Особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения когнитивной и эмоциональноличностной сферы дошкольников 8
1.1. Особенности когнитивного развития дошкольников 8
1.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста 11
1.3. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и эмоционально-личностного развития дошкольников и пути их развития 222
2. Эмпирическое исследование особенностей когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Определение уровня когнитивного развития детей дошкольного возраста,
обучающихся по методике М.Монтессори 35
2.3. Изучение эмоционально-личностного развития детей дошкольного
возраста, обучающихся по методике М.Монтессори 46
2.4. Особенности межличностного развития детей дошкольного возраста,
обучающихся по методике М.Монтессори 54
Заключение 63
Литература 67
Приложение 73
1. Теоретические аспекты изучения когнитивной и эмоциональноличностной сферы дошкольников 8
1.1. Особенности когнитивного развития дошкольников 8
1.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста 11
1.3. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и эмоционально-личностного развития дошкольников и пути их развития 222
2. Эмпирическое исследование особенностей когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Определение уровня когнитивного развития детей дошкольного возраста,
обучающихся по методике М.Монтессори 35
2.3. Изучение эмоционально-личностного развития детей дошкольного
возраста, обучающихся по методике М.Монтессори 46
2.4. Особенности межличностного развития детей дошкольного возраста,
обучающихся по методике М.Монтессори 54
Заключение 63
Литература 67
Приложение 73
Актуальность. Когнитивное развитие является высшей конфигурацией проявления потребности в познании социальной среды у детей предшкольного возраста. Целевые ориентиры в стадии старшего дошкольного возраста, продемонстрированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подразумевает формирование у ребенка «любознательности и познавательной мотивации; развитие когнитивных операций, формирование сознания; развитие воображения и творческой активности». Без развития когнитивной деятельности у детворы, достижение данных результатов невозможно без развития когнитивного деятельности у детей, которые станут значимым мотивом деятельности особенно в дошкольный период.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, М.Б. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной раскрываются методологические основы проблемы когнитивной деятельности. Ученые выделяют произвольность когнитивных процессов как высшую форму проявления познавательной потребности личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, доказывают необходимость формирования когнитивных процессов в дошкольный период.
Наиболее значимыми для изучения процесса формирования когнитивных процессов дошкольников являются исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой, Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьякова, Г.И. Щукиной, в которых обоснованы предпосылки когнитивного развития дошкольников, представлены характеристики когнитивных процессов, раскрыта методика их развития у детей.
Важность проблемы эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к
окружающим. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.
В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально - психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Поэтому важно проводить в дошкольных учреждениях психопрофилактическую и психокоррекционную работе с детьми с привлечением для этого психологов, педагогов и родителей.
Одним из способов развития когнитивных процессов и эмоциональноличностных свойств детей дошкольного возраста является методика М.Монтессори. В данной системе заложены условия, которые способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности. Это и наличие специально подготовленной среды, и возможность самостоятельного выбора дидактических материалов, и наличие возможность самостоятельно находить и исправлять ошибки, и создание разновозрастных групп. Подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию - и есть смысл Монтессори - метода (Сорокова М. Г., Сумнительный К. Е., Хилтунен Е. А. и др.).
Несмотря на достаточное количество публикаций, посвященных развитию когнитивных процессов и эмоционально-личностного развития, теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий развития когнитивных процессов дошкольников на основе идей педагогики М.Монтессори остаются актуальными.
Таким образом, возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и необходимостью эмпирического исследования когнитивного и эмоциональноличностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори с другой.
Это противоречие выражается в форме проблемы: каковы особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Особенности когнитивного и эмоциональноличностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори».
Объект исследования - когнитивное и эмоционально-личностное развитие дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
Предмет исследования - особенности когнитивного и эмоциональноличностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
Цель исследования - выявить особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что характеристики эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по методики М.Монтессори, существенно отличаются от характеристик эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по классической системе дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников и путей их развития.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Выявить особенности когнитивного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтесори;
4. Выявить особенности эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике Монтессори.
Методологической основой исследования являлись концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий:
- теория познания, раскрывающая проблемы сути знания для современной личности (В.А. Лекторский, Л.А. Микешина);
- теории системного изучения психолого-педагогического явления, позволяющего выявлять интегративные системные свойства и качественные характеристики когнитивного развития (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и
др.);
- теории деятельностного подхода, позволяющего рассматривать деятельность, как средство становления и развития субъектности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- идеи М. Монтессори, реализуемые в отечественном дошкольном образовании (М.Г. Сорокова, К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек, Е.А. Хилтунен).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
В диагностических целях были применены следующие методики:
- Методики диагностики познавательных процессов дошкольников «Запомни и расставь точки» и «Запомни фигуру»;
- Тест «Пьерона-Рузера»;
- «Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления Я. Йерасека»;
- «Графический диктант Д.Б. Эльконина»;
- Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
- Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина);
- Проективная методика Рене Жиля для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в преподавании следующих дисциплин: возрастная психология, дошкольная педагогика, педагогическая психология, так и педагогами ДОО и практическими психологами в ходе когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Контингент испытуемых. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №404 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани и МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №387» Московского района г.Казани. В исследовании приняло участие 35 детей дошкольного возраста - обучающихся по методике Монтессори и 35 детей, обучающихся по традиционной системе обучения.
Область применения: возрастная психология, дошкольная педагогика, педагогическая психология.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, М.Б. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордона, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной раскрываются методологические основы проблемы когнитивной деятельности. Ученые выделяют произвольность когнитивных процессов как высшую форму проявления познавательной потребности личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, доказывают необходимость формирования когнитивных процессов в дошкольный период.
Наиболее значимыми для изучения процесса формирования когнитивных процессов дошкольников являются исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой, Н.Г. Морозовой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьякова, Г.И. Щукиной, в которых обоснованы предпосылки когнитивного развития дошкольников, представлены характеристики когнитивных процессов, раскрыта методика их развития у детей.
Важность проблемы эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к
окружающим. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.
В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально - психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Поэтому важно проводить в дошкольных учреждениях психопрофилактическую и психокоррекционную работе с детьми с привлечением для этого психологов, педагогов и родителей.
Одним из способов развития когнитивных процессов и эмоциональноличностных свойств детей дошкольного возраста является методика М.Монтессори. В данной системе заложены условия, которые способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности. Это и наличие специально подготовленной среды, и возможность самостоятельного выбора дидактических материалов, и наличие возможность самостоятельно находить и исправлять ошибки, и создание разновозрастных групп. Подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию - и есть смысл Монтессори - метода (Сорокова М. Г., Сумнительный К. Е., Хилтунен Е. А. и др.).
Несмотря на достаточное количество публикаций, посвященных развитию когнитивных процессов и эмоционально-личностного развития, теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий развития когнитивных процессов дошкольников на основе идей педагогики М.Монтессори остаются актуальными.
Таким образом, возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и необходимостью эмпирического исследования когнитивного и эмоциональноличностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори с другой.
Это противоречие выражается в форме проблемы: каковы особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтессори.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Особенности когнитивного и эмоциональноличностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори».
Объект исследования - когнитивное и эмоционально-личностное развитие дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
Предмет исследования - особенности когнитивного и эмоциональноличностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
Цель исследования - выявить особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что характеристики эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по методики М.Монтессори, существенно отличаются от характеристик эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по классической системе дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников и путей их развития.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Выявить особенности когнитивного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по методике Монтесори;
4. Выявить особенности эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике Монтессори.
Методологической основой исследования являлись концептуальные положения философских, психолого-педагогических теорий:
- теория познания, раскрывающая проблемы сути знания для современной личности (В.А. Лекторский, Л.А. Микешина);
- теории системного изучения психолого-педагогического явления, позволяющего выявлять интегративные системные свойства и качественные характеристики когнитивного развития (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и
др.);
- теории деятельностного подхода, позволяющего рассматривать деятельность, как средство становления и развития субъектности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- идеи М. Монтессори, реализуемые в отечественном дошкольном образовании (М.Г. Сорокова, К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек, Е.А. Хилтунен).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
В диагностических целях были применены следующие методики:
- Методики диагностики познавательных процессов дошкольников «Запомни и расставь точки» и «Запомни фигуру»;
- Тест «Пьерона-Рузера»;
- «Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления Я. Йерасека»;
- «Графический диктант Д.Б. Эльконина»;
- Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
- Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина);
- Проективная методика Рене Жиля для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в преподавании следующих дисциплин: возрастная психология, дошкольная педагогика, педагогическая психология, так и педагогами ДОО и практическими психологами в ходе когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Контингент испытуемых. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №404 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани и МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №387» Московского района г.Казани. В исследовании приняло участие 35 детей дошкольного возраста - обучающихся по методике Монтессори и 35 детей, обучающихся по традиционной системе обучения.
Область применения: возрастная психология, дошкольная педагогика, педагогическая психология.
Методика Монтессори - это подход к образованию ребенка, разработанный итальянским доктором Марией Монтессори. Методика основана на научных наблюдениях за детьми от их рождения до совершеннолетия и уже более 100 лет успешно применяется в различных культурах по всему миру.
Методика Монтессори основана на том, что ребенок естественным образом стремится к знаниям и способен к самостоятельному обучению в благоприятной, подготовленной учебной среде. Этот подход рассматривает развитие ребенка в целом, включая физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения особенностей когнитивного развития дошкольников установлено, что в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. В конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения.
2. При определении особенностей эмоционально-личностного развития установлено, что дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
3. При рассмотрении особенностей развития дошкольников, обучающихся по методике Монтессори, выявлено, что система образования Монтессори является одновременно и философией развития ребенка и научным обоснованием для направления этого развития. Она основана на двух важных эволюционных потребностях детей:
- Потребность в умеренно ограниченной свободе.
- Тщательно подготовленная среда, которая гарантирует воздействия материалов и опыта.
Через эти потребности, ребенок развивает интеллект, а также физические и психологические способности. Методика Монтессори призвана в полной мере использовать детское стремление учиться, а также их уникальные способности развивать свои собственные возможности.
4. При изучении когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по традиционной системе и обучающихся по методике Монтессори установлено, что в исследуемых группах в равной степени присутствуют дети, которые показали следующие результаты:
- Устойчивая концентрация внимания;
- Достаточно хороший уровень развития памяти, ее утомляемости, активности внимания;
- Высокий уровень умения построений высказываний свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека;
- Высокий уровень умения опознания эмоционального состояния.
5. В то же время установлено, что дети, обучающиеся по методике М.Монтессори, имеют значимо высокий уровень развития объема внимания, развития кратковременной зрительной памяти, высокий уровень развития словесно-логического мышления и высокий уровень развития произвольной сферы. Такие дошкольники умеют вербально мыслить, логически мыслить и отвечать на вопросы. Эти дети могли точно выполнять требования взрослого и продолжали узор до конца строки. При этом дети работали внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. У таких детей сформировано умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
6. Установлено, что дети, обучающиеся по методике М.Монтессори значимо лучше способны передавать заданные эмоциональные состояния, изображения были выразительными, экспрессивно - мимические средства общения богаты. Для детей, обучающихся по методике М.Монтессори легче, чем для детей, обучающихся по традиционной методике производить подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека. Они хорошо понимали воспринимаемое эмоциональное состояние; умели раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека, выявляя тем самым высокий уровень его понимания. Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше старших дошкольников, обучающихся по традиционной методике смогли подобрать изображения к вербальному описанию ситуации. Такие дошкольники имеют возможность и высокую степень понимания экспрессии.
Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше старших дошкольников, обучающихся по традиционной методике умеют «оречевлять» или «оживлять» (по А.С.Золотниковой) воспринимаемый персонаж.
Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше относятся к матери, отцу, родительской чете, к братьям и сестрам. Они более любознательны, доминируют в общении, отличаются общительностью.
7. Дети, обучающиеся по традиционной системе обучения, имеют низкий уровень по показателю ориентация в пространстве. Такие дети изначально не смогли выполнить рисунок под диктовку, а потом правильно продолжить его, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.
Дети, обучающиеся по традиционной системе обучения, отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности. У детей, обучающихся по традиционной методике отсутствует или используется весьма ограниченно и неадекватно эмотивная лексика: дети не владеют частнооценочной эмотивной лексикой, недостаточно понимают значение слов- эмотивов, не дифференцируют схожие эмоции, путают слова их обозначающие. В группе обучающихся по традиционной методике - средняя и низкая оценки игнорирование, что говорит о достаточно холодном отношении между членами семьи по восприятию ребенка.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтвердили гипотезу исследования о том, что характеристики эмоционально - личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по методики М.Монтессори, существенно отличаются от характеристик эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по классической системе дошкольного образования.
Методика Монтессори основана на том, что ребенок естественным образом стремится к знаниям и способен к самостоятельному обучению в благоприятной, подготовленной учебной среде. Этот подход рассматривает развитие ребенка в целом, включая физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения особенностей когнитивного развития дошкольников установлено, что в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. В конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения.
2. При определении особенностей эмоционально-личностного развития установлено, что дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
3. При рассмотрении особенностей развития дошкольников, обучающихся по методике Монтессори, выявлено, что система образования Монтессори является одновременно и философией развития ребенка и научным обоснованием для направления этого развития. Она основана на двух важных эволюционных потребностях детей:
- Потребность в умеренно ограниченной свободе.
- Тщательно подготовленная среда, которая гарантирует воздействия материалов и опыта.
Через эти потребности, ребенок развивает интеллект, а также физические и психологические способности. Методика Монтессори призвана в полной мере использовать детское стремление учиться, а также их уникальные способности развивать свои собственные возможности.
4. При изучении когнитивного и эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, обучающихся по традиционной системе и обучающихся по методике Монтессори установлено, что в исследуемых группах в равной степени присутствуют дети, которые показали следующие результаты:
- Устойчивая концентрация внимания;
- Достаточно хороший уровень развития памяти, ее утомляемости, активности внимания;
- Высокий уровень умения построений высказываний свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека;
- Высокий уровень умения опознания эмоционального состояния.
5. В то же время установлено, что дети, обучающиеся по методике М.Монтессори, имеют значимо высокий уровень развития объема внимания, развития кратковременной зрительной памяти, высокий уровень развития словесно-логического мышления и высокий уровень развития произвольной сферы. Такие дошкольники умеют вербально мыслить, логически мыслить и отвечать на вопросы. Эти дети могли точно выполнять требования взрослого и продолжали узор до конца строки. При этом дети работали внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. У таких детей сформировано умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
6. Установлено, что дети, обучающиеся по методике М.Монтессори значимо лучше способны передавать заданные эмоциональные состояния, изображения были выразительными, экспрессивно - мимические средства общения богаты. Для детей, обучающихся по методике М.Монтессори легче, чем для детей, обучающихся по традиционной методике производить подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека. Они хорошо понимали воспринимаемое эмоциональное состояние; умели раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека, выявляя тем самым высокий уровень его понимания. Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше старших дошкольников, обучающихся по традиционной методике смогли подобрать изображения к вербальному описанию ситуации. Такие дошкольники имеют возможность и высокую степень понимания экспрессии.
Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше старших дошкольников, обучающихся по традиционной методике умеют «оречевлять» или «оживлять» (по А.С.Золотниковой) воспринимаемый персонаж.
Дети, обучающихся по методике М.Монтессори значимо лучше относятся к матери, отцу, родительской чете, к братьям и сестрам. Они более любознательны, доминируют в общении, отличаются общительностью.
7. Дети, обучающиеся по традиционной системе обучения, имеют низкий уровень по показателю ориентация в пространстве. Такие дети изначально не смогли выполнить рисунок под диктовку, а потом правильно продолжить его, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.
Дети, обучающиеся по традиционной системе обучения, отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности. У детей, обучающихся по традиционной методике отсутствует или используется весьма ограниченно и неадекватно эмотивная лексика: дети не владеют частнооценочной эмотивной лексикой, недостаточно понимают значение слов- эмотивов, не дифференцируют схожие эмоции, путают слова их обозначающие. В группе обучающихся по традиционной методике - средняя и низкая оценки игнорирование, что говорит о достаточно холодном отношении между членами семьи по восприятию ребенка.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтвердили гипотезу исследования о том, что характеристики эмоционально - личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по методики М.Монтессори, существенно отличаются от характеристик эмоционально-личностного и когнитивного развития дошкольников, обучающихся по классической системе дошкольного образования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Психологический потенциал арт-технологий в раннем обучении иностранным языкам
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020



