ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
|
Введение
Глава 1. Политический конфликт как предмет исследования 12
1.1. Политический конфликт: понятие, сущность, причины и типология.12
1.2. Структура, стадии развития и методы урегулирования политического конфликта 27
Глава 2. Тема «Политический конфликт» в курсе обществознания средней общеобразовательной школы 42
2.1. Место и содержание темы «Политический конфликт" в школьном
обществоведческом образовании 42
2.2. Пути формирования конфликтологических компетенций школьников
на уроках обществознания 58
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложение
Глава 1. Политический конфликт как предмет исследования 12
1.1. Политический конфликт: понятие, сущность, причины и типология.12
1.2. Структура, стадии развития и методы урегулирования политического конфликта 27
Глава 2. Тема «Политический конфликт» в курсе обществознания средней общеобразовательной школы 42
2.1. Место и содержание темы «Политический конфликт" в школьном
обществоведческом образовании 42
2.2. Пути формирования конфликтологических компетенций школьников
на уроках обществознания 58
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Приложение
Актуальность темы. Изучение темы «Политический конфликт» в рамках обществоведческого курса, как одного из факторов формирования конфликтологической компетентности у обучающихся средней общеобразовательной школы является актуальной проблемой современного общества по нескольким причинам.
Во-первых, политические конфликты являются неотъемлемой частью жизни любого общества, становясь подчас определяющим фактором, воздействующим на его развитие. Любые перемены в политике государства могут привести к появлению напряженности, и как следствие к увеличению числа конфликтных столкновений.
Такие обстоятельства подвергают серьезному испытанию целостность общества и устойчивость политической системы. Это вызывает необходимость не только анализа теоретических оснований конфликтов и выработке методов по их прогнозированию, урегулированию и разрешению, но и развитию умений и навыков у населения по их применению в политической жизни.
Во-вторых, именно в рамках курса обществознания происходит целенаправленная политическая социализация молодого поколения сообразно потребностям современного общества. Это определяет ее как один из наиболее важных источников политических знаний ребенка.
В-третьих, в то время, когда в результате демократических преобразований народ Российской Федерации получил возможность принимать участие в политической жизни проявляется его конфликтологическая безграмотность. В тоже время, школьная программа основана на изучении только межличностных и межгрупповых конфликтов, без рассмотрения особенностей их проявления в других сферах жизни общества.
Объект: политический конфликт, как социальное явление в специфике современного российского общества.
Предметом исследования является политический конфликт в курсе обществознания общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении темы «Политический конфликт» в рамках политологических, социологических и конфликтологических научных работ и определить ее место и значение в курсе обществознания для средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Охарактеризовать политический конфликт и выявить его особенности в современном российском обществе.
2. Определить наиболее эффективные методы урегулирования и пути разрешения политического конфликта.
3. Проанализировать содержание темы «Политический конфликт» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Проанализировать возможности различные формы урока по выработке конфликтологических компетентностей у учеников.
5. Определить значение формируемых компетенций в рамках политико-правовой социализации школьников.
Хронологические рамки исследования ограничены современным периодом, охватывающий 1991 - 2016 г. - с распадом СССР и началом демократических изменений во всех сферах жизни общества до настоящего времени.
Источниковая база. В работе над поставленными задачами нами был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы. В первую группу источников входят приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Указы Президента, распоряжения Правительства, Федеральные законы, Федеративные договора, и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
Вторую группу источников составляют учебники обществознания, входящие в Федеральный перечень школьных учебников, в которых отражена система знаний обществознания по теме «политический конфликт». На данный момент в этот перечень входят три полноценные линейки учебников с 5 по 11 классы и одна, содержащая учебники по основному общему образованию. Поэтому нами были проанализированы в общей сложности 21 учебник по обществознанию, начиная с 5 и по 11 класс.
Степень изученности темы. Первые попытки понять и проанализировать природу конфликтов и способы их разрешения предпринимались уже в VI - IV вв. до н.э. Научная же база для современных исследований конфликтов была заложена западными философами, социологами и экономистами.
Во второй половине XIX - начале XX в. разрабатываются первые теории конфликта, и не смотря на разнообразие теоретических подходов, они рассматривают конфликты как естественное и неизбежное явление: исторический материализм К. Маркса, политическая социология М. Вебера и др. Именно теория К. Маркс впервые указал на важные для структурирования субъектов конфликта аспекты взаимосвязи между степенью осознания интересов конфликтующих сторон и формой проявления конфликта; между степенью идеологической обоснованности интересов и уровнем структуры политической организации и ее руководящих органов и т.д. Труды этого периода носят преимущественно теоретический характер.
Во второй половине XX в. изучение конфликта получает новый импульс и разрабатываются первые полноценные теории конфликтов. Так, позитивно-функциональная теория Л. Козера, функциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, концепция общей теории конфликта К. Боулдинга, применение теории игр для изучения конфликтов Томасом Шеллингом и других способствовали становлению конфликтологии как самостоятельной науки. В трудах, в отличие от предыдущих периодов, большое внимание уделяется и путям прогнозирования, предотвращения и урегулирования разнообразных конфликтов. Впервые высказывается мысль о положительной функции конфликта, как средство развития социальной системы.
Таким образом данные труды не только заложили основу современной конфликтологии, но остаются актуальными и в настоящее время, находя отражение и в работах многих российских исследователей.
В советской историографии исследования конфликтов велись неравномерно: в 20-х - начале 30-х гг. изучению и интерпретации подвергаются новые условия социально -экономического развития общества, противоречия и конфликты, возникающие в связи с переходным состоянием государства. В 1924 г. вышла первая работа, посвященная непосредственно конфликту. В последствии теория конфликта была признана буржуазной наукой, не отражающей социалистической действительность. В то же время была развита и практика критики европейских концепций конфликта.
В период перестройки увеличивается количество работ, которые анализируют причины, особенности и типы конфликтов по анализу причин, особенностей, типов к и путей их разрешения. Теперь в фокусе отечественных ученых оказались не только конфликтность социальных отношений российского общества, но в том числе и политические противоречия. Эти проблемы активно разрабатывались в трудах В.В. Амелина, Д.П. Зеркина, А.А. Мацнева и др. В этих работах не только анализировались западные теории конфликта, но и происходила их интерпретация и применение к меняющейся российской действительности.
Особое место среди научных исследований настоящего времени занимают монография А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», с публикации которой начинается систематизация знаний о конфликтах и ставится проблема о значении предупредительных мер в политике государства по предотвращению столкновений.
Отдельно стоит выделить работу М.М. Лебедевой «Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии», в которой был проведен комплексный анализ проблемы мирного урегулирования конфликтов, и даны практические рекомендации к технологиям ведения переговоров и посредничеству.
Формирование конфликтологии, как самостоятельной науки способствовало увеличению числа диссертаций по теме политического конфликта: О.А. Пыресева, Л.И Никовская, М.Х. Тангиев и др. Их значимость состоит не только в представленном широком анализе накопленной теоретической базы, но и в исследовании, интерпретации и поиске путей разрешения тех политических конфликтов, современниками которых они являлись.
В отдельную группу необходимо выделить работы, в которых отражена проблема формирования конфликтологических компетенций в рамках курса обществознания в средней общеобразовательной школе. В настоящее время не существует комплексной работы по ее изучению, и литература по теме представлена отдельными статьями по анализу потенциала различных форм уроков в выработке конфликтных навыков: О.В. Тростьянская, И.Е. Мишуринская, И.А. Щуринова и Е.И. Белянкова.
Так же интерес представляют работы, направленные на определение уровня конфликтологических компетенций учителя, как основного источника знаний: Е.А. Нечаева, С.А. Хазова, Л.И. Бершедова.
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что все исследования явления политического конфликта ориентированы на изучение в высших учебных заведения, а внедрение их результатов в образовательный процесс посредством изучения соответствующей темы в курсе обществознания в средней общеобразовательной школе не предусмотрен.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Институциональный метод - анализ политических институтов Российской Федерации на взаимодействие и возможности возникновения конфликтов.
2. Метод структурный функционализма позволяет нам показать влияние политических конфликтов на развитие всех сфер жизни общества; конфликт, как целостную, развивающуюся систему.
3. Синтез - обобщение материала по теме «политический конфликт» для последующего применении в составлении технологической карты урока и бизнес игры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение процесса и методов формирования конфликологических и поликультурных компетенций учеников в рамках обществоведческого образования средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы данной работы могут быть использованы студентами, которые проходят педагогическую практику; приложения могут использоваться в качестве наглядного пособия. Результаты исследования можно использовать при изучении курса обществознания в школе, применять при подготовке спецкурсов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г. Казань, 24 апреля 2017 г.).
Работа в соответствии с поставленными целью и задачами имеет следующую структуру: две главы, заключение и приложение, в котором представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных в 3 главе исследования.
Во-первых, политические конфликты являются неотъемлемой частью жизни любого общества, становясь подчас определяющим фактором, воздействующим на его развитие. Любые перемены в политике государства могут привести к появлению напряженности, и как следствие к увеличению числа конфликтных столкновений.
Такие обстоятельства подвергают серьезному испытанию целостность общества и устойчивость политической системы. Это вызывает необходимость не только анализа теоретических оснований конфликтов и выработке методов по их прогнозированию, урегулированию и разрешению, но и развитию умений и навыков у населения по их применению в политической жизни.
Во-вторых, именно в рамках курса обществознания происходит целенаправленная политическая социализация молодого поколения сообразно потребностям современного общества. Это определяет ее как один из наиболее важных источников политических знаний ребенка.
В-третьих, в то время, когда в результате демократических преобразований народ Российской Федерации получил возможность принимать участие в политической жизни проявляется его конфликтологическая безграмотность. В тоже время, школьная программа основана на изучении только межличностных и межгрупповых конфликтов, без рассмотрения особенностей их проявления в других сферах жизни общества.
Объект: политический конфликт, как социальное явление в специфике современного российского общества.
Предметом исследования является политический конфликт в курсе обществознания общеобразовательной школы.
Цель исследования состоит в изучении темы «Политический конфликт» в рамках политологических, социологических и конфликтологических научных работ и определить ее место и значение в курсе обществознания для средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Охарактеризовать политический конфликт и выявить его особенности в современном российском обществе.
2. Определить наиболее эффективные методы урегулирования и пути разрешения политического конфликта.
3. Проанализировать содержание темы «Политический конфликт» в курсе обществознания, посредством изучения законодательной базы и учебников.
4. Проанализировать возможности различные формы урока по выработке конфликтологических компетентностей у учеников.
5. Определить значение формируемых компетенций в рамках политико-правовой социализации школьников.
Хронологические рамки исследования ограничены современным периодом, охватывающий 1991 - 2016 г. - с распадом СССР и началом демократических изменений во всех сферах жизни общества до настоящего времени.
Источниковая база. В работе над поставленными задачами нами был использован широкий круг источников, которые можно разделить на две группы. В первую группу источников входят приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Указы Президента, распоряжения Правительства, Федеральные законы, Федеративные договора, и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
Вторую группу источников составляют учебники обществознания, входящие в Федеральный перечень школьных учебников, в которых отражена система знаний обществознания по теме «политический конфликт». На данный момент в этот перечень входят три полноценные линейки учебников с 5 по 11 классы и одна, содержащая учебники по основному общему образованию. Поэтому нами были проанализированы в общей сложности 21 учебник по обществознанию, начиная с 5 и по 11 класс.
Степень изученности темы. Первые попытки понять и проанализировать природу конфликтов и способы их разрешения предпринимались уже в VI - IV вв. до н.э. Научная же база для современных исследований конфликтов была заложена западными философами, социологами и экономистами.
Во второй половине XIX - начале XX в. разрабатываются первые теории конфликта, и не смотря на разнообразие теоретических подходов, они рассматривают конфликты как естественное и неизбежное явление: исторический материализм К. Маркса, политическая социология М. Вебера и др. Именно теория К. Маркс впервые указал на важные для структурирования субъектов конфликта аспекты взаимосвязи между степенью осознания интересов конфликтующих сторон и формой проявления конфликта; между степенью идеологической обоснованности интересов и уровнем структуры политической организации и ее руководящих органов и т.д. Труды этого периода носят преимущественно теоретический характер.
Во второй половине XX в. изучение конфликта получает новый импульс и разрабатываются первые полноценные теории конфликтов. Так, позитивно-функциональная теория Л. Козера, функциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, концепция общей теории конфликта К. Боулдинга, применение теории игр для изучения конфликтов Томасом Шеллингом и других способствовали становлению конфликтологии как самостоятельной науки. В трудах, в отличие от предыдущих периодов, большое внимание уделяется и путям прогнозирования, предотвращения и урегулирования разнообразных конфликтов. Впервые высказывается мысль о положительной функции конфликта, как средство развития социальной системы.
Таким образом данные труды не только заложили основу современной конфликтологии, но остаются актуальными и в настоящее время, находя отражение и в работах многих российских исследователей.
В советской историографии исследования конфликтов велись неравномерно: в 20-х - начале 30-х гг. изучению и интерпретации подвергаются новые условия социально -экономического развития общества, противоречия и конфликты, возникающие в связи с переходным состоянием государства. В 1924 г. вышла первая работа, посвященная непосредственно конфликту. В последствии теория конфликта была признана буржуазной наукой, не отражающей социалистической действительность. В то же время была развита и практика критики европейских концепций конфликта.
В период перестройки увеличивается количество работ, которые анализируют причины, особенности и типы конфликтов по анализу причин, особенностей, типов к и путей их разрешения. Теперь в фокусе отечественных ученых оказались не только конфликтность социальных отношений российского общества, но в том числе и политические противоречия. Эти проблемы активно разрабатывались в трудах В.В. Амелина, Д.П. Зеркина, А.А. Мацнева и др. В этих работах не только анализировались западные теории конфликта, но и происходила их интерпретация и применение к меняющейся российской действительности.
Особое место среди научных исследований настоящего времени занимают монография А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», с публикации которой начинается систематизация знаний о конфликтах и ставится проблема о значении предупредительных мер в политике государства по предотвращению столкновений.
Отдельно стоит выделить работу М.М. Лебедевой «Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии», в которой был проведен комплексный анализ проблемы мирного урегулирования конфликтов, и даны практические рекомендации к технологиям ведения переговоров и посредничеству.
Формирование конфликтологии, как самостоятельной науки способствовало увеличению числа диссертаций по теме политического конфликта: О.А. Пыресева, Л.И Никовская, М.Х. Тангиев и др. Их значимость состоит не только в представленном широком анализе накопленной теоретической базы, но и в исследовании, интерпретации и поиске путей разрешения тех политических конфликтов, современниками которых они являлись.
В отдельную группу необходимо выделить работы, в которых отражена проблема формирования конфликтологических компетенций в рамках курса обществознания в средней общеобразовательной школе. В настоящее время не существует комплексной работы по ее изучению, и литература по теме представлена отдельными статьями по анализу потенциала различных форм уроков в выработке конфликтных навыков: О.В. Тростьянская, И.Е. Мишуринская, И.А. Щуринова и Е.И. Белянкова.
Так же интерес представляют работы, направленные на определение уровня конфликтологических компетенций учителя, как основного источника знаний: Е.А. Нечаева, С.А. Хазова, Л.И. Бершедова.
Исходя из проанализированной литературы можно сделать вывод, что все исследования явления политического конфликта ориентированы на изучение в высших учебных заведения, а внедрение их результатов в образовательный процесс посредством изучения соответствующей темы в курсе обществознания в средней общеобразовательной школе не предусмотрен.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Институциональный метод - анализ политических институтов Российской Федерации на взаимодействие и возможности возникновения конфликтов.
2. Метод структурный функционализма позволяет нам показать влияние политических конфликтов на развитие всех сфер жизни общества; конфликт, как целостную, развивающуюся систему.
3. Синтез - обобщение материала по теме «политический конфликт» для последующего применении в составлении технологической карты урока и бизнес игры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение процесса и методов формирования конфликологических и поликультурных компетенций учеников в рамках обществоведческого образования средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы данной работы могут быть использованы студентами, которые проходят педагогическую практику; приложения могут использоваться в качестве наглядного пособия. Результаты исследования можно использовать при изучении курса обществознания в школе, применять при подготовке спецкурсов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского Федерального Университета (г. Казань, 24 апреля 2017 г.).
Работа в соответствии с поставленными целью и задачами имеет следующую структуру: две главы, заключение и приложение, в котором представлены материалы, иллюстрирующие способы применения и реализации положений, предложенных в 3 главе исследования.
Рассмотрев феномен политического конфликта как предмет исследования, особенности его проявление в современном российском обществе и значение темы в курсе обществознания общеобразовательной школы мы пришли к следующим выводам.
В связи с коренными изменениями в общественно-политической жизни современной России появилась и необходимость осознания и освоения новой парадигмы социального мышления и поведения, то есть признавать не только права человека, но и необходимость в умении разрешения конфликтов, возникающих на этой основе.
И потому два принципиальных положения должны лежать в основе разрешения конфликтов: во-первых, следует исключить любой вид насилия как возможный способ преодоления конфликта; во-вторых, разрешение конфликтной ситуации должно приводить не к подавлению личности, а способствовать личностному росту каждого.
Главное же, на взгляд автора, состоит в том, чтобы «открывая», легитимируя конфликт, привить обществу иммунитет от его деструктивных, разрушительных, насильственных форм, тем более, что именно преобладание таких форм в нашем недавнем и далеком прошлом дискредитирует само понятие конфликта и серьезно препятствует формированию конфликтологической парадигмы мировосприятия в России.
Взаимодействие власти и молодого поколения должно быть направлено на конструктивный диалог и партнерство, в соответствии с которыми будут формироваться необходимые качества, для успешного взаимодействия его с властью. Их взаимоотношения должны способствовать становлению молодежи в качестве активного субъекта политики и решению проблем абсентеизма, политической апатией, отчуждением от политической жизни общества и других
Выполнение этих задач заложено в курс обществознания в средней общеобразовательной школе, в процессе преподавания, которого происходит политическая социализация школьников.
Однако, конфликтологическая грамотность в нем не имеет достаточного раскрытия: основное снимание направлено на изучение социальных
конфликтов в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Эта тенденция находит отражение как в нормативно-правовых актах, определяющих основы и направления развития образования на современном этапе, так и в учебниках курса обществознания.
Немаловажным фактором является и конфликтологическая
компетентность учителя. Исследования и опросы последних лет показывают отсутствие должной подготовки учителей к преподаванию данной темы обучающимся, что проявляется и в их неспособности в предотвращении, регулировании и разрешении социально-трудовых конфликтов.
Должное преподавание этого курса должно научить новое поколение россиян умению самоорганизовываться, чтобы защищать свои интересы, учету интересов противоположной стороны в процессе конфликтного взаимодействия, культуре диалога и восприятию аргументации контрагента конфликта, поиску зон согласия в процессе выработки компромиссного решения.
Помимо прочего, это призвано сформировать в обществе и соответствующий нравственный климат, когда разнообразие взглядов, позиций и интересов — при условии их конструктивного взаимодействия — будет цениться выше, чем сегодня.
В связи с коренными изменениями в общественно-политической жизни современной России появилась и необходимость осознания и освоения новой парадигмы социального мышления и поведения, то есть признавать не только права человека, но и необходимость в умении разрешения конфликтов, возникающих на этой основе.
И потому два принципиальных положения должны лежать в основе разрешения конфликтов: во-первых, следует исключить любой вид насилия как возможный способ преодоления конфликта; во-вторых, разрешение конфликтной ситуации должно приводить не к подавлению личности, а способствовать личностному росту каждого.
Главное же, на взгляд автора, состоит в том, чтобы «открывая», легитимируя конфликт, привить обществу иммунитет от его деструктивных, разрушительных, насильственных форм, тем более, что именно преобладание таких форм в нашем недавнем и далеком прошлом дискредитирует само понятие конфликта и серьезно препятствует формированию конфликтологической парадигмы мировосприятия в России.
Взаимодействие власти и молодого поколения должно быть направлено на конструктивный диалог и партнерство, в соответствии с которыми будут формироваться необходимые качества, для успешного взаимодействия его с властью. Их взаимоотношения должны способствовать становлению молодежи в качестве активного субъекта политики и решению проблем абсентеизма, политической апатией, отчуждением от политической жизни общества и других
Выполнение этих задач заложено в курс обществознания в средней общеобразовательной школе, в процессе преподавания, которого происходит политическая социализация школьников.
Однако, конфликтологическая грамотность в нем не имеет достаточного раскрытия: основное снимание направлено на изучение социальных
конфликтов в межличностных и межгрупповых взаимодействиях. Эта тенденция находит отражение как в нормативно-правовых актах, определяющих основы и направления развития образования на современном этапе, так и в учебниках курса обществознания.
Немаловажным фактором является и конфликтологическая
компетентность учителя. Исследования и опросы последних лет показывают отсутствие должной подготовки учителей к преподаванию данной темы обучающимся, что проявляется и в их неспособности в предотвращении, регулировании и разрешении социально-трудовых конфликтов.
Должное преподавание этого курса должно научить новое поколение россиян умению самоорганизовываться, чтобы защищать свои интересы, учету интересов противоположной стороны в процессе конфликтного взаимодействия, культуре диалога и восприятию аргументации контрагента конфликта, поиску зон согласия в процессе выработки компромиссного решения.
Помимо прочего, это призвано сформировать в обществе и соответствующий нравственный климат, когда разнообразие взглядов, позиций и интересов — при условии их конструктивного взаимодействия — будет цениться выше, чем сегодня.
Подобные работы
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Попытка исторической реконструкции событий, связанных с этническим конфликтом 1994-1996 гг. в Чеченской республике
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук (22.00.06 )
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2004 - Методика изучения истории международных отношений в период «холодной войны» на примере Карибского кризиса 1962 г. (Курский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



