ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЧАСТОТУ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико - методологические основы влияния физических нагрузок на уроке физической культуры на частоту сердечных
сокращений детей среднего школьного возраста 5
1 Л.Изменение частоты сердечных сокращений под
воздействием физической нагрузки 5
1.2. Изменение артериального давления под воздействием
физической нагрузки 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей
10- 12 летнего возраста 14
1.4. Особенности изменения артериального давления и частоты
сердечных сокращений в среднем школьном возрасте 23
1.5. Частота сердечных сокращений у юных спортсменов в
покое 27
ГЛАВА II. Организация и методика проведения исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 35
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ , 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ГЛАВА I. Теоретико - методологические основы влияния физических нагрузок на уроке физической культуры на частоту сердечных
сокращений детей среднего школьного возраста 5
1 Л.Изменение частоты сердечных сокращений под
воздействием физической нагрузки 5
1.2. Изменение артериального давления под воздействием
физической нагрузки 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей
10- 12 летнего возраста 14
1.4. Особенности изменения артериального давления и частоты
сердечных сокращений в среднем школьном возрасте 23
1.5. Частота сердечных сокращений у юных спортсменов в
покое 27
ГЛАВА II. Организация и методика проведения исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 35
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ , 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность исследования. Изучение закономерностей развития растущего организма вызывает повышенный интерес у исследователей. Эта проблема приобретает особую значимость в настоящее время, когда на детский организм оказывают влияние всевозрастающее различные факторы: низкий уровень социально-экономических условий жизни, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, возрастание
психофизиологических влияний, что отражается на состоянии здоровья детей, изменяя их устойчивость к разного рода воздействиям. Все это вызывает необходимость изучения особенностей растущего организма на разных этапах его развития. Одним из таких периодов является возраст 11-12 лет, когда происходят интенсивные гистоморфологические и
функциональные перестройки органов и систем, в частности сердечно сосудистой, связанные с продолжающими процессами роста и тканевой дифференциацией.
В естественных условиях двигательная активность выступает как мощный оздоровительный фактор, расширяющий функциональные возможности. Однако при неправильной дозировке она может негативно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому особое значение приобретает проблема гигиенического нормирования физических нагрузок, которая в последние годы весьма актуальна. Каждому учителю физической культуры необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма для правильного подхода воспитания, оценке поведения, организации физиологически рационального режима обучения и построения нагрузок на уроке физической культуры.
Значительный интерес у исследователей вызывает изучение закономерностей изменения ЧСС развивающегося организма при
систематических мышечных тренировках (Р.А. Абзалов 1987, 2006; В.К. Бальсевич, 2000; Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков, 2001, 2005, 2006; А.Д. Дмитриев, 2006 и др.). Двигательная активность является важным фактором функционального совершенствования сердца в онтогенезе ( Р.А.
Абзалов, 2006; Э.И. Аухадеев, 2005; Ф.Г. Ситдиков, Ю.С. Ванюшин, 2001; И.Х. Вахитов, 2005 и др.).
Наиболее полное представление о функции сердца развивающегося организма может быть получено в условиях выполнения мышечной нагрузки, а также в восстановительном периоде. Более объективная характеристика деятельности сердца устанавливается именно в условиях выполнения мышечных нагрузок.
Объект исследования: показатели деятельности сердечно -
сосудистой системы в процессе урока по физической культуре.
Предмет исследования: реакция ЧСС на физическую нагрузку в процессе урока по физической культуре.
Цель исследования: изучение влияния физических нагрузок на уроке физической культуры на ЧСС детей среднего школьного возраста 11-12 лет.
Задачи исследования:
1. Определить показатели деятельности сердечно - сосудистой системы у детей среднего школьного возраста до, во время и после урока физической культуры;
2. Осуществить сравнительный анализ между показателями контрольной и экспериментальной групп.
Структура работы:
Работа включает следующие разделы: введение, обзор литературы, методы исследования, обсуждение результатов исследования, заключение, список литературы.
психофизиологических влияний, что отражается на состоянии здоровья детей, изменяя их устойчивость к разного рода воздействиям. Все это вызывает необходимость изучения особенностей растущего организма на разных этапах его развития. Одним из таких периодов является возраст 11-12 лет, когда происходят интенсивные гистоморфологические и
функциональные перестройки органов и систем, в частности сердечно сосудистой, связанные с продолжающими процессами роста и тканевой дифференциацией.
В естественных условиях двигательная активность выступает как мощный оздоровительный фактор, расширяющий функциональные возможности. Однако при неправильной дозировке она может негативно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому особое значение приобретает проблема гигиенического нормирования физических нагрузок, которая в последние годы весьма актуальна. Каждому учителю физической культуры необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма для правильного подхода воспитания, оценке поведения, организации физиологически рационального режима обучения и построения нагрузок на уроке физической культуры.
Значительный интерес у исследователей вызывает изучение закономерностей изменения ЧСС развивающегося организма при
систематических мышечных тренировках (Р.А. Абзалов 1987, 2006; В.К. Бальсевич, 2000; Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков, 2001, 2005, 2006; А.Д. Дмитриев, 2006 и др.). Двигательная активность является важным фактором функционального совершенствования сердца в онтогенезе ( Р.А.
Абзалов, 2006; Э.И. Аухадеев, 2005; Ф.Г. Ситдиков, Ю.С. Ванюшин, 2001; И.Х. Вахитов, 2005 и др.).
Наиболее полное представление о функции сердца развивающегося организма может быть получено в условиях выполнения мышечной нагрузки, а также в восстановительном периоде. Более объективная характеристика деятельности сердца устанавливается именно в условиях выполнения мышечных нагрузок.
Объект исследования: показатели деятельности сердечно -
сосудистой системы в процессе урока по физической культуре.
Предмет исследования: реакция ЧСС на физическую нагрузку в процессе урока по физической культуре.
Цель исследования: изучение влияния физических нагрузок на уроке физической культуры на ЧСС детей среднего школьного возраста 11-12 лет.
Задачи исследования:
1. Определить показатели деятельности сердечно - сосудистой системы у детей среднего школьного возраста до, во время и после урока физической культуры;
2. Осуществить сравнительный анализ между показателями контрольной и экспериментальной групп.
Структура работы:
Работа включает следующие разделы: введение, обзор литературы, методы исследования, обсуждение результатов исследования, заключение, список литературы.
Наиболее полное представление о функции сердца развивающегося организма может быть получено в условиях выполнения мышечной нагрузки, а также в восстановительном периоде. Более объективная характеристика деятельности сердца устанавливается именно в условиях выполнения мышечных нагрузок.
Систематические мышечные нагрузки способствуют урежению частоты сердечных сокращений в покое, а также стимулируют в растущем организме процессы морфологического становления и функционального созревания. В результате мышечных тренировок происходит значительное учреждение ЧСС, увеличивается сократительная мощность сердечной мышцы. Функции сердца обеспечивают экономное функционирование.
Сравнивая полученные нами результаты частоты сердечных
сокращений мальчиков систематически занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях в условиях покоя (до начала урока) и во время выполнения мышечной нагрузки на уроке физической культуры ЧСС достоверно отличались пониженными показателями мальчиков снимающихся в спортивных секциях. Данная работа для них привычна и входит в основную разминку. При определённом уровне тренированности у любого спортсмена сердце начинает работать экономичнее. Сердце, под воздействием тренировок становится сильнее, каждое его сокращение эффективнее. Каждое однократное сокращение тренированного сердца, полноценнее снабжает кровью и кислородом весь организм. Поэтому для эффективного, полноценного кровоснабжения организма в целом,
тонированному сердцу нужно совершить меньшее количество сокращений в т.ч. чем сердцу нетренированному. У нетренированных людей при физической нагрузке пульс изменяется значительно. Функциональные стемы организма не адаптированы к нагрузке.
После прекращения выполнения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период заключена в понятии восстановление.
По сравнению с исходными данными полное восстановление показателей ЧСС у школьников, занимающихся в спортивных секциях, происходит на второй минуте восстановительного периода, а в группе систематически не занимающихся в спортивных секциях полного восстановления мы не наблюдаем к пятой минуте регистраций. Ранее восстановление показателей ЧСС у экспериментальной группы связано с тем, что испытуемые на протяжении многих лет активно занимаются спортом, следовательно, у них хорошо развито функциональное состояние ССС, что также свидетельствует о хорошем восприятии организмом предложенных нагрузок. У остальных испытуемых (нетренированных) процессы восстановления заняли чуть больше времени, что может быть связано с тем, что они спортом не занимаются, и не готовы к такому виду деятельности.
Систематические мышечные нагрузки способствуют урежению частоты сердечных сокращений в покое, а также стимулируют в растущем организме процессы морфологического становления и функционального созревания. В результате мышечных тренировок происходит значительное учреждение ЧСС, увеличивается сократительная мощность сердечной мышцы. Функции сердца обеспечивают экономное функционирование.
Сравнивая полученные нами результаты частоты сердечных
сокращений мальчиков систематически занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях в условиях покоя (до начала урока) и во время выполнения мышечной нагрузки на уроке физической культуры ЧСС достоверно отличались пониженными показателями мальчиков снимающихся в спортивных секциях. Данная работа для них привычна и входит в основную разминку. При определённом уровне тренированности у любого спортсмена сердце начинает работать экономичнее. Сердце, под воздействием тренировок становится сильнее, каждое его сокращение эффективнее. Каждое однократное сокращение тренированного сердца, полноценнее снабжает кровью и кислородом весь организм. Поэтому для эффективного, полноценного кровоснабжения организма в целом,
тонированному сердцу нужно совершить меньшее количество сокращений в т.ч. чем сердцу нетренированному. У нетренированных людей при физической нагрузке пульс изменяется значительно. Функциональные стемы организма не адаптированы к нагрузке.
После прекращения выполнения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период заключена в понятии восстановление.
По сравнению с исходными данными полное восстановление показателей ЧСС у школьников, занимающихся в спортивных секциях, происходит на второй минуте восстановительного периода, а в группе систематически не занимающихся в спортивных секциях полного восстановления мы не наблюдаем к пятой минуте регистраций. Ранее восстановление показателей ЧСС у экспериментальной группы связано с тем, что испытуемые на протяжении многих лет активно занимаются спортом, следовательно, у них хорошо развито функциональное состояние ССС, что также свидетельствует о хорошем восприятии организмом предложенных нагрузок. У остальных испытуемых (нетренированных) процессы восстановления заняли чуть больше времени, что может быть связано с тем, что они спортом не занимаются, и не готовы к такому виду деятельности.



