Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №54248

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы197
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования толерантности младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования 11
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«толерантность», «инклюзивное образование» 11
1.2. Специфика проявления толерантности в младшем школьном
возрасте 24
1.3. Формы и методы формирования толерантности у детей младшего
школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования 36
Выводы по I главе 59
Глава II. Опытно экспериментальная работа по формированию толерантности младших школьников по отношению к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования 62
2.1. Организация и методики исследования 62
2.2. Исследования уровня развития толерантности младших школьников
к детям с ОВЗ (констатирующий эксперимент) 68
2.3. Реализация программы формирования толерантности у младших
школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования (формирующий эксперимент) 75
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный эксперимент) 85
Выводы по II главе 101
Заключение 104
Список литературы 108
Приложение


Актуальность исследования. В истории человеческой цивилизации имели место разные, в то же время противоречащие друг другу, отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ): равнодушие, агрессия, насилие, жалость, милосердие и тому подобное. Вопрос взаимодействия школьников в классном коллективе, воспитание толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) являлись предметом исследования педагогики в разные исторические периоды. Именно поэтому мы считаем актуальным формирование толерантности у младших школьников по отношению друг к другу и к сверстникам с ОВЗ, тем более в период внедрения инклюзивного образования, когда дети большую часть времени в школе будут проводить вместе.
Толерантность по Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [13], значит «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Поэтому воспитание толерантного человека должно начаться не иначе, как с детства, когда идет освоение социальных, культурных, нравственных норм и закономерностей общественной жизни.
Актуальность формирования толерантности детей младшего школьного возраста к своим сверстникам с ООП вызвано также социальными потребностями школы с инклюзивным образованием и обществом в целом. Дети с начальных классов должны научиться общаться со своими «особыми» сверстниками, не бояться с ними взаимодействовать, быть терпеливыми и уважать личность каждого. Включенность учащихся с особыми нуждами в образовательный процесс с нормально развитыми детьми дает им опыт общения, повышает коммуникативный навык, учит брать на себя разные социальные роли и помогает лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, можно сказать, что внедрение инклюзивного образования положительно влияет на обе категорий этих детей. Но нельзя сказать, что все цели будут достигнуты очень легко. Необходимо предвидеть возможные барьеры, такие, как неготовность младших школьников общению с детьми с ОВЗ. При этом нельзя оставлять без достаточного внимания такие аспекты, как адекватные средства, методы и условия педагогического воздействия по устранению интолерантного отношения среди младших школьников, которые дают еще больше актуальности заданной проблеме, и делает ее решение приоритетным.
Проблема формирования толерантности младших школьников к инклюзии является предметов многочисленных исследований. Вопросами формирования толерантного отношения детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ занимались Л.Н. Давыдова [12], М.А. Колокольцева [12], некоторые аспекты нашей проблемы отражены в работах А.Г. Асмолов [3] О.У. Гогицаева [10], В.К. Кочисов [10], и другие. Также данную проблему в диссертационных исследованиях освятили М.А. Писаревская [20], Н.А. Плаксина [21], В.Ц.Цыренов [28].
Давыдов Л.Н и Колокольцева М.А. рассматривали благоприятные психолого-педагогичекие условия развития нравственной воспитанности младших школьников в процессе инклюзивного образования и создали программу, содержанием которой являлось игровое взаимодейсвтвие, открывающее непостредственное видение другого ребенка [12].
В работах Гогицаевой О.У. и Кочисова В.К. освещается важность социализации ребенка в условиях общества, выделяются для этого основные условия, такие, как создание психологического комфорта в группе (классе), проведение психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей и тому подобное. Также оговаривается необходимость и важность для достойной социализации ребенка его собственная деятельность, оказываемое на него воздействие окружающей среды, куда включается психолого¬педагогические условия, осуществляемое через содержание учебных предметов и правильно-построенных педагогических методов и технологий [10].
О том, что толерантность должна стать универсальным двигателем эволюции, пишет А.Г. Асмолов, надеясь на то, что взаимопонимание непохожих друг на друга людей, уважительное отношение на разные позиции и точки зрения будут в душах людей, а не только на страницах журналов [3].
Вклад Н.А. Плаксиной в изучаемую проблему заключается в рассмотрении толерантности к детям с особыми образовательными потребностями как нравственное качество личности, которое основывается на принятии и уважении человека независимо от состояния его здоровья, на готовности взаимодействовать с ним независимо от его особенности, на желании и готовности помощь ребенку с ООП по мере своих сил [21].
Большое значение в формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ Писаревская М.А. придает работе педагогов-психологов, администрации учебного заведения и семье такого ребенка, подчеркивая то, что такая работа должна предполагать диагностику отношения педагогического состава к детям с особыми нуждами, знакомство с работой с такими детьми и постоянное повышение знаний по этой сфере деятельности [20].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между объективной потребностью общества в развитии и формировании толерантного отношения детей младшего школьного возраста к инклюзивному образованию, с одной стороны, и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов развития толерантности младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования, с другой.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования, каковы содержание, формы и методы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования?
С учетом этой проблемы была выбрана тема данного исследования: «Формирование толерантности младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование толерантности младших школьников по отношению к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
Объект исследования: процесс формирования толерантности
младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования толерантности у детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики «толерантности»;
- учитывать возрастные особенности развития толерантности у младших школьников;
- разработать и реализовать в школе коррекционную психолого-педагогическую программу «Ты да я, да мы с тобой» с использованием различных форм и методов, таких, как: рассказ, объяснение, беседа, минилекции, положительный пример, внушение, познавательные и сюжетно-ролевые игры, приучение, упражнения, воспитывающие ситуации, поощрение, педагогическое наблюдение, беседы с целью выявления уровня воспитанности и воспитуемости, анализ результатов деятельности.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «толерантность» и «толерантное отношение».
2. Определить особенности развития толерантности у детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
3. Выявить эффективные формы и методы формирования толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Ты да я, да мы с тобой», направленный на формирование толерантности младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
Методологическую основу исследования составили
психологические, и педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «толерантность» (В.А. Тишков, Г.М. Шеламова), «толерантное отношение младших школьников к инклюзии» (Н.А. Плаксина).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стал МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ. В эксперименте приняли участи 48 воспитанников 3А и 3Б классов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировать формы и методы взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них толерантности к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы, апробированы на практике содержание, формы и методы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Ты да я, да мы с тобой».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Ты да я, да мы с тобой» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждениях воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью формирования толерантности у детей младшего школьного возраста к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования нашли свое отражение в докладах следующих научных конференциях:
1. Мингазиева С.Р. Толерантность младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья / Итоговая научно- образовательная конференция (г. Казань, 04.04.2017, очная, сертификат, I место).
2. Мингазиева С.Р. Влияние тревожности на толерантность
младших школьников в контексте межличностных отношений / XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
(г.Нижневартовск, 05.04.2017, заочная, сертификат участника).
3. Мингазиева С.Р. Особенности толерантности младших школьников к детям с ОВЗ / IX Международная научно-практическая конференция «В мире науки и инноваций» (г. Казань, 20.04.17, заочная, сертификат участия).
Кроме научных конференций, материалы дипломной работы в виде доклада были освещены в тематическом семинаре:
1. Мингазиева С.Р. Толерантность младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования / Тематический семинар «Реализация ФГОС детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с умственной отсталостью» (пгт Апастово, 4.05.17, очная, сертификат участника).
Также результаты исследования были апробированы в следующих публикациях:
1. Мингазиева С.Р. Толерантность младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья // Сборник студенческих статей и тезисов Казанского Федерального Университета. - Казань: Изд-во Казанский фед ун-та, 2017
2. Мингазиева С.Р. Влияние тревожности на толерантность младших школьников в контексте межличностных отношений // Материалы XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Го. Ун-та, - 2017.
3. Мингазиева С.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Особенности толерантности младших школьников к детям с ОВЗ // Педагогические науки. В мире науки и инновации. - Казань: НИЦ АЭТЕРНА, 2017. - с. 112-116.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие 7 параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе проведенного исследования по теме «Формирование толерантности младших школьников к детям с ОВЗ при внедрении инклюзивного образования» мы можем сделать следующие выводы:
Толерантность - необходимое качество личности, которое характеризуется как терпимое отношение к другим людям, независимо от их особенностей или отличий. Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Быть толерантным особенно важно в современном мире, когда в рамках инклюзивного образования каждый обучающийся, независимо от индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, получил право на обеспечение равного доступа к образованию. В связи с этим перед педагогами встала задача в формировании толерантности детей к своим «особым» сверстникам.
«Толерантность к детям с ООП - это нравственное качество личности, характеризующееся принятием и уважительным отношением к человеку независимо от состояния его здоровья; стремлением и готовностью к взаимодействию с ребенком с ООП независимо от его инаковости, не акцентируя внимания на внешних особенностях; желанием и способностью оказывать помощь в той мере, в которой она необходима ребенку с ООП, и выбирать такой способ взаимодействия, который не ущемляет его достоинство, подчеркивая возможности и признавая как самодостаточную личность» пишет Плаксина Н.А. К особо важным компонентам толерантности входят когнитивный, эмоциональный, отношенческий и поведенческий компоненты.
Рассматривая наиболее эффективный возраст для формирования толерантности, учитывая все новообразования и особенности, период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным. Развитие «Я-концепции», синтезирующего восприятия, понятийного мышления, процесса анализа, рефлексии способствуют успешному течению процесса формирования толерантности. Важную роль играет авторитет педагога, который оказывает успешное влияние при формировании личностных качеств детей.
Установление дружеских отношений для младших школьников также является значимой особенностью. Потребность быть частью группы себеподобных, найти свое место в ней движет поведением ребенка. Все эти стороны развития личности младших школьников создают потребность в необходимости научить строить взаимоотношения.
При изучении особенностей по формированию толерантности младших школьников к детям с ОВЗ нами были изучены различные формы и методы педагогического воздействия, такие, как: рассказ, объяснение, беседа, минилекции, положительный пример, познавательные и сюжетно¬ролевые игры, приучение, упражнения, поощрение, педагогическое наблюдение. Данные методы позволили бы достичь эффективного воздействия на развитие личности детей, тем самым и на формирование толерантности.
Как показал констатирующий эксперимент в обеих группах (ЭК и КГ) испытуемых по когнитивному компоненту преобладал уровни ниже среднего и средний, по эмоциональному компоненту - низкий и нормальный, по отношенческому компоненту - низкий и уровень ниже среднего, по поведенческому компоненту - уровень ниже среднего. Все различия были достоверно незначимые.
На основании теоретических осмыслений проблемы и результатов констатирующего эксперимента была разработана программа по формированию толерантности младших школьников к детям с ОВЗ «Ты да я, да мы с тобой» с использованием таких форм и методов, как рассказ, объяснение, беседа, минилекции, положительный пример, внушение, познавательные и сюжетно-ролевые игры, приучение и так далее.
Данная программа позволила младшим школьникам накопить большое количество знаний о толерантной личности, эмоционально прочувствовать переживания детей с ОВЗ, следствием которого стало более положительное отношение и возникновение желания взаимодействовать с ними.
В результате проверки динамики показателей ЭК и КГ на контрольном этапе были выявлены положительные изменения в ЭК. Достоверность различий показателей ЭК было выявлено с помощью t- критерия Стьюдента, далее с помощью T-критерия Вилкоксона были изучены направленность и выраженность этих показателей, что выявило положительную, статистически значимую динамику трех компонентов: когнитивного, эмоционального, отношенческого. Коэффициент корреляции Пирсона показал изменение взаимосвязи компонентов толерантности, если на констатирующем этапе количество взаимосвязей было три, на контрольном этапе количество увеличилось до пяти.
Изучение динамики показателей контрольной группы с помощью t- критерия Стьюдента на контрольном этапе значимых различий не выявил. Расчетный анализ U-критерия Манна-Уитни показал, что после формирующего эксперимента по отношенческому, когнитивному и эмоциональному компонентам в экспериментальном классе наблюдается положительные изменения, чем в контрольном классе. По поведенческому компоненту значимых различий не наблюдается. Это можно объяснить тем, что для изменения поведения человека необходима более интенсивная и долгосрочная работа.
Экспериментальная проверка эффективности развивающей программы «Ты да я, да мы с тобой», осуществленная в естественных условиях испытуемых, позволила сделать вывод о ее эффективности.
Результаты экспериментальной работы позволили доказать достоверность выдвинутой гипотезы.



1. Аверзаев И.И. О формировании толерантности у учащихся молодежи / И.И. Аверзаев // Воспитание школьников. - 2010. - №7. - С. 64¬66.
2. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. - 2001. - №24. - С. 61-63.
3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России: монография / А.Г. Асмолов. - М.: Прогресс. - 1998. - 264 с.
4. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: учеб. пособие /
Э.А. Баранова. - Изд-во Речь. 2006. - 177 с.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб. пособие / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
6. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников: сб. науч. Тр. / сост. Я.А. Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для высш. Шк. / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
8. Буслаева Е.Н. Становление инклюзивного образования: взгляд изнутри / Е.Н. Буслаева, Е.А. Столчнева // European research. - 2015. - №9 - С. 59-62.
9. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В.З. Вульфов // Внешкольник. - 2012. - №6. - С. 12-16.
10. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Условия развития личностной саморегуляции у младших школьников / О.У. Голицаева, В.К. Кочисов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - С. 57-61.
11. Глухова Е.С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е.С. Глухова, С.А. Литвина // Психология обучения. - 2013. - №1. - С. 28-39.
12. Давыдов Л.Н., Колокольцыва М.А. Нравственные качества личности как результат инклюзивного образования / Л.Н. Давыдов, М.А. Колокольцыва // Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф., 24 сентября 2008 г. / под общ. ред. Н.Ю. Сязина, Ю.В. Соколова, - Астрахань, 2009. - С. 42-47.
13. Декларация принципов толерантности: [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.] // Защити меня! - 2004. -№5. - С. 6-11.
14. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования
образовательной политики и системы: материал Междунар. Конф. 19-20 июня 2008 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 215 с.
15. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
16. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским
объединением: учеб-метод. пособие / Б.В. Куприянов. - 3-е изд. -
Кострома: КГУ, 2000. - 50 с.
17. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: диссертация кандидата философских наук: 24.00.01 / Е.В. Магомедова; [Место защиты: Азово-Черноморская гос. агроинж. академия] - Ростов н/Д, 2000. - 133 с.
18. Мукаева А.Ш. Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики: диссертация кандидата педагогических наук: 13.-00.01 / А.Ш. Мукаева; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2011. - 173 с.
19. Олпорт Г.У. Толерантная личность / Г.У. Олпорт // Истоки толерантности. - 2003. - №6. - С. 155-159.
20. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / М.А. Писаревская. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с.
21. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших
школьников к детям с особыми образовательными потребностями: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Плаксина Н.А.; [Место защиты: Волгоградский государственный социально¬
педагогический университет]. - Волгоград, 2016. - 183 с.
22. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - Москва: Высш. образование, 2006. - 205 с.
23. Сластенина В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
24. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / отв. Ред. В.А. Тишков. - М.: ИЭА РАН, 1997. - С. 19-27
25. Толерантность с современном обществе: опыт
междисциплинарных исследований: сб. науч. статей / по научн. Ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: ЯГПУ, 2011. - 357 с.
26. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
27. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - М.: «РГ», 2012. - Режим доступа: https: //rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok
28. Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / В.Ц. Цыренов: [Место защиты: Московский психолого¬социальный институт]. - Москва, 2015. - 442 с.
29. Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.М. Шеламова, Г.В. Безюлева. - М.: Верум-М, 2003. - 168 с.
30. Яшин М.Ю. Тренинг толерантности / Ю.М. Яшин. - М.: ИНН, 2011. - 27 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ