Введение
Глава 1. Политический конфликт как предмет исследования 12
1.1. Политический конфликт: понятие, сущность, причины и типология.12
1.2. Структура, стадии развития и методы урегулирования политического конфликта 27
Глава 2. Тема «Политический конфликт» в курсе обществознания средней общеобразовательной школы 42
2.1. Место и содержание темы «Политический конфликт" в школьном
обществоведческом образовании 42
2.2. Пути формирования конфликтологических компетенций школьников
на уроках обществознания 58
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложение
Актуальность темы. Изучение темы «Политический конфликт» в рамках обществоведческого курса, как одного из факторов формирования конфликтологической компетентности у обучающихся средней общеобразовательной школы является актуальной проблемой современного общества по нескольким причинам.
Во-первых, политические конфликты являются неотъемлемой частью жизни любого общества, становясь подчас определяющим фактором, воздействующим на его развитие. Любые перемены в политике государства могут привести к появлению напряженности, и как следствие к увеличению числа конфликтных столкновений.
Такие обстоятельства подвергают серьезному испытанию целостность общества и устойчивость политической системы. Это вызывает необходимость не только анализа теоретических оснований конфликтов и выработке методов по их прогнозированию, урегулированию и разрешению, но и развитию умений и навыков у населения по их применению в политической жизни.
Во-вторых, именно в рамках курса обществознания происходит целенаправленная политическая социализация молодого поколения сообразно потребностям современного общества. Это определяет ее как один из наиболее важных источников политических знаний ребенка.
В-третьих, в то время, когда в результате демократических преобразований народ Российской Федерации получил возможность принимать участие в политической жизни проявляется его конфликтологическая безграмотность. В тоже время, школьная программа основана на изучении только межличностных и межгрупповых конфликтов, без рассмотрения особенностей их проявления в других сферах жизни общества.
Объект: политический конфликт, как социальное явление в специфике современного российского общества.
Предметом исследования является политический конфликт в курсе обществознания общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении темы «Политический конфликт» в рамках политологических, социологических и конфликтологических научных работ и определить ее место и значение в курсе обществознания для средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Охарактеризовать политический конфликт и выявить его особенности в современном российском обществе.
2. Определить наиболее эффективные методы урегулирования и пути разрешения политического конфликта.
3. Проанализировать содержание темы «Политический конфликт» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Проанализировать возможности различные формы урока по выработке конфликтологических компетентностей у учеников.
5. Определить значение формируемых компетенций в рамках политико-правовой социализации школьников.
Хронологические рамки исследования ограничены современным периодом, охватывающий 1991 - 2016 г. - с распадом СССР и началом демократических изменений во всех сферах жизни общества до настоящего времени.
Источниковая база. В работе над поставленными задачами нами был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы. В первую группу источников входят приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Указы Президента, распоряжения Правительства, Федеральные законы, Федеративные договора, и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
Вторую группу источников составляют учебники обществознания, входящие в Федеральный перечень школьных учебников, в которых отражена система знаний обществознания по теме «политический конфликт». На данный момент в этот перечень входят три полноценные линейки учебников с 5 по 11 классы и одна, содержащая учебники по основному общему образованию. Поэтому нами были проанализированы в общей сложности 21 учебник по обществознанию, начиная с 5 и по 11 класс.
Степень изученности темы. Первые попытки понять и проанализировать природу конфликтов и способы их разрешения предпринимались уже в VI - IV вв. до н.э. Научная же база для современных исследований конфликтов была заложена западными философами, социологами и экономистами.
Во второй половине XIX - начале XX в. разрабатываются первые теории конфликта, и не смотря на разнообразие теоретических подходов, они рассматривают конфликты как естественное и неизбежное явление: исторический материализм К. Маркса, политическая социология М. Вебера и др. Именно теория К. Маркс впервые указал на важные для структурирования субъектов конфликта аспекты взаимосвязи между степенью осознания интересов конфликтующих сторон и формой проявления конфликта; между степенью идеологической обоснованности интересов и уровнем структуры политической организации и ее руководящих органов и т.д. Труды этого периода носят преимущественно теоретический характер.
Во второй половине XX в. изучение конфликта получает новый импульс и разрабатываются первые полноценные теории конфликтов. Так, позитивно-функциональная теория Л. Козера, функциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, концепция общей теории конфликта К. Боулдинга, применение теории игр для изучения конфликтов Томасом Шеллингом и других способствовали становлению конфликтологии как самостоятельной науки. В трудах, в отличие от предыдущих периодов, большое внимание уделяется и путям прогнозирования, предотвращения и урегулирования разнообразных конфликтов. Впервые высказывается мысль о положительной функции конфликта, как средство развития социальной системы.
Таким образом данные труды не только заложили основу современной конфликтологии, но остаются актуальными и в настоящее время, находя отражение и в работах многих российских исследователей.
В советской историографии исследования конфликтов велись неравномерно: в 20-х - начале 30-х гг. изучению и интерпретации подвергаются новые условия социально -экономического развития общества, противоречия и конфликты, возникающие в связи с переходным состоянием государства. В 1924 г. вышла первая работа, посвященная непосредственно конфликту. В последствии теория конфликта была признана буржуазной наукой, не отражающей социалистической действительность. В то же время была развита и практика критики европейских концепций конфликта.
В период перестройки увеличивается количество работ, которые анализируют причины, особенности и типы конфликтов по анализу причин, особенностей, типов к и путей их разрешения. Теперь в фокусе отечественных ученых оказались не только конфликтность социальных отношений российского общества, но в том числе и политические противоречия. Эти проблемы активно разрабатывались в трудах В.В. Амелина, Д.П. Зеркина, А.А. Мацнева и др. В этих работах не только анализировались западные теории конфликта, но и происходила их интерпретация и применение к меняющейся российской действительности.
Особое место среди научных исследований настоящего времени занимают монография А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», с публикации которой начинается систематизация знаний о конфликтах и ставится проблема о значении предупредительных мер в политике государства по предотвращению столкновений.
Отдельно стоит выделить работу М.М. Лебедевой «Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии», в которой был проведен комплексный анализ проблемы мирного урегулирования конфликтов, и даны практические рекомендации к технологиям ведения переговоров и посредничеству.
Формирование конфликтологии, как самостоятельной науки способствовало увеличению числа диссертаций по теме политического конфликта: О.А. Пыресева, Л.И Никовская, М.Х. Тангиев и др. Их значимость состоит не только в представленном широком анализе накопленной теоретической базы, но и в исследовании, интерпретации и поиске путей разрешения тех политических конфликтов, современниками которых они являлись.
В отдельную группу необходимо выделить работы, в которых отражена проблема формирования конфликтологических компетенций в рамках курса обществознания в средней общеобразовательной школе. В настоящее время не существует комплексной работы по ее изучению, и литература по теме представлена отдельными статьями по анализу потенциала различных форм уроков в выработке конфликтных навыков: О.В. Тростьянская, И.Е. Мишуринская, И.А. Щуринова и Е.И. Белянкова.
Так же интерес представляют работы, направленные на определение уровня конфликтологических компетенций учителя, как основного источника знаний: Е.А. Нечаева, С.А. Хазова, Л.И. Бершедова.
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что все исследования явления политического конфликта ориентированы на изучение в высших учебных заведения, а внедрение их результатов в образовательный процесс посредством изучения соответствующей темы в курсе обществознания в средней общеобразовательной школе не предусмотрен.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Институциональный метод - анализ политических институтов Российской Федерации на взаимодействие и возможности возникновения конфликтов.
2. Метод структурный функционализма позволяет нам показать влияние политических конфликтов на развитие всех сфер жизни общества; конфликт, как целостную, развивающуюся систему.
3. Синтез - обобщение материала по теме «политический конфликт» для последующего применении в составлении технологической карты урока и бизнес игры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение процесса и методов формирования конфликологических и поликультурных компетенций учеников в рамках обществоведческого образования средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы данной работы могут быть использованы студентами, которые проходят педагогическую практику; приложения могут использоваться в качестве наглядного пособия. Результаты исследования можно использовать при изучении курса обществознания в школе, применять при подготовке спецкурсов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г. Казань, 24 апреля 2017 г.).
Работа в соответствии с поставленными целью и задачами имеет следующую структуру: две главы, заключение и приложение, в котором представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных в 3 главе исследования.
Рассмотрев феномен политического конфликта как предмет исследования, особенности его проявление в современном российском обществе и значение темы в курсе обществознания общеобразовательной школы мы пришли к следующим выводам.
В связи с коренными изменениями в общественно-политической жизни современной России появилась и необходимость осознания и освоения новой парадигмы социального мышления и поведения, то есть признавать не только права человека, но и необходимость в умении разрешения конфликтов, возникающих на этой основе.
И потому два принципиальных положения должны лежать в основе разрешения конфликтов: во-первых, следует исключить любой вид насилия как возможный способ преодоления конфликта; во-вторых, разрешение конфликтной ситуации должно приводить не к подавлению личности, а способствовать личностному росту каждого.
Главное же, на взгляд автора, состоит в том, чтобы «открывая», легитимируя конфликт, привить обществу иммунитет от его деструктивных, разрушительных, насильственных форм, тем более, что именно преобладание таких форм в нашем недавнем и далеком прошлом дискредитирует само понятие конфликта и серьезно препятствует формированию конфликтологической парадигмы мировосприятия в России.
Взаимодействие власти и молодого поколения должно быть направлено на конструктивный диалог и партнерство, в соответствии с которыми будут формироваться необходимые качества, для успешного взаимодействия его с властью. Их взаимоотношения должны способствовать становлению молодежи в качестве активного субъекта политики и решению проблем абсентеизма, политической апатией, отчуждением от политической жизни общества и других
Выполнение этих задач заложено в курс обществознания в средней общеобразовательной школе, в процессе преподавания, которого происходит политическая социализация школьников.
Однако, конфликтологическая грамотность в нем не имеет достаточного раскрытия: основное снимание направлено на изучение социальных
конфликтов в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Эта тенденция находит отражение как в нормативно-правовых актах, определяющих основы и направления развития образования на современном этапе, так и в учебниках курса обществознания.
Немаловажным фактором является и конфликтологическая
компетентность учителя. Исследования и опросы последних лет показывают отсутствие должной подготовки учителей к преподаванию данной темы обучающимся, что проявляется и в их неспособности в предотвращении, регулировании и разрешении социально-трудовых конфликтов.
Должное преподавание этого курса должно научить новое поколение россиян умению самоорганизовываться, чтобы защищать свои интересы, учету интересов противоположной стороны в процессе конфликтного взаимодействия, культуре диалога и восприятию аргументации контрагента конфликта, поиску зон согласия в процессе выработки компромиссного решения.
Помимо прочего, это призвано сформировать в обществе и соответствующий нравственный климат, когда разнообразие взглядов, позиций и интересов — при условии их конструктивного взаимодействия — будет цениться выше, чем сегодня.
1. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №46, (12 нояб.). - С. 23345- 23362.
2. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 06.04.2011 г. №68-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №15, (11 апр.). - С. 5686- 5697.
3. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/170280/ (Дата обращения 11.05.2017)
4. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/docum/dogovor/1/ (Дата обращения 11.05.2017)
5. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. №1400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1993. - №39, (27 сен.). - С. 17652- 17723.
6. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №52, (24 дек.). - С. 17436 -17448.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.15 г. N 996-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №23. - 43 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.15 г. N
2648-р. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7n95422/ (Дата обращения: 11.05.2017)
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910060/ (Дата обращения 11.05.2017)
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=3286 (Дата обращения 11.05.2017)
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/tmdovoe_pravo/professionalnyy-standart- pedagoga.html (Дата обращения: 28.05.2017)
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.16) [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http: //fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyy-perechen-uchebnikov/
(Дата обращения 11.05.2017)
13. Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/concept_social (Дата обращения 11.05.2017)
1.2. Учебники
14. Барабанов В.В. Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - 2-е изд., дораб. и испр. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 192 с.
15. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / И.П. Насонова; под общ. ред. акад.Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.
16. Никитин А.Ф. Обществознание. кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 173 с.
17. Никитин А.Ф. Обществознание. 6 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 156 с.
18. Никитин А.Ф. Обществознание. 7 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 174 с.
19. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 219 с.
20. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 205 с.
21. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 238 с.
22. Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл.: учеб. для
общеобразовательных организаций / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 237 с.
23. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. — 127 с.
24. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.
25. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
26. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
27. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] - М.: Просвещение, 2014. — 208 с.
28. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2014. — 350 с.
29. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 2014. — 335 с.
30. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.
- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. — 432 с.
31. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / [О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 256 с.
32. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень / [А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумова и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 320 с.
33. Соболева О.Б. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. -144 с.
34. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
35. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 3-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.
2. Литература
36. Алиев М.Г. Социализация согласия. - М., ИФ РАН, 1998. - 126 с.
37. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 528 с.
38. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева. - 830 с.
39. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Минск: «ТетраСистемс» Издание
2- е, 2000. - 464 с.
40. Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н. Конфликтологическая
компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя/ Л.И. Бершедова, Э.Н. Рычихина // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - №7 (123). - С. 116-121.
41. Борисенков А.А. Особенности политического конфликта / А.А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №4. - С. 101-113.
42. Бродаль Х. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны. Диагностика конфликта / Х. Бродаль // Знание сила. - 1991. - № 11. - С. 60-66.
43. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./ сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
44. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб. : Питер, 2005. - 461 с.
45. Глухова А.В. Политическая конфликтология между старыми и новыми подходами / А.В. Глухова // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 17-85.
46. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации / А.В. Глухова // Социологические исследования. - 2005. - № 8. - С. 100-106.
47. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.
48. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. - 1024 с.
49. Залужный А.Г. Государство и религия в России: проблемы
взаимодействия/ А.Г. Залужный // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 493-503.
50. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 317 с.
51. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. - 480 с.
52. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. - СПб: Изд. СЗАГС, изд. «Образование-Культура», 2000. - 152 с.
53. Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. М.: ИЖИЦА, 2002. - 400 с.
54. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 205 с.
55. Козырев Г.И. Об особенностях политических конфликтов/ Г.И. Козырев // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.
2007. - № 4. - С. 68-80.
56. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА -М, 2008. - 432 с.
57. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.
58. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2011. - 352 с.
59. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
60. Лубяной М.С., Куконков П. И. Общественно-политическая социализация учащейся молодежи: противоречия, напряжения, конфликты / Лубяной М. С., Куконков П. И. // Конфликтология. - 2012.- Т. 3. - С. 172-188.
61. Макиавелли Н. Государь //Избранные сочинения. - М.:
"Художественная литература", 1982. - 503 с.
62. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. 626 с.
63. Мишуринская И.Е. Деловая игра как средство развития социальных компетентностей у учащихся на уроках обществознания / И.Е. Мишуринская // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием. 27-28 ноября 2014 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2014. - С. 190-193.
64. Новейший политологический словарь/ авт.-сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 318 с.
65. Охотникова М.М. Социология согласия. - Тюмень: ТГУ, 2000. - 175 с.
66. Парк Р. Конкуренция и конфликты / Р.К. Парк// Вопросы социологии. - 1994. - №5. - С. 62-70.
67. Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология. М.: ИЖИЦА, 2002. - 400 с.
68. Ромасева Ю.А., Абрамов В.И. Современный урок в контексте ФГОС нового поколения / Ю.А. Ромасева, В.И. Абрамов// Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016.- №12-3. - С. 141-149.
69. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 108 с.
70. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ - ДАНА 2001. - 327 с.
71. Тагиров Э.Р. Поиск формулы согласия центра и регионов на пути к федерализации России / Тагиров Э.Р. // Конфликтология. - 2009.- №4 - С. 58-73.
72. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. М.: РАГС, 1996. - 541 с.
73. Тростьянская О.В. Урок обществознания в рамках ФГОС ООО /О.В. Тростьянская // XV Бушелевские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф., Петропавловск-Камч., 23-25 марта 2016 г. / отв. ред. В.Н. Ефименко, М.А. Фризен ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2016. — С. 240-246.
74. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 2000. - 272 с.
75. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия/ А.Н. Чумиков // Социологические исследования. - 1995. - № 3. - С. 52-56.
76. Щуринова И.А., Белянкова Е. И. Игра на уроках истории и обществознания как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения /И.А. Щуринова, Е.И. Белянкова// Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса/ под общ ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: «Наука и просвещение». - 2016. - С. 96-104.
77. Эфиров С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? - М.: Изд-во Института социологии РАН. 2002. - 104 с.
2.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
78. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 / Нечаева Екатерина Аркадьевна. - Калининград, 2008. - 25 с.
79. Никовская Л.И. Конфликтное измерение политичсекой трансформации в России [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. док. соц. наук: 23.00.02 / Никовская Лариса Игоревна. - М., 2004. - 368 с.
80. Пыресева О.А. Политический конфликт в современной России: сущность, особенности и пути разрешения[Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 22.00.05 / Пыресева Ольга Александровна. - М, 2000. - 167с.
81. Тангиев М.Х. Политический конфликт в современной России: причины и особенности феномена [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.02 / Тангиев Мурад Хасанович. - М, 2005. - 201 с.
3. Электронные ресурсы
82. В России подсчитали оптимальный размер дохода для семьи.
Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/05/23/554477/
[Электронный ресурс]/ (Дата обращения: 28.05.2017)
83. Средний класс в России составляет около 7% населения. Режим
доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/news/about_insor/377 [Электронный
ресурс]/ (Дата обращения: 28.05.2017).
84. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога:
монография. [Электронный ресурс]: научное электронное издание
(монография) / С.А. Хазова, Ф.Р. Хатит - Майкоп: ЭлИТ, 2015. - 141 с.