм, методов и средств была разработана формирующая программа.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессией у подростков.
Для решения данной задачи в ходе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы была проведена и апробирована программа. Полученные результаты позволяют говорить, что с помощью формирующей программы удалось снизить уровень вербальной агрессии у подростков. Расчет t критерия Стьюдента показал наличие существенных различий в результатах экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе исследования, также произошли существенные изменения в показателях экспериментальной группы до и после проведения формирующей работы.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что апробированные нами формы, методы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у подростков достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.


1. Виноградов С. В. Сквернословие //Наука и жизнь.- 1993. - № 4. -С. 13-16.
2. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: Дис. канд. психол. наук - Нижний Новгород: Изд-во «Открытое знание», 2002.- 144 с.
3. Гузаева А. Р. Проблема вербальной агрессии в подростковой среде как объект социологического исследования // I Международная заочная научно-практическая конференция «Социология и психология: вклад в развитие личности и общества»: сборник материалов конференции 31 октября 2011 г. - Краснодар, 2001.- №3. - С. 79-83.
4. Данилова Е.И. Природа и способы преодоления вербальной агрессии в молодежной среде //Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов VII международной научно-практическая конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Губкин,2014. - № 4 - С. 50-53.
5. Демина В.В. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения //Обучение и воспитание: методики и практика. -2014. - №11. - С. 18-22.
6. Дубровина Д.А. Сквернословие у подростков как проявление отклоняющегося поведения // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - № 9. - С. 96-97.
7. Дубровина Д.А. Сущность и особенности проявления сквернословия
у подростков //Педагогическая и психологическая составляющая инновационного моделирования системы образования: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Изд-во «Открытое
знание», 2016. - 40 с.
8. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. - М.: Ладомир, 1997.- 356 с.
9. Жигинас Н. В., Аксёнов М. М. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса //Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1.- 2005.- С. 77-82.
10. Кислица В.В. Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении //Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 970-973.
11. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте //Психологическая наука и образование. -2014. - № 1. - С. 100-107.
12. Назарова Л.А. Основные формы проявления подростковой вербальной агрессии //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-1. - С. 155-157.
13. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. - М.: Академия, - 2003 - 448 с.
14. Палий О.Л. Вербальная агрессия в молодежном дискурсе //Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола.- Спб: Издательский дом "Петрополис", 2015. - С. 144-147.
15. Панькова Н.В. Вербальная агрессия подростков: самозащита или самоутверждение //Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С. 457-459.
16. Саппа Н.Н. Вербальная агрессия как объект психолого-правового анализа //Вестник по педагогике и психологии южной Сибири. -2016. - № 4. - С. 92-103.
17. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.- 96 с.
18. Тачина С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: дисс. канд. социол. наук. - Екатеринбург: Изд-во Урал. экон. ун-та, 2003. - 25 с.
19. Тимонина О. Ю. О сквернословии //Воспитание школьников.- 2010.- №9.- С. 32-35.
20. Щербинина Ю. В. Учимся управлять агрессией. - М.: Форум, 2012.416 с.
21. Якимова Н. С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества //Вестник Кемеровского государственного университета, 2011.- № 1. - С. 184-188.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ