Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников

Работа №54339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Понятие профессионального
самоопределения 7
1.2Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе 14
1.3 Ценностно-смысловые аспекты профессионального
самоопределения старшеклассников 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 35
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Выбор профессии - один из наиболее значимых поступков в жизни любого человека. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Все эти вопросы неизбежно встают перед каждым учащимся старших классов школы и, в особенности, перед ее выпускниками.
В то же время, типичным для российской современности является выбор профессии под влиянием средств массовой информации. В то же время нередко профессия выбирается случайно в силу определенной жизненной ситуации или примера других людей. В результате в обществе создается чрезвычайно размытое и безответственное представление о «престижности» тех или иных специальностей, а рабочие профессии, как правило, даже не рассматриваются современной молодежью.
В связи с этим выбор профессии и уровень овладения ею во многом могут не соответствовать личностным притязаниям выпускника школы. На самом деле молодому человеку важно не просто трудиться, а иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы, найти работу, соответствующую ценностным установкам личности.
Именно проблема успешного выбора сферы будущей трудовой деятельности и направлен процесс профессионального самоопределения старшеклассников, исследование которого невозможно сегодня без изучения ценностно-смысловых его аспектов. Определение ценностей, определяющих выбор старшеклассников будущей профессии, позволяет избежать ошибок в этом нелегком деле, преодолеть неудовлетворенность, которая может сказаться в дальнейшем на мироощущении и поведении человека.
Исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволяет не допустить ошибок при выборе профессии, которые происходят из-за незнания условий и требований профессии, их соответствия представлениям старшеклассника о значимости той или иной сферы существования личности, а также собственных возможностей.
Объект исследования : обучающиеся старшего школьного возраста 17-18 лет.
Предмет исследования: определить ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ценностно-смысловая сфера развития личности учащихся старших классов находится во взаимосвязи с мотивами их профессионального самоопределения.
Задачами исследования являются:
1) изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ;
2) рассмотрение понятий профессионального самоопределения;
3) выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
4) проведение эмпирического исследования ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
5) осуществление анализа и интерпретации полученных результатов исследования.
Анализ литературы, посвященной исследованию ценностносмысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволил заключить о наличии большого числа работ по данной проблематике. Основными источниками информации для проведенного нами теоретического изучения указанных вопросов стали работы В.П. Букина, Т.Н. Долгушиной, А.А. Жигулина , Н.А. Лупановой, В.В. Решетникова, И.П. Смирнова, содержащие изложение основных подходов к исследованию понятия «профессиональное самоопределение»; И.С. Арона, И.А. Левицкой, М.П. Пальянова, Л.В. Прыкиной, Р.М. Шамионова [9, 13, 17, 26, 34, 38, 2, 24, 30, 32], рассматривающих основные характеристики процесса профессионального самоопределения личности.
Важные сведения содержатся в исследованиях С.В. Паниной, М.Ю. Рыбакова, Г.К. Селевко, В.А. Толочек, затрагивающих проблемы современного состояния системы профессионального самоопределения в нашей стране; У.М. Асадулаевой, С.О. Зуевой, А.Л. Лебедевой, Н.Ю. Чижо и других авторов, исследующих ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения и другие [31, 35, 36, 39, 3, 19, 23, 46].
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:
-теоретические : анализ психолого-педагогической литературы; -эмпирические : беседа, анкетирование учащихся старших классов. Исследование проводилось в три этапа:
I этап (сентябрь-ноябрь, 2016г.) включал изучение теории вопроса, построение, плана исследования, формулировку гипотезы исследования, определены методы исследования.
II этап (декабрь-март,2017г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор, анализ и интерпретация данных.
III этап (апрель-май 2017г.) заключался в оформлении работы, были сформулированы выводы, внесены рекомендации.
Базой исследования послужила учащиеся одиннадцатого класса МБОУ СОШ им. Марченко села Грахово Удмуртской Республики. Анкетированием, беседой были охвачены учащиеся одиннадцатого класса в количестве 64 человека (31 юноша и 33 девушки) в возрасте 17 - 18 лет.
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, проделанное в данной работе, имело в качестве своей цели изучение ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения учащихся старших классов. Для реализации указанной цели, необходимо было обеспечить последовательное решение ряда задач. По итогам проделанной теоретической и практической работы можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение выражает наиболее общие свойства и взаимосвязь самоопределения личности и ее развитие в сфере выбора профессии. В настоящее время имеется множество исследований, освещающих проблему профессионального самоопределения, при этом современное состояние данной системы в России может быть охарактеризовано как возрастание влияния прагматических начал, а также поликультурного аспекта российской образовательной среды в выборе представителями молодежи путей и способов дальнейшей профессиональной деятельности.
2. Принципы построения успешной и эффективной системы профессионального самоопределения в современной России: принцип сознательности и активности в выборе профессии; принцип соответствия выбираемой профессии интересам, способностям личности и текущим потребностям общества; принцип развития. При этом, эффективность всей системы профессионального самоопределения находится в тесной связи с системами ценностных ориентаций и ценностно-смысловых отношений, характеризующих личность индивида.
3. Профессиональное самоопределение может быть представлено в
качестве единства трех моментов: мотив, который указывает на
профессиональные цели; ценности, определяющих приемлемый способ достижения этих целей; смысл, который придает завершенность избранному способу, формируя перспективу будущего.С этой же позиции, рассматриваемая система включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной среде; ценности, ориентирующие индивида на творческое саморазвитие и самореализацию; ценности, удовлетворяющие потребность личности в общении; ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности.
4. Эмпирическое исследование показало, что ценностно-смысловая система развития личности старшеклассников оказывает определенное значение на процесс профессионального самоопределения. Для старшеклассников, у которых преобладающими в сфере идеалов являются такие ценности как самостоятельность, гедонизм и власть, а также доброта, гедонизм и власть - в сфере поведения - в наибольшей степени характерны такие мотивы профессионального самоопределения как внутренние социальные, внешние положительные, а также внешние отрицательные. В то же время, для учащихся, ориентированных на другие ценности, более значимыми являются только внутренние социальные и внешние положительные мотивы.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была частично подтверждена.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможностях использования его материалов в качестве основания для дальнейшего изучения данной проблематики. Так, в дальнейшем могут быть изучены проблемы повышения эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, вопросы индивидуализации данного процесса, исследование средств развития ценностно-смысловой сферы личности и другие.



1. Антопольская Т.А., Мирошниченко О.А. Особенности профессионального выбора студентов-первокурсников гуманитарных специальностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №42. - С. 133 - 137.
2. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 1. - С. 233 - 237.
3. Асадулаева У.М. Ценностно-смысловая сфера личности педагога на разных этапах профессионального становления. - дис. ... канд. псих. наук. - Махачкала, 2013. - 316 с.
4. Баранова Т.А. Опыт исследования ценностных ориентаций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2013.- № 2 (16). - С. 63 - 66.
5. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - № 2. - 2014. - С. 34 - 39.
6. Боликова Л.Ю., Шарыпина Л.Е. О некоторых проблемах профессиональной ориентации студентов педагогического вуза // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 571 - 572.
7. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
8. Братских Т.П. Профессиональная ориентация в современной школе // Вестник АГУ. - 2016. - № 8. - С. 134 - 139.
9. Букин В.П. Профессиональная ориентация, условия и содержание труда молодежи российской провинции // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - № 3. - С. 164 - 170.
10. Вачков В.И. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 2. - С. 36 - 50.
11. Винникова С.А. Формирование отношения старшеклассников к труду // Вестник НГПУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 18. - С. 45 -
48.
12. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 80 с.
13. Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления // Научнотеоретический журнал. - 2013. - № 3-4. - С. 101 - 107.
14. Егорова Ю.А., Тимофеев А.В. Исследование ценностных ориентаций студентов первого курса // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 8. - С. 25 - 26.
15. Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор: Серия Педагогика, психология. - №2. - 2015. - С. 55 - 59.
16. Жабарева С.Н. Мотивы выбора профессии в подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - № 14. - С. 18 - 23.
17. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 46 - 49.
18. Завадский И.А. Изучение ценностно-смысловой сферы личности подростка // Вестник СПбГУ. - 2014. - № 7. - С. 67 - 72.
19. Зуева С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея. - дис. ... канд. псих. наук. - Благовещенск, 2000. - 151 с.
20. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2015. - 578 с.
21. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - №4.
- С. 100 - 103.
22. Краснослабодская А.Х. Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разнымсамоотношением // Инновационная наука. - 2015. - № 12-3. - С. 211 - 212.
23. Лебедева А.Л. Ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения личности. // Социосфера. - № 6. - 2013. С. 280 - 281.
24. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КемГУ. - 2014. - № 2. - С. 136
- 140.
25. Лукьянова И.Е. Проблемное поле и узловые вопросы духовно
нравственного развития современной молодежи// Психологопедагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Псков: Псковский
государственный университет, 2011 г. - 368 с.
26. Лупанова Н.А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 702 - 711.
27. Надеждина Т.П. Выбор профессии как результат школьного обучения // Концепт. - 2014. - № 6. - С. 76 - 82.
28. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2014. - 392 с.
29. Новиков М.П. Основные аспекты профессионального самоопределения // Вестник АГУ. - 2015. - № 6. - С. 78 - 82.
30. Пальянов М.П., Пахомова Е.А., Демченко А.Р., Балахнина С.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Г ермании // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 192 - 197.
31. Панина С.В. Особенности профессионального самоопределения школьников в поликультурной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 216 - 223.
32. Прыкина Л.В. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник ЧГУ. - 2015. - № 9. - С. 118 - 124.
33. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
34. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в педагогической психологии // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 2-5. - С. 1163 - 1167.
35. Рыбаков М.Ю. Профессиональная ориентация школьников: традиционное содержание и векторы модернизации // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №2. - С. 6 - 8.
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 2014. - 365 с.
37. Сиврикова Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости // В мире научных открытий. -
2012. - № 11.4 (35). - С. 234 - 249.
38. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2016. - 320 с.
39. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб: Питер, 2014. - 479 с.
40. Уфимцева С.А. Ценности и смыслы. Монография. - СПб.: Питер, 2014. - 230 с.
41. Федорова И.Н. Исследование ценностных ориентаций современных студентов // Система ценностей современного общества.- 2010.- № 15. - С. 277 - 280.
42. Хайдарова С.А. Профессиональное самоопределение учащихся старших классов // Концепт. - 2016. - № 3. - С. 211 - 213.
43. Харитонов В.С. Ценностные аспекты выбора профессии // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2016. - № 12. - С. 41 - 43.
44. Царицына В.А. Исследование профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник АГУ. - 2015. - № 11. - С. 83 - 89.
45. Ценностный опросник Шварца. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа URL: http://psychok.net/testy/322-test-tsennosti-shvartsa-
tsennostnyj-oprosnik-tso-shvartsa-metodika-shvartsa (28.04.2017).
46.Чижо Н.Ю. Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: типы ценностно-смысловой сферы личности. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - №4. - 2010. - С. 64 - 67.
47.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. - 2014. - №11. - С. 8 - 13.
48. Шамионов Р.М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Известия Саратовского университета. - 2008. - № 1. - С. 90 - 95.
49. Швалб Ю.М., Муханова И.Ф. Возрастная психология. - Донецк: Норд-Пресс, 2015. - 303 с.
50. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - №6. - С. 1 - 7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ