Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Работа №54343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Политический конфликт как предмет исследования 12
1.1. Политический конфликт: понятие, сущность, причины и типология.12
1.2. Структура, стадии развития и методы урегулирования политического конфликта 27
Глава 2. Тема «Политический конфликт» в курсе обществознания средней общеобразовательной школы 42
2.1. Место и содержание темы «Политический конфликт" в школьном
обществоведческом образовании 42
2.2. Пути формирования конфликтологических компетенций школьников
на уроках обществознания 58
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложение

Актуальность темы. Изучение темы «Политический конфликт» в рамках обществоведческого курса, как одного из факторов формирования конфликтологической компетентности у обучающихся средней общеобразовательной школы является актуальной проблемой современного общества по нескольким причинам.
Во-первых, политические конфликты являются неотъемлемой частью жизни любого общества, становясь подчас определяющим фактором, воздействующим на его развитие. Любые перемены в политике государства могут привести к появлению напряженности, и как следствие к увеличению числа конфликтных столкновений.
Такие обстоятельства подвергают серьезному испытанию целостность общества и устойчивость политической системы. Это вызывает необходимость не только анализа теоретических оснований конфликтов и выработке методов по их прогнозированию, урегулированию и разрешению, но и развитию умений и навыков у населения по их применению в политической жизни.
Во-вторых, именно в рамках курса обществознания происходит целенаправленная политическая социализация молодого поколения сообразно потребностям современного общества. Это определяет ее как один из наиболее важных источников политических знаний ребенка.
В-третьих, в то время, когда в результате демократических преобразований народ Российской Федерации получил возможность принимать участие в политической жизни проявляется его конфликтологическая безграмотность. В тоже время, школьная программа основана на изучении только межличностных и межгрупповых конфликтов, без рассмотрения особенностей их проявления в других сферах жизни общества.
Объект: политический конфликт, как социальное явление в специфике современного российского общества.
Предметом исследования является политический конфликт в курсе обществознания общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении темы «Политический конфликт» в рамках политологических, социологических и конфликтологических научных работ и определить ее место и значение в курсе обществознания для средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Охарактеризовать политический конфликт и выявить его особенности в современном российском обществе.
2. Определить наиболее эффективные методы урегулирования и пути разрешения политического конфликта.
3. Проанализировать содержание темы «Политический конфликт» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Проанализировать возможности различные формы урока по выработке конфликтологических компетентностей у учеников.
5. Определить значение формируемых компетенций в рамках политико-правовой социализации школьников.
Хронологические рамки исследования ограничены современным периодом, охватывающий 1991 - 2016 г. - с распадом СССР и началом демократических изменений во всех сферах жизни общества до настоящего времени.
Источниковая база. В работе над поставленными задачами нами был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы. В первую группу источников входят приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Указы Президента, распоряжения Правительства, Федеральные законы, Федеративные договора, и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
Вторую группу источников составляют учебники обществознания, входящие в Федеральный перечень школьных учебников, в которых отражена система знаний обществознания по теме «политический конфликт». На данный момент в этот перечень входят три полноценные линейки учебников с 5 по 11 классы и одна, содержащая учебники по основному общему образованию. Поэтому нами были проанализированы в общей сложности 21 учебник по обществознанию, начиная с 5 и по 11 класс.
Степень изученности темы. Первые попытки понять и проанализировать природу конфликтов и способы их разрешения предпринимались уже в VI - IV вв. до н.э. Научная же база для современных исследований конфликтов была заложена западными философами, социологами и экономистами.
Во второй половине XIX - начале XX в. разрабатываются первые теории конфликта, и не смотря на разнообразие теоретических подходов, они рассматривают конфликты как естественное и неизбежное явление: исторический материализм К. Маркса, политическая социология М. Вебера и др. Именно теория К. Маркс впервые указал на важные для структурирования субъектов конфликта аспекты взаимосвязи между степенью осознания интересов конфликтующих сторон и формой проявления конфликта; между степенью идеологической обоснованности интересов и уровнем структуры политической организации и ее руководящих органов и т.д. Труды этого периода носят преимущественно теоретический характер.
Во второй половине XX в. изучение конфликта получает новый импульс и разрабатываются первые полноценные теории конфликтов. Так, позитивно-функциональная теория Л. Козера, функциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, концепция общей теории конфликта К. Боулдинга, применение теории игр для изучения конфликтов Томасом Шеллингом и других способствовали становлению конфликтологии как самостоятельной науки. В трудах, в отличие от предыдущих периодов, большое внимание уделяется и путям прогнозирования, предотвращения и урегулирования разнообразных конфликтов. Впервые высказывается мысль о положительной функции конфликта, как средство развития социальной системы.
Таким образом данные труды не только заложили основу современной конфликтологии, но остаются актуальными и в настоящее время, находя отражение и в работах многих российских исследователей.
В советской историографии исследования конфликтов велись неравномерно: в 20-х - начале 30-х гг. изучению и интерпретации подвергаются новые условия социально -экономического развития общества, противоречия и конфликты, возникающие в связи с переходным состоянием государства. В 1924 г. вышла первая работа, посвященная непосредственно конфликту. В последствии теория конфликта была признана буржуазной наукой, не отражающей социалистической действительность. В то же время была развита и практика критики европейских концепций конфликта.
В период перестройки увеличивается количество работ, которые анализируют причины, особенности и типы конфликтов по анализу причин, особенностей, типов к и путей их разрешения. Теперь в фокусе отечественных ученых оказались не только конфликтность социальных отношений российского общества, но в том числе и политические противоречия. Эти проблемы активно разрабатывались в трудах В.В. Амелина, Д.П. Зеркина, А.А. Мацнева и др. В этих работах не только анализировались западные теории конфликта, но и происходила их интерпретация и применение к меняющейся российской действительности.
Особое место среди научных исследований настоящего времени занимают монография А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», с публикации которой начинается систематизация знаний о конфликтах и ставится проблема о значении предупредительных мер в политике государства по предотвращению столкновений.
Отдельно стоит выделить работу М.М. Лебедевой «Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии», в которой был проведен комплексный анализ проблемы мирного урегулирования конфликтов, и даны практические рекомендации к технологиям ведения переговоров и посредничеству.
Формирование конфликтологии, как самостоятельной науки способствовало увеличению числа диссертаций по теме политического конфликта: О.А. Пыресева, Л.И Никовская, М.Х. Тангиев и др. Их значимость состоит не только в представленном широком анализе накопленной теоретической базы, но и в исследовании, интерпретации и поиске путей разрешения тех политических конфликтов, современниками которых они являлись.
В отдельную группу необходимо выделить работы, в которых отражена проблема формирования конфликтологических компетенций в рамках курса обществознания в средней общеобразовательной школе. В настоящее время не существует комплексной работы по ее изучению, и литература по теме представлена отдельными статьями по анализу потенциала различных форм уроков в выработке конфликтных навыков: О.В. Тростьянская, И.Е. Мишуринская, И.А. Щуринова и Е.И. Белянкова.
Так же интерес представляют работы, направленные на определение уровня конфликтологических компетенций учителя, как основного источника знаний: Е.А. Нечаева, С.А. Хазова, Л.И. Бершедова.
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что все исследования явления политического конфликта ориентированы на изучение в высших учебных заведения, а внедрение их результатов в образовательный процесс посредством изучения соответствующей темы в курсе обществознания в средней общеобразовательной школе не предусмотрен.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Институциональный метод - анализ политических институтов Российской Федерации на взаимодействие и возможности возникновения конфликтов.
2. Метод структурный функционализма позволяет нам показать влияние политических конфликтов на развитие всех сфер жизни общества; конфликт, как целостную, развивающуюся систему.
3. Синтез - обобщение материала по теме «политический конфликт» для последующего применении в составлении технологической карты урока и бизнес игры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение процесса и методов формирования конфликологических и поликультурных компетенций учеников в рамках обществоведческого образования средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы данной работы могут быть использованы студентами, которые проходят педагогическую практику; приложения могут использоваться в качестве наглядного пособия. Результаты исследования можно использовать при изучении курса обществознания в школе, применять при подготовке спецкурсов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г. Казань, 24 апреля 2017 г.).
Работа в соответствии с поставленными целью и задачами имеет следующую структуру: две главы, заключение и приложение, в котором представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных в 3 главе исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев феномен политического конфликта как предмет исследования, особенности его проявление в современном российском обществе и значение темы в курсе обществознания общеобразовательной школы мы пришли к следующим выводам.
В связи с коренными изменениями в общественно-политической жизни современной России появилась и необходимость осознания и освоения новой парадигмы социального мышления и поведения, то есть признавать не только права человека, но и необходимость в умении разрешения конфликтов, возникающих на этой основе.
И потому два принципиальных положения должны лежать в основе разрешения конфликтов: во-первых, следует исключить любой вид насилия как возможный способ преодоления конфликта; во-вторых, разрешение конфликтной ситуации должно приводить не к подавлению личности, а способствовать личностному росту каждого.
Главное же, на взгляд автора, состоит в том, чтобы «открывая», легитимируя конфликт, привить обществу иммунитет от его деструктивных, разрушительных, насильственных форм, тем более, что именно преобладание таких форм в нашем недавнем и далеком прошлом дискредитирует само понятие конфликта и серьезно препятствует формированию конфликтологической парадигмы мировосприятия в России.
Взаимодействие власти и молодого поколения должно быть направлено на конструктивный диалог и партнерство, в соответствии с которыми будут формироваться необходимые качества, для успешного взаимодействия его с властью. Их взаимоотношения должны способствовать становлению молодежи в качестве активного субъекта политики и решению проблем абсентеизма, политической апатией, отчуждением от политической жизни общества и других
Выполнение этих задач заложено в курс обществознания в средней общеобразовательной школе, в процессе преподавания, которого происходит политическая социализация школьников.
Однако, конфликтологическая грамотность в нем не имеет достаточного раскрытия: основное снимание направлено на изучение социальных
конфликтов в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Эта тенденция находит отражение как в нормативно-правовых актах, определяющих основы и направления развития образования на современном этапе, так и в учебниках курса обществознания.
Немаловажным фактором является и конфликтологическая
компетентность учителя. Исследования и опросы последних лет показывают отсутствие должной подготовки учителей к преподаванию данной темы обучающимся, что проявляется и в их неспособности в предотвращении, регулировании и разрешении социально-трудовых конфликтов.
Должное преподавание этого курса должно научить новое поколение россиян умению самоорганизовываться, чтобы защищать свои интересы, учету интересов противоположной стороны в процессе конфликтного взаимодействия, культуре диалога и восприятию аргументации контрагента конфликта, поиску зон согласия в процессе выработки компромиссного решения.
Помимо прочего, это призвано сформировать в обществе и соответствующий нравственный климат, когда разнообразие взглядов, позиций и интересов — при условии их конструктивного взаимодействия — будет цениться выше, чем сегодня.



1. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №46, (12 нояб.). - С. 23345- 23362.
2. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 06.04.2011 г. №68-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №15, (11 апр.). - С. 5686- 5697.
3. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/170280/ (Дата обращения 11.05.2017)
4. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/docum/dogovor/1/ (Дата обращения 11.05.2017)
5. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. №1400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1993. - №39, (27 сен.). - С. 17652- 17723.
6. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №52, (24 дек.). - С. 17436 -17448.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.15 г. N 996-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №23. - 43 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.15 г. N
2648-р. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7n95422/ (Дата обращения: 11.05.2017)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910060/ (Дата обращения 11.05.2017)
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=3286 (Дата обращения 11.05.2017)
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/tmdovoe_pravo/professionalnyy-standart- pedagoga.html (Дата обращения: 28.05.2017)
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.16) [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http: //fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyy-perechen-uchebnikov/
(Дата обращения 11.05.2017)
13. Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/concept_social (Дата обращения 11.05.2017)
1.2. Учебники
14. Барабанов В.В. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - 2-е изд., дораб. и испр. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 192 с.
15. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / И.П. Насонова; под общ. ред. акад.Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.
16. Никитин А.Ф. Обществознание. кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 173 с.
17. Никитин А.Ф. Обществознание. 6 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 156 с.
18. Никитин А.Ф. Обществознание. 7 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 174 с.
19. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 219 с.
20. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 205 с.
21. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 238 с.
22. Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 237 с.
23. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. — 127 с.
24. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.
25. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
26. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
27. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] - М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
28. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. — 350 с.
29. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
30. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.
- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 432 с.
31. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / [О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 256 с.
32. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень / [А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумова и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 320 с.
33. Соболева О.Б. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. -144 с.
34. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
35. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 3-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.
2. Литература
36. Алиев М.Г. Социализация согласия. - М., ИФ РАН, 1998. - 126 с.
37. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 528 с.
38. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева. - 830 с.
39. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Минск: «ТетраСистемс» Издание
2- е, 2000. - 464 с.
40. Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н. Конфликтологическая
компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя/ Л.И. Бершедова, Э.Н. Рычихина // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - №7 (123). - С. 116-121.
41. Борисенков А.А. Особенности политического конфликта / А.А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №4. - С. 101-113.
42. Бродаль Х. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны. Диагностика конфликта / Х. Бродаль // Знание сила. - 1991. - № 11. - С. 60-66.
43. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./ сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
44. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб. : Питер, 2005. - 461 с.
45. Глухова А.В. Политическая конфликтология между старыми и новыми подходами / А.В. Глухова // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 17-85.
46. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации / А.В. Глухова // Социологические исследования. - 2005. - № 8. - С. 100-106.
47. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.
48. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. - 1024 с.
49. Залужный А.Г. Государство и религия в России: проблемы
взаимодействия/ А.Г. Залужный // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 493-503.
50. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 317 с.
51. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. - 480 с.
52. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. - СПб: Изд. СЗАГС, изд. «Образование-Культура», 2000. - 152 с.
53. Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. М.: ИЖИЦА, 2002. - 400 с.
54. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 205 с.
55. Козырев Г.И. Об особенностях политических конфликтов/ Г.И. Козырев // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.
2007. - № 4. - С. 68-80.
56. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА -М, 2008. - 432 с.
57. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.
58. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2011. - 352 с.
59. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
60. Лубяной М.С., Куконков П. И. Общественно-политическая социализация учащейся молодежи: противоречия, напряжения, конфликты / Лубяной М. С., Куконков П. И. // Конфликтология. - 2012.- Т. 3. - С. 172-188.
61. Макиавелли Н. Государь //Избранные сочинения. - М.:
"Художественная литература", 1982. - 503 с.
62. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. 626 с.
63. Мишуринская И.Е. Деловая игра как средство развития социальных компетентностей у учащихся на уроках обществознания / И.Е. Мишуринская // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием. 27-28 ноября 2014 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2014. - С. 190-193.
64. Новейший политологический словарь/ авт.-сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 318 с.
65. Охотникова М.М. Социология согласия. - Тюмень: ТГУ, 2000. - 175 с.
66. Парк Р. Конкуренция и конфликты / Р.К. Парк// Вопросы социологии. - 1994. - №5. - С. 62-70.
67. Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. М.: ИЖИЦА, 2002. - 400 с.
68. Ромасева Ю.А., Абрамов В.И. Современный урок в контексте ФГОС нового поколения / Ю.А. Ромасева, В.И. Абрамов// Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016.- №12-3. - С. 141-149.
69. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 108 с.
70. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ - ДАНА 2001. - 327 с.
71. Тагиров Э.Р. Поиск формулы согласия центра и регионов на пути к федерализации России / Тагиров Э.Р. // Конфликтология. - 2009.- №4 - С. 58-73.
72. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. М.: РАГС, 1996. - 541 с.
73. Тростьянская О.В. Урок обществознания в рамках ФГОС ООО /О.В. Тростьянская // XV Бушелевские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 23-25 марта 2016 г. / отв. ред. В.Н. Ефименко, М.А. Фризен ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2016. — С. 240-246.
74. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 2000. - 272 с.
75. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия/ А.Н. Чумиков // Социологические исследования. - 1995. - № 3. - С. 52-56.
76. Щуринова И.А., Белянкова Е. И. Игра на уроках истории и обществознания как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения /И.А. Щуринова, Е.И. Белянкова// Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса/ под общ ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: «Наука и просвещение». - 2016. - С. 96-104.
77. Эфиров С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? - М.: Изд-во Института социологии РАН. 2002. - 104 с.
2.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
78. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Нечаева Екатерина Аркадьевна. - Калининград, 2008. - 25 с.
79. Никовская Л.И. Конфликтное измерение политичсекой трансформации в России [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. док. соц. наук: 23.00.02 / Никовская Лариса Игоревна. - М., 2004. - 368 с.
80. Пыресева О.А. Политический конфликт в современной России: сущность, особенности и пути разрешения[Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 22.00.05 / Пыресева Ольга Александровна. - М, 2000. - 167с.
81. Тангиев М.Х. Политический конфликт в современной России: причины и особенности феномена [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.02 / Тангиев Мурад Хасанович. - М, 2005. - 201 с.
3. Электронные ресурсы
82. В России подсчитали оптимальный размер дохода для семьи.
Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/05/23/554477/
[Электронный ресурс]/ (Дата обращения: 28.05.2017)
83. Средний класс в России составляет около 7% населения. Режим
доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/news/about_insor/377 [Электронный
ресурс]/ (Дата обращения: 28.05.2017).
84. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога:
монография. [Электронный ресурс]: научное электронное издание
(монография) / С.А. Хазова, Ф.Р. Хатит - Майкоп: ЭлИТ, 2015. - 141 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ