Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дизайн-проект интерьера библиотеки в концепции «свободное пространство»

Работа №54318

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Предпроектное исследование
1.1 История развития библиотек 7
1.2 Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной
реальности 16
1.3 Роль современной библиотеки как социального института 27
1.4 Концепция «свободное пространство». Стиль эклектика и лофт как новое
веяние моды 54
Выводы по I главе 60
Глава II.
2.1 Эргономика пространственной среды как неотъемлемая часть дизайна
интерьера 62
2.2. Этапы создания дизайн-проекта библиотеки в концепции «свободное
пространство» 81
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список литературы 89


Библиотека является одним из древнейших культурных и социальных институтов. Они сопровождали человечество на протяжении всей его истории. С течением времени менялись функции и назначение библиотек: если раньше они были хранилищем знаний, то сейчас библиотеки - важные источники информации.
Библиотеки были и остаются центрами духовной жизни. Считать их просто хранилищем книг - большое заблуждение. Библиотека - это пространство книги, а пространство книги - это и есть культура. Благодаря библиотекам бесценные знания и опыт человечества продолжают «жить».
В наступающей эпохе глобальной культуры остро встает вопрос об отношениях между обществом и библиотекой, и её роли в быстро меняющемся мире как социокультурного института, главные задачи которой передача знаний от поколения к поколению и обеспечение доступа к культурным и духовным ценностям, также сохранение коллективной памяти нации.
Появление Интернета привело к изменению культурного статуса библиотеки: она перестала быть единственным источником большого объема информации, какой являлась 50 лет назад. Сейчас в Сети без труда можно купить или скачать интересующую книгу. Интернет предоставляет множество мультимедийных возможностей, которые обычные библиотеки не могут предложить своим посетителям. Более того, неограниченные возможности интернета постепенно вытесняют печатные издания, и даже телевидение, изменяя тем самым роль самой печатной культуры.
Эти прогрессивные изменения стали толчком к осмыслению новых подходов к обслуживанию посетителей библиотек. Глобализация всех сфер общественной деятельности и техногенная революция в сфере коммуникаций позволили современной библиотеке трансформироваться. Основная задача библиотек не только сбор информации, заключенной в документах, но и всемерное пробуждение мышления людей, осваивающих эти коммуникации. Главными целями такой библиотеки является организация различных мероприятий, способствующих успешной социализации читателей и их ориентации в современном мире, а накопление информации отходит на второй план.
Рост числа пользователей Всемирной сетью приводит к уменьшению количества посетителей библиотек. Данные статистики показывают эту взаимосвязь: в 2008 году доступ в Интернет имели только 12% жителей нашей страны, а в 2015 году количество пользователей Всемирной сетью увеличилось практически в три раза и составило 31%. Если раньше школьники и студенты были основными посетителями библиотек, то теперь они предпочитают читать и скачивать книги в интернете. Это происходит потому что современная библиотечная система не претерпела никаких изменений. Уже больше 100 лет она работает по одним и тем же принципам. Убедиться в этом можно, заглянув в любую провинциальную районную библиотеку. Там можно увидеть потрепанные книги русских и зарубежных классиков, зачитанные до дыр детективы и детские книги и всего лишь несколько новинок, которые продаются в районном книжном магазине.
Осознание процессов, которые происходят в современном обществе, размывание «границ» библиотечного пространства вынуждают библиотеки менять саму систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, и задуматься о самих основах существования традиционных библиотек и их функциях.
Для того, чтобы сохранить библиотеку как необходимый обществу социальный институт, необходимо найти новую модель библиотечного развития для построения открытого общества знаний. Ритм жизни общества XXI века скоротечен, современному читателю нужны не только книги, но и новые возможности. Поэтому сейчас библиотека готовится к внедрению новых возможностей для удовлетворения потребностей своих посетителей.
Одна из самых сложных задач библиотек - вернуть в состав читательской аудитории учеников и студентов, которые за последние двадцать лет предпочитают находить информацию в Интернете, а также вызвать интерес у молодого поколения к чтению книг, как к основному источнику культурной информации.
Решению этой проблемы может помочь модернизация библиотечного обслуживания, одна из важнейших составляющих которой - техническая модернизация библиотеки. Она заключается в использовании современных технологий в работе библиотеки и создании комфортного современного дизайна библиотечной среды, привлекательного образа библиотеки с помощью интерьера и инновационных технологий.
Целью выпускной магистерской работы является разработка дизайн-проекта интерьера библиотеки в концепции «свободное пространство».
Объектом работы является процесс воздействия эргономичной, художественно-эстетической, предметно-пространственной среды современной библиотеки на читательское развитие.
Предметом работы является формирование эргономичной художественно-эстетической среды интерьера библиотеки, создающего благоприятные условия для развития интереса к чтению как приоритетному источнику культурной информации.
Гипотеза исследования: благодаря грамотно организованной предметно-пространственной среде, а так же функционального и технического оснащения библиотеки, становится возможным формирование комфортной среды для посетителей библиотеки, что, в свою очередь, увеличит интерес к чтению.
Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач:
- изучить историю развития библиотек;
- рассмотреть современную модель деятельности общественных заведений в формате свободное пространство;
- проанализировать современные тенденции в интерьерах и дизайне библиотек и требования к проектированию библиотечных зданий и помещений;
- разработать дизайн-проект интерьера библиотеки в концепции «свободное пространство»
Теоретическая значимость дизайн-проекта состоит в выявлении теоретических основ организации интерьера библиотеки, способствующего читательскому развитию и повышению интереса к чтению.
Практическая значимость дизайн-проекта состоит в том, что мы, основываясь на трудах в области дизайна и эргономики среды, разработали дизайн-проект интерьера библиотеки в концепции свободного пространства, как инструмента читательского развития, который может быть реально воплощен в жизнь.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные тенденции развития жизни меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и основы существования традиционных библиотек и их функций. Популярность библиотек падает, сейчас стоит острый вопрос о поиске новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний. Библиотеке необходим переход на новый этап развития в условиях современной реалии.
Следует отмети ь, что в специальной литературе вопросу библиотечного дизайна до сих пор не уделялось серьезного внимания. Отдельные сведения разбросаны по различным источникам (в основном в журнале «Библиотека»). В 50-70-е годы начинали затрагивать этот вопрос, но очень слабо, а сейчас мы вновь возвращаемся к этой проблеме. Требуется теоретически разрабатывать, объединять знания, искать подходы к решению проблемы с разных сторон (архитектура, психология, библиотековедение).
Необходимым становится сломать стереотип в голове многих жителей наши страны, что библиотека - это довольно-таки скучное заведение с простеньким ремонтом и не всегда приветливой библиотекаршей. Библиотека может представлять собой совсем иное пространство - свободное, где можно с пользой проводить время, читать и изучать, общаться и играть, посвящаться.
Появление таких библиотек в городах будет способствовать более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразит я на уровне развития науки и техники, культуры и позволить улучшить систему образования. Инновационные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности работы школьников на уроках, студентов на лекциях, преподавателям будет легче готовиться к занятиям и найти необходимый материал.
Наш проект библиотеки в концепции свободное пространство - это не просто проект, это вызов нынешней библиотечной системе и системе образования. Мы предполагаем, что реализация данного проекта позволит увеличить уровень знаний подрастающего поколения, дети с удовольствием будут читать книги по литературе, сидя в такой обстановке, студенты смогут ходить на мастер-классы, а взрослые откроют для себя полезные лекции. Такой формат библиотеки подходит для любого возраста и категории людей.
Опираясь на изученный теоретический материал, разработан дизайн-проект интерьера библиотеки в концепции свободное пространство, как инструмента читательского развитая. Основным принципом разработанного интерьера явилось его дружелюбность и открытость по отношению к читателю. Сконструировано «штеое» интеллектуальное пространство, которое становится в итоге полноправным участником культурно- просветительского диалога.



1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1980. -340с.
2. Авраева, Ю.Б. Библиотеки - методические центры: инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие. Вып. 51 / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. - Москва: Литера, 2009. - 96 с
3. Акилина, М. И., Матлина, С. Г. Публичные библиотеки: тенденции обновления / М. И. Акилина, С. Г. Матлина // Библиотековедение. - 2001. - № 2. - C. 13-18.
4. Алешин,Л.И. Проектирование зданий библиотек: учебно-практическое пособие. Вып.81 / Л.И. Алешин.- Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. - 240 с.
5. Бойкова, О.Б. Правовое регулирование деятельности муниципальных библиотек : научно-практическое пособие / О. Ф. Бойкова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. - 288 с.
6. Борисова, О. О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности : учебно-практическое пособие/ О. О. Борисова ; Орловский государственный институт искусства и культуры. - СПб. : Профессия, 2006. - 320 с.
7. Бубекина Н.В. Проблемы статистики в библиотечном деле: взгляд детского библиотекаря (Теория и практика: точки пересечения) // Библиотечное дело - XXI век : науч.-практ. сб. / Рос. гос. б-ка ; науч. ред. Н.И. Хахалева. - М., 2002. - № 3. - С. 177-185.
8. Бубекина Н.В. Статус библиотеки в современном информационном обществе // Статус библиотеки в информатизации отрасли культуры. Постановка и практика решения проблемы : материалы Всерос. науч.- практ. конф., СПб., 23-25 нояб. 2002 г. / [сост.: Л.В. Степанова, Е.В. Стрелкова]. - СПб. : ЛОДБ, 2002. - С. 10-15.
9. Газетов, В. И., Калинечева, Ю. В. Библиотеки и музеи за рубежом: Учебное пособие / В. И. Газетов, Ю. В. Калинечева. - М.: Колос, 2008.
- 219 с.
10. Гаскюэль Ж.. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Ж. Гаскюэль. — М.: Рудомино, 1995. —303 с.
11. Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития.
- М.: Литера, 2009. - 160 с.
12. Гусева Е.Н. Типология библиотек. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 152 с.
13. Дворкина, М.Я. Библиотечная среда: теория и организация: научнопрактическое пособие. Вып. 62 / М.Я. Дворкина. - Москва: Литера,
2009. - 93 с.
14. Детская библиотека: Серия «Публичные библиотеки» (№2): Немецкий библиотечный институт. —М.: «Медиум», 1994. — 91 с.
15. Жаркова, Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельнос и: научно пр ктическое пособие. Вып.44 / Л.С. Жаркова. - Москва: Литера, 2009. - 111с.
16.Забелина, Н. А. Библиотека нового тысячелетия: принципы и формы работы / Н. А. Забелина // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые фо мы сотр дничества: Седьмая междунар. конф. Крым - 2000. - Судак, 2000. - Т. 2. - C. 47-51.
17.Захарова И. Оформляем открытый доступ / И. Захарова // Библиотека.
- 2001. — №3. — С. 39-41.
18.Збаровская Н. В. Виртуальные помощники /Н. В. Збаровская // Библиотека. — 2003. — №10. — С. 45-47.
19. Зуева, Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Е. М. Зуева. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с.
20. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Всероссийская библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино ; ред.: Г. Кавалло, Р. Шартье. - Москва : Фаир, 2008. - 544с.
21. Коряковцева, Н.А. Чтение и образование в информационном обществе: учебное пособие. Вып.49 / Н.А. Коряковцева, В.А. Фокеев. - Москва: Литера, 2009. - 208 с..
22. Кукатова, Г.И. Центральная библиотека региона: современный этап развития: научно-практическое пособие. Вып. 77 / Г. И. Кукатова. - Москва: Литера, 2010. - 144 с.).
23. Лынник Е.В. Региональная библиотечная политика: особенности формирования и реализация. Вып.55 / Е.В. Лынник. - Москва: Литера, 2009. - 109 с.
24. Михалевич И. Дизайн? Интерьер? Нет, просто оформление / И. Михалевич // Библиотека в школе. — 2003. — №21 (105). — С. 50-51.
25. Мяэотс О. Н. Читаешь? Читаю! Читаем: Большое чтение в Великобритании / О. Н. Мяэотс // Библиотека в школе. — 2004. — №11(119). — С. 8-9.
26. Основы проектирования библиотек. Гл. библ. инспекция. Сост.- редактор Г. В. Мейендорф. — М.: Ротапринт, 1969. - 300c.
27.Ощути радость чтения: молодежный читательский марафон / сост. Н.Л.Чернявская - Омск: МУК «Централизованная система
муниципальных библиотек г. Омска», 2007. - 35 с.
28. Полевина Е.В. Инновационные подходы к работе с детьми в детской
библиот ке // Педагог ка детск го чтения: история, теория,
перспективы: материалы междунар. науч. конф. (Москва, 26-27 марта 2008 г.) / [науч. ред. Е.О. Матвеева] - М. : МГУСИ, 2008. - С. 50-54.
29. Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми: Справка к заседанию Общественного совета по культуре при К РФ. - М.: РГ Б. - 42 с.
30. Публичная библиотека и культурное наследие: монографический сборник / ИКЦ УК ЦАО г. Москвы. - Москва: Фаир, 2008. - 176 с.
31. Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи // Библиотека и закон : справочник. - Москва : Либерея,
2008. - С. 280-287.
32. Россия молодая: библиотечные инициативы по обслуживанию молодежи: сб. док. и метод. материалов. - Барнаул: РИО Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, 2009. - 112с.
33. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию публичных библиотек. - СПб, 2002. - 112 с.
34. Руководство по библиотечному обслуштеанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. - М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.
35. Тихомирова, И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей.
Ч.2. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 287 с.
36.38Фомина Л.Н. Детская библиотека: массовая, школьная, публичная?// От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10-11 ноября 1992 г., Москва). - М., 1993. - С. 35-43
37. Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. Вып. 11-12 / сост.: ЕЮ. Гениева, Ю.П. Мелентьева. - Москва: Русская школьная библиоте н я ассоциа ия, 20 9. - 256с.
38. Школьные библиотеки мира: современное состояние и тенденции развития : сборник. - Москва: Русская шк льная библиотечная ассоциация, 2009. - 240 с..
б):
39. Бубекина Н. Модельный стандарт библиотеки: проблемы разработки и
внедрения (Нормативная база) // Библ. дело. - 2008. - № 4. - С. 34-37 ; То же [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека : науч.-метод. отдел. : [сайт]. - М., 2004-2011. - URL:
http://metodisty.rgdb.ru/methodists/show_searched_news?id=1225
(10.05.2011) .
40. Бубекина Н.В. Концепция библиотечного обслуживания детей в
России: проблемы разработки // Упр. и кадры. - 2002. - С. 92-97 ; То же [Электронный ресурс] // Бюджетная система Российской Федерации : [сайт]. - [М., 2002]. - URL:
http://www.budgetrf.m/Publications/Magazines/VestmkSF/2002/vestmksf18
8- 32/vestniksf188-32050.htm (10.05.2011).
41. Трамвай сказок // № 1 (13)'04 - Библиотеки мира. - Режим доступа: http://www. bibliograf. ru/issues/2004/1/12/8/24/
42. Хузяхметов Р.М. Информатизация библиотек России: проблемы и
тенденции (Дорога к обществу знаний) // Школ. б-ка. - 2006. - № 4. - С. 29-31; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://sc. nios.m/dlrstore/ee25e 92a-411c-42ce-b408-8c6b60686fd4A7.pdf
(10.05.2011)
43. knta.ru: [Электронный ресурс].- Режим доступа
https: //lenta. ru/articles/2014/01/15/mitin/
44. artishOTk.org: [Электронный ресурс].- Режим доступа http: //artishock. org/style_a/eklektika


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ