Ведение 2
Глава 1. Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности торговых предприятий 6
1.1 Сущность, принципы и задачи коммерческой деятельности Предприятия 6
1.2 Место планирование в системе управления коммерческой деятельности торгового предприятия 11
1.3 Основные формы и методы планирование коммерческой
деятельности 24
Глава 2. Анализ процессов планирования коммерческой деятельности торговых предприятия ОАО «Эдельвейс Групп» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО
«Эдельвейс Групп» 30
2.2 Анализ процесса планирования снабжения на предприятии 36
2.3 Исследование процесса планирования сбыта предприятия 44
Глава 3. Совершенствования планирования коммерческой деятельности торгового предприятия 54
3.1 Планирование коммерческого поведения предприятия на рынке 54
3.2 Совершенствование планирование закупочной и сбытовой деятельности предприятия 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Термин "коммерция" с языковедческих позиций происходит от латинского kommercium, что означает - торговля. Исходя из данного контекста, коммерческая деятельность представляет собой ряд взаимосвязанных операций, обслуживающих обмен материальными ценностями и услугами. Для того чтобы совершить такой обмен, необходимо:
- найти покупателя, поставщика;
- заключить с ним сделку- договор, в котором оговариваются все условия;
- исполнить договор.
Однако коммерческую деятельность нельзя сводить только к реализационным или торгово-закупочным операциям, которые составляют только часть, хотя и основную, данной деятельности. С развитием товарноденежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. В процессе коммерческой деятельности предприятия изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
Таким образом, коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи
товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Основываясь на изучении экономической литературы в данной работе, следует определить сущность и экономическое содержание коммерческой деятельности.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Возросла роль коммерческих служб предприятий, на деятельность которых в настоящее время оказывают влияние различные факторы. Таким образом, целесообразно рассмотреть современные тенденции в деятельности коммерческих служб предприятия.
Одним из факторов, определяющих успешное функционирование торгового предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, выступает анализ коммерческой деятельности, систематическое проведение которого способствует осуществлению быстрой, качественной и профессиональной оценке результативности коммерческой работы предприятия; точному и своевременному выявлению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров; выбору оптимальных путей решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Целью данной работы является изучение процесса планирования коммерческой деятельности торгового предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы заключаются в следующем:
- сформировать общее представление о коммерческой деятельности как неотъемлемой части деятельности торгового предприятия;
- раскрыть основные понятия коммерческой деятельности;
- определить методы планирования коммерческой деятельности на
предприятии;
- дать анализ коммерческой деятельности торгового предприятия;
- разработать практические рекомендации, способствующие совершенствованию планирования коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО "Эдельвейс Групп".Предметом исследования являются процессы планирования коммерческой деятельности предприятия.
Информационной базой в работе являются данные предприятия за 2012- 2014 гг., источники периодической печати, глобальная сеть Интернет.
Целью данной работы было изучение процесса планирования коммерческой деятельности на торговом предприятии ОАО "Эдельвейс Групп" и определение рекомендаций по ее совершенствованию.
Коммерческая деятельность - древнейший из видов деятельности человека. Эта деятельность появилась с начала разделения труда и выражалась вначале в примитивных формах натурального обмена. Постепенно совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности. Сформировался особый класс людей, которые всю свою жизнь посвящали торговле - купцы. С развитием товарноденежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. Старая система товарного обмена уже не отвечала потребностям быстро развивающегося хозяйства. Появились банки - организации позволяющие аккумулировать капиталы для осуществления крупных проектов, страховые компании - призванные защитить от различных рисков, а также биржи - облегчающие процесс поиска торговых партнеров.
Что же сегодня представляет коммерция на отдельно взятом предприятии? Деятельность коммерческих служб предприятий во многом определяется "веянием" нового времени. Коммерческая деятельность в современных условиях строится на принципе полного равноправия деловых партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Таким образом, в работе были решены следующие задачи:
- Раскрыты основные подходы к определению коммерческой деятельности;
- Определены формы и методы планирования коммерческой деятельности на предприятии;
- Выявлены современные тенденции коммерческой деятельности предприятий России;
- Проведен анализ хозяйственной деятельности торговой сети «Эдельвейс» и эффективности деятельности коммерческой службы;
- Разработаны пути совершенствования планирования коммерческой деятельности ОАО «Эдельвейс Групп».
В ходе исследования было выявлено, что внутренние факторы - база для совершенствования коммерческой деятельности предприятия. Организация коммерческой деятельности - структура коммерческих служб на предприятии и их подчиненность. Каждое предприятие самостоятельно выбирает себе, то количество персонала, которое необходимо для осуществления коммерческой деятельности. От организации коммерческих отделов (закупок, снабжения, сбыта и маркетинга) зависит очень многое. Во- первых, эффективное разделение труда способствует увеличению производительности. Во-вторых, от структуры управления зависит оперативность реагирования на изменяющуюся ситуацию. В третьих мотивирование персонала в ключевых сегментах планирования положительно влияет на продуктивность эффективного производства планирование.
В современных условиях в основу планирования коммерческой деятельностью должен быть положен маркетинг - система управления по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли. В отношении торговых предприятий - закупка и распределение нужного покупателям товара.
Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Эдельвейс Групп" показал, по итогам торговой деятельности предприятие сократило объем продаж мясомолочной продукции на 8,7%, что связано, главным образом, с ростом числа конкурентных фирм и кризисом. Структура капитала показывает, что ОАО "Эдельвейс Групп" находится в пределах финансовой устойчивости и платежеспособности.
В работе проанализирована существующая организация и планирование коммерческой деятельности фирмы "Эдельвейс" и выявлены следующие внутренние и внешние причины ее совершенствования:
- коммерческая служба использует сбытовой подход в организации деятельности,
- недостаточная ориентация коммерческой службы по закупкам товаров на потребности рынка,
- снижение эффективности функционирования отдела сбыта предприятия (снижение доли рынка, рост уровня издержек),
- внешние экономические факторы (рост числа фирм- конкурентов, снижение платежеспособного спроса населения).
На основе анализа планирования коммерческой деятельности ОАО "Эдельвейс Групп" были выдвинуты предложения по совершенствованию, такие как:
- изменение подхода к управлению коммерческой деятельностью,
- совершенствование работы с поставщиками молочной продукции,
- расширение системы товародвижения.
В качестве стратегического направления коммерческой деятельности фирмы рекомендован - дифференцированный маркетинг - предложение товара для особым образом выделенной части (сегмента) потребительского рынка. В работе проведена оценка основных категорий покупателей молочной продукции фирмы "Эдельвейс" по основным направлениям сегментации(семейный доход, цель покупки молочных товаров).
В целях совершенствования закупочной деятельности фирме следует проводить эффективную торговую стратегию на основании:
- формирования товарного ассортимента на основе покупательского спроса и исключения из номенклатуры предлагаемых товаров потерявших покупательский спрос, увеличение доходных и востребованных групп товаров.
- внедрение прогрессивных методов интерактивного анализа сбыта и
закупок.
- совершенствование календарного планирования закупок.
В результате структурного преобразования торгового ассортимента, фирма может увеличить валовой доход на 1,6% к товарообороту.
Ключевым факторам успеха фирмы, роста объемных показателей коммерческой деятельности (товарооборота, объема дохода) станет использование рекламных листовок; позволяющей объединить сбыт и рекламу, а главное обеспечить целенаправленное воздействие на потенциальных клиентов и непрерывные контакты с постоянными клиентами. Эффективность РП бесспорна, и прежде всего по следующим причинам:
- РП незаменим в работе с потенциальными покупателями,
- во-вторых, это постоянное прямое информирование клиента о новых
поступлениях,
- в третьих - это стимулирование сбыта,
- в четвертых - это знание потребностей и качеств клиента.
Проведенные расчеты подтвердили эффективность акции РП.
Исходя из проведенных расчетов планируемого объема продаж, при
увеличении коммерческих затрат (в том числе на кампанию РП) и, привлечения дополнительного числа потребителей, объем продаж фирмы составит 15467,0 тыс. руб. (прирост в сравнении с текущим годом на 8,0%)
Предложенные меры дают возможность компании "Эдельвейс" совершенствовать систему показателей, характеризующих доходность фирмы, достигать эффективности планирования коммерческой деятельности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации.
Учебники и учебные пособия
2. Андрейчиков А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Финансы и статистика, 2012.
- 364 с.: ил.
3. Аникин Б.А., Тряпухин А.П. Коммерческая логистика: - М.: изд-во Проспект», 2013 г. - 514 с.
4. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб.пособие / Э.А. Афитов.
- М.: Высш. шк., 2013. - 285 с.
5. Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2014 .- № 1.- С. 30 - 39.
6. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Арутюнов. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с.
7. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2012. - 288 с.
8. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб.пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 368 с.: ил.
9. Бланк И.А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2012. -408 с.
10. М.И. Бакатов, Теория экономического анализа: Учеб.пособие для вузов // М.И. Бакатов, М.В. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2014. - 479 с.
11. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность - М..: ИНФРА - М., 2014 г. - 458 с.
12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие / Л.П. Владимирова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2014. - 308 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: Уч. для ВУЗов.- М.: ИВЦ "Маркетинг",
2014. - 375 с.
14. Гарнов А.П. Логистика как перспективная предпринимательская задача. М.: Центр "Маркетинг", 2012.- 270 с.
15. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика.- М.: ИД "Дашков и Ко", 2014.- 412 с.
16. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения.- М: Центр экономики и маркетинга, 2013.- 208 с.
17. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.- М.: ИВЦ "Маркетинг".- 2013.- 448 с.
18. Дектяренко В.Н, Основы логистики и маркетинга.: Рн/Д:"Экспертное бюро", М.: Гардарика, 2013.- 235 с.
19.Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 2012.- 305 с.
20. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. - Мн.: Новое знание, 2014. - 2-е изд., перераб. - 635 с. - (Экономическое образование).
21. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Высшее образование / Ильин
С.С., Васильева Т.И. - М.: Филол. о-во «Слово»; ООО «Изд-во Эксмо», 2014. - 544 с.
22. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 317 с.
23. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.- Мн.: Выш.шк., 2014.- 430 с.
24. Курс для высшего управленческого персонала.- М.: Экономика, 2013.- 807 с.
25. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование.- М.: БЕК, 2013 368 с.
26. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 321 с.
27. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ.: Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп.. - М.: Изд-во Эксмо, 2014. - 512 с. - (Высшее экономическое образование).
28. Новиков Д.Т. и др. Логистика и маркетинг в экономики России переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом.- 2012.- №4.- с.3-12.
29. Новиков О.А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник /Под.ред. О.А. Новикова, В.В. Щербакова. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2014 г.- 416 с.
30. Организация производства и управление предприятием: Учебник для студ. вузов. / Под ред. О.Г. Туровца. - М.: Инфра-М, 2014. - 527 с.: ил. - (Высшее образование).
31.Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи», 2014. - 324 с.
32. Панкратов Ф.Г., Серегина, К.К. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА, 2013 г. - 387 с.
33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Мн.: ИП «Экоперспектива», 2012. -498с.
34. Семь нот менеджмента / Под общей ред. В.К. Красновой, А.Б. Привалова. -М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2012. -424с.
35. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М., Финансы и статистика, 2014. - 291 с.
36. Торговое дела: экономика, маркетинг, организация / Под общ.ред. Л.А. Брагина.- М.: ИНФРА -М, 2014.- 560 с.
37.Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 470 с.
38. Чикунова Л.А. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2012.- № 2.- С.12 -
17.
39. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 712 с.
40.2005. - 840 с.
41. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - Специальная литература, 2013.- 215 с.
Экономика предприятия /Под ред. В.Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2012.- 742 с.