ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.2 Формирование вербально-логического мышления у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Обобщающая функция речи у детей младшего школьного
возраста 16
1.4. Характеристика речевого развития в младшем школьном
возрасте 18
1.5. Характеристика детей младшего школьного возраста с общим
недоразвитием речи 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.2 Формирование вербально-логического мышления у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Обобщающая функция речи у детей младшего школьного
возраста 16
1.4. Характеристика речевого развития в младшем школьном
возрасте 18
1.5. Характеристика детей младшего школьного возраста с общим
недоразвитием речи 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОБОБЩАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методологических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Все это предполагает, что ученик должен обладать определенными возможностями, необходимыми для усвоения учебного материала. Для усвоения знаний важны такие психические процессы, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление.
Уровень развития детей, поступающих в школу, характеризуется низким речевым развитием. Об этом свидетельствуют результаты исследований готовности первоклассников к обучению (2007 - 2010). У 15-20 % детей были недостаточно сформированы предпосылки учебной деятельности. К письму оказались не готовы около 50 % первоклассников, нарушения звукопроизношения были выявлены у 23 % детей, испытывали трудности в общении 10-15% детей. По данным аналогичного исследования, проведённого Московским центром качества образования в 2012 г., к письму были не готовы 45,1 % детей, имели нарушения
звукопроизношения 21,5%, испытывали трудности в общении 10,9% первоклассников. В помощи учителей-логопедов нуждался каждый пятый первоклассник. По различным данным распространённость нарушения письма среди учащихся 2 - 4 классов составляет от 10 до 30%. Большая часть этой категории учащихся - дети с нарушениями речи [15].
Речь имеет важное значение в индивидуальном развитии ребенка. Именно она перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Нарушение одного из компонентов речи может повлечь за собой нарушение всего процесса речевого развития.
Содержание и логический строй овладения основами наук, изучаемых в основной образовательной программе основного общего образования, предъявляют повышенные требования к обобщающей функции речи, тесно связанной с вербально-логическим мышлением. У детей в процессе их развития складывается определённая система взаимосвязанных действий и операций с элементами (единицами) языка и речи.
Проблема словесно-логического мышления давно привлекала внимание педагогов и психологов. Значительную роль в развитии теории словесно-логического мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев и др.
С точки зрения психологии, мышление - «специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза».
В младшем школьном возрасте развиваются и усложняются связи мышления и речи. Обобщающая функция речи продолжает формироваться, в процессе ее реализации речь используется как инструмент мышления.
У детей с речевыми нарушениями в ходе её развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно
автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют системы. Всё это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений - фонетических, лексических, грамматических, семантических, - задерживает формирование обобщающей функции речи и как следствие затормаживает развитие вербально-логического мышления. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Цель: изучить взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Объект: младшие школьники с общим недоразвитием речи и младшие школьники с нормальным речевым развитием.
Предмет: уровень вербально-логического мышления и уровень обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием.
Гипотеза: мы предполагаем, что вербально-логическое мышление имеет взаимосвязь с обобщающей функцией речи и соответственно существуют различия между исследуемыми параметрами у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу по проблеме вербально-логического мышления и обобщающей функции речи;
2. Провести исследование уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием;
3. Сравнить результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
• Теоретические методы - анализ и обобщение литературных данных;
• Эмпирические методы - «Методика изучения словесно-логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене), методика «Классификация» (А. А. Венгер) и методика «Исключение четвертого лишнего» (Т. В. Егорова);
• Статистические методы - проведение исследования и их количественная и качественная обработка данных, в качестве статистических критериев были использованы коэффициент корреляции Пирсона и t-критерий Стьюдента.
Описание выборки и базы исследования: для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи было проведено исследование на базе МБОУ «Большеучинская СОШ» Можгинского района Удмуртской Республики. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса с общим недоразвитием речи (2015 - 2016 гг.). Для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с нормальным речевым развитием было проведено исследование на базе МБОУ «Средняя школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса (2015 - 2016 гг.).
Практическая значимость: данная работа может быть
использована в учебно-воспитательном процессе педагогами и психологами, учителями-логопедами, работающими с детьми младшего школьного возраста. Результаты исследования были апробированы на заочной международной научно-практической конференции
«Приоритетные направления развития науки, техники и технологий». По её результатам был составлен и опубликован сборник работ.
Уровень развития детей, поступающих в школу, характеризуется низким речевым развитием. Об этом свидетельствуют результаты исследований готовности первоклассников к обучению (2007 - 2010). У 15-20 % детей были недостаточно сформированы предпосылки учебной деятельности. К письму оказались не готовы около 50 % первоклассников, нарушения звукопроизношения были выявлены у 23 % детей, испытывали трудности в общении 10-15% детей. По данным аналогичного исследования, проведённого Московским центром качества образования в 2012 г., к письму были не готовы 45,1 % детей, имели нарушения
звукопроизношения 21,5%, испытывали трудности в общении 10,9% первоклассников. В помощи учителей-логопедов нуждался каждый пятый первоклассник. По различным данным распространённость нарушения письма среди учащихся 2 - 4 классов составляет от 10 до 30%. Большая часть этой категории учащихся - дети с нарушениями речи [15].
Речь имеет важное значение в индивидуальном развитии ребенка. Именно она перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Нарушение одного из компонентов речи может повлечь за собой нарушение всего процесса речевого развития.
Содержание и логический строй овладения основами наук, изучаемых в основной образовательной программе основного общего образования, предъявляют повышенные требования к обобщающей функции речи, тесно связанной с вербально-логическим мышлением. У детей в процессе их развития складывается определённая система взаимосвязанных действий и операций с элементами (единицами) языка и речи.
Проблема словесно-логического мышления давно привлекала внимание педагогов и психологов. Значительную роль в развитии теории словесно-логического мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев и др.
С точки зрения психологии, мышление - «специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза».
В младшем школьном возрасте развиваются и усложняются связи мышления и речи. Обобщающая функция речи продолжает формироваться, в процессе ее реализации речь используется как инструмент мышления.
У детей с речевыми нарушениями в ходе её развития постепенно накапливаются фрагментарные, отдельные, недостаточно
автоматизированные действия и операции с элементами языка и речи, которые не образуют системы. Всё это задерживает развитие письменной речи, приводит к недостаточной сформированности языковых обобщений - фонетических, лексических, грамматических, семантических, - задерживает формирование обобщающей функции речи и как следствие затормаживает развитие вербально-логического мышления. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Цель: изучить взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Объект: младшие школьники с общим недоразвитием речи и младшие школьники с нормальным речевым развитием.
Предмет: уровень вербально-логического мышления и уровень обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием.
Гипотеза: мы предполагаем, что вербально-логическое мышление имеет взаимосвязь с обобщающей функцией речи и соответственно существуют различия между исследуемыми параметрами у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу по проблеме вербально-логического мышления и обобщающей функции речи;
2. Провести исследование уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием;
3. Сравнить результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
• Теоретические методы - анализ и обобщение литературных данных;
• Эмпирические методы - «Методика изучения словесно-логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене), методика «Классификация» (А. А. Венгер) и методика «Исключение четвертого лишнего» (Т. В. Егорова);
• Статистические методы - проведение исследования и их количественная и качественная обработка данных, в качестве статистических критериев были использованы коэффициент корреляции Пирсона и t-критерий Стьюдента.
Описание выборки и базы исследования: для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с общим недоразвитием речи было проведено исследование на базе МБОУ «Большеучинская СОШ» Можгинского района Удмуртской Республики. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса с общим недоразвитием речи (2015 - 2016 гг.). Для выявления уровня вербально-логического мышления и уровня обобщающей функции речи у детей с нормальным речевым развитием было проведено исследование на базе МБОУ «Средняя школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В данном исследовании приняли участие 25 детей 3 класса (2015 - 2016 гг.).
Практическая значимость: данная работа может быть
использована в учебно-воспитательном процессе педагогами и психологами, учителями-логопедами, работающими с детьми младшего школьного возраста. Результаты исследования были апробированы на заочной международной научно-практической конференции
«Приоритетные направления развития науки, техники и технологий». По её результатам был составлен и опубликован сборник работ.
Речь в младшем школьном возрасте активно развивается и усложняется связью с мышлением. Продолжает формироваться обобщающая функция речи. Психологический механизм этого явления заключается в закреплении в слове результата познавательной деятельности, фиксирование его в сознании детей. Обобщающая функция речи воспроизводит прошлый опыт, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает в предмете скрытые связи и закономерности. Включение обобщающей функции речи в познавательную деятельность помогает обеспечить гармонизацию всех познавательных процессов: оно перестраивает чувственное познание, изменяет взаимосвязь мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, что помогает развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
У детей с нормальным речевым развитием познавательная деятельность способствует активному включению их в процесс обучения. Что нельзя сказать о детях имеющих речевые нарушения. Отклонения в речевом развитии мешают детям успешно участвовать в процессе обучения и усваивать школьную программу.
Изучив литературу по теме «Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с ОНР», мы пришли к следующим выводам:
1. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений;
2. Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно¬логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее - обобщающая функция речи.
3. Л.С. Выготский указывал на существенные изменения первичных стадий умственной деятельности ребенка под влиянием речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи представлена в работах А.Р. Лурия и непосредственно связана с его теорией высших психических функций. Согласно концепции Л. С. Выготского усвоение ребенком значения слова идет в направлении от формирования предметной отнесенности к формированию «собственно значения» слова через усвоение его обобщающей функции.
4. В младшем школьном возрасте идет дальнейшее активное развитие всех функций речи. Основные изменения в речи младшего школьника - это деление на устную и письменную речь. Речевое развитие младшего школьника происходит под воздействием учебного процесса.
5. Под общим недоразвитием речи предполагается речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звуко-слоговая сторона, лексика и грамматика) у детей с сохранным интеллектом. Дети с таким диагнозом имеют нарушения не только в речевом развитии, но и в развитии мелкой и общей моторики, ритмического чувства и ориентировке в пространстве. Р. Е. Левиной были выделены 3 уровня общего недоразвития речи.
В результате проведенного эмпирического исследования вербально¬логического мышления и обобщающей функции речи у детей третьего класса общеобразовательной средней школы с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи мы установили, что взаимосвязь между этими психическими процессами существует. То есть уровень вербально-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте зависит от уровня обобщающей функции речи. Однако, предполагаемых различия между исследуемыми параметрами у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте не было выявлено.
Таким образом, наша цель достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
У детей с нормальным речевым развитием познавательная деятельность способствует активному включению их в процесс обучения. Что нельзя сказать о детях имеющих речевые нарушения. Отклонения в речевом развитии мешают детям успешно участвовать в процессе обучения и усваивать школьную программу.
Изучив литературу по теме «Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с ОНР», мы пришли к следующим выводам:
1. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений;
2. Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно¬логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее - обобщающая функция речи.
3. Л.С. Выготский указывал на существенные изменения первичных стадий умственной деятельности ребенка под влиянием речи. Проблема взаимоотношения мышления и речи представлена в работах А.Р. Лурия и непосредственно связана с его теорией высших психических функций. Согласно концепции Л. С. Выготского усвоение ребенком значения слова идет в направлении от формирования предметной отнесенности к формированию «собственно значения» слова через усвоение его обобщающей функции.
4. В младшем школьном возрасте идет дальнейшее активное развитие всех функций речи. Основные изменения в речи младшего школьника - это деление на устную и письменную речь. Речевое развитие младшего школьника происходит под воздействием учебного процесса.
5. Под общим недоразвитием речи предполагается речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звуко-слоговая сторона, лексика и грамматика) у детей с сохранным интеллектом. Дети с таким диагнозом имеют нарушения не только в речевом развитии, но и в развитии мелкой и общей моторики, ритмического чувства и ориентировке в пространстве. Р. Е. Левиной были выделены 3 уровня общего недоразвития речи.
В результате проведенного эмпирического исследования вербально¬логического мышления и обобщающей функции речи у детей третьего класса общеобразовательной средней школы с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи мы установили, что взаимосвязь между этими психическими процессами существует. То есть уровень вербально-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте зависит от уровня обобщающей функции речи. Однако, предполагаемых различия между исследуемыми параметрами у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте не было выявлено.
Таким образом, наша цель достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.



