ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.2 Формирование вербально-логического мышления у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Обобщающая функция речи у детей младшего школьного
возраста 16
1.4. Характеристика речевого развития в младшем школьном
возрасте 18
1.5. Характеристика детей младшего школьного возраста с общим
недоразвитием речи 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Все это предполагает, что ученик должен обладать определенными возможностями, необходимыми для усвоения учебного материала. Для усвоения знаний важны такие психические процессы, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление.
Уровень развития детей, поступающих в школу, характеризуется низким речевым развитием. Об этом свидетельствуют результаты исследований готовности первоклассников к обучению (2007 - 2010). У 15-20 % детей были недостаточно сформированы предпосылки учебной деятельности. К письму оказались не готовы около 50 % первоклассников, нарушения звукопроизношения были выявлены у 23 % детей, испытывали трудности в общении 10-15% детей. По данным аналогичного исследования, проведённого Московским центром качества образования в 2012 г., к письму были не готовы 45,1 % детей, имели нарушения
звукопроизношения 21,5%, испытывали трудности в общении 10,9% первоклассников. В помощи учителей-логопедов нуждался каждый пятый первоклассник. По различным данным распространённость нарушения письма среди учащихся 2 - 4 классов составляет от 10 до 30%. Большая часть этой категории учащихся - дети с нарушениями речи [15].
Речь имеет важное значение в индивидуальном развитии ребенка. Именно она перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Нарушение одного из компонентов речи может повлечь за собой нарушение всего процесса речевого развития.
Содержание и логический строй овладения основами наук, изучаемых в основной образовательной программе основного общего образования, предъявляют повышенные требования к обобщающей функции речи, тесно связанной с вербально-логическим мышлением. У детей в процессе их развития складывается определённая система взаимосвязанных действий и операций с элементами (единицами) языка и речи.
Проблема словесно-логического мышления давно привлекала внимание педагогов и психологов. Значительную роль в развитии теории словесно-логического мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев и др.
С точки зрения психологии, мышление - «специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза».
В младшем школьном возрасте развиваются и усложняются связи мышления и речи. Обобщающая функция речи продолжает формироваться, в процессе ее реализации речь используется как инструмент мышления.
У детей с речевыми нарушениями в ходе её развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно
автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют системы. Всё это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений - фонетических, лексических, грамматических, семантических, - задерживает формирование обобщающей функции речи и как следствие затормаживает развитие вербально-логического мышления. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Цель: изучить взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Объект: младшие школьники с общим недоразвитием речи и младшие школьники с нормальным речевым развитием.
Предмет: уровень вербально-логического мышления и уровень обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием.
Гипотеза: мы предполагаем, что вербально-логическое мышление имеет взаимосвязь с обобщающей функцией речи и соответственно существуют различия между исследуемыми параметрами у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу по проблеме вербально-логического мышления и обобщающей функции речи;
2. Провести исследование уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием;
3. Сравнить результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
• Теоретические методы - анализ и обобщение литературных данных;
• Эмпирические методы - «Методика изучения словесно-логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене), методика «Классификация» (А. А. Венгер) и методика «Исключение четвертого лишнего» (Т. В. Егорова);
• Статистические методы - проведение исследования и их количественная и качественная обработка данных, в качестве статистических критериев были использованы коэффициент корреляции Пирсона и t-критерий Стьюдента.
Описание выборки и базы исследования: для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи было проведено исследование на базе МБОУ «Большеучинская СОШ» Можгинского района Удмуртской Республики. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса с общим недоразвитием речи (2015 - 2016 гг.). Для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с нормальным речевым развитием было проведено исследование на базе МБОУ «Средняя школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса (2015 - 2016 гг.).
Практическая значимость: данная работа может быть
использована в учебно-воспитательном процессе педагогами и психологами, учителями-логопедами, работающими с детьми младшего школьного возраста. Результаты исследования были апробированы на заочной международной научно-практической конференции
«Приоритетные направления развития науки, техники и технологий». По её результатам был составлен и опубликован сборник работ.
Речь в младшем школьном возрасте активно развивается и усложняется связью с мышлением. Продолжает формироваться обобщающая функция речи. Психологический механизм этого явления заключается в закреплении в слове результата познавательной деятельности, фиксирование его в сознании детей. Обобщающая функция речи воспроизводит прошлый опыт, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает в предмете скрытые связи и закономерности. Включение обобщающей функции речи в познавательную деятельность помогает обеспечить гармонизацию всех познавательных процессов: оно перестраивает чувственное познание, изменяет взаимосвязь мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, что помогает развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
У детей с нормальным речевым развитием познавательная деятельность способствует активному включению их в процесс обучения. Что нельзя сказать о детях имеющих речевые нарушения. Отклонения в речевом развитии мешают детям успешно участвовать в процессе обучения и усваивать школьную программу.
Изучив литературу по теме «Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с ОНР», мы пришли к следующим выводам:
1. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений;
2. Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно¬логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее - обобщающая функция речи.
3. Л.С. Выготский указывал на существенные изменения первичных стадий умственной деятельности ребенка под влиянием речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи представлена в работах А.Р. Лурия и непосредственно связана с его теорией высших психических функций. Согласно концепции Л. С. Выготского усвоение ребенком значения слова идет в направлении от формирования предметной отнесенности к формированию «собственно значения» слова через усвоение его обобщающей функции.
4. В младшем школьном возрасте идет дальнейшее активное развитие всех функций речи. Основные изменения в речи младшего школьника - это деление на устную и письменную речь. Речевое развитие младшего школьника происходит под воздействием учебного процесса.
5. Под общим недоразвитием речи предполагается речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звуко-слоговая сторона, лексика и грамматика) у детей с сохранным интеллектом. Дети с таким диагнозом имеют нарушения не только в речевом развитии, но и в развитии мелкой и общей моторики, ритмического чувства и ориентировке в пространстве. Р. Е. Левиной были выделены 3 уровня общего недоразвития речи.
В результате проведенного эмпирического исследования вербально¬логического мышления и обобщающей функции речи у детей третьего класса общеобразовательной средней школы с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи мы установили, что взаимосвязь между этими психическими процессами существует. То есть уровень вербально-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте зависит от уровня обобщающей функции речи. Однако, предполагаемых различия между исследуемыми параметрами у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте не было выявлено.
Таким образом, наша цель достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. - М.:
Наука, 2010. - 24 с.
2. Андреева Н.Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 3. - С. 37-47.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Норма, 2011. - 272 с.
4. Баряева Л.Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения рассказывания по картине // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 2. - С. 4-13.
5. Бусарева П.Н. Взаимосвязь вербально-логического мышления и
обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник материалов Международной научно-практической
конференции (29 февраля 2016 года), Том I - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016 - С. 160-163
6. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М., 2001. - 224 с.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка /Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Норма, 2010. - 150 с.
9. Горбунова С.Ю. Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР // Шк. логопед. - 2006. - № 4. - С. 12-16.
10. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов //Нарушения речи и голоса / Под.ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975. С. 71-
80.
11. Гриценко И.И. Функции и разновидности речи // Начальная школа -
2007. - С. 74-76.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
14.Зимовнова М.Н. Работа с детьми с ОНР: Взаимодействие логопед. ипсихокоррекц. аспектов // Дет. сад. Управление. - 2006. - № 19. - С. 10¬11.
15. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 126 с.
16. Казаева Т.Н Развитие речи младших школьников // Начальная школа - 2007. - С. 76-77.
17. Константинова О.А. Коммуникативная структура письменных текстов младших школьников с ОНР // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 1. - С. 59-61.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
19. Левина Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой
школы//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5. С.64-69.
20. Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - С. 241-254.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение,
1969. - 214 с.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
23. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка: экспериментальное исследование речевых реакций ребенка / А.Р. Лурия. М.: Полиграфшкола имени A.B. Луначарского, 1927. - 259 с.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 416 с.
25. Методы обследования речи детей / под общ.ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2005. - 239с.
26. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 56-64.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640 с.
28. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа - 2004 - С.95-97
29. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов.ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999. - 527 с.
30. Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1984. - 71с.
31. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 142 с.
32. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - М., 1998. - С. 614-647.
33. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М.
2008. - 521с.
34. Радыгина П.Н. Взаимосвязь вербально-логического мышления и
обобщающей функции речи в младшем школьном возрасте. Курсовая
работа. - Елабуга, 2016. - 32 с.
35. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Просвещение, 2010. - 147 с.
36. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
37. Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР: спец. прилож. к журн. «Шк. Логопед». - М.: Образование Плюс, 2007. - 107 с.
38. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2003. - 200с.
39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2008. - 350 с.
40. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
41. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96с.
42. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун¬та, 2-е изд. М.: Академия, 2002. - 288 с.
43. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль: Гринго, 2012. - 240 с.
44. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - Изд. 3-е. - М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. - 212 с.
45. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.:
Просвещение, 1989. - 223 с.
46. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - Изд. 3-е. - М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. - 212 с.
47. Фуреева Е.П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников с общим
недоразвитием речи // Шк. логопед. - 2006. - № 6. - С. 69-81.
48. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 2003. - 470с.
49. Цвиянович М.Д. Особенности письменной речи учащихся III классов. Автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. - Киев, 1971. - 16 с.
50.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
51.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.