ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» .. 6
1.1 Показатели и критерии качества СПО 6
1.2 Характеристика качества СПО по специальности 23.02.03 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕПК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 23
2.1 Управление качеством СПО в системе менеджмента качества ЕПК .... 23
2.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности руководства ЕПК в
области управления качества СПО по специальности 23.02.03 29
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Среднее профессиональное образование сегодня становится определяющим для экономики, так как на рынке труда ощущается острая нехватка рабочих кадров. Проблема подготовки рабочих кадров усугубляется тем, что современная молодежь рассматривает вариант учебы в среднем специальном учебном заведении (колледже или техникуме, далее ССУЗе) далеко не в первую очередь, отдавая предпочтение высшему образованию.
Вместе с тем, качество подготовки в ССУЗах стремиться к уровню высшего образования. Так, например, в Альметьевском политехническом техникуме, Елабужском политехническом колледже и многих других специалисты активно внедряют системы менеджмента качества, разработанные на основе типовых моделей для образовательных учреждений профессионального образования. Подобная система менеджмента качества обеспечивает большую преемственность ССУЗов с ВУЗами и предприятиями-работодателями.
Как будущий педагог профессионального обучения, который наряду с прочими видами профессиональной деятельности должен быть готов к реализации научно-исследовательской, я заинтересовался проблемами подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена в развивающихся учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО). Какие новшества в связи с вышеупомянутой тенденцией распространяются и используются в СПО? Что способствует дальнейшему развитию, а что нет? Череда вопросов обусловила выбор темы исследования, а профиль моей подготовки - предопределил выбор одной из специальностей Елабужского политехнического колледжа (далее ЕПК), связанных с транспортом (23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
Объект исследования: управление качеством среднего профессионального образования.
Предмет исследования: управление качеством СПО по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Цель исследования - составить предложения в виде рекомендаций для управления качеством среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на примере Елабужского политехнического колледжа (далее ЕПК).
Задачи исследования:
1. Выделить показатели и критерии качества СПО.
2. Составить характеристику качества СПО по специальности 23.02.03.
3. Рассмотреть состояние управления качеством СПО в системе менеджмента качества ЕПК.
4. Составить рекомендации по совершенствованию деятельности руководства ЕПК в области управления качества профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и технической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов, наблюдение, анализ опыта работы преподавателей и руководства образовательного учреждения.
Практическая значимость: разработанные в рамках данного исследования материалы могут быть использованы преподавателями и руководством образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего программу по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
В результате исследования мы пришли к выводу о целесообразности выделения показателей и критериев качества СПО из материалов Европейской ассоциации гарантии качества в образовании. Так, показателями качества СПО были представлены:
• политика и процедуры гарантии качества;
• разработка и утверждение программ;
• студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости;
• прием, успеваемость, выпуск студентов, признание и сертификация;
• преподавательский состав;
• образовательные ресурсы и система поддержки студентов;
• управление информацией;
• информирование общественности;
• постоянный мониторинг и периодическая оценка программ;
• периодические процедуры внешней гарантии качества.
Рассмотренная в качестве примера специальность 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» пользуется большим спросом на рынке труда, что, совершенно очевидно, не лучшим образом характеризует ситуацию с подготовкой таких рабочих в ССУЗах.
Для решения вопроса с качеством подготовки студентов в ЕПК мы рассмотрели систему менеджмента качества в ЕПК и составные части этой системы: планирование, управление, обеспечение и улучшение. В рамках выпускной квалификационной работы мы ограничились одной частью - управлением качества СПО. Управление качеством интересно тем, что отвечает за ключевое в образовании - учебно-воспитательный процесс (реализацию образовательной программы).
Составленные в результате исследования рекомендации по совершенствованию деятельности руководства ЕПК в области управления качеством профессионального образования по специальности 23.02.03 описаны в тексте работы и включают предложения по таким показателям качества СПО, как «студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости», «образовательные ресурсы и система поддержки», «управление информацией».
1. Азаров, В.Н. Новые подходы в системе подготовки и переподготовки кадров в области управления качеством / В.Н. Азаров, В.Н. Строителев, Б.В. Бойцов // Качество, инновации, образование. - 2002. - № 2.
2. Вакансии. - Режим доступа: http://ru.iobsora.com/vacancy/248906400
3. Вакансии. - Режим доступа: http://ru■iobsora■com/vacancv/253022500
4. В России подсчитали количество машин на 1000 жителей. - Режим доступа: http://auto.vesti.ru/news/show/news id/672222/
5. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. Системы качества, основы менеджмента качества и управление затратами на качество / Е.А. Горбашко [и др.]. - СПб.: Издательско-полиграфический центр СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2000. - 160 с.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200124393
7. Гусаков, Ю.А. Модель делового совершенства EFQM и ее применение в России / Ю.А. Гусаков, Е.И. Тавер // Стандарты и качество. - 2005. - № 8.
8. Исаев, В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством» / В.А. Исаев. - Великий Новгород: СФ РГУИТП, 2005.-53 с.
9. Исаев, В.А. Качество образования - основной фактор успешной работы будущих инженеров-менеджеров / В.А. Исаев // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - №4. - С.8-12.;
10. Концепция развития образования на 2016-2020 годы. - Режим доступа: http://2016-god.com/koncepciva-razvitiya-obrazovaniva-na-2016-2020- gody/
11. Концепция управления качеством образовательной деятельности
Волжского государственного инженерно-педагогического
университета/ Под. ред. проф. Ю.Н. Петрова. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007, - 23с.
12. Маслов, Д.В. Полезная модель EFQM: профилактика системы
управления / Д.В. Маслов, А.Л. Шестаков, Д. Мидхерст // Методы менеджмента качества. - 2006. - № 7.
13. Маслов, Д.В. Модель EFQM в российском университете / Д.В. Маслов, А.Л. Мазалецкая, К. Стид // Методы менеджмента качества. - 2005. - №12.
14. Методика оценки систем качества образовательных учреждений / Под ред. С.А. Степанова. - СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010. - 89 с.
15. На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе / Под общ. ред. Г.С. Поровского; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 104 с.
16. Новиков, А.М. Как оценить качество образования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth obr.htm
17. Новиков, А.М. Как оценивать качество базового профессионального образования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Д.Ю. Посталюк. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kach bpo.htm
18. Новицкий, А.Л. Внутренние аудиты. Что дает форма отчета? / А.Л. Новицкий, Т.Э. Болотина // Методы менеджмента качества. - 2005. - №1. - С.41-44.
19. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (базовой подготовки) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа: http://elapoli.ru/OPOP TOiRAT.pdf
20. Официальный сайт Елабужского политехнического колледжа. - Режим доступа: http://elapoli.ru/
21. Письмо Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-
16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/prof-
edu/vish/rub/q ual ity/pi836/, свободный.
22. Политика в области качества ГАПОУ "Елабужский политехнический колледж". - Режим доступа: http://elapoli.ru/about/service/quality.php
23. Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов ОУ СПО (утв. 21.07.99 № 1991; Сборник нормативных правовых документов, под ред. Анисимова П.Ф., 2002 г.
24. Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство для организаций - участников конкурса 2005 года. 0 Режим доступа: http://www.vniis.ru/, свободный.
25. Программа профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по
профессии для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа:
http://elapoli.ru/PM.03 .pdf
26. Ресурсный центр готовит спецов для «Алабуги». - Режим доступа: http://mtsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 326937.pdf
27. Р 50-601-46-2004 Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества. - М.: Изд-во ВНИИС, 2004.
28. Системы гарантии качества образования. Требования: Проект стандарта ENQA.ru / В.В. Азарьева [и др.]. - СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. - 44 с.
29. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной
услуги, процессов и продукции. - Режим доступа:
http://elapoli.ru/20004.ipg
30. Скрипко, Л.Е. Экономические аспекты в системах менеджмента качества: результативность и эффективность / Л.Е. Скрипко. - Режим доступа: http://www.conflux.spb.ru, свободный
31. Соловьев, В.П. Менеджмент и системы качества образовательных учреждений / В.П. Соловьев // Качество. Инновации. Образование. -2003. - №3. - С. 23-32.
32. Стандарты и рекомендации Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования 2015 года. - Режим доступа: http: //www.enqa.eu/index. php/home/es g/
33. Степанов С.А. Модель и методика самооценки деятельности образовательных учреждений в области менеджмента качества / С.А. Степанов // Проблемы высшего технического образования: Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. - Вып. 5(30): «Качество образования: международный опыт и российские традиции». - С. 22-24.
34. Структура документации, функционирующей в рамках системы менеджмента качества. - Режим доступа: http://elapoli.ru/20003.jpg
35. The EFQM Excellence Model. - Режим доступа: http://www.efqm.org/, свободный.
36. Управление качеством: Т.1. Основы обеспечения качества / Под общ. Ред. В.Н.Азарова. - М.: МГИЭМ, 1999. - 326с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 166065/
38. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
15.07.2016) : http: //zakon-ob-obrazovanii .ru/
39. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. - Режим доступа: http://xn--n1abdok.xn--p 1 ai/
40. Функциональная структура системы менеджмента качества ЕПК. - Режим доступа: http://elapoli.ru/20001.jpg