Ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Понятие профессионального
самоопределения 7
1.2Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе 14
1.3 Ценностно-смысловые аспекты профессионального
самоопределения старшеклассников 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 35
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Понятие профессионального
самоопределения 7
1.2Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе 14
1.3 Ценностно-смысловые аспекты профессионального
самоопределения старшеклассников 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 35
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Выбор профессии - один из наиболее значимых поступков в жизни любого человека. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Все эти вопросы неизбежно встают перед каждым учащимся старших классов школы и, в особенности, перед ее выпускниками.
В то же время, типичным для российской современности является выбор профессии под влиянием средств массовой информации. В то же время нередко профессия выбирается случайно в силу определенной жизненной ситуации или примера других людей. В результате в обществе создается чрезвычайно размытое и безответственное представление о «престижности» тех или иных специальностей, а рабочие профессии, как правило, даже не рассматриваются современной молодежью.
В связи с этим выбор профессии и уровень овладения ею во многом могут не соответствовать личностным притязаниям выпускника школы. На самом деле молодому человеку важно не просто трудиться, а иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы, найти работу, соответствующую ценностным установкам личности.
Именно проблема успешного выбора сферы будущей трудовой деятельности и направлен процесс профессионального самоопределения старшеклассников, исследование которого невозможно сегодня без изучения ценностно-смысловых его аспектов. Определение ценностей, определяющих выбор старшеклассников будущей профессии, позволяет избежать ошибок в этом нелегком деле, преодолеть неудовлетворенность, которая может сказаться в дальнейшем на мироощущении и поведении человека.
Исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволяет не допустить ошибок при выборе профессии, которые происходят из-за незнания условий и требований профессии, их соответствия представлениям старшеклассника о значимости той или иной сферы существования личности, а также собственных возможностей.
Объект исследования : обучающиеся старшего школьного возраста 17-18 лет.
Предмет исследования: определить ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ценностно-смысловая сфера развития личности учащихся старших классов находится во взаимосвязи с мотивами их профессионального самоопределения.
Задачами исследования являются:
1) изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ;
2) рассмотрение понятий профессионального самоопределения;
3) выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
4) проведение эмпирического исследования ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
5) осуществление анализа и интерпретации полученных результатов исследования.
Анализ литературы, посвященной исследованию ценностносмысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволил заключить о наличии большого числа работ по данной проблематике. Основными источниками информации для проведенного нами теоретического изучения указанных вопросов стали работы В.П. Букина, Т.Н. Долгушиной, А.А. Жигулина , Н.А. Лупановой, В.В. Решетникова, И.П. Смирнова, содержащие изложение основных подходов к исследованию понятия «профессиональное самоопределение»; И.С. Арона, И.А. Левицкой, М.П. Пальянова, Л.В. Прыкиной, Р.М. Шамионова [9, 13, 17, 26, 34, 38, 2, 24, 30, 32], рассматривающих основные характеристики процесса профессионального самоопределения личности.
Важные сведения содержатся в исследованиях С.В. Паниной, М.Ю. Рыбакова, Г.К. Селевко, В.А. Толочек, затрагивающих проблемы современного состояния системы профессионального самоопределения в нашей стране; У.М. Асадулаевой, С.О. Зуевой, А.Л. Лебедевой, Н.Ю. Чижо и других авторов, исследующих ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения и другие [31, 35, 36, 39, 3, 19, 23, 46].
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:
-теоретические : анализ психолого-педагогической литературы; -эмпирические : беседа, анкетирование учащихся старших классов. Исследование проводилось в три этапа:
I этап (сентябрь-ноябрь, 2016г.) включал изучение теории вопроса, построение, плана исследования, формулировку гипотезы исследования, определены методы исследования.
II этап (декабрь-март,2017г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор, анализ и интерпретация данных.
III этап (апрель-май 2017г.) заключался в оформлении работы, были сформулированы выводы, внесены рекомендации.
Базой исследования послужила учащиеся одиннадцатого класса МБОУ СОШ им. Марченко села Грахово Удмуртской Республики. Анкетированием, беседой были охвачены учащиеся одиннадцатого класса в количестве 64 человека (31 юноша и 33 девушки) в возрасте 17 - 18 лет.
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.
В то же время, типичным для российской современности является выбор профессии под влиянием средств массовой информации. В то же время нередко профессия выбирается случайно в силу определенной жизненной ситуации или примера других людей. В результате в обществе создается чрезвычайно размытое и безответственное представление о «престижности» тех или иных специальностей, а рабочие профессии, как правило, даже не рассматриваются современной молодежью.
В связи с этим выбор профессии и уровень овладения ею во многом могут не соответствовать личностным притязаниям выпускника школы. На самом деле молодому человеку важно не просто трудиться, а иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы, найти работу, соответствующую ценностным установкам личности.
Именно проблема успешного выбора сферы будущей трудовой деятельности и направлен процесс профессионального самоопределения старшеклассников, исследование которого невозможно сегодня без изучения ценностно-смысловых его аспектов. Определение ценностей, определяющих выбор старшеклассников будущей профессии, позволяет избежать ошибок в этом нелегком деле, преодолеть неудовлетворенность, которая может сказаться в дальнейшем на мироощущении и поведении человека.
Исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволяет не допустить ошибок при выборе профессии, которые происходят из-за незнания условий и требований профессии, их соответствия представлениям старшеклассника о значимости той или иной сферы существования личности, а также собственных возможностей.
Объект исследования : обучающиеся старшего школьного возраста 17-18 лет.
Предмет исследования: определить ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ценностно-смысловая сфера развития личности учащихся старших классов находится во взаимосвязи с мотивами их профессионального самоопределения.
Задачами исследования являются:
1) изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования ;
2) рассмотрение понятий профессионального самоопределения;
3) выявление ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
4) проведение эмпирического исследования ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников;
5) осуществление анализа и интерпретации полученных результатов исследования.
Анализ литературы, посвященной исследованию ценностносмысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников позволил заключить о наличии большого числа работ по данной проблематике. Основными источниками информации для проведенного нами теоретического изучения указанных вопросов стали работы В.П. Букина, Т.Н. Долгушиной, А.А. Жигулина , Н.А. Лупановой, В.В. Решетникова, И.П. Смирнова, содержащие изложение основных подходов к исследованию понятия «профессиональное самоопределение»; И.С. Арона, И.А. Левицкой, М.П. Пальянова, Л.В. Прыкиной, Р.М. Шамионова [9, 13, 17, 26, 34, 38, 2, 24, 30, 32], рассматривающих основные характеристики процесса профессионального самоопределения личности.
Важные сведения содержатся в исследованиях С.В. Паниной, М.Ю. Рыбакова, Г.К. Селевко, В.А. Толочек, затрагивающих проблемы современного состояния системы профессионального самоопределения в нашей стране; У.М. Асадулаевой, С.О. Зуевой, А.Л. Лебедевой, Н.Ю. Чижо и других авторов, исследующих ценностно-смысловые аспекты профессионального самоопределения и другие [31, 35, 36, 39, 3, 19, 23, 46].
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:
-теоретические : анализ психолого-педагогической литературы; -эмпирические : беседа, анкетирование учащихся старших классов. Исследование проводилось в три этапа:
I этап (сентябрь-ноябрь, 2016г.) включал изучение теории вопроса, построение, плана исследования, формулировку гипотезы исследования, определены методы исследования.
II этап (декабрь-март,2017г.) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор, анализ и интерпретация данных.
III этап (апрель-май 2017г.) заключался в оформлении работы, были сформулированы выводы, внесены рекомендации.
Базой исследования послужила учащиеся одиннадцатого класса МБОУ СОШ им. Марченко села Грахово Удмуртской Республики. Анкетированием, беседой были охвачены учащиеся одиннадцатого класса в количестве 64 человека (31 юноша и 33 девушки) в возрасте 17 - 18 лет.
Научная новизна данной работы состоит в том, что оно содержит комплексное исследование ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения старшеклассников, раскрывая влияние ценностных идеалов и установок личности на выбор сферы профессиональной деятельности.
Исследование, проделанное в данной работе, имело в качестве своей цели изучение ценностно-смысловых аспектов профессионального самоопределения учащихся старших классов. Для реализации указанной цели, необходимо было обеспечить последовательное решение ряда задач. По итогам проделанной теоретической и практической работы можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение выражает наиболее общие свойства и взаимосвязь самоопределения личности и ее развитие в сфере выбора профессии. В настоящее время имеется множество исследований, освещающих проблему профессионального самоопределения, при этом современное состояние данной системы в России может быть охарактеризовано как возрастание влияния прагматических начал, а также поликультурного аспекта российской образовательной среды в выборе представителями молодежи путей и способов дальнейшей профессиональной деятельности.
2. Принципы построения успешной и эффективной системы профессионального самоопределения в современной России: принцип сознательности и активности в выборе профессии; принцип соответствия выбираемой профессии интересам, способностям личности и текущим потребностям общества; принцип развития. При этом, эффективность всей системы профессионального самоопределения находится в тесной связи с системами ценностных ориентаций и ценностно-смысловых отношений, характеризующих личность индивида.
3. Профессиональное самоопределение может быть представлено в
качестве единства трех моментов: мотив, который указывает на
профессиональные цели; ценности, определяющих приемлемый способ достижения этих целей; смысл, который придает завершенность избранному способу, формируя перспективу будущего.С этой же позиции, рассматриваемая система включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной среде; ценности, ориентирующие индивида на творческое саморазвитие и самореализацию; ценности, удовлетворяющие потребность личности в общении; ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности.
4. Эмпирическое исследование показало, что ценностно-смысловая система развития личности старшеклассников оказывает определенное значение на процесс профессионального самоопределения. Для старшеклассников, у которых преобладающими в сфере идеалов являются такие ценности как самостоятельность, гедонизм и власть, а также доброта, гедонизм и власть - в сфере поведения - в наибольшей степени характерны такие мотивы профессионального самоопределения как внутренние социальные, внешние положительные, а также внешние отрицательные. В то же время, для учащихся, ориентированных на другие ценности, более значимыми являются только внутренние социальные и внешние положительные мотивы.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была частично подтверждена.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможностях использования его материалов в качестве основания для дальнейшего изучения данной проблематики. Так, в дальнейшем могут быть изучены проблемы повышения эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, вопросы индивидуализации данного процесса, исследование средств развития ценностно-смысловой сферы личности и другие.
1. Профессиональное самоопределение выражает наиболее общие свойства и взаимосвязь самоопределения личности и ее развитие в сфере выбора профессии. В настоящее время имеется множество исследований, освещающих проблему профессионального самоопределения, при этом современное состояние данной системы в России может быть охарактеризовано как возрастание влияния прагматических начал, а также поликультурного аспекта российской образовательной среды в выборе представителями молодежи путей и способов дальнейшей профессиональной деятельности.
2. Принципы построения успешной и эффективной системы профессионального самоопределения в современной России: принцип сознательности и активности в выборе профессии; принцип соответствия выбираемой профессии интересам, способностям личности и текущим потребностям общества; принцип развития. При этом, эффективность всей системы профессионального самоопределения находится в тесной связи с системами ценностных ориентаций и ценностно-смысловых отношений, характеризующих личность индивида.
3. Профессиональное самоопределение может быть представлено в
качестве единства трех моментов: мотив, который указывает на
профессиональные цели; ценности, определяющих приемлемый способ достижения этих целей; смысл, который придает завершенность избранному способу, формируя перспективу будущего.С этой же позиции, рассматриваемая система включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной среде; ценности, ориентирующие индивида на творческое саморазвитие и самореализацию; ценности, удовлетворяющие потребность личности в общении; ценности, удовлетворяющие прагматические потребности личности.
4. Эмпирическое исследование показало, что ценностно-смысловая система развития личности старшеклассников оказывает определенное значение на процесс профессионального самоопределения. Для старшеклассников, у которых преобладающими в сфере идеалов являются такие ценности как самостоятельность, гедонизм и власть, а также доброта, гедонизм и власть - в сфере поведения - в наибольшей степени характерны такие мотивы профессионального самоопределения как внутренние социальные, внешние положительные, а также внешние отрицательные. В то же время, для учащихся, ориентированных на другие ценности, более значимыми являются только внутренние социальные и внешние положительные мотивы.
Таким образом, задачи данной работы были нами решены, а ее цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была частично подтверждена.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможностях использования его материалов в качестве основания для дальнейшего изучения данной проблематики. Так, в дальнейшем могут быть изучены проблемы повышения эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, вопросы индивидуализации данного процесса, исследование средств развития ценностно-смысловой сферы личности и другие.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь целостных ориентаций и профессионального самоопределения у старшеклассников (Благовещенский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - Взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков (Московский Государственный Областной Университет)
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников и студентов ССУЗов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительная характеристика профессиональных установок у старшеклассников городских и сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



